Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.
календарно-тематическое планирование по внеклассной работе (11 класс) по теме

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Esse_Innovacii_v_obrazovanii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации в образовании.

Инновационный процесс в сельской школе.

О.А.Долгова

директор МОУ СОШ №8 с.Левокумка Минераловодского района

Когда несколько лет назад я столкнулась с термином "инновация", мне было интересно узнать мнение других людей об этом "загадочном явлении". Веер суждений получился обширный - от по-детски нелепых до мудрено-научных. И в результате этого у меня сложилось свое, пусть несколько абстрактное видение процесса инновации в образовании. Во-первых - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие.

Как профессиональный педагог с определенным опытом работы, я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

По области распределения инновации можно выделить следующие направления: в обучении, в воспитании, в управлении, в переподготовке кадров. В своем выступлении остановлюсь на второй группе инновации. Под инновациями в воспитании предполагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детской среде.

Сельская школа своеобразна. В нее дети приходят - разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Когда встал вопрос передо мной и моими коллегами, что нужно сделать, чтобы учащиеся приходили в школу с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходили безгранично веря в свои возможности, было принято решения о разработке новой программы развития школы «Современная сельская образовательная среда как средство развития участников образовательного и воспитательного процесса». Основной стратегической целью Программы являлось определение общей стратегии развития образования на селе, определение роли и места школы в образовательной сфере поселения, приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.

Остановлюсь подробнее на одном направлении программы развития: патриотическое воспитание.

Имея  определенный опыт работы в данном направлении в рамках программы развития школы была разработана программа опытно-экспериментальной площадки по теме: «Педагогические условия организации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении».

Данная  программа  ориентирована на участие всех возрастных группы учащихся, их родителей и весь коллектив педагогов   школы.  

Ее реализация позволила нам осуществить более эффективно федеральную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России, как свободного, демократического государства. Необходимо отметить, что в целях качественной гражданско-патриотической работы нами осуществляется тесная связь с государственными и общественными структурами муниципального района.

В результате была создана модель и отрабатываются инновационные технологии гражданско — патриотического воспитания учащихся, внедряются формы организации внеклассной работы по культивированию у обучающихся демократических ценностей, выработан алгоритм работы педагогического коллектива по вопросу «Как помочь ребенку стать патриотом и гражданином». В ходе исследования был проведен анализ качественного состава классных руководителей, руководителей дополнительного образования, проведен мониторинг национального состава учащихся. Создана развернутая система дополнительного образования в школа, руководителями кружков допобразования стали не только педагоги, но и родители учащихся, представители казачества и общественности села. На протяжении нескольких лет одним из главных направлений иссследовательской деятельности учащихся  остаётся изучение материалов, связанных с историей России, деятельностью  выдающихся людей.

Конечным результатом реализации программы опытно-экспериментальной площадки стала динамика роста патриотизма, межнациональной толерантности, готовность учащихся школы к выполнению своего гражданского долга во всём многообразии форм его проявления. При всем этом патриотическое воспитание в школе приобретает массовый характер, а учащиеся получают навыки самоуправленческой работы, овладевают основами казачьей демократии, изучают культуру и традиции народов Северного Кавказа. Наши юные казачата являются активными участниками мероприятий, проводимых минераловодским отделом терского казачьего общества. Работа в данном направлении позволяет значительно снизить уровень правонарушений среди подростков и повысить их общественную активность.

Я думаю, что инновации в образовании, в частности в направлении воспитания в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

этнокультурное образование и воспитание в сельской школе

Школа является экспериментальной площадкой по проблеме"этнокультурное образование и воспитание в условиях сельской малокомплектной школы".в статье предоставлен первый опыт работы школы по данному напр...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Модернизация образования сельской школы в свете инновационных образовательных технологий»

В системе образования сельских учащихся накопилось много проблем. Они обусловлены причинами социально-экономического, демографического, профессионально-педагогичес...

Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных сельских школ на основе инновационных технологий

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивно ориентированный подход, инновационная программа, игровые средства.Аннотация: В системе рассматриваются вопросы модернизации школьного физического воспи...

Программа инновационной площадки «Развитие интегративного и инклюзивного образования в сельской школе»

Настоящая программа определяет миссию школы как образовательного учреждения, предоставляющего каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации своих индивидуальных способностей, мотиво...

Методологические аспекты повышения эффективности инновационного процесса обучения от школы к ВУЗу

Материалы доклада выполненного на международной научно-практической конференции "Инновационные технологии в науки и образовании 2016", г. Ростов-на-Дону, с. Дивноморское 11-17 сентября 2016 г....

Управление инновационными процессами в современной школе

В условиях кардинальных изменений, происходящих в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества, современная школа ищет различные пути реализации своих функций, ...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...