Главные вкладки

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Основы творческой деятельности журналиста". Примерное тематическое планирование.
    рабочая программа по внеклассной работе (8 класс) по теме

    Побединская Юлия Михайловна

    Вам в помощь, если вы хотите организовать в школе журналистский кружок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Primernoe_tematicheskoe_planirovanie.doc106.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 285

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    «УТВЕРЖДАЮ»  

    Директор ГОУ СОШ № 285

    _______________________

    Д.Л. Соколов

    ОСНОВАНИЕ:

    решение педсовета ГОУ СОШ № 285

    от «    »___________   200   г.

    Протокол №______________

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «Основы творческой деятельности журналиста»

    Возраст детей – 13 – 17 лет

    Срок реализации – 1 год

    автор-составитель:

    Юлия Михайловна Побединская (старшая вожатая ГОУ СОШ № 285)

    Санкт-Петербург

    2008

    Пояснительная записка 

    Образовательная программа «Основы творческой деятельности журналиста» предназначена для учащихся 7 – 11 классов общеобразовательных и профильных школ. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. Курс рассчитан на 53 часа. Занятия по программе проводятся два раза в неделю.

    Цель данной программы - профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями профессии журналиста и журналистских произведений.

    Основными задачами дисциплины являются: 

    - углубление знаний по стилистике, а также знаний жанров и особенностей текстов публицистического стиля;

    - формирование умения работать с публицистическими текстами, приобретение учащимися способности анализировать публицистические тексты;

    - ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;

    - развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

    - формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.

    Составным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфоэпии). Вопросы и задания к текстам разработаны в соответствии с программой развития речи в средних и старших классах.

    Итоговые знания, умения, навыки

    В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

    - понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

    - знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;

    - уметь анализировать журналистские тексты;

    - уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать;

    - характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;

    - уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;

    - повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку;

    - уметь выполнять разного вида исследовательские работы;

    - уметь выполнять творческие работы разных жанров.

    На занятиях по данной программе применяются следующие методы: анализ литературы и источников, дискуссии, имитации или анализ конкретных ситуаций и т.д. А также используются следующие организационные формы: лекции, практические занятия,  семинарские занятия.

    Степень усвоения учащимися данного курса выявляется в следующих формах:

    предусмотренная учебным планом форма итогового контроля – защита проекта или портфолио;

    промежуточный контроль: собеседование по изученным темам (текущие и тематические), защита практических работ, комплексный анализ текста, защита творческих работ разных жанров, тестирование (мини-тесты и обобщающие тесты).

    Оценивать достижения учащихся можно накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т.д. или рейтинговой системой, учитывая сложность и уровень выполненной работы.

    Объем курса составляет 53 часа (37 часов – лекции, 16 часов – семинарские занятия).

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Кол-во теор. часов

    Кол-во практ. часов

    Всего часов

    1

    Вводное занятие. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Значение журналистики в современной жизни. Проблемы современной журналистики.

    1

    -

    1

    2

    Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.

    1

    -

    1

    3

    Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности.

    1

    -

    1

    4

    Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста. Состав профессиональных обязанностей журналиста.

    1

    -

    1

    5

    Сотрудничество редакции с аудиторией. Адресаты журналистских выступлений. Двусторонняя природа массовой коммуникации. Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс. Профессиональная культура работы с почтой. Организационно-массовая работа с аудиторией.

    1

    -

    1

    6

    "Герой" в современной прессе.

    1

    -

    1

    7

    "Автор" в современной прессе.

    1

    -

    1

    8

    Интернет-издания

    1

    -

    1

    9

    Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей.

    1

    -

    1

    10

    Лексические особенности публицистического стиля речи.

    1

    -

    1

    11

    Синтаксические особенности публицистического стиля речи.

    -

    1

    1

    12

    Синтаксический тренинг (по системе ЕГЭ)

    -

    1

    1

    13 – 14

    Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).

    -

    2

    2

    15 – 16

    Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. Защита проектов.

    1

    1

    2

    17

    Система журналистских жанров. Жанр или текст? Оперативно-новостные тексты. Оперативно-исследовательские тексты. Исследовательско-новостные тексты. Исследовательские тексты. Исследовательско-образные тексты.

    1

    -

    1

    18 – 19

    Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом. (Тема, замысел и идея журналистского произведения. Сбор информации и обработка материала. Работа над композицией и языком).

    1

    1

    2

    20

    Реализация в публицистике стилистических норм русского языка.

    1

    -

    1

    21

    Заметка. Аннотация.

    1

    -

    1

    22

    Статья.

    1

    -

    1

    23

    Интервью.

    1

    -

    1

    24

    Лабораторная работа «Узнай жанр!»

    -

    1

    1

    25

    Репортаж.

    1

    -

    1

    26 – 27

    Очерк (Очерки В.Пескова).

    1

    1

    2

    28

    Корреспонденция.

    1

    -

    1

    29

    Комментарий.

    1

    -

    1

    30 – 31

    Эссе (Эссе «Самая большая ценность народа»).

    1

    1

    2

    32

    Рецензия.

    1

    -

    1

    33

    Язык СМИ. Разговорная лексика.

    1

    -

    1

    34

    Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.

    1

    -

    1

    35

    Профессиональный анализ журналистского произведения.

    1

    1

    2

    36

    Технические средства в процессе журналистского творчества. Взаимоотношения редакций и технических служб. Зависимость СМИ от техники. Технические службы редакции. Технические знания, умения и навыки журналиста. Полиграфия. Радио и телевизионная связь. Распространение изданий.

    1

    -

    1

    37

    Технологический фактор в деятельности журналиста. Особенности работы в печатных СМИ.

    1

    -

    1

    38

    Технологический фактор в деятельности журналиста. Особенности труда на радио.

    1

    -

    1

    39

    Технологический фактор в деятельности журналиста. Особенности работы на телевидении.

    1

    -

    1

    40

    Технологический фактор в деятельности журналиста. Особенности работы для информационных агентств.

    1

    -

    1

    41

    Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных. Глобальная коммуникация.

    1

    -

    1

    42

    Структура редакции. Редакция и социальные связи. Планирование работы редакции.

    2

    -

    2

    43

    Редакционный процесс выпуска номера. Построение подборки новостей. Достоверность информации.

    2

    -

    2

    44

    Концепция издания.

    1

    -

    1

    45

    Идеальная газета.

    -

    2

    2

    46 – 47

    Вариант I. Проверочная работа. Комплексный анализ журналистского текста.

    Вариант II. Контрольная работа по заданиям ЕГЭ. Оценка знаний, умений, навыков.

    -

    2

    2

    48 – 49

    Защита проектов, портфолио.

    -

    2

    2

    37

    16

    53


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АВТОРСКИЙ КРУЖОК "ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ" (ПРОГРАММА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УСТАВ ПРЕСС-ЦЕНТРА)

    АВТОРСКИЙ КРУЖОК "ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ" (ПРОГРАММА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УСТАВ ПРЕСС-ЦЕНТРА) ПО АВТОРСКОМУ ПРОЕКТУ "ШКОЛА ЮНОГО ЖУРНАЛИСТА"....

    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе

    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе...

    Примерное тематическое планирование к учебному пособию "Граждановедение.Брянская область.5 класс" 35 часов

    Планирование содержит необходимый перечень учебных часов по курсу "Брянский край" в 5 классе для школ Брянщины....

    Примерное тематическое планирование учебного материала по математике Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 6 класс. Части 1 и 2. 6 класс

    Примерное тематическое планирование учебного материалапо математикеУчебник: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.Математика 6 класс. Части 1 и 2.6 класс...

    Образовательная программа творческого объединения "Журналист" "Игровая журналистика"

    Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения  «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в с...

    Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

    Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...

    Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся 4 класса "Занимательная химия для младших школьников

    А мо   А может быть стоит познакомить ребенка с химией в младших классах, когда он еще умеет удивляться, когда у него куча вопросов без ответов. Пусть  этот курс будет без формул ...


     

    Комментарии

    Побединская Юлия Михайловна

    Пожалуйста :) Буду рада, если поможет :)

    Да, мы выпускаем в школе газету, но она у нас специфическая...

    Так как школа обычная, денег, как это обычно водится, нет... Поэтуму газету выпускаем в таком виде: распечатываем статьи на обычных листах А4 и вешаем их на центральный школьный стенд, который носит название нашей газеты. Когда издаём тематический "номер" газеты - печатаем на цветной бумаге :) Плюс все статьи публикуются на школьном сайте.

    Нашу "газету" мы выпускаем один раз в месяц. В течении месяца ребята пишут статьи (в основном о школьной жизни), приносят мне, я редактирую (мы пока не доросли до того, чтобы редактором был кто-нибудь из учеников). Распечатываем всё в школе. Когда всё готово собираемся вместе и обсуждаем, как это лучше оформить на стенде и вывешиваем то, что получилось.