Методическая разработка беседы "Невестка"
классный час по теме

Об отношениях между невесткой и свекровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevestka.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Невестка

Цели и задачи: формирования        чувства долга перед родителями и родными, культуры основных и дочерних отношений, установления этики семейной жизни.

Форма проведения: беседа

Плакаты о матери, о доброте, о любви к родным

Время и место проведения:

Участники:

Сфера: “Я — сфера”, “Я и семья”

Социальная роль:

  1. супружеская
  2. сыновне-дочерняя
  3. отцовско-материнская.

Оформление и оборудование: плакаты о матери, о доброте, о любви к родным.

«Мать» - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости.

В.М. Шукшин


Введение

Вступительное слово преподавателя:

Сегодняшний классный час я решила посвятить теме, которая может коснуться многих из вас, потому что вы все когда-то будете невестами - невестками. Кого же у нас в России называют невестками? (сначала задать вопрос студентам). В словаре В.И. Даля «Невестка, сыновняя жена, сноха, сношка, - шенька, братнина жена; жены двух братьев между собой; жена мужнина брата, ятровь, ятровка; приходится невесткой: свекру, свекрови, деверю, золовке».

Для нас сегодня важно разобрать, каковы же должны быть отношения между невесткой и свекровью или невесткой и свекром?

Пока мы будем обсуждать тему, подумайте над следующими вопросами:

  1.  Кто был прав и виноват в этой ситуации?
  2.  Как поступили бы вы?
  3.  Встречались ли вам подобные случаи или какие-то другие ситуации?
  4.  Какой невесткой вы видите себя в будущем?

Содержание

Я ждала своей очереди к врачу, сидя в длинном коридоре поликлиники. Взад и вперед сновали медсестры, не обращая внимания на сидящих пациентов. Те же, наоборот, с любопытством разглядывали каждого проходившего мимо человека. Вот в дальнем конце коридора показались двое — молодая женщина бережно вела под руку грузную, тяжело дышавшую старуху с отечными ногами. Осторожно, мамочка, не споткнитесь, тут линолеум завернулся,— предупредила молодая женщина, усаживая свою спутницу рядом со мной.

Вот как дочь заботится о матери! — с грустной завистью заметила маленькая старушка, сидящая рядом.— Не у всех так...

Та, которую молодая женщина назвала мамочкой, улыбнулась и ласково сказала:

— Жена сына — мне доченька, а как же иначе...

Их без очереди вызвали к врачу, и, как это часто бывает, среди пациентов завязался разговор о взаимоотношениях между старшими и младшими, свекровью и невесткой. Женщина интеллигентного вида, совершенно седая, с еще красивым, но усталым и печальным лицом, до сих пор молчавшая, вдруг сказала:

—  А я вот сама свое счастье погубила...

Подождав несколько секунд, словно колеблясь, говорить

ли дальше, она продолжила:

—  Сын у меня заканчивал институт. Я все выбирала ему невесту и наконец нашла по-своему вкусу — дочь моей сотрудницы, Лиду. Всерьез настроилась на то, что она будет моей невесткой. Только вдруг мой сын Вадим преподнес мне сюрприз: «Мама, я люблю девушку с нашего курса. Можно, я тебя с ней познакомлю?»

Что было делать? Не откажешь ведь... Ну, пришли они вдвоем. Внешность у Нины — ничего особенного. И что, думаю, Вадим нашел в ней. Правда, держалась ока скромно, уважительно. На сына смотрела влюбленно, и тот глаз с нее не спускал. И все-таки —  не понравилась она мне, да и только. Уж очень было досадно, что все мои хлопоты и надежды напрасны.

Сын,— спросила я потом,— а откуда она, краля-то твоя?

Не краля, мамочка, а невеста. Нина из Баку, сирота, родителей у нее нет. Сейчас она живет в общежитии института. Неужели в Москве так мало девушек, что тебе в Баку пришлось искать невесту?

Ну, в общем, поженились они, стали жить со мной. Родилась дочь у них. Внучку я очень полюбила, а вот к невестке не лежала душа, да и только. Все было не по мне. Порой чувствовала сама, что не справедлива к Нине, но то и дело придиралась к ней, особенно при сыне: мол, твоя жена не то, что надо сделала, плохо обед приготовила, не то сказала. И что же? Добилась я своего: стал Вадим на жену косо посматривать, тоже придираться, а потом и вовсе охладел к ней. Нина молчала, слова поперек не сказала ни ему, ни мне, только плакала иногда втихомолку — выйдет на кухню, а глаза красные. Станет мне жаль ее, а сама все свою линию гну. Сын привык во всем меня слушаться, до женитьбы вообще моё слово было для него законом. В конце концов Вадим и Нина развелись, и она с девочкой уехала в Баку. Сын стал платить алименты. Я была рада тому, что он расстался с Ниной. Правда, очень скучала без внучки. Вскоре по моему настоянию Вадим женился на той самой Лиде, которую я выбрала ему в невесты, когда он кончал институт. Но бог, видно, наказал меня за Нину: жил сын с новой женой плохо, ссорился, да и мне Лида стала грубить, хотя я к ней всегда хорошо относилась. Никак я. этого не ожидала, привыкла уже к покорности Нины. Ну, а потом... Не прошло и года, как погиб мой сын — попал в аварию... Голос женщины дрогнул; теперь она говорила совсем тихо, но все слушали внимательно, не пропускали ни единого слова.

— Лида сразу же,— продолжала рассказчица,— уехала от меня к своей матери. И ни единого раза она обо мне не вспомнила, даже открытки не прислала, не позвонила. Вот уже сколько лет прошло со дня похорон сына, а я ее никогда не видела. Мало того, и ее мать, моя сотрудница, уйдя с работы, прекратила всякое знакомство со мной — а ведь как мы были дружны...

Нина же, первая моя невестка, все время и письма писала, и фотографии внучки, и поздравительные открытки, и посылки мне присылала, как будто никакой обиды на меня не имела. Совесть меня замучила. И вот, как сообщила я Нине о своем горе, о том, что Ваденька погиб, она с внучкой Надей тут же ко мне приехала.

Ласковая такая. Плачет, а сама обнимает меня, целует, уговаривает ехать к ней: «У нас дом просторный, сад большой, будем жить втроем. Что вы тут будете одна делать, мамочка, да вас же тоска заест! Ведь вы для меня — все равно что Вадик, мы обе его любили, роднее- вас и дочери у меня никого на свете нет...» И внучка — ей тогда седьмой год шел — тоже уговаривает:

«Бабушка, соглашайтесь. Я все-все для вас буду делать. Хочу, чтобы у меня была бабушка!» Ну и решилась я. Подала в райисполком заявление, сдала государству свою квартиру — и поехала вместе с невесткой в Баку, В Москву два-три раза в год приезжаем

 — к сыну на могилу... Невестка и внучка так заботятся обо мне, так меня любят, будто я им самый близкий, родной человек. А за что?

Я ведь им. только горе принесла, семью разбила... Интереса у Нины в смысле денег или какого-то наследства нет,—я .беднее ее, на пенсию живу, а у нее все есть. И так мне стыдно, что я только в несчастье душу своей невестки узнала. И по сыну я очень тоскую и кляну себя: ведь если бы не мой нрав, может, все по-другому было бы и жив бы он остался.

Нина так и не вышла второй раз замуж, хотя женихи были у нее, не захотела, чтобы у Надечки был неродной отец.

—Вот и ваша внучка будет такой же хорошей, как ее мама,

—  включилась в разговор женщина, похожая на учительницу— Взрослые лучше всего воспитывают детей личным примером, своим поведением.

—И сейчас вы живете у них? — спросила рассказчицу маленькая старушка.

—Да. С ними и век буду доживать. Это теперь самые близкие люди, дороже их никого у меня нет.

Вот приехала в Москву за подарками — скоро у внучки день рождения, шестнадцать лет ей исполняется. Остановилась я у дальних родственников да прихворнула, пришлось в поликлинику зайти. Надя, моя внученька, от меня ни на шаг: бабуся, бабуся... Все свои секреты мне рассказывает, обо всем со мной советуется. У меня только и свету в окошке — Ниночка да Надюша, я их люблю не меньше, чем сына любила. Они ничего мне не дают делать: отдыхайте, гуляйте... И ни разу за все годы Нина меня ничем не попрекнула, как будто все обиды забыла.

Дверь кабинета открылась, и две женщины вышли в коридор; младшая все так же бережно, обняв за талию, вела свою свекровь.

Та по-прежнему тяжело дышала, но в ее взгляде, направленном на невестку, было столько преданной любви и благодарности, что старушка, сидевшая рядом со мной, когда женщины ушли, с невольной завистью сказала:

— С такой невесткой и болеть, и умирать не страшно. А моя не говорит, рычит... Сын хоть бы раз за меня заступился, только покрикивает да командует. Даже в поликлинику некому меня проводить, еле добираюсь одна. Ухожу от них,, в дом престарелых оформляюсь.

И словно холодный ветер пробежал, прошелестел вдоль всей очереди.

В кабинет врача уже ушла женщина, которая рассказала свою историю, а разговор все продолжался.

Тема была наболевшей.

Приведу письмо, пришедшее в редакцию, одной из газет.

Корреспондентка пишет: «Свекровь... Нет, никак не могу назвать ее этим холодным, чужим словом, даже за глаза. Я росла в детском доме, никогда не знала матери, и Ольга Ивановна — первая и единственная женщина, которую я могу назвать этим священным словом. Входя в семью мужа, я боялась не понравиться его родителям, но меня встретили так ласково, так приветливо, что мое сердце сразу оттаяло... Мама для меня — самый дорогой человек. Отца я тоже очень люблю. Если мы хоть чуть-чуть поспорим с мужем, мама всегда заступается за меня, шуткой старается погасить ссору в самом начале. Да мы с Витей и не ссоримся по-настоящему. Когда я что-то делаю неправильно, мама учит меня — но не сердито, а деликатно, незаметно. Мужа моего, хотя он и так меня любит и во всем помогает, то и дело приучает проявлять заботу, «Витя, что же ты? Скорей возьми у Шурочки сумку, повесь пальто, видишь, она устала, промокла — ведь дождь на улице...» И он с готовностью все выполняет, не брезгует никакой работой: и пеленки постирает (нашей Олечке исполнилось шесть месяцев), и обед сготовит, и пол вымоет — за все берется, так мама его приучила... Великое ей спасибо! И Андрей Иванович, отец наш, такой же. Я уверена, что и дочку мы с помощью родителей воспитаем правильно; будет она у нас доброй и любящей, ведь в нашей семье никогда не бывает конфликтов, в ней царят любовь и взаимное уважение, постоянная забота друг о друге...»

К сожалению, часты ссоры, унизительные и оскорбительные скандалы между свекровью и невесткой, тещей и зятем.

Молодые обвиняют старших членов семьи в том, что они' придирчивы, капризны, властны, старомодны, не терпят возражений, привыкли командовать и поучать, вмешиваются в жизнь своих детей и т. д. Старшие считают, что молодые, вошедшие а семью, непослушны, упрямы, нетерпимы, неуважительны, грубы, невнимательны, неряшливы, неумелы и т. д. И те и другие правы и не правы, и я не взяла бы на себя смелость судить кого бы то ни было.

Многие молодожены считают, что должны жить своей семьей, отдельно от родителей. Я думаю, что в этом есть некоторый оттенок эгоизма, особенно если сын или дочь были единственными в семье и разлука с ними болезненно отразится на родителях. И тем более, если остаются совсем одинокими больная мать или старый, дряхлый отец. Кроме того, совместная жизнь представителей разных поколений - великолепная школа для воспитания терпимости, уступчивости, внимания к окружающим, заботливости, в общем, умения жить среди людей и для людей, но это, конечно, только при наличия желания воспитать в себе такие качества.

Есть всякие люди, и с иными из-за их сварливого характера бывает трудно ужиться. Но в большинстве случаев старшие члены семьи и молодые, вошедшие в нее, заранее настраивают себя друг против друга, как бы программируют будущее обострение отношений и конфликты, якобы неизбежные при совместной жизни. Хорошо бы тем и другим вспомнить при этом мудрые слова И. А. Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — и тогда все встанет на свое место. Очень важно уметь взглянуть в минуты гнева на себя со стороны, услышать свой раздраженный голос и вовремя включить тормоза.

К сожалению, нередко сами родители косвенно поощряют ссоры и конфликты в семье, в любом случае оправдывая сына и дочь и обвиняя сноху или зятя. Общеизвестен такой анекдот: женщина рассказывает приятельнице о своих детях. «Дочь хорошо вышла замуж, живет, как барыня, зять даже чай ей в постель подает. А вот сын женился неудачно, невестка попалась ленивая, не любит работать, сыну все самому приходится делать».

Хочется напомнить родителям: родное дитя чаще кажется им правым, а чужое — виноватым, и величайшая мудрость — вопреки родственным связям заступиться именно за последнего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...