Главные вкладки

    Материал (10 класс) по теме:
    Интеллектуальная игра - состязание «Умники и умницы» по пьесам А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» 10 класс

     

    «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны», - утверждал Н.А. Добролюбов. О драмах Островского он писал: «… это нечто новое, чем мы дали бы название «пьес жизни»… у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». Именно эта и обстановка жизни» и будет центром нашего внимания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_groza_.doc121 КБ

    Предварительный просмотр:

    Володина Нина Николаевна

    учитель русского языка и литературы

    бюджетное общеобразовательное  учреждение

    города Омска

    «Средняя общеобразовательная школа № 16»

    Интеллектуальная игра - состязание  «Умники и умницы» 

    по пьесам А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»

    10 класс

    Тема:  «Великое понимание русской жизни…»

    Оформление: портрет А.Н.Островского, репродукции картин М.А.Врубеля, В.М. Васнецова «Снегурочка».

    Оборудование: вещи для персонажей, дорожки из флажков (красные, зеленые, желтые), орден умника.

    Музыкальное и звуковое сопровождение:  опера Римского-Корсакова «Снегурочка», Бетховен «Лунная соната».

    Игра построена на материале пьес А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». Сценарий «привязан» к сюжетной схеме популярной телеигры «Умники и умницы».

    Начало игры:

    СЛАЙД №1: портрет Островского.

    Ведущий: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны», - утверждал Н.А. Добролюбов. О драмах Островского он писал: «… это нечто новое, чем мы дали бы название «пьес жизни»… у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». Именно эта и обстановка жизни» и будет центром нашего внимания.

    Игра построена на материале пьес А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка».

    Она состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «состязание»), в каждом из которых принимают участие по 3 человека.

    Всего агонистов – 9, но в финал выйдут 3 человека. Финальный тур определит победителя.

    За каждый правильный ответ агонисту вручается Орден Умника – это облегчит подсчет очков при подведении итогов.

    Если агонист затрудняется ответить, либо ответ его неверен, мы будем обращаться к остальной части зала, таким образом, даже не участвуя в основных состязаниях, вы сможете получить оценку. Отвечая, вы получаете карточку 3-х цветов: красная – 5, зелёная – 4, желтая – 3.

    Отвечая на вопросы, агонисты продвигаются по игровым дорожкам.

    Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участники игры должны ответить всего на 2 вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонисты подвергает себя наибольшему риску:

    Он не имеет права на ошибку.

    На желтой дорожке игроков ожидают 3 вопроса. Зато допустима одна неточность в ответе.

    Зелёная дорожка длиннее предыдущих: здесь 4 вопроса. Кстати у зелёной дорожки есть своё преимущество: здесь можно ошибаться дважды.

    Какая дорожка из трех достанется игрокам, определит розыгрыш.

    Задания для розыгрыша носят творческий характер. Качество выполнения данных заданий оценит жюри и в зависимости от этого распределит места.

    Разрешите представить жюри: учитель высшей категории Чучмай С.И., учитель I категории Саитова А.Ф.

    Агонисты, победившие в творческом конкурсе, получают право выбрать игровую дорожку.

    Прошу выйти от каждой команды по 3 человека. Именно они будут разыгрывать дорожки в 1-ом агоне.

    (Дети садятся за отдельные столы, помощники раздают репродукции  картин).

    Итак, команда готова? Сейчас берётся каждый за право выбрать дорожку, напоминаю на дорожке  по 1 человеку.

    Первый  агон: Выходят 9 игроков, именно они будут разыгрывать дорожки в первом агоне.

    Внимание на экран

    СЛАЙД №2: Перед вами картина В.Г. Петрова «Приезд гувернантки в купеческий дом».

    И хотя это художественное полотно не имеет прямого отношения к произведениям А.Н. Островского, та сюжетная ситуация, которая воспроизведена на картине, достойна, думается, пера «Купеческого Шекспира», как называли современники А.Н. Островского. Образы, созданные кистью великого живописца, настолько колоритны, что так и просятся «вставить» их в комедию.

    Вам предстоит «оживить» картину Перова: инсценировать эпизод, изображенный на полотне, используя материал драматургии островского.

    (Ребята садятся за отдельные столики, где лежат реплики и репродукция картины).

    Кстати, если вам необходимо, вы можете привлечь помощников из зала.

    На задание даётся 4 минуты.

     В то время, пока ребята думают, ведущий проводит викторину. Помощники раздают отвечающим карточки. По окончании игры ребята подходят к своему непосредственно учителю, предъявляют карточки и учитель (если дети того желают) ставит оценку в журнал.

    СЛАЙД №3:

    Вопросы для викторины:

    1. Вспомните название первой пьесы А.Н.Островского.

    («Картина семейного счастья»)

    1. как называлась последняя пьеса А.Н.Островского?

    («Не от мира сего»)

    1. С какой пьесой связан дебют А.Н.Островского на театральной сцене?

     («Не в свои сани не садись»)

    1. В каких журналах сотрудничал А.Н.Островский?

    («Москвитяни», «Отечественные записки», «Современник»)

    1. Где родился А.Н.Островский?

    (В Москве)

    1. Где, в каком районе Москвы он провел детство и юность?

    (В Замоскворечье)

    7. Где прошли последние годы жизни драматурга?

    (В Щелыкове Костромской губернии)

    8.назовите город, который явился прототипом города Бряхимова и города Калинова?

    (Кострома)

    9.С какими персонажами славянской мифологии мы встречаемся в пьесе «Снегурочка»?

    («Весна - Красна», Дед Мороз, Леший, Лель)

    10. Для кого из героинь русской классической литературы церковь была подобном  рая?

    (Катерина из драмы «Гроза»)

    Ведущий: Прошу всех обратить внимание на выступающих, так как время вышло.

    Жюри оценило – всего 3 человека, но, кто занял -1 место, -2 место, -3 место?

    Ну что ж, теперь соревнующиеся занимают дорожки. Ребята, вы выбираете себе дорожку. Сначала выбирает тот игрок, кто получил 1 место, затем, кто 2 место и последним выбирает дорожку тот, кто занял 3-е место.

    Сейчас вы должны будете «узнать себя», т.е. угадать имена тех литературных персонажей, в которых вам предстоит перевоплотиться. Я читаю, вы узнаете и выбираете вещи (они лежат на столе), которые соответствуют вашему образу.

    Готовы? Начинаем!

    Зелёная дорожка:

    Ведущий: Согласно авторской ремарке, вы «блестящий барин лет за 30 из судовладельцев». Мнения различных персонажей пьесы о вас довольно противоречивы. В глазах одних вы «идеал мужчины», для других е вы всего лишь «промотавшийся кутила», «развратный человек». Вы себя узнали?

    Ответ игрока: Сергей Сергеевич Паратов из пьесы «Бесприданница».

    СЛАЙД №4: Сергей Сергеевич Паратов из к/фильма «Жестокий романс»

    Ведущий: Хорошо. Я вам напоминаю, что я задам вам 4 вопроса, и вы можете ошибиться дважды.

    Игрок надевает на себя  вещь, которую выбрал, ведущий задает вопросы.

    Ведущий: Уважаемый Сергей Сергеевич, будьте добры, представьтесь сейчас публике так, как вы представили себя при знакомстве с Карандышевым.

    Ответ игрока: Человек с большими усами и малыми способностями

    Ведущий: Как называется пароход, владельцем которого вы являетесь?

    Ответ игрока: Ласточка

    Ведущий: Кому вы его продаёте?

    Ответ игрока: Вожеватову

    Ведущий: Помните, Вожеватов интересуется, не жаль ли вам продавать пароход.

    Так, Сергей Сергеевич, не жаль вам «Ласточку»- то продавать? Всё - таки самый быстрый пароход на Волге…

    Что вы ему ответили?

    Ответ игрока: Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. Теперь, господа, у меня другие дела – другие расчеты.

    Ведущий: Господин Паратов, вы употребляете в речи много пословиц и поговорок. Огудалова поинтересовалась однажды, откуда вы столько русских пословиц знаете. Ответьте, пожалуйста, на вопрос Хариты Игнатьевны.

    Ответ игрока: С бурлаками водился, тетенька, так русскому языку выучишься.

    Ведущий: Сергей Сергеевич, всем известна ваша необычная смелость. Расскажите о том, как вы однажды продемонстрировали свою смелость.  Вам в этом поможет Лариса и Карандышев.

    Итак, желтая дорожка, узнайте себя.

    Вы, «вдова средних лет», принадлежите к «порядочной фамилии», одеваетесь «изящно, но смело и не по летам». Женщина вы «бойкая и проворная», любите своих детей. Дом у вас всегда полон гостей, хотя вы не совсем разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе.

     Представьтесь, сударыня.

    Ответ игрока: Харита Игратьевна Огудалова из пьесы «Бесприданница».

    СЛАЙД №4: Харита Игратьевна Огудалова из к/фильма «Жестокий романс»

    Ведущий: Я вам напоминаю, что задам всего 3 вопроса, зато вы можете допустить всего одну неточность. Жюри, Будьте внимательны!

    Прошу перевоплотиться в данный образ.

    Игрок надевает на себя  вещь, которую выбрал, ведущий задает вопросы

    Ведущий: Харита Игнатьевна, про вас в городе говорят, что вы живете не по средствам: открыто всех принимаете, дочери дорогие подарки дарите. Откуда у вас деньги на это?

    Ответьте словами другого персонажа.

    Ответ игрока: Вожеватов. Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потому на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай.

    Ведущий: Сколько у вас дочерей? Какова их судьба?

    Снова за вас ответит другой  персонаж.

    Ответ игрока: Вожеватов. Старшую увёз какой-то горец, кавказский князёк. Женился, уехал, да, говорят, не довёз до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а после оказался совсем не иностранец, а шулер.

    Младшая дочь – Лариса. Таким образом, у Огудаловой три дочери.

    Ведущий: Перед вами соломенная шляпка. Этот предмет связан с советом, который вы дали дочери. Вспомните сейчас суть совета. Вам поможет Лариса и Харита Игнатьевна Огудалова.

    Лариса: Скоро и лето пройдёт, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы.

    Ведущий: Что вы ответили дочери?

    Огудалова: Вот для чего ты корзинку-то приготовила. Понимаю теперь. Ты уж и шляпу соломенную с широкими полями заведи, вот и будешь пастушкой.

    Ведущий: Спасибо, Харита Игнатьевна!

    Я напоминаю жюри, что эти агонисты могли допустить всего 1 недочёт.

    А мы продолжаем!

    Я подходу к красной дорожке!

    Согласной авторской ремарке, вы «очень молодой человек», «один из представителей богатой торговой фирмы». Судя по всему, вы занимаетесь перевозкой грузов по Волге, владеете баржами, собираетесь приобрести ещё один пароход. Кто же вы?

    Ответ игрока: Василий Данилович Вожеватов из пьесы «Бесприданница».

    СЛАЙД №5: Василий Данилович Вожеватов из к/фильма «Жестокий романс»

    Ведущий: Пожалуйста, вещи подберите себе.

    Напоминаю. Что вам задается всего 2 вопроса, но вы не имеете права на ошибку!

    Василий Данилович, однажды вы посоветовали Кнурову оригинальное средство борьбы с насморком. Будьте добры, расскажите, как быстро и эффективно избавиться от насморка.

    Ответ игрока: Вожеватов. Мне один англичанин – он директор  на фабрике - говорил, что от насморка хорошо шампанское натощак пить.

    Ведущий: На столике перед вами обычный завтрак одного из героев пьесы – кого?

    Ответ игрока:  чиновника Карандышева

    Ведущий: Хорошо. Он вам немного поможет.

    Выходит Карандышев

    Карандышев: Теперь полдень, можно выпить рюмочку водки, съесть котлету, выпить стаканчик вина хорошего. Я всегда так завтракаю.

    Ведущий: Василий Данилыч, вы, помнится, позавидовали Карандышеву,  посетовав, что не можете себе позволить такого завтрака. Что из представленного на столике вы не можете себе позволить и почему?

    Ответ игрока:  Вожеватов. Вот жизнь-то.. позавидуешь. Пожил бы, кажется, хоть денек на вашем месте. Водочки да винца! Нам так нельзя-с. Пожалуй, разум потеряешь.

    Ведущий: Спасибо, Василий Данилович! Жюри подводит итоги. Я прошу всех игроков 1-го агона занять места. Готовятся игроки 2 агона. Для вас будет сейчас творческое задание, где жюри поможет вам разобраться в дорожках.

    Красная дорожка – 2 вопроса (не ошибаемся)

    Зелёная дорожка – 4 вопроса ( можно допустить 2 недочёта)

    Желтая дорожка – 3 вопроса (можно допустить 1 недочёт)

    Второй агон: Ведущий вызывает 3-х человек

    Ведущий: Вспомните финальную сцену в драме «Гроза». С уст Тихона, склонившегося над телом жены, срываются страшные слова: «Машенька, вы её погубили! Вы, вы, вы…»

    Итак, богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна обвиняется в доведении до самоубийства своей невестки Катерины Кабановой.

    Уважаемые агонисты, вам предстоит выступить в роли прокуроров или в роли адвокатов, подготовив обвинительную либо защитную речь в адрес Кабанихи.

    Прослушав выступления, жюри оценит ваш качественный уровень, распределив места. И затем, в зависимости от решения жюри, вам будет предоставлено право выбора дорожек.

    Вам выделяется 4 минуты:

    В то время, пока ребята думают, ведущий играет с залом.

    После того, как жюри оценило игроков:

    Зелёная дорожка

    Ведущий: Итак, ребята, выбираете дорожку.

    Зелёная дорожка… узнайте себя!

    Вы провинциальный актёр. Несмотря на то, что ваш сценический псевдоним Аркадий Счастливцев, нельзя сказать, чтобы судьба была к вам особенно благосклонна.

    Ваша артистическая карьера не удалась, да и в жизни вы далеко не на первых ролях, чаще всего окружающие играют, манипулируют вами, как марионеткой.

    Как вас именуют в пьесе? И какой пьесе?

    Ответ игрока:  Робинзон из пьесы «Бесприданница».

    СЛАЙД №6: Робинзон из к/фильма «Жестокий романс»

    Ведущий: Прошу перевоплотиться в этого героя.

    Игрок надевает на себя  вещь, которую выбрал, ведущий задает вопросы.

    Ведущий: Вожеватов интересуется у Паратова, хорошим ли актёром был Робинзон.

    Хороший ли вы актёр, Аркадий Счастливцев?

    Что о вас говорит Паратов?

    Ответ игрока:  Паратов. Ну, нет, какой хороший! Он все амплуа прошёл и в суфлерах был; а теперь в оперетках играет. Ничего, так себе, смешит.

    Ведущий: Вожеватов обещал вас взять с собой в Париж: как вы думаете, возникнут ли у вас языковые проблемы в «Париже», ведь вы не говорите по-французски?

    Что Вожеватов по этому поводу говорит?

    Ответ игрока:  Вожеватов: Да зачем тебе французский язык?.. и никто там не говорит по-французски… Да какая столица? Что ты, в уме ли? О каком Париже ты думаешь? Трактир у нас на площади есть «Париж», вот я куда хотела с тобой ухать… А ты полагал, в настоящий?

    Ведущий: Уважаемый Робинзон! Сформулируйте цель вашей жизни.

    Ответ игрока:  Робинзон. Пьян! Разве я на это жалуюсь когда-нибудь? Кабы пьян, это бы прелесть что такое – лучше бы и желать нельзя. Я с этим намерением на свете живу. Это цель моей жизни.

    Ведущий: Во время обеда у Карандышева вы переборщили с употреблением спиртных напитков и заснули. При новой встрече Вожеватов, так бесцеремонно отделавшийся от вашего присутствия, с издевкой спрашивает: «А, милорд! Что во сне видел?»

    Что же вы изволили видеть во сне, сэр Робинзон, в то время как компания развлекалась на пикнике за Волгой?

    Ответ игрока:  Робинзон. Богатых дураков  то же, что и наяву вижу.

    Ведущий: Спасибо Робинзону, мы переходим к желтой дорожке.

    Желтая дорожка.

    Вы являетесь предметом поклонения и восхищения в своём кругу. «Эта женщина создана для роскоши», - так говорят  о вас персонажи пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает «чайка». Кто же вы, милая барышня?

    Ответ игрока:  Лариса Дмитриевна Огудалова из пьесы «Бесприданница».

    СЛАЙД №7: Лариса Дмитриевна Огудалова из к/фильма «Жестокий романс»

    Ведущий: Прошу перевоплотиться в героиню!

    Пока вы выбираете одежду, Евгения  споёт романс из к/ф «Жестокий романс» «А напоследок я скажу».

    Лариса Дмитриевна, вы всех приводите в восторг своим пением. Во время обеда у Карандышева прозвучал романс М. Глинки на стихи Е.А. Баратынского «Не искушай…» Романс был рассчитан на три голоса, и в пьесе его поют три героя. Первый голос, конечно, ваш, Лариса Дмитриевна. Кому принадлежат два других?

    Ответ игрока:  Цыган Илья и Робинзон

    Ведущий: Вы собираетесь выйти замуж за Карандышева. Паратов удивляется, что ваш выбор пал на человека столь мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие вы усмотрели в нём достоинства. Итак, какими же достоинствами обладает ваш будущий супруг?

    Ответ игрока:  Одним только, зато дорогим, он меня любит.

    Ведущий: Лариса Дмитриевна, ваш жених возмущён тем, что вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к вам «гораздо ближе, чем другие». В чём же состоит это особенная близость? Чем её объяснить? Как объясняют Вожеватов и вы.

    Ответ игрока:  Вожеватов. Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают.

    Лариса: Мы с малолетства знакомы; ещё маленькие играли вместе – ну, я и привыкла.

    Ведущий: Я напоминаю жюри и всем агонистам, что на желтой дорожке 3 вопросы и одна неточность.

    Спасибо, Лариса Дмитриевна, а мы идем дальше.

    Красная дорожка.

    Молодой человек, вы сирота. Ваша семья состоит, кроме вас, ещё из одного человека – вашей сестры. Живёте вы из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся вам наследство, терпите от него всевозможные унижения. Ваше имя?

    Ответ игрока:  Борис Григорьевич из пьесы «Гроза».

    СЛАЙД №8: Борис Григорьевич  из к/фильма «Жестокий романс»

    Ведущий: Согласно авторской ремарке, вы молодой человек, «порядочно образованный». Уточните, пожалуйста, какое образование вы получили?

    Ответ игрока:  Борис. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в коммерческую академию, в сестру – в пансион.

    Ведущий: Вспомните, Борис Григорьевич, прощальное свидание с Катериной. Ваша душа разрывалась от жалости к любимой женщине, от невозможности помочь ей. «Только одного и надо у Бога прочить, чтобы…» - срываются с ваших уст горькие слова. Что же вы попросили у Всевышнего для своей возлюбленной, покидая её?

    Ответ игрока:  «… чтобы она умерла поскорее, чтоб ей не мучится долго!».

    Ведущий: Спасибо! Борис Григорьевич, я напоминаю жюри, что это была Красная дорожка, где ошибаться нельзя!

    А пока жюри подводит итоги, мы идём дальше.

    Третий агон:

    Я прошу выйти последних участников. Вам для розыгрыша дорожек будет такое задание:

    Представьте, что вы являетесь корреспондентами провинциальной газеты «Губернаторские ведомости», выходившей в прошлом столетии. За -2 минуты - сочините заметку в эту газету для разделов «Происшествия» или «Уголовная хроника» о гибели Екатерины Кабановой и Ларисы Огудаловой.

    Время пошло! Работы (заметки) сдаём жюри для оценки!

    В то время, пока ребята думают, звучит нежная мелодия: Бетховен «Лунная соната».

    После того, как жюри подвело итоги, назвали места

    Ведущий: Ребята! Выбираем дорожки!

    Зелёная дорожка

    Вы небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального городка. Я думаю, информация исчерпывающая, чтобы угадать имя вашего персонажа.

    Ответ игрока:  Юлий Капитонович Карандышев из пьесы «Бесприданница».

    СЛАЙД №9: Юлий Капитонович Карандышев из к/фильма «Жестокий романс»

    Напоминаю – на зелёной дорожке – 4 вопроса, и ошибок допускается – две!

    Ведущий: Самая очаровательная барышня г. Бряхимова остановила на вас свой выбор. В городе говорят, что вы вознаграждены за постоянство. Позвольте полюбопытствовать, долго ли вы добивались руки Ларисы Дмитриевны?  

    Ответ игрока:  Три года я терпел унижения

    Ведущий: Вы решили баллотироваться в мировые судьи в Заболотье. Почему вы избрали столь отдалённый уезд?

    Ответ игрока:  Лариса: там кандидатов меньше: наверное, выберут.

    Ведущий: Юлий Капитонович, помниться, у вас прекрасная коллекция турецкого огнестрельного оружия. Одному из пистолетов вы нашли применение: из него вы застрелили свою невесту. А как собирался использовать ваш пистолет Паратов?

    Ответ игрока:  Карандышев: Ну, нет-с, и этот пистолет пригодиться может

    Паратов: Да, в стену грозди заколачивать.

    Ведущий: С тех пор как Лариса дала согласие стать вашей женой, у вас появилась потребность «повеличаться» перед людьми. В этой связи Кнуров сравнил вас с русским мужиком. И Вожеватов согласился, что не миновать вас участи глупого мужика. Что имели в виду герои?

    Ответ игрока:  Кнуров: как мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели. Поломаешься, поколотит его раза два, ну он и доволен, и идёт спать.

    Желтая дорожка

    Ведущий: Вы странница, сами кормитесь подаянием, зато других угощаете небылицами. Кто вы?

    Ответ игрока:  Феклуша из пьесы «Гроза».

    СЛАЙД №10: Феклуша из к/фильма «Гроза»

    Ведущий: Напоминаю, что на желтой дорожке – 3 вопроса и одна – неточность!

    Если верите вашим словам, Феклуша, вы ведете жизнь праведную. Сами вы признаёте за собой один – единственный грех. Какой же грех за вами имеется?

    Ответ игрока:  Один грех за мной есть, точно: я сама знаю. Что есть. Сладко поесть люблю.

    Ведущий: Много ли вы повидали в жизни, Феклуша? Далеко ли вам приходилось ходить?

    Ответ игрока:  Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала.

    Ведущий: Вы рассказывали, что во время пребывания в Москве вам было видение. Какое?

    Ответ игрока:  …было мне в Москве виденье некоторое. Иду я рано поутру, ещё чуть брезжится, и вижу, на высоком – превысоком доме, на крыше. Стоит кто-то, лицом чёрен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется. Тут я догадалась. Что он плевелы сыплет, а народ днём в суете-то невидимо и подберет.

    Ведущий: Спасибо вам большое.

    Мы переходим к красной дорожке.

    Красная дорожка

    Напоминаю всем, что на этой дорожке ошибаться нельзя!

    Вы мещанин, часовщик – самоучка, отыскивающий перпетуум - мобиле.

    Представьтесь, пожалуйста.

    Ответ игрока:  Кулигин из пьесы «Гроза».

    СЛАЙД №11: Кулигин из к/фильма  «Гроза»

    Ведущий: Вот вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него миллион, но кто же вам даст этот миллион? Да и зачем вам такая сумма денег, ведь вы не корыстный человек?

    Ответ игрока:  Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть. А работать нечего.

    Ведущий: Господин Кулигин, в городе поговаривают, что вы не только механикой занимаетесь, но ещё и литературным творчеством. Что вы предпочитаете, господин сочинитель, стихи или прозу?

    Ответ игрока:  Борис: А вы умеете стихами?

    Ведущий: Кулигин: По-старинному, сударь. Поначитался - таки Ломоносова, Державина…)

    Спасибо господину Кулигину.

    Мы завершили 3 агон и сейчас жюри объявит 3-х человек, которые вышли в финал.

    Финал

    Ведущий: Для розыгрыша дорожек нужно выполнить индивидуальные творческие задания.

    Внимательно прослушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»- сцену таяния Снегурочки – и подготовьте небольшое сообщение на тему: «Трагическое и оптимистическое начала в финале оперы «Снегурочка».

    Ориентировочные вопросы у вас на столе. Вам даётся – 4 минуты.

    Работы отдаёте  жюри.

    СЛАЙД №12:  Вопросы к заданию №1

    1. Какова музыкальная окраска эпизода?

    2. Что преобладает в данном оперном фрагменте: трагическое или оптимистическое начало. Обоснуйте свой ответ.

    3. В чем драматизм судьбы Снегурочки?

    Внимательно рассмотрите репродукции двух картин: М.А. Врубеля «Снегурочка» и В.М. Васнецова «Снегурочка». Подготовьте небольшое сообщение в устной форме «Две Снегурочки» на материале сравнения этих полотен.

    Вспомогательные вопросы у вас на столе. Вам даётся – 4 минуты.

    СЛАЙД №12:  Вопросы к заданию №2

    1. Что подчеркивает один и другой художники в облике Снегурочки? В чем сходство и различие васнецовской и врубелевской интерпретации образа главной пьесы Островского?

    1. На каком фоне изображена Снегурочка? Как этот фон помогает постигнуть авторскую концепцию образа?

         3. Чья «Снегурочка» больше приглянулась вам: васнецовская или    врубелевская? Почему?

    Ну что ж, жюри определяет места,  и в соответствии с распределением мест вы выбираете дорожки.

    Зелёная дорожка

    Ведущий:  Из-за вас передрались все парни в слободке, вы отбили жениха у лучшей подруги,  вы вызвали гнев не только царя, но главного божества славян – Яримы - Солнца. Кто вы?

    Ответ игрока:  Снегурочка

    СЛАЙД №13:   Эпизод из пьесы «Снегурочка»

    Ведущий:  Правильно. Прошу выбрать элемент одежды.

    Ваше детство прошло в глухой чаще леса в тереме отца Мороза. Вашими друзьями были лишь лесные зверюшки. Наконец вас наскучило одиночество, вас потянуло к людям. Хочется спросить вас, используя слова Мороза:

    А что манит тебя покинуть терем родительский

    И что у берендеев завидного нашла?

    Ответ игрока:  людские песни

    Ведущий:  В пьесе-сказке автор вложил в ваши уста замечательные слова:

    .. все, что есть не свете, дорого,

    Живет в одном лишь слове.

    Продолжите фразу, пожалуйста.

    Ответ игрока:  это слово- любовь

    Ведущий:  Итак, по вашим словам, самое дорогое на свете для человека – любовь. А как дорого влюбленный Мизгирь оценил вашу любовь? Сколько он готов за неё заплатить

    Ответ игрока:  возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай.

    Ведущий:  Согласились ли вы принять такую плату? Почему?

    Ответ игрока:  бесценный жемчуг себе оставь; не дорого ценю я свою любовь, но продавать не стану; сменяюсь я любовью на любовь, но не с тобой, Мизгирь.

    Ведущий:  Любовь – прекрасное чувство, но именно любовь сделала вас уязвимой для Солнца. Грозный Бог Ярило растопил вас горячими лучами, и вы покинули сей мир будучи совсем юной. Сколько же вам было лет от роду?  

    Ответ игрока:  15 лет

    Пятнадцать лет она жила меж нами,

    Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

    Ведущий:  Вопросы закончились, жюри оценивает снегурочку, а мы идём к желтой дорожке.

    Желтая дорожка

    Ведущий:  «Пригоженьким – хорошеньким» пастушком называют вас девушки. Они не жалеют для вас ни ласк, ни поцелуев. Ваши пленительные пенсии приводят в восторг даже холодную сердцем Снегурочку.

    Помните; «… и слушаешь. И таешь…»

    Итак, ваш персонаж – это…

    Ответ игрока:  Лель

    СЛАЙД №14:   Эпизод из пьесы «Снегурочка»

    Ведущий:  В пьесе вы говорите о себе в 3-ем лице:

    На солнышке валяется;

    млеет весна его и ветерок ласкает.

    И нежится пастух на вольной воле.

    В уме одно…

    Что же у вас на уме?

    Ответ игрока:  девичья ласка, только и думаешь о ней

    Ведущий:  «Певцом люблю» именует вас царь Берендей. А кто был вашим учителем в любви? Кто обучил вас пению?

    Ответ игрока:  Солнце

    Лелеяло измлада оно меня – учило песни петь.

    Ведущий:  Только что мы говорили со Снегурочкой о плате за любовь. К сожалению, таков уж земной мир, что все в нем оценивается в материальном, денежном эквиваленте. Скажи, Лель, какую плату ты берёшь за свои чудные песни?

    Ответ игрока:  Снегурочка: Чем же платить тебе за песни?

                           Лель: Добрым словом, приветливым.

    Мальчонка – пастушонка убогого за песню

    Приголубят поласковей, когда и поцелует,

    Сорви цветок с травы и подари за песенку,

    С меня довольно.

    Ведущий:  Спасибо Лель за откровенность.

    Слово предоставляется жюри, а мы переходим к завершающей красной дорожке.

    Красная дорожка

    Вам досталась самая значительная речь. Вы и глава государства, и художник и мастеровой. Кто вы?

    Ответ игрока:  Царь Берендей.

    СЛАЙД №15:   Эпизод из пьесы «Снегурочка»

    Ведущий: Ваше величество, вы собственноручно выполнили роспись дворца.  Два скомороха. Наблюдавшие за вашей работой, долго спорили о том, что вы изобразили  в нижней части столба: кровью ногу или пёсью.

    Что же на самом деле было изображено у подножья дворцовой колонны?

    Ответ игрока:  Ни пёсья, ни коровья, а крепкая ноги гнедого тура.

    Ведущий: В одной из сцен вы прочли скоморохам очень интересную лекцию по искусствоведению, рассказав подробно о том. Как должны быть расписаны царские палаты. Итак, какой орнамент должен украшать потолок, стену и столбы в царском дворце?

    Ответ игрока:  Небесными кругами украшают подписчики в палатах потолки высокие. В простенках – лазоревы цветы меж травами зелеными.

    Турьи могучие и жилистые ноги на подножиях прямых столбов.

    Ведущий: Наша игра подошла к концу. Всем спасибо за работу.

    Слово предоставляется жюри.

    Результаты жюри. Вручаются ордена умников и умниц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

      Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...

    Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

    Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

    Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

    Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

    Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

    Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

    Катерина:луч или феерия света? Образ веры и воли. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза").

    Все мы хорошо знаем, что Катерина из драмы А.Н. Островского "Гроза" стала "лучом света в темном царстве". Но так ли это? Образ героини не так прост, как кажется на первый взгляд, и раскрывается только...

    Тест по пьесе А.Н.Островского "Гроза" 10 класс

    Данный материал может использоваться на обобщающих уроках по драме А.Н.Островского "Гроза"...

    Тесты по пьесам А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»

    Тесты по пьесам А. Н. Островского «Бесприданница» и  «Гроза»...