Главные вкладки

    программа кружка "Наши первые проекты"
    рабочая программа по теме

    Илюсизова Айман Сатыбалдиновна

      Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kruzhka_nashi_pervye_proekty_.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Гостеприимная  средняя общеобразовательная школа»

    Директор МБОУ «ГСОШ»                                                                       Утверждена решением                  

     _______  /Е.Ф.Стульба /                                                                                  педагогического совета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                             

    Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-3 классов

    Автор программы:

    Илюсизова Айман Сатыбалдиновна., 

    учитель математики МБОУ Гостеприимная СОШ

    Пояснительная  записка.

       Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

      Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различных направлений.

        Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

          Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

       Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

        Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

       Главная цель программы : развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных , творческих , коммуникативных  способностей.

        Задачи:

       - познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

      - мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

      -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

      - прививать интерес к исследовательской деятельности.

       Курс « Наши первые проекты» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

       Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

      Проектно- исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Наши первые проекты»  имеет отличительные особенности:

      - имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

      -в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

      -проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

      -проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий;

      -проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

      -в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

      -реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности.

       Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

    Первый компонент - работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

      Второй компонент - работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта).

      Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

    Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

      Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

    1. Выбор темы.

    2. Сбор сведений.

    3. Выбор проектов.

    4.Реализация проектов.

    5. Презентация.

      Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

      Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы :  географический аспект,  исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)

       Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.

       Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

      Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе ( возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

      Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе ,показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.

        Какие бывают типовые проекты?  

    Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т д.).

     К представлениям можно отнести:

    - спектакли (в том числе кукольные);

    - концерты;

    - устные журналы (аналоги телепередач);

    - викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

    - показ моделей одежды.

     К изготавливаемым изделиям можно отнести:

    - тематические выставки рисунков, поделок;

    - газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

    - видеожурналы и видеофильмы.

    Основные принципы программы.

    Принцип системности. ( реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом ).

    Принцип гуманизации. ( уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей ).

    Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

    Принцип обратной связи ( каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение ).

    Принцип успешности.

    Принцип стимулирования.

    Планируемые результаты.

    В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

    - видеть проблемы;

    - ставить вопросы;

    - выдвигать гипотезы;

    - давать определения понятиям;

    - классифицировать;

    - наблюдать;

    - проводить эксперименты;

    - делать умозаключения и выводы;

    - структурировать материал;

    - готовить тексты собственных докладов;

    - объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    Сформированные действия.

    В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    - рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

    - целеполагать (ставить и удерживать цели

    Содержание программы. (35 часов)

    Занятие 1.

    Тема : Что такое проекты.

     Цель : Знакомство понятием « проект» , развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы.

     

    Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.

    Понятия: проект, проблема, информация.

    Занятие 2.

    Тема: Что такое проблема.

    Цель : ознакомить с понятием «проблема», формировать умение увидеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон.

    Понятие о проблеме.

    Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения.        

    Игра « Посмотри на мир чужими глазами».

    Понятия: проблема, объект исследования.

    Занятие 3.

    Тема: Как мы познаем мир.

    Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

    Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

    Понятия : наблюдение, эксперимент, опыт.

    Занятие 4.

    Тема: Школа « Почемучек».

    Цель: Знакомство понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

    Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».

    Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

    Занятия 5

    Тема: Удивительный вопрос.

    Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

    Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.

    Понятия: вопрос, ответ.

    Занятия 6.

    Тема: Источники информации.

    Цель: Знакомство понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета).

    Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

    Понятия: источник информации.

    Занятия 7-8.

    Тема: Проект    «Радуга-дуга»

    Цель: Расширить знания учащихся о природном явлении – радуге; развитие у детей творческих способностей, повышение мотивации к обучению; повышение самооценки учащихся; приобщение родителей к совместной деятельности.

    Оформление странички «Альманаха»

    Занятия 9-10.

    Тема: Проект «Цифры».

    Цель проекта: Обобщить и расширить знания на тему «Цифры»; развитие творческих способностей.

    Игра  «Почтальон»; выставка поделок «Цифроград».

    Занятия 11-12.

    Тема: Проект «Многогранники»

    Цель проекта: Собрать информацию о многогранниках ;

    Творческая выставка работ.

    Выпуск классного альманаха – «Многогранники».

    Занятия 13-15.

    Тема: Проект  «Числа вокруг нас»

    Цель проекта: узнать  какую роль играют числа в нашей жизни.

    Презентация  «Числа вокруг нас»

    Занятия 16-18.

    Тема: Проект «Мы и наше здоровье».

    1. Выбери одну тему   и работай над ней.

    а) « Осторожно – болезнетворные микробы»

    б)  «Витамины – наши друзья»        

    в) «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

    г) «Спорт – здоровый образ жизни»

    д) «Правильное питание – залог здоровья»

    ж) «Вредные привычки»

    з) «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

    Презентация стенгазеты (по группам), «Устный журнал»  на тему « Ты и твоё тело» (презентация)

    Занятия 19-21.

    Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

    Цель: Знакомство понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

    Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

    Понятия: симметрия.

    Занятия 22-29.

    Тема: Проект «Сказки».

    Выбор темы школьного проекта Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа).

    Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

    Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Инсценировка.

    Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герои.

    Занятия 30-33.

    Тема: Проект «Юный математик»

    Цель: привлечь внимание детей к истории появления чисел, обобщить их знания по этому вопросу, развивать любознательность, настойчивость, воспитывать у них интерес к обучению в школе

    Игра «В стране веселой математики». Работа в группах. Понятия: числа, знаки.

    Занятия 34-35.

    Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

    Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами».

    Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

    Тематическое планирование

    №  п/п        

    Наименование тем

    Кол час

    Дата

    1. Введение (1 час)

    1.

    Что такое проект.

    1      

    8.09

    2. Учимся делать проекты (5ч.)

    2.

    Что такое проблема.

    1      

    25.09

    3.

    Как мы познаем мир.

    1

    2.102122222222.10

    4.

    Школа «Почемучек»

    1

    9.10

    5.

    Удивительный вопрос.

    1  

    16.10

    6.

    Источники информации.

    1

    23.10

    3. Мы узнаем сами. ( 23 часа)

    7-8.

    Радуга-дуга

    2

    30.10, 6.11

    9-10

    Цифры

    2

    13.11,20.11

    11-12

    Многогранники

    2

    27.11, 4.12

    13-15

    Числа вокруг нас

    3

    11.12,18.12,25.12

    16-18.

    Мы и наше здоровье

    3

    8.01,15.01,22.018.01,15.01,22.01

    19-21.

    Симметрия вокруг нас

    3

    29.01,5.02,12.02

    22-29.

    Сказки.

    8

    19.02,26.02,5.03,12.03,19.03,26.03,2.04,9.049.02

    30-33.

    Юный математик

    4

    16.04,23.04,30.04,7.0516.04,23.04,30.03

    34-35.

    Заключение (2ч.)

    Что мы узнали сами. Моя лучшая работа.

    2  

    14.05,21.0514.05,2

              Материально-техническое обеспечение курса.

    1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2011

    2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .Москва, «Просвещение», 2010

    3.Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва «Просвещение»,2011.

    4.Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточником. ММ: Издательский центр «Академия», 1999

    Для обучающихся

    1. Энциклопедия для детей Аванта+. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь том 23- М.Аванта +, 2003

    2.Плешаков А.А.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобр. Учреждений -М. «Просвещение», 2011

    3. Мазуров А.Б. Сказ о Кирилле и Мефодии: Книга для чтения -М. «Учебная книга бис»,2007

    4.ПДД для детей.-М. «Эксмо», 2010

    Электронные ресурсы

    1. Большая детская энциклопедия. http://www.mirknig.com/

    2. Интернет-журнал «Затеево» http://zateevo.ru/

    3. Красная Книга Московской области. Официальная интернет-версия. http://kkmo1.verhovye.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

    Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

    Первый проект на языке Visual Basic

    Самый первый проект который можно предложить создать учащимся, при изучении темы программирование на языке VB....

    Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

    Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

    Сценарий городского праздника, посвящённого Году культуры "Мой первый проект"

    Сценарий посвящён Году культуры. Иллюстрируется слайд-презентацией "Культурные традиции моего города"...

    Социальный проект "Наши первые проекты"

    Первый проект 5а класса "Орловское полесье"...

    Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

    Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...