Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."
методическая разработка (5 класс) по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornyy_prazdnik_slov_russkih_zolotaya_rossyp.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Ключи»

Детский фольклорный праздник

«Слов русских золотая россыпь»

Автор: Горох Надежда Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы

села Ключи Лысогорского района

 Саратовской области.

Д. тел. 3-46-97.

2008 год.

Цель: Знакомство с поэтической культурой русского народа, с фольклором.

Содержание праздника: 

1. Рассказ о древних славянах и их вере.

2. Рассказ-комментарий о поэтическом своеобразии фольклорных жанров.

3. Мифы, сказки и т.д.

4. Игры.

5. Русский народный танец.

Оформление:

1) Творческие работы учащихся: рисунки с изображением русских кокошников; мужской и женской одежды.

2) Выставка предметов народного искусства: посуда, старые ткани, вышивка, кружево.

Ведущий 1. Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

                     Весёлья вам да радости!

                     Давно мы вас поджидаем,

                      Праздник не начинаем.

Ведущий 2. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко,

                     Припасли мы забавушек на всякий вкус!

                     Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка!

Ведущий 1. Стоит церковь:

                      из оладей складена,

                      блином покрыта,

                      калашны запорки,

                      шанежка - дверь.

                      Я догадался, шанежку-дверь разломил,

                      Калач укусил, сам себя пропустил.

Ведущий 2. Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение старинной одежды, женских головных уборов-кокошников с их удивительной символикой, старинных рисунков орнаментов, передающих нам мир живой русской природы.

                 (Учитель проводит экскурсию).

Ведущий 1. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в котором столько поэзии и красоты.

Ведущий 2. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество. Мы приглашаем всех войти в поэтический мир русской народной словесности, чтобы побольше узнать о национальной культуре нашего народа. Сегодня у нас праздник народного словотворчества!

Учитель: Русское народное поэтическое творчество своими корнями уходит в далёкое прошлое, связанное с жизнью наших предков - древних славян. А какими они были? Об этом нам могут рассказать и древние летописи, и труды историков.

   Историки единодушно изображают древних славян добрыми, сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смертельной опасности, они бросали прямо на врагов, с пленными обращались дружелюбно, отличались редким гостеприимством. Славянин, выходя из дома, отворял двери отворённой, а также пищу предназначенную для странника.

  Славяне очень любили играть на музыкальных инструментах - волынке, гудке, дудке, гуслях.  Любили пляски, игры, стихотворство.

  Древние славяне поклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами. Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог неба. Бог неба назывался Сварог, а бог солнца - Ярило.

Ведущий 1. Своё представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразили в легендах и мифах.

Чтец: «Миф о солнце» (отрывок).

 Ведущий 2. «Русская земля» (песня-слава).

Чтец: О светло светлая

 И украсно украшена

 Земля русская!

 И многими красотами

 Удивлена еси,

 Озери многими

 Удивлена еси.

 Реками и кладезями

 Месточестными,

 Горами крутыми,

 Холмы высокими.

 Дубравами частыми

 Зверями различными

 Птицами бесчисленными,

 Городы великими,

 Селы дивными.

 Всего еси исполнена

 Земля Русская,

 О правоверная

 Вера христианская!

Ведущий 1. С верой христианской шли русские люди на великий труд, и на великую битву, и на казнь.

Чтец: М.Ю.Лермонтов «Молитва» (чтение сопровождается тихой мелодией).

Учитель: Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, и в древнерусском тексте, и и в стихотворении поэта. Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор -  особое творчество. Фольклор - это написанная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны, но создавали их люди с тонким вкусом. Первые фольклорные произведения мы слышим в самом раннем детстве. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от колебать (колыхать, качать). Отсюда и слова колыбель, коляска.

Ведущий 2. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Саратовской области.

( 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но душевно).

                                       (Песни прилагаются.)

Ведущий 2. А кто из вас не знает народную игровую песню «Сорока - белобока»? Вспомните, как мама или бабушка водили пальчиком по вашей ладошке и проговаривали:

         Сорока-сорока!

          Где была?

               ( Ведущий просит продолжить песню).

Учитель: Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики - разговоры. Прибаутки и небылицы всегда весёлые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

                ( Выступает фольклорный ансамбль).

                (Пение сопровождается притопыванием).

Хор: Коза - дереза

         На базаре была

         Купила косу за свою слезу.

         Побежала мостом, киваючи хвостом

         Ты, коза - дереза,

         Лубяные глаза,

         На что тебе коса?

Солист: Сено косить

Хор: А на что тебе сено?

Солист: Коровок кормить.

Хор: А на что коровки?

Солист: Молочко доить.

Хор: А на что молочко?

Солист: Пастухов кормить.

Хор: А где пастухи?

Солист: На войну пошли.

Хор: А где война?

Солист: Посреди гумна.

-Тит, а Тит! Пойдём молотить

- Спина болит

- Тит, пойдём мёд пить!

- Дай поскорей шапку схватить.

- Федул, что губы надул?

- Да кафтан прожёг.

- Зачинить можно?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Да один ворот остался.

- Эй, Фома, что из леса не идёшь?

- Я медведя поймал!

- Так веди его сюда!

- Не идёт

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

( Участники развёртывают иллюстрации - раскладушку к небылице, выполненную на больших листах бумаги, и громко читают).

1. Ехала деревня мимо мужика.

2. Вдруг из - под собаки лают ворота.

3. Выскочила палка с бабою в руке.

4. И давай дубасить коня на мужике.

5. Лошадь ела сало, а мужик овёс.

Вместе: Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Танец «Сплетницы» в исполнении девочек 8 класса.

Учитель: В русском фольклоре загадки - весёлое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. Родились загадки давным-давно. Наши предки, пытаюсь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, петуха - голоногим, гром - туром. Из этой тайной речи и родились загадки. В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар, и млад. Кто-нибудь из стариков начинал загадывать, задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с  загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.

Ведущий.

Попробуйте и вы отгадать русские загадки и испытать себя.

- Что есть у всех? (Имя)

- Сидит баба на юру, ноги свесила в реку.  (Мельница)

- Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)

- На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

- Голубой платок, красный колобок

  По платку катается, людям усмехается.  (Солнце и небо)

Учитель.

Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто. И выговорить нелегко - язык сломаешь! Ну-ка, кто из вас повторит скороговорку? Выходи к гостям.

 - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

 - Бык тупогуб, у быка губа тупа.

 - Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

 - Иван-болбан молоко болтал, да не выболтал.

Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню

«А  я по лугу…»

 (На сцене установлена скамья. На ней 2 девочки, исполняющие роль  

                        сказительниц, звучат докучные сказки).

                                           Докучные сказки.

Жили- были два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала?

Учитель.

Как понимать слово докучные? Докучать - значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца. Но мы остановим наших сказительниц и покажем, что такое русские детские словесные игры: игра-поддевка и шутка-балагурка. (Обращается к гостям).

   Повторяйте за мной.

-Я пойду в лес.

- И я.

- Найду осину.

- И я.

- Выдолблю корыто.

- И я.

- Налью помои.

- И я.

- Свиньи будут есть.

- И я.

Ведущий.

Наш праздник подходит к концу. В заключение приглашаем всех в веселый хоровод.

Приложение.

Колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Во серебряный борок.

Баю-баюшки-баю,

В огороде петушок

Ване спать не дает.

Ване спать не гулять-

Только глазки закрывать.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Таню не буди.

Баи-баи-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая россыпь народной мудрости

Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством....

Сценарий лингвистического праздника "Слов русских золотая россыпь..." для разновозрастных команд

    Сценарий праздника по русскому языку "Слов русских золотая россыпь" предназначен для учащихся 5-7 классов, адресован учителям русского языка. преподавателям начальной школы, класс...

Сценарий "Золотые россыпи России"

Закрепление знаний детей о народных промыслах России....

«Золотая россыпь под ногами» (сценарий)

Сценарий занятия-встречи в фито-кафе. Расширяет знания обучающихся о лекарственных растениях....

Методический фестиваль «Золотые россыпи»

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышлен...

Сценарий общешкольного мероприятия "Этих лет золотые россыпи..."

Сценарий общешкольного мероприятия "Этих лет золотые россыпи..."...