Технологическая карта урока "Швейная машина" 5 кл.
материал по технологии (5 класс)

Сарылова Гилян Алексеевна

Технологическая карта урока "Швейная машина" 5 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Швейная машина». 5 класс.

Тема урока – «Швейная машина»  

Цель урока:

Определить что такое швейная машина. Познакомиться с профессиями - швея, портной.

Задачи:

Усвоить правила безопасности при работе со швейной машиной;

Рассмотреть основные детали швейной машины;

Узнать о профессиях связанных со швейным производством.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- перечислить основные составляющие швейной машины;        

-  научиться соблюдению правил безопасного труда;

- научиться  подготавливать машину к работе - наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки

- дать характеристику профессии швея, портной;

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

- регулятивные: действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль, определить последовательности выполнение пробного учебного действия.

- познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- коммуникативные: овладевать нормами общения, регулировать собственное речевое поведение;  умение вести сотрудничество с учителем, проводить рефлексию результатов деятельности.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- сформулировать собственное мнение о значении швейной машины и навыках умения шитья на швейной машине в жизни человека;

- с уважением относится к труду и профессиональной деятельности человека в целом.

Словарь урока:

Швейная машина – основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий

Привод – устройство, с помощью которого рабочая часть машины приводится в движение

Регулятор длины стежка – вращающийся диск с цифрами, которые задают длину стежка в пределах от 0 до 6 мм

Переключатель вида строчек – вращающийся диск на передней панели швейной машины, на котором каждой букве соответствует определённый вид строчки;

Реверс или клавиша шитья назад – приспособление, при помощи которого машина может шить в обратном направлении, что даёт возможность закреплять строчку в начале и в конце, чтобы она не распускалась.

Основные узлы швейной машины с электрическим приводом: платформа машины, лапка, прорези для нитки, регулятор натяжения верхний нитки, нитепритягиватель, устройство  для натяжения нитки, штыри для катушек, моталка, маховик, стопорное кольцо, переключатель вида строчек, таблица выбора строчек, главный выключатель, клавиша шитья назад, регулятор длины стежка, педаль привода, челнок, шпулька.

Ресурсы урока:

- учебник «Технология» автор Н.В. Синица.

- рабочая тетрадь

- швейная машина JENOME с электрическим приводом;

- коробка со швейными принадлежностями;

- Инструкция «Правила техники безопасности при работе на швейной машине с электроприводом» 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

Приветствие обучающихся. Настрой на позитивное времяпровождение урока.

Организация рабочего места. Приветствие учителя

1 мин.

2 этап.

Мотивация

- Добрый день, ребята! Каждый наш урок начинается с чего? Правильно с повторения правил техники безопасности в кабинете технологии.

А когда мы повторили правила Я хочу вам показать вот эту коробку. Кто догадается что там?  Я загадаю вам загадку:

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машинка)

Правильно. Это швейная машинка.

- Хотелось бы вам научиться шить  на швейной машине?

- Как вы думаете  пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине?

- Формулирование темы урока:  Скажите, как вы думаете, какая  сегодня тема урока?

- Проговаривают правила техники безопасности в кабинете.

- участвуют в обсуждении правил;

-отгадывают загадку.

- отвечают на вопрос

- обсуждают вопрос

Формулируют тему урока:

- Мы будем изучать швейную машину.

2 мин.

3 этап.

Актуализация знаний.

1. Как вы думаете, для чего людям нужна швейная машинка?

2.Что нам необходимо узнать, прежде чем начать работу на швейной машинке?

3. У кого дома есть швейная машинка?

4. Кто уже пробовал шить на швейной машине?

-отвечают на вопросы учителя

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

5 мин

4 этап. Целепола-

гание и планирование

Цель урока: после урока вы сможете

- дать определение понятию «швейная машина» и основных узлов швейной машины;

- знать охрану труда при работе на швейной машине с электрическим приводом

 - осваивать технологию намотки нижней нитки на шпульку и  заправку верхней и нижней нитки;

Принимают учебную цель, определяют для себя задачи

1 мин.

План.

1. Основные узлы швейной машины с электрическим приводом. Охрана труда.

2. Технология  намотки нижней нитки на шпульку и  заправка верхней и нижней нитки. 

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий

6 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 вопрос.

История изобретения швейной машины.

1. Рассказываю о изобретении швейной машины. И профессиях связанных с изготовлением одежды – швея, портной.

2. Работа со схемой «Виды швейных машин» Назовите преимущества и недостатки типов швейных машин

- мозговой штурм;

- знакомство с другими ответами;

- дополнение списка;

- запись в тетрадь названий наиболее распространённых видов швейных машин. 

3. Организует работу с определением «швейная машина».

- запись в тетради (с доски или из презентации)

- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

- сравнивают варианты ответов, делают выводы;

- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

5 мин.

4  мин.

2 мин.

2 вопрос

Основные узлы швейной машины с электрическим приводом. Охрана труда.

 - Возьмите схему швейной машины  и назовите  основные узлы швейной машины  с электрическим приводом.

Предлагаю записать определения «переключатель вида строчек», «Регулятор длины стежка», «клавиша шитья назад»  в тетрадь.

Предлагаю посмотреть учащимся на швейную машину – называю основные узлы

 - Чтобы швее и нам начать работать со швейной машиной, необходимо сначала внимательно послушать правила безопасности при работе с этим оборудованием, и поставить после инструктажа свою подпись в журнале.

Довожу до учащихся информацию об охране труда, при работе на швейной машине с электрическим приводом.

Оформить запись в журнале по охране труда.

- работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации;

- оформление записей в тетрадях и таблицах;

- оформляют записи в таблицах

- слушают правила техники безопасности, передают друг другу журнал для росписи.

3 мин.

5 мин

3 вопрос

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке. Технология  намотки нижней нитки на шпульку , заправка верхней и нижней нитки.

 - Перед тем как мы сядем за швейные машинки необходимо сделать гимнастику, надеть фартуки и убрать волосы под косынки.

- Сейчас мы научимся заправлять нитки верхнюю и нижнюю в швейной машинке и наматывать нитку на шпульку.

- Посмотрите внимательно, на каждой из машинок есть указатели – стрелки, куда должна идти нитка.

Объясняю технологию заправки верхней и нижней нитки и намотки нижней нитки на шпульку

Выполняют упражнения

Надевают спецодежду

Работают с оборудованием

Регулируют собственное речевое поведение.

4 минуты

7 этап. Включение нового знания в систему знаний

Организация работы по «выполнению намотки нижней нитки на шпульку и заправки верхней и нижней нитки».  

Цель – освоить технологию намотки нижней нитки на шпульку и заправки верхней и нижней нитки.

Работают с инструкциями. Работают со швейной машиной:

-  наматывают нижнюю нитку на шпульку

-заправка верхней и нижней нитки

-выведение нижней нитки наверх        

5 мин.

- Организация проверки выполнения задания  и контроль за выполнением задания.

-  проводят презентацию результатов своей  работы, фиксируют итоги работы других.

8 этап. Рефлексия и оценивание.

- Подведём итог урока. Что вы сегодня узнали? Получилось ли достичь цели? Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

- Оцените свою работу на уроке.

Организация самооценивания или взаимооценивания

Выставление оценок за урок.

 Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Ученики оценивают степень достижения цели.

Отвечают на вопросы

-заполняют оценочные таблицы

2 мин.

9 этап.

Домашнее задание

Домашнее задание.

Задание для всех

Подготовить ткань и коробку с рабочими инструментами

Задание дополнительное (по желанию)

Найти в интернете

А) информацию о современных видах швейных машинок;

Б) информацию о знаменитых российских  портных и модельерах

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...