Исследовательские работы по предмету Труд (Технология)
проект
Ежегодно проходят районные и республиканские конференции, в которых мы активно принимаем участие вместе с учениками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Джидинский район
МБОУ Оерская СОШ
Районная научно-практическая конференция учащихся 2-4 классов
«Первые шаги»
Номинация: Технология
Тема: «Пасхальный заяц как традиция народной культуры»
Автор: Сансуев Золто, ученик 2 класса
МБОУ Оерской СОШ Джидинского района
Руководитель: Федотова Маргарита Владимировна
2023г
Содержание
- Введение………………………………………………………….стр2
- История возникновения Пасхального зайца …………………..стр 3
- Технологическая карта приготовления Пасхального зайца ….стр 6
- Заключение……………………………………………………….стр7
- Литература………………………………………………………..стр 8
- Приложения………………………………………………………стр 9
Введение
Пасха[1] – весенний, добрый и светлый праздник! У многих он ассоциируется с куличами, разноцветными яйцами и, даже, с Зайцем-Кроликом! Удивлены? У меня возник вопрос: «Какое отношение к Пасхе имеет пасхальный заяц?» Как оказалось, в результате проведенного нами опроса, многие мои одноклассники тоже не знают историю Пасхального зайца. Традиционно празднуют Великую Пасху в воскресенье, она олицетворяет главное явление библейской истории — возрождение Сына Божьего Иисуса Христа. Пасха символизируется с куличом, яйцами, а у католиков главным атрибутом этого дня считается кролик, появление которого связано со многими интересными легендами, которые интересны детям и взрослым.
Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения, Тема моего исследования: «Пасхальный заяц как традиция народной культуры».
Цель исследования: узнать значение Пасхального зайца в контексте народных традиций.
Задачи:
1.Узнать исторические факты происхождения Символа праздника Пасхи– пасхальный заяц;
2.Провести опрос, проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
3. Испечь Пасхального зайчика.
Методы исследования: анализ литературы, материалов в интернете, опрос, обобщение.
- История возникновения Пасхального зайца
Первые упоминания о пасхальном кролике датируются XVII веком, так, учёный – профессор медицины Георг Франк фон Франкенау(приложение№1,стр 9) в 1682 году в своём трактате дал описание милого пушистого зверька, который ради развлечения и удовольствия одаривает детишек разноцветными яйцами: прячет их в кусты и траву, и детворе надо хорошо постараться, чтобы отыскать угощения «от зайчика». Основная информация о пасхальном зайчике-кролике заключена в дохристианской мифологической летописи[2], об этом мы узнали, изучая информацию в сети интернет. Считалось, что зверек приносит яйца и сладости только послушным и добрым детям, которые в течение года вели себя образцово. В последующем история о зайце стала распространяться дальше. Сейчас он является главным атрибутом Светлого Христова Воскресенья во всех частях мира.
Изучая данную тему, мы выяснили, что есть множество Легенд[3], связанных с пасхальным зайцем. Изображение кролика — это образ, построенный на христианских легендах и древней языческой символике. Образ кролика связан с праздником плодородия и весны, а сегодня его не только изображают на открытках, но и делают из шоколада и марципана, а также пекут печенье в форме кролика. Яркий символ олицетворяет жизнь и богатство. В сети интернет мы наткнулись на статью фольклориста[4], профессора Тока Томпсона, который пишет о фольклорных и исторических истоках пути, который проделал пасхальный заяц от глубокой древности до наших дней:
Пасха — праздник весны и новой жизни. Яйца и цветы, по мнению Томпсона, являются довольно очевидными символами женского плодородия, и в европейских традициях кролик с его большим репродуктивным потенциалом не отстаёт. Символика зайца на протяжении многих лет играла множество ритуальных и религиозных значений.
Зайцев ритуально хоронили вместе с людьми в эпоху неолита в Европе. Археологи интерпретируют это как религиозный ритуал, в котором зайцы символизируют возрождение. Более тысячи лет спустя, в железном веке, ритуальные захоронения зайцев были обычным явлением, а в 51 г. До н. э. Юлий Цезарь упомянул, что в Британии зайцев не ели из-за их религиозного значения.
Еще одна легенда в пользу выбора кролика как одного из главных символов Пасхи — это Эостра[5] (Остара)-(приложение№3,стр10) богиня рассвета, весны и плодородия. Празднования приходилось на день весеннего равноденствия. Символом богини был кролик — создание, отличающееся чрезвычайной плодовитостью. Культ Эостры существовал среди многих племен, осевших от средней и верхней Эльбы до Одера. В народном творчестве XIX века упоминают зайцев с пасхальными праздниками. Эти звери сопровождали богиню Эостры, неся светильники и освещая путь. Корни такой традиции исчезают в глубине веков, так как заяц был животным, сопровождавшим еще и Афродиту[6] в Древней Греции.
Есть еще одно объяснение существования Пасхального зайца, якобы придумал обычай прятать разноцветные яйца великий немецкий поэт Иоганн-Вольфганг Гёте. Он первым устраивал такое развлечение для своих гостей, причём не только детишек, но и взрослых. Сувенирные пасхальные зайцы – из глины, пластика, ткани, дерева, фарфора – стояли на самых видных и почётных местах в доме, праздновали Пасху вместе с хозяевами и наблюдали за азартными поисками яиц.
Интересный факт, любовь к пасхальному зайцу в Германии настолько сильна, что в 1991 году, в Мюнхене, известным коллекционером Манфредом Клауда был основан Музей пасхального зайца. И дети, и взрослые любили Музей пасхального зайца: в любое время года залы музея были буквально набиты посетителями, а в дни пасхальных каникул образовывались длинные очереди из детишек. Не зря этот частный музей был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Музей насчитывал более тысячи экспонатов. В нем были собраны старинные фигурки зайцев баварских и австрийских мастеров, изготовленных в середине ХIХ века из дерева, металла, папье-маше, фарфора, сахара, шоколада, воска, плюша. В музее можно было увидеть целые «заячьи семьи»: «мама», «папа», «дети», «дедушка» и «бабушка», — зайцы в школе, на работах в саду и в пекарне. Но, к сожалению, после его смерти в автомобильной катастрофе в 2000 году, половина композиций и экспонатов была распродана, а сам музей закрыли. Это случилось в 2005 году.
Таким образом, изучая и просматривая различные источники информации о Пасхальном зайце, можно сделать следующие Выводы: Родился Пасхальный заяц еще в дохристианской Германии, где особым почетом пользовалась древняя богиня Остара – богиней весны, плодородия, зари. Также Кролики сопровождали и древнегреческую богиню красоты и любви Афродиту. Ритуалы, связанные с пасхальным кроликом, популярны даже среди людей, далёких от религии. В странах Европы родители устраивают для детишек весёлую игру: прячут в доме или в саду яйца, которые якобы принёс пасхальный кролик. А дети с удовольствием охотятся за ними и собирают в корзинку. Уже и не так важно, как именно и при каких обстоятельствах появился этот персонаж. Главное, что он дарит позитив, радость и улыбки. В России в начале XX века тоже были популярны открытки с изображением пасхального зайца. После Революции традиция исчезла. Но потом возродилась.
Пасхальный заяц имеет особое значение в контексте народных традиций, в наше время стал носителем пасхальных яиц и подарков, символизируют плодородие, рост и жизненную силу.
- Технологическая карта приготовления Пасхального зайца
Яркие праздничные сувениры из керамики, сладкая выпечка и шоколадные фигурки в форме кроликов стали неотъемлемой частью пасхальных ритуалов у ряда европейских народов. Самые популярные традиции культивируются, конечно, в семье, ведь к Пасхальным праздникам в семьях принято готовить поделки ручной работы. Традиции изготовления некоторых из них остались в прошлом, а некоторые все еще актуальны, вот и мы решили испечь Пасхальных зайчиков, ведь это увлекательный процесс для творчества и фантазии, тем самым отдадим дань красивой и вкусной традиции.
ИНГРЕДИЕНТЫ
Тесто:
- масло сливочное – 200г
- сахарная пудра – 100г
- яйцо – 1 шт.
- мука – 350-400г
Белковая глазурь:
- белок – 1 шт.
- сахар – 100г
- ванильный сахар – 1 ч. Ложка
- пищевые красители
(также можно применить готовую кондитерскую глазурь)
- Размягченное масло перетрите с сахарной пудрой. Добавьте яйцо и хорошо перемешайте;
- Муку просейте и всыпьте небольшими порциями в маслянистую массу.
- Замесите эластичное мягкое тесто, которое не должно прилипать к рукам.
- Тесто раскатайте в пласт. Выемками вырежьте печенье.
- Выложите заготовки на промасленный противень и поместите в разогретую духовку.
- Выпекайте пасхальных зайцев при температуре 180 С, 15-20 минут. Снимите с противня и остудите.
- Раскрасить Пасхальных зайчиков
- Заключение
Пасха – праздник, к встрече которого люди готовятся не менее серьезно и вдумчиво В самом праздновании больших различий нет, за исключением разве местных традиций. Пасхальный кролик популярен во многих странах. Этот символ Пасхи стал частью подготовки к празднику, его традиций и правил. Зная значение и традиции необычного символа, проще чтить и использовать его. Западные и восточные христиане отстаивают ночные пасхальные службы под торжественный Благовест и из церквей идут домой – разговляться. Отмечается Пасха всегда в воскресенье. Только два элемента в пасхальной традиции народов не совпадают. В Европе есть поверье, что пасхальные подарки и яйца надо не получать, а находить. И причастен к этому именно Пасхальный заяц!
5. Литература
1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница;
2. Волшебная еда.ру https://volshebnaya-eda.ru/kollekcia-receptov/pasxalnye-zajcy/
3. Наука PRO Об окружающем мире, культуре и науке. Статьи, подборки, рубрики, ролики и видеолекции. Просветительский проект. https://dzen.ru/naukapro?ysclid=m8uzab0935764634275 ;
4. Сайт хорошего настроения https://fishki.net/?ysclid=m8uzc488ld214162770;
5. «Я познаю мир» Детская энциклопедия издательство АСТ.
Приложение №1
Приложение №2
Фольклорист, профессор антропологии и коммуникаций Колледжа литературы, искусств и наук при Южно-Калифорнийском университете Ток Томпсон
Приложение №3
Богиня Весны, Эостра-Остара
Приложение 4
Опрос для учащихся начальных классов
Дорогой друг, внимательно прочитай и ответь на следующие вопросы
- Знаком ли ты с праздником Пасха? Да Нет
- Кто или что является Символом праздника Пасха? Напиши__________________________________________________________
- В какое время года празднуется Пасха?__________________________________
- Знаешь ли ты почему заяц(кролик) ассоциируется с праздником Пасха? Да Нет
- Печете ли вы дома на Пасху куличи, пасхальных зайчиков? Да Нет
[1]Све́тлое Христо́во Воскресе́ние — древнейший и самый важный христианский праздник, исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.
[2] Ле́топись (или летописа́ние) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.
[3] Легенда представляет собой фольклорное произведение, включающее элементы чудесного, фантастического, воспринимаемые в качестве достоверных событий, происходивших на границе исторического и мифического времени или в историческое время.
[4] Фольклори́стика — наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания.
[6] Богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати олимпийских богов, также почиталась как богиня плодородия, вечной весны и жизни.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Джидинский район
МБОУ Оерская СОШ
Районная научно-практическая конференция Шаг в будещее
Номинация: Краеведение
Тема: «Кружева истории свадебные платья наших бабушек и мам»
Автор: Аверко Валерия, ученица 10 класса
МБОУ Оерской СОШ Джидинского района
Руководитель: Федотова Маргарита Владимировна
2023г
Содержание:
I. Введение………………………………………………………. .стр 2
II. Основная часть……………………………………………….. стр 3
Глава 1. Исторические факты о свадебном платье …….......... ..стр 3
Глава 2. Свадебная мода прошлых лет: «особенные» платья наших бабушек и мам.…………………………………………………………… …стр 6
III. Заключение…………………………………………………..стр 10
IV. Список литературы…………………………………………стр 11
V. Приложения…………………………………………………..стр 12
Введение
О свадебном платье[1] мечтает практически каждая девочка, как в детстве, так и в юности. Это сокровенное событие в жизни человека, в нем много трепета и романтики. А какие красивые образы были на свадьбе у наших бабушек и мам! Свадебное платье является, пожалуй, самым важным нарядом в жизни девушки, ведь по тому, насколько долго и тщательно его выбирают, он не сравнится ни с каким другим. Это уникальное одеяние несет в себе глубокий символический смысл, объединяя веками накопленные традиции, отголоски прошлых поколений и древнейшие обряды. Но мода постоянно меняется, удивляет и восхищает публику. Со временем наряды становятся неактуальными или трендами вне времени. Свадебная мода — это отдельная тема. На наш взгляд было бы интересно рассмотреть наряд невесты, который эволюционировал[2] и принимал разные формы. Мы решили заглянуть в семейные альбомы (приложение №1 стр. 12-13), узнать какими же были свадебные наряды наших мам и бабушек, ведь в них было свое очарование и красота. Возможно, эти наряды покажутся нам странными, но, если приглядеться, в них есть свой шарм, изящность, привлекательность. Несмотря на современную свободу нравов в России, люди продолжают жениться и выходить замуж. Это не может не внушать оптимизма, особенно на фоне неослабевающей популярности гражданского брака. Поэтому тема данной работы всегда актуальна, и, пожалуй, потеряет эту актуальность, лишь когда вымрет все человечество.
Цель исследования: узнать историю свадебного платья и выяснить какими были свадебные платья у наших бабушек и мам.
Задачи исследования:
- изучить интересные исторические факты о свадебном платье;
- выяснить какие свадебные платья были у наших бабушек и мам;
- собрать коллекцию свадебных платьев разного времени;
-провести опрос.
Объект исследования: свадебное платье.
Методы исследования: опрос, наблюдение, интервьюирование, работа с интернет- ресурсами.
Глава I. Исторические факты о свадебном платье
История свадебного платья насчитывает примерно 200 лет. И за это время образ невесты менялся, следуя моде. Как пишет историк моды Александр Васильев[3], «Свадебные обряды сильно менялись во времени согласно религиозным верованиям различных народов и эпох». Но некоторые из самых древних традиций дошли до нашего времени: фата — вуаль невесты — символизирует непорочность девушки; цветы, которые дарят молодоженам и которыми украшают наряд девушки — тоже частица дохристианской традиции. Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас; с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними — цвет, покрой, фасон свадебного платья. Общеизвестным считается, что Белый цвет не всегда считался традиционным в выборе свадебного платья. На сайте Lenta.ru в статье «История свадебного платья», написано, что в Древней Греции белый являлся цветом жертвоприношения богам, белый цвет считался у эллинов символом смирения и поклонения. Позже белый цвет не привлекал женщин из-за простоты, они считали, что свадьба — это грандиозное событие. Кроме того, в середине XVII в. белое платье стало траурным, вдовствующие королевы стали одеваться в абсолютно белые платья, их называли «Белыми дамами». В те же времена вошел в моду и черный цвет, и на многих портретах можно увидеть невест в роскошных черных платьях, расшитых золотом. Черный и белый стали основными цветами свадебного торжества. Венецианские дамы высшего сословия почти до конца XVII в. считали черный цвет самым изысканным и предпочитали идти к алтарю в черных платьях, траурным он стал в конце XVIII в., и этот обычай остался в Европе по сей день. Вторая половина XVIII в. подарила миру технологию многоцветного окрашивания. Дамы отдавали предпочтение тканям с набивным узором, игнорируя устаревшую моду на тяжелые расшитые наряды. Подвенечное платье стало демократичным, и уже девушки разных сословий могли позволить себе венчаться в подобном костюме. XIX в. изменил традиции старины. Появилась мода на первый выход в свет юных девушек, в честь которых устраивался грандиозный бал. Это было самым значимым событием в жизни, к этому празднику серьезно готовились. Для бала шилось специальное платье белого цвета и простого покроя. Белый стал символом чистоты и невинности и уже в конце века подвенечное платье стало белым. В XX в. классический цвет свадебного платья не менялся, правда, иногда некоторые девушки, поражали и эпатировали публику яркими подвенечными платьями, но тенденцией это не стало. Моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская[4] (приложение №2 стр.14)— ее белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции, а затем и других стран Европы, стали подражать ей в выборе цвета. По другой версии, моду на белое подвенечное платье ввела королева Виктория[5](приложение №2 стр.14), в середине XVII в. После свадьбы Виктории образцы изысканного кружева, подверглись уничтожению, чтобы никто не мог воссоздать их неповторимый узор. Однако в любом случае белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты. На портале «Свадебный вальс», мы узнали, что по третьей версии считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра[6], платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья. Белый цвет проделал долгий путь для того, чтобы стать традиционным свадебным цветом. Однако XXI в. внес коррективы, и на модных показах можно увидеть свадебные платья цвета шампанского или спелого персика. Модельеры экспериментируют с образом невесты и делают его оригинальнее, однако белый все же был и остается классикой. Из статьи «Невеста- особое состояние души…», Сергея Пугачева[7], историка свадебной моды, художника-модельера раскрыли интересные факты свадебного платья, например белый цвет прочно вошел в свадебную моду в эпоху ампир (это конец XVIII – начало XIX вв.), хотя оставался не единственным возможным свадебным цветом. Лимонные, нежно- голубые, розовые и прочие расцветки пастельных тонов пользовались одинаковой популярностью. Изучив исторические факты о Свадебном платье, можно сделать вывод, – свадебное платье — это символ тела невесты; фата – определенный «экран» для ее энергетики (как правило, защищающий невинность невесты); венок – символ жизни в самом широком и множестве узких смыслов; а обувь – социальный статус. До определенных исторических событий невесты Европы пользовались разноцветными платьями: синие, голубые, салатовые, красные. Все эти цвета символизировали радость невесты и предвкушения счастливого брака. В тогдашней России свадебный наряд был свой, исконный, и практически не изменился – если вы захотите играть свадьбу в русской традиции, вы «получите» такой же костюм, как и много столетий назад.
Таким образом мы убедились, что история свадебного платья насчитывает не одну сотню лет, от Древних времен до Эпохи Возрождения. Наряд невесты постоянно менялся, следуя моде: платья были белыми и цветными, пышными и облегающими, с завышенной линией талии и с заниженной. Цвет и материалы платья раньше менялись в зависимости от социального статуса женщины. Несмотря на то, что цвета и стили менялись с годами, невесты всегда одевались по этому случаю в лучшем виде. Члены королевской семьи и люди с высоким социальным положением всегда одевались по пику моды, не жалея денег. Даже те, у кого были ограниченные средства, все равно относились к свадьбе как к особому случаю и одевались настолько формально, насколько позволял их бюджет. Сегодня свадебная мода очень демократичная и разнообразная — в коллекциях дизайнеров можно найти реплики буквально на все модные десятилетия. На авансцену вышли личный вкус и чувство стиля невесты, умение подчеркивать свои достоинства и скрывать недостатки. Мода столетий стремительно менялась, но каждый из ее витков оставлял в истории уникальные свадебные платья.
Глава II. Свадебная мода прошлых лет: уникальные платья наших бабушек и мам
Изучая историю вопроса, на страницах журнала «WDAY» мы нашли следующую информацию, после окончания Первой мировой войны в женском гардеробе произошла настоящая революция — ушла мода на подчеркнутые женские формы, а вместе с ней и надоевший всем корсет. Силуэты платьев стали прямыми, а талия опустилась до линии бедер. Метаморфозы[8] коснулись, разумеется, и свадебных нарядов. Платья были лаконичными с точки зрения кроя, но шили их по-прежнему из дорогих тканей — шелка и атласа. Декорировались наряды стеклярусом, жемчугом и «крепо» — деревянными шишечками, которые обтягивались кружевом. Платья эпохи СССР, несмотря на все трудности, с которыми приходилось сталкиваться невестам, по покрою и фактуре очень даже интересны. Возможно, некоторые элементы советских нарядов придутся по душе и современным модницам. Да что там, эти платья интересно даже просто разглядывать. Наши бабушки и мамы не могли похвастаться огромным выбором праздничных нарядов. Многие представительницы прекрасного пола вручную шили себе платья или заказывали у портних. На помощь невестам приходили модные журналы. Женщины продумывали модели, делали выкройки, вставляли рюши, с помощью различных хитростей добывали понравившуюся ткань. Невесты изготавливали шляпки, украшали причёску живыми цветами. Расслабленная и небрежная женственность — так можно охарактеризовать образ невесты 70-х годов. Девушки снова стали надевать длинные платья, расшитые бисером, украшенные кружевом и оборками, однако наряды уже не были похожи на платья сказочных принцесс, в них было куда меньше пафоса. Свою роль сыграло и движение хиппи — дети цветов носили этнические платья, декорированные самым затейливым образом. Эти мотивы перекочевали и в свадебную моду. Разумеется, в 70-е не все одевались на свадьбу в стилистике хиппи (разве что невесты рок-звезд), но мотивы их образов прослеживались повсеместно. Самым модным головным убором того времени стала шляпа. Моду на них ввела Джаггера Бьянка[9] (приложение №3 стр.15), которая дополнила белой широкополой шляпой свой подвенечный брючный костюм. В 60- 70-е платья в моде были и укороченные варианты. Это были стильные варианты прямого кроя и варианты с пышной юбкой. Короткая фата, аккуратная прическа и туфельки на удобном каблучке. В 80-х мини-платье невесты резко сменилось на наряд в пол. Минималистический подход остался в прошлом, и невесты переключились на плотные цветочные узоры, многочисленные оборки, длинные прозрачные перчатки и длинную фату. Чем больше аксессуаров и деталей, тем лучше. Мода боготворила романтический стиль. Именно в этот период в СССР открываются свадебные салоны. Но тут же возникали сложности. Талон-приглашение на покупки для молодоженов выдавал ЗАГС уже после подачи заявлений. Разрешалось приобрести ограниченный перечень вещей: обувь жениху и невесте, обручальные кольца и одежду.
Истории о свадебных платьях, «ставших особенными»
В свадебных платьях (того времени) есть своя неповторимая "изюминка" - соприкосновение с историей дарит особые чувства, которые не получишь от созерцания даже самого дорогого современного платья. Невеста того времени: какая она? Прежде всего, это очень скромная, романтичная и нежная барышня. Для многих свадебное платье стало семейной реликвией, которую передают от поколения к поколению. Вот, например, свадебное платье 1980 года (приложение № 4 стр16), нам его показала Машеева Мария Дашеевна (1957г.р), ему уже 43 года. Со слов М.Д., свадьба состоялась 20 февраля 1980 года, а так как семья мужа и семья невесты по тем временам была большая, платье решили сшить. Оно очень хорошо сохранилось, платье имеет довольно простой силуэт, в пол, дополнительно в центре выреза горловины сделана розочка. «Платье мне сшила моя золовка-Екатерина Гонгоровна Машеева, из тюля для штор — недорого, нарядно и доступно — он продавался во многих магазинах. Вариант обойтись без белого праздничного платья даже не рассматривался. Это же праздник — поэтому одежда должна была быть соответствующей!» – рассказывает Мария Дашеевна. Продолжая рассматривать коллекцию ретро платьев, мы обратили внимание на свадебное платье с коротким рукавом, легкое платье 1987 года, его владелица Тютрина Елена Николаевна. «Свое свадебное платье я до сих пор храню»- рассказывает нам Е.Н., платье я купила в свадебном магазине, на нем до сих пор сохранилась бирочка, с моими размерами, востребованными являлись воздушные полупрозрачные ткани – органза, шифон, фатин. Дальше рассмотрим платье 1990 года, это свадебное платье хранится у Федотовой Эльвиры Гавриловны, которая приобрела его в городе Улан-Удэ. «Тогда платье было купить очень трудно, на смену фате пришли шляпки» - рассказывает Э.Г. Платье имеет тюлевый верх и непременно в то время был пышный декор в области груди и плеч. Рассматривая платья конца 1980 – начала 1990 годов можно с уверенностью сказать, что они довольно сдержаны. Юбки без излишней пышности, верх украшен мелкими оборочками, гипюровыми вставками, искусственными цветами.
Интересно, что Расцвет 90-х в свадебной моде представлен длинными пышными платьями на кольцах, с четко обозначенной талией (часто платья сзади завязывались на бант - практично и красиво), широкими рукавами, их принято называть буффами, Верх платья отделывался особенно тщательно - невеста словно утопала во всех этих многочисленных рюшечках и оборочках. И ведь они придавали значительный дополнительный объем фигуре. Такие свадебные платья тоже сохранились у Федотовой Маргариты Владимировны – свадьба была в 1995 году и Бадмаевой Даримы Владимировны, свадьба была в 1998 году. Также в нашу коллекцию ретро платьев добавила свадебные аксессуары Гармаева Жаргалма Геннадьевна- свадьба 2007 года, это белая жилетка из искусственного меха и перчатки, платье к сожалению, у Ж.Г. не сохранилось, как это обычно бывает, отдала родственнице. Еще одно интересное платье 2013 года, нововведение от Веры Вонг[10] — цветные свадебные платья или культовые платья. Это свадебное платье хранится у Тугариновой Елены Семеновны, платье ее старшей дочери Виктории (1983г.р). Кто сказал, что платье невесты должно быть белым? Дизайнеры всего мира подхватили эту идею, и мы увидели на подиумах наряды всех оттенков от пудровых до красных, черных, синих, зеленых и фиолетовых. Именно такое шикарное свадебное платье с сине-голубым оттенком мы представляем вашему вниманию. Также в нашей коллекции есть национальное бурятское свадебное платье 2014 года, сегодня с возрождением культуры народ возвращается к национальным традициям и люди заказывают одежду в этническом стиле с элементами национального костюма как для праздников, так и для повседневной жизни. Это платье принадлежит старшей дочери Марии Дашеевны Машеевой, Баярме. «Всегда приятно и радостно, когда семьи хранят и соблюдают свадебные традиции своего народа, поэтому у нас не было сомнений в каком платье будет невеста» - говорит М.Д. Платья в национальном стиле не сходят с модных Олимпов благодаря тому, что долгие годы в моде остается легкая экзотика. Многие лидирующие на модных подиумах дизайнеры, с большим интересом и аккуратностью относятся к национальным мотивам в одежде. Пускай они перекраивают традиционные наряды на свой лад, но соблазнительность и привлекательность силуэтов не теряется, а наоборот приобретают новые эксклюзивные формы.
Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, сегодня современные невесты могут выбрать себе платье любого цвета, фасона и из любой ткани. И хотя стили и модели свадебных платьев могут быть разными, традиционный белый цвет и светлые тона остаются самыми популярными у невест всего мира. Сегодня белый цвет воспринимают не как символ богатства и роскоши, а как символ чистоты и непорочности. Теперь, когда белый, является наиболее популярным цветом для свадебного платья, надеть на свадебную церемонию платье какого-то другого цвета считается чем-то дерзким. Силуэты свадебных платьев менялись, подчиняясь моде, в разные времена платья были пышным или изящным, длинным или коротким, но всегда вдохновляюще прекрасным. Образами представленных нами свадебных нарядов разных поколений заставляют нас смотреть и восхищаться.
Для того, чтобы выяснить знают ли современные школьницы историю свадебного платья, какие стили бы предпочли, если бы были невестой и какого цвета должно быть платье невесты, мы решили провести опрос среди девочек 8-11 класса. Опрос проводился посредством анкетирования. По результатам опроса мы видим (приложение №5 стр 20), из 15 опрошенных 46% знают историю свадебного платья, а 54% не знают совсем истории свадебного платья. Из всех опрошенных 37% предпочитают романтический стиль платья; 18% - греческий стиль; 18% - платье со шлейфом; 27% - «принцесса». Предпочтение белому цвету платья отдают 73%- белого цвета; 16% - цветному платью; 7% - красному; 4% - черному.
III. Заключение
Таким образом, век за веком сменяют друг друга, меняется наша жизнь и мода, но, как и всегда, очередная счастливая невеста трепетно притрагивается к свадебному обличью, как к удивительному и самому красивому наряду. Женщина остается женщиной и в любую эпоху мечтает выйти замуж. В заключении необходимо отметить, проанализировав долгий путь платья к невесте, можно сделать следующие выводы: при выборе свадебного платья возможности невесты ограничены лишь финансово, в остальном можно бесконечно экспериментировать, выбирая фасон, материал, цвет, отделку. В результате проведенного исследования мы выяснили, что сегодня белый цвет, как правило, ассоциируется с торжественными свадебными церемониями, а до 17 века белый цвет, был цветом траура. Века сменяют друг друга, очередная невеста все так же трепетно готовит свои наряды, а остальные жадно интересуются – в чем, в чем же она будет в этот день? Коротко изложить историю свадебного платья почти невозможно. Это все равно, что коротко изложить всю историю костюма, всю историю моды. В заключении необходимо отметить, что сохранилось в свадебном костюме из древности, это его новизна – свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Найденные и проанализированные нами примеры позволяют нам сделать вывод: Свадебное платье шилось или покупалось, надевалось только один раз и потом хранилось десятилетиями в каком-нибудь сундуке вместе с фатой и флёрдоранжем[11]. Через несколько десятилетий его могли подарить дочери или внучке, а те – своим наследницам. В перспективе было бы интересно пополнить коллекцию свадебными платьями более раннего времени. Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются изучениям семейных реликвий, а также всем, кто интересуется историей моды.
VI. Список литературы
1 Васильев А. История моды: Свадебная мода. М.: Этерна, 2006. Вып. 7. 64 с.
2 История свадебного платья // Зеленная свадьба. URL: http://www.zelenaya-svadba. com/o-neveste/plate/istoriya-svadebnogo-platya (дата обращения: 29.01.2017).
3. История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией // The-wedding. URL: http://the-wedding.ru/103663-istoriya-svadebnogo-platya-kogda-belyy-cvetstal-tradiciey/ (дата обращения: 29.01.2017)
4. Женский журнал https://www.wday.ru/
5. Эволюция моды: товары, стиль и инновации- minhost.ru
6. Информаторы: Машеева Мария Дашеевна (1957г.р), Тютрина Елена Николаевна (1967г.р), Федотова Эльвира Гавриловна (1970г.р), Федотова Маргарита. Владимировна (1977г.р), Бадмаева Дарима Владимировна (1976 г.р), Тугаринова Елена Семеновна (1965г.р), Гармаева Жаргалма Геннадьевна (1986г.р).
Приложение№1
Фото из семейного архива
свадьба Павловой Лукерьи Ефимовны (1928-2018), село Тохой
30-40 годы были тяжелым периодом до и после войны, периодом становления советской экономики. И, конечно же, ни о каком разнообразии женской моды, особенно свадебной, речи не шло. Самым распространенным вариантом было скромное платье, обычно сшитое вручную (особенно в небольших городах, деревнях и деревнях) или даже передаваемое по наследству от матери или старшей сестры.
свадьба Калмыниной Нины Павловны, 1976 год, город Кяхта
Выставка «Достояние республики» посвящена 100-летию со дня образования Бурятии, в музее истории г.Улан-Удэ, 2023 год
Приложение №2
Анна Австрийская
Главным предметом роскоши было даже не золото, не драгоценные камни, а зеркала. Их Анна Австрийская обожала. Тогда ей и пришла в голову идея для очередного невероятного наряда
Виктория стала первой королевой Великобритании, которая предстала на свадебной церемонии перед публикой в белом атласном платье. Фото со свадебной церемонии разлетелось по всему миру, создав тем самым новую свадебную моду.
Приложение №3
Бьянка Джаггер, на ее счету множество наград за благотворительную деятельность, но навсегда в истории она осталась благодаря откровенному свадебному наряду.
Приложение№4
Свадебное платье 1980 года, Машеевой Марии Дашеевны 1957г.р
Свадебное платье 1987года, Тютриной Елены Николаевны 1967г.р
Свадебное платье 1990 года, Федотовой Эльвиры Гавриловны 1970г.р
Свадебное платье 1995года и 1998 года, Федотовой Маргариты Владимировны 1977г.р и Бадмаевой Д.В. 1976г.р.
Свадебные платья 20013-2014 г, национальное бурятское свадебное платье и цветные свадебные платья
Приложение№ 5
[1] термин «свадебное платье» присущ исключительно советской терминологии, ведь при социализме, брак не был церковным. А ранее платье невесты называлось подвенечным, так как в нем она шла под венец.
[2] Процесс изменения, развития кого-, чего-л. от одного состояния к другому. Эволюция Вселенной. Эволюция человека. Эволюция нравов. Эволюция моды.
[3] Александр Васильев – всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, непревзойденный лектор, коллекционер, почетный член Российской Академии художеств, телеведущий и основатель международной интерьерной премии "Лилии Александра Васильева".
[4] А́нна Австри́йская (фр. Anne d'Autriche, полное имя — А́нна Мари́я Маври́кия Австри́йская исп. Ana María Mauricia de Austria (de Habsburgo); 22 сентября 1601 — 20 января 1666) — испанская инфанта, эрцгерцогиня Австрийская, королева Франции.
[5] Она выбрала белое свадебное платье из тяжелого шелкового атласа, что сделало ее одной из первых женщин, надевших белое на свою свадьбу. Кружево Хонитон, использованное для ее свадебного платья, оказалось важным стимулом для девонского кружева. Королеве Виктории приписывают начало традиции белых свадеб и белых свадебных платьев, хотя она не была первой королевской.
[6] Впервые белое подвенечное платье было сшито для принцессы Мюра. Именно с этого момента начинается отсчет 200-летнего существования белых свадебных нарядов. В это время уходит традиция новизны подвенечного платья. Теперь невеста должна выглядеть немного старомодной, добропорядочной, традиционной.
[7]Художник, модельер, создал уникальное свадебное платья haute couture, над которым команда мастеров трудилась шесть месяцев. Вес платья с трехметровым шлейфом составил 35 кг. На ручную расшивку было использовано 70 тысяч страз Swarovski.
[8] Метаморфо́за (др.-греч. μεταμόρφωσις «превращение» от μετα- «через» + μορφή «форма») — превращение, преобразование чего-либо; наиболее общее понятие для процессов, происходящих во вселенной:
[9]звезда 70-х годов, Мика Джаггера муза знаменитых художников и модельеров, убежденный борец за права человека и посол доброй воли. Все это одна и та же женщина – Бьянка Джаггер. На ее счету множество наград за благотворительную деятельность, но навсегда в истории она осталась благодаря откровенному свадебному наряду.
[10] Вера Эллен Вонг (кит. 王薇薇, пиньинь Wáng Wēiwēi, палл. Ван Вэйвэй; англ. Vera Ellen Wang; род. 27 июня 1949, Нью-Йорк) — американский модельер свадебных платьев, бывшая фигуристка.
[11] Флёрдора́нж, флёр д’оранж (фр. fleur d’orange — «цветок апельсина») — белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые). Выражение заимствовано в русский язык из французского.Померанцевый цветок — традиционная часть свадебного убора невесты, например, в виде венка или же свадебного букета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по предмету труд (технология) модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» «Конструирование одежды» (схемы, таблицы, чертежи) для 5-7 классов
Дидактический материал по предмету труд (технология), модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов", по конструированию предназначено для учащихся 5-7 классов. Данное пос...

Инновационные подходы в организации воспитательной работе по предмету /труд/ технология/.
laquo;Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.» В. Сухомлинский. ...

Методическая разработка практической работы по предмету Труд (технология) (в соответствии с ФОП) Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Методическая разработка практической работы по предметуТруд (технология) (в соответствии с ФОП)Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»...

Презентация по предмету труд(технология) по теме «Кисломолочные продукты.Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов».
В данной презентации рассмотрены следующие вопросы:Классификация кисломолочных продуктовСпособы их полученияТехнология приготовления блюд из кисломолочных продуктов....

Тест по предмету труд (технология) по теме "Классификация кисломолочных продуктов. Способы их получения.Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов".
Данный тест состоит из 10 вопросов по теме с 4 вариантами ответов на вопрос....

Конспект урока по предмету труд(технология) на тему -Практическая работа по теме «Пересадка комнатных растений»
Конспект урока по предмету труд(технология) на тему -Практическая работа по теме «Пересадка комнатных растений»...

Вариант самостоятельной практической работы «Изготовление коробочки для мелочей» по предмету «Труд (технология)» 5 класс
Основное назначение практических работ – формирование и закрепление у обучающихся трудовых умений и навыков по выполнению различных операций, предусмотренных технологией обработки то...



























