"Лишь коснёшься обложки несмелой рукой"
материал по теме

Фаляхова Зульфия Галимзяновна

 

Сказательница: В некотором царстве в некотором государств, в не наших краях да в чужих землях живёт да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету, беречь книги да блюсти порядок в книжных хранилищах – библиотек.

Петька: (кричит с последней парты). И как это он один всюду поспевает?

Сказательница: Не перебивай Петенька. Поспевает, да ещё нерадивых карает, книжки у них отнимает. И не один он: всюду его сопровождают две сестры – Аннотация и Иллюстрация. Да и сам Библиарий волшебничьим даром наделён: дотронется до книги, а она и заговорит человеческим голосом, всё как есть, расскажет.

Петька: (кричит) Сказки! Небылицы! А имена – то у сестёр – закачаешься! Умора!

Сказательница: Древние имена, латинские: Аннотация – всё в книге расскажет,   Иллюстрация – всё покажет.

 

Сценка « Колобок, много лет спустя»

 

Атор:

Жили – были баба с дедом.

Вот однажды за обедом

Бабу дед зовёт.Беда

Дед:

Подойди - ка ты сюда!

Надоел мне твой обед;

Щи да каша – мочи нет!

Испеки мне колобок:

Чтоб не низок, ни высок,

Чтоб намешен на сметане,

И с глазами, и с усами.

Чтобы сам просился в рот,

Да чтоб завтра! Слышишь?! Вот.

 

Автор:

Спорить с дедом не годится.

Баба стала торопиться.

По сусекам поскребла,

Всё что можно собрала.

И сметану раздобыла,

Чтобы тесто пышным было,

Будет деду колобок

И румяненький и в срок

 

Дед:

(любуется колобком)

Ай да баба – мастерица!

На окошко остудится

Мы поставим колобок,

А пока поспим часок, (спят)

Дед:

(просыпаясь и потягиваясь)

Слышишь, баба, и во сне

Колобочек снился мне.

Нынче праздник в доме нашем

Поедим с тобой и спляшем

(пляшут)

Сказательница: все узнали эту сказку, ну и как же она называется?

 

 

Входят Учёный муж в чёрной мантии и в чёрной квадратной шапочке с кисточкой, в руках - огромная книга; и Библиофил, в обычном школьном костюме. Идут, по сцене разговаривая и не замечая Сказательницу.

 

Библиофил: Ну, зачем вам, Учёному мужу, эта книга? Вы и так всё знаете. А в моей библиотеке ей самое место.

Учёный муж: (задумчиво) Книга короткое и звучное русское имя. Место, где хранилась книга, называется библиотекой, хранителя книг библиотекарем, а любителя и собирателя их – библиофилами.

Библиофил: Я как раз и есть библиофил. Я люблю книги, давно собираю их и берегу, как зеницу ока. И вот эту книгу я давно мечтал приобрести.

Учёный муж: Да эта книга особая – Антология. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов.

Петька: Ух, ты! И что все стихи?

Учёный муж: Как это? О любопытный юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного.

Петька: Вот ещё! Что я там могу узнать? Книжки молчат. (вбегает маленькая девочка – книжка – она растрёпана, на её платье нашиты лоскуты бумаги с печальным текстом).

Книга – растрёпа: Ой, ой спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозит меня совсем разорвать.

Гришка: Где это, чучело бумажное? Я из неё шариков наделаю! Всех заплюю!

Петька: Во - во! Хоть польза будет от этой макулатуры!

(все заслоняют книжку – растрёпу)

 

Сказательница: Гришка, зачем ты испортил книгу?

Гришка: Подумаешь….! (в запальчивости)

Сказательница: А думать надо. Книга – это труд многих людей, это исскуство….

Петька: Знаем! Слышали! Книга – источник знаний!

Учёный муж: Юноша я вижу,вы преисполнены неуважением к книге.

Библиофил: Устал я сегодня. Столько обошли. Но не это меня томит. Душа плачет, когда я вижу, как некоторые школьники обращаются с книгами (замечаем книгу растрепу). Вот видите и в этой библиотеке есть горе посетители.

(Все уходят, Петька с Гришкой в страхе ползут на сцену).

Аннотация: Отдохни, брат Библиофил.

Библиофил: Некогда, мне отдыхать. Ну – ка, что ты скажешь об этой растрепе?

Аннотация: О, да это песенник. Это своего рода антология.

Гришка и Петька: (высовываясь) Ан- то- ло-гия? А мы её… (исчезают).

Библиарий: (прикасается к книжке – растрёпе) Говори, книга.

 

Книжка - растрёпа.

Человек идёт нехоженой тропой.

Человек готов к опасности любой.

Сам себе даёт приказ «Назад ни шага»

А с собою у него

Вроде вовсе ничего –

Только песня, мечта да отвага.

 

Ведущий: Есть книги, в которых собрано бесчисленное множество мудрых пословиц, поговорок и метких выражений, которые стали крылатыми, создал русский народ. В творении и шифровке каждого из таких крошечных произведений словесности принимало участие на протяжении сотен лет великое множество людей.

А жива ли она, пословица? Радует ли все так же острыми словцами? Ответом на эти вопросы станет наш сегодняшний конкурс: «Взял за гуж – не говори что, не дюж».

А где у нас Петрушка. Или у семи нянек дитя без глазу?

( Появляется Петрушка)

1-й участник: он вечно опаздывает!

Все: А семеро одного не ждут!

Петрушка: (обиженно) Подумаешь, будто у вас по семи пядей во лбу.

Участники: (сердито) Да ты, в общем, нам седьмая вода на киселе.

Ведущий: (стараясь их помирить ) А куда вы путь – дорожку держите?

Все: За семь вёрст киселя хлебать…!

Петрушка: А вы семь раз померили? А один раз отрезали?

Все: Да у него семь пятниц на неделе (машут руками на Петрушку и уходят, Петрушка остаётся с ведущим)

Петрушка: Что здесь за собрание, что за балаган?

Ведущий: А у нас вечер – посвящённый верному помощнику – книге. И ещё мы говорили о пословицах.

Петрушка: А…а, значит у вас вечер не только посвящённый книжкам, а ещё и вечер острого словца для Петрушки – молодца!

 

(звучит весёлая народная мелодия, под которую появляются команды)

«Добрые молодцы», «Красные девицы»

 

Ведущий: Начало - половина дела. А маленькое дело лучше большого безделья. Начинаем разминку.

(Петрушка в это время раздаёт, командам открытки с половинками пословиц, звучит весёлая народная мелодия)

1 конкурс: В разминке используются следующие пословицы.

- Деревья смотри в плодах, а людей в делах.

- Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

-Одной рукой узла не завяжешь.

- Грамоте учиться – вперёд пригодиться.

( участники встают, парами составляя половинки пословиц – Петрушка зачитывает их вслух)

Ведущий: А сейчас конкурс, в котором победит команда, назвавшая большое количество пословиц с частицей «НЕ» (звучит музыка, команды соревнуются)

Петрушка: Какие же вы все умные «Красные девицы», да «Добрые молодцы».

Ведущий: Больше дела, меньше слов, Петрушка.

Ведущий: следующее задание: Разыграть ситуацию из жизни, смысл которой можно было бы выразить пословицей, (команды готовятся к конкурсу)

Ведущий: (обращаясь к зрителям) о какой категории людей говорят пословицы:

«Подал руку, подставил подножку» (двуличный)

«Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с поклоном» (подхалим)

«Едал да устал. Спал да намаялся» (лентяй)

«Язык без костей – что хочет, то и лопочет» (болтун)

«Моё горе стрела во мне, чужое горе – стрела в пне» (эгоист)

Команды готовы. Проводится конкурс разыгрывания жизненных ситуаций.

Ведущий: следующий конкурс: отгадывание командами загадок.

 

1.     Небо – синяя река,

Островки в ней … (облака)

 

2.     Куда ведёт подземный ход?

Об этом знает только … (крот)

 

3.     Отступать врагам пришлось

Их рогами встретил …(лось)

 

4.     Да не боится, ладно уж,

Не ужалит этот … (уж)

 

5.      В колючках еж и ерш,

Не сразу разберёшь,

Кто ежится тот … (ёж)

 

6.     Кто ершится, тот … (ерш)

7.     Могут в речке плавать сутки

Непоседливые … (утки)

8.     Будет щедрый, урожай –

Будет пышный … (каравай)

 

Жюри подводит итоги конкурсов.

 

Ведущий: Играми вы на удивленье, заслужили поощренья. Хоть игра, а в ней намёк…

Команды все вместе хором – Добрым молодцам урок!

Ведущий: В трудные минуты жизни и светлый свой час человек не разлучен с книгой. Она помогает ему, укрепить веру в себя в торжество разума и справедливости, придаёт ему силы, учит, советует, наставляет. Книги не молчат: они наши самые умные и задушевные собеседники.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Урок  литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...

Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»

На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уро...

Мастер –класс «Лишь знанием движется век, Лишь знанием жив человек!»

Лишь знанием движется век!Лишь знанием жив человек,Лишь знание светоч сердец!Людей суди по уму!Но не по облику их.Разумен будь и правдивВ делах и  думах своих....

Литературный праздник "Лишь коснёшься обложки несмелой рукой..."

Литературный праздник, посвящённый Году литературы. Форма проведения не новая- живая викторина. Когда-то такая интересная форма использовалась в семейных театрализациях, в школах.  Цель : приобще...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

Мастер –класс «Лишь знанием движется век, Лишь знанием жив человек!»

Лишь знанием движется век!Лишь знанием жив человек,Лишь знание светоч сердец!Людей суди по уму!Но не по облику их.Разумен будь и правдивВ делах и  думах своих....