"Служи честно, кому присягнешь" Методические рекомендации для проведения занятия в ГПД в технологии личностно-ориентированного обучения
методическая разработка (5 класс) по теме

Екатерина Леонидовна Масленникова

 Медодические материалы позволяют организовать работу воспитателю по формированию чувства патриотизма воспитанников. желания заниматется самовоспитанием, используются отрывки из ипроизведения Василя Быкова "Брестская крепость", биография Д. Карбышева,  Разработан блок  рефлексии и заданий для групппового  взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ko_dnyu_zashchitnika_metodicheskaya_razrabotka.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для
проведения тематического  занятия в ГПД

«Служи честно, кому присягнешь»

 

 Тематическое   занятие  ко дню защитника Отечества: «Служи честно, кому присягнешь»

Цель: создать в ОУ условия, свидетельствующие о сопричастности учащихся с историей страны, города Санкт-Петербурга.

Задачи:

  1.  способствовать развитию мотивации учащихся на изучение

 героической истории своего города, своей семьи.

  1. способствовать воспитанию в учащихся чувства гордости за мужество и самоотверженность своего народа.
  2. подготовить на практике реальный проект деятельности на тему  занятия

Общие рекомендации:

 Воспитателю  необходимо обратить внимание на наличие в содержательной стороне  занятия материала для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организовать создание ситуации личностного выбора учащихся.

Необходимо продумать планирование результатов взаимодействия учащихся в  занятия, возможных предпосылок для влияния  занятия на личность ребенка.

 

Форма проведения:  тематическое занятие в группе проденного дня

Вопросы, ответы на которые могут стать для педагога помощью в организации классного часа.

Каковы индивидуальные особенности учащихся, как это занятие может повлиять на каждого из них.

Какую идею развивать во время проведения  занятия  для того, чтобы создать условия для развития личности ребенка.

Как построить этот разговор с учащимися так, чтобы он стал отправной точкой для размышлений учащихся.

Как сформулировать вопросы для рефлексии таким образом, чтобы они стимулировали процесс личностного развития учащихся.

Эпиграф занятия:

За Родину, за честь — хоть голову снесть.

Русская пословица.

Определение:

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

 Даль В. Толковый словарь: В 4-х т. М., 1955.

Ход  проведения классного часа.

Часть первая. Вступление.

На доске даты. Просим учащихся определить, с какими событиями связаны эти даты.

Можно использовать подсказки.

5апреля 1242 года – (Ледовое побоище. Александр Невский).

8сентября 1380 года - (Куликовская битва. Дмитрий Донской)

7сентября 1812 года – (Бородинская Битва. Михаил Илларионович Кутузов).

23 февраля 1918 года – (день рождения Красной Армии).

Все эти события связаны с военными победами русских воинов.

 В разное время, с разными врагами приходилось сражаться русским воинам.

 Каждый из них вставал на защиту Отечества.

« Все может родная земля:

может накормить своим хлебом,

Напоить  из своих родников,

Может удивить своей красотой,

 вот только защитить себя она не может.

 Поэтому защита родной земли долг тех,

 кто есть ее хлеб, пьет ее воду,

 любуется ее красотой».

 А. Митяев. Ветры Куликова поля.

 23 февраля 1918 года - день рождения Красной  Армии.

В 1917 году в нашей стране произошла Октябрьская Социалистическая революция. Страна раскололась на сторонников и противников революции.

 В это время Германия  и другие страны решили захватить территорию России и напали на нее с разных сторон.

Старая, царская, армия уже не существовала. Поэтому некому было остановить врага, наступавшего на Петроград. Русские солдаты организовали добровольные отряды и остановили наступление немцев под Псковом. Это день стал днем рождения Красной армии. На долю Красной Армии выпало много испытаний. Но самым тяжелым испытанием стала Великая Отечественная война.

В 1943 году Красная Армия была переименована. Она стала называться «Советская Армия».

 После 1991 года Советская Армия стала называться Российской Армией.

День 23 февраля стал отмечаться как День Защитника Отечества.

В этот день принято поздравлять мужчин с праздником Защитника Отечества. На каждом из них лежит долг защищать свою страну. Но обязанность защищать страну является  не только  почетным долгом, но и честью для каждого уважающего себя мужчины.

 Часть вторая.  «Делай, что должно,  и будь что будет».

 Воспитание защитника Отечества начиналось с раннего детства.

Превыше всего  в защитнике Отечества ценилось чувство долга.

"Сын Л.Н. Толстого утверждал, что девизом его отца была французская поговорка: «Делай, что должно, и будь что будет». Он всегда считал, что долг превыше всего, и что,  мужчина в своих поступках не  должен руководствоваться предполагаемыми последствиями их.

Храбрость всегда считалась безусловным достоинством мужчины.

Пушкин в своих записках пишет о наставлениях князя Потемкина своему племяннику Н.Н. Раевскому (будущему генералу, герою войны 1812 года): «Во-первых, старайся испытать, не трус ли ты; если нет, то укрепляй врожденную смелость частым обхождением с неприятелем».

Сдержанность была еще одним достоинством Защитника Отечества.

Настоящий мужчина должен быть сдержан в речи и эмоциях. «По правде говоря, уговаривал Честерфилд своего сына, вначале эта сдержанность не очень приятна, но очень скоро она входит в привычку и этим уже перестает быть трудной».

Верность принесенной присяге было делом чести каждого воина.

Далее предлагается читать отрывок из повести Василя Быкова. «В списках не значился».

В Брестской крепости, окруженной немцами, разговаривают два человека: лейтенант Плужников и старшина Семишный.

«Семишный был ранен давно: пуля задела позвоночник, и ноги постепенно отмирали. Он уже не мог шевелить ими, но еще кое-как ползал. И если начинал стонать, то только во сне, а так терпел и даже улыбался. Товарищи его уходили и не возвращались, а он жил и упорно, с неистовым ожесточением цеплялся за эту жизнь. У него было немного еды, патроны, а вода кончилась три дня назад. Плужников ночью притащил два ведра снега...

Да, похоже, что одни мы с тобой,— вздохнул Плужников.— Знаешь, если бы каждый сам себе приказ отдал и выполнил бы его — война бы еще летом кончилась.
Здесь, у границы.

Считаешь, мы одни с тобой такие красивые? - усмехнулся старшина.

— Нет, браток, не верю я в это. Не верю, не могу поверить. Сколько верст до Москвы, знаешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже. И насчет приказа ошибаешься, браток. Не свой приказ выполнять надо, а — присягу.

А что есть присяга? Присяга есть клятва на знамени,— он вдруг посуровел и кончил жестко, почти зло: — Перекусил?  Вот и ступай присягу исполнять.
Убьешь немца — возвращайся. За каждого гада два дня отпуска даю: такой у меня закон.

Плужников начал собираться. Старшина следил за ним, и глаза его странно блестели в робком пламени свечи.

—        Что ж не спрашиваешь, почему тобой командую?

-        А ты начальник гарнизона,— усмехнулся Плужников.

—        Право я такое имею,— тихо и очень веско сказал Семишный.— Имею право на смерть  вас посылать. Ступай.— И задул свечу...

Он очень хотел обрадовать старшину, потому что тот сильно сдал за последние дни. Часто впадал в забытье, кричал криком от непереносимой боли, а, придя в себя, дрожал в смертельном ознобе, и пот каплями застывал на лбу. И только неистовая воля удерживала еще остатки жизни в уже омертвевшем теле...

Семишный говорил с трудом, задыхаясь, уже неясно выговаривая слова. Смерть докатилась до горла, руки уже не двигались, и жили только глаза.

-Мы честно выполняли долг свой, себя не щадя.
И до конца так, до  конца.   Не  позволяй убивать себя раньше, чем умрешь.  Только так. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так.

 Сил нету, Семишный,— тихо сказал Плужников.— Сил больше нету.

Сил нету?  Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы.
Расстегни меня. Грудь расстегни. Ватник, гимнастерку — все. Расстегнул? Сунь руку.  Ну? Чуешь силу? Чуешь?

Плужников расстегнул ватник и гимнастерку, неуверенно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми обмороженными пальцами холодный, скользкий, тяжелый на ощупь шелк знамени.

С первого дня на себе ношу,— голос старшины дрогнул, но он сдержал душившие его рыдания.— Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе.
Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам   не отдавай. Не твоя это честь и не моя — родины нашей это честь. Не запятнай, лейтенант.

Не запятнаю.

Повторяй: клянусь...

Клянусь,— сказал Плужников.

...никогда, ни живым, ни мертвым...

Ни живым, ни мертвым...

...не отдавать врагу боевого знамени...

Боевого знамени...

...моей Родины Союза Советских Социалистических Республик.

Моей Родины Союза Советских Социалистических Республик,— повторил Плужников и, став на колени, поцеловал шелк на холодной груди старшины.

Когда помру, на себя наденешь,— сказал Семишный.— А раньше не трожь. С ним жил, с ним и помереть хочу...

Через час старшина Семишный умер. Умер, не сказав больше ни единого слова, и Плужников еще долго сидел рядом, думая, что он жив, а он уже был мертвым.

Он снял со старшины знамя, разделся до пояса и обмотал знамя вокруг себя. Холодный шелк вскоре согрелся, и он все время чувствовал его особую, волнующую теплоту. Все время — и когда хоронил Семишного, и потом, когда лежал на его постели, укрывшись всеми бушлатами.

Он лежал спокойно и думал, что ничего уже не боится — ни немцев, ни смерти, ни холода. Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность. Свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени».

Вопросы:

Что заставляло Семишного жить?

(Воля к жизни).

Почему он взял на себя право командовать?

(Большая сила духа).

Что изменилось в душе Плужникова после смерти Семишного? Как он воспринимал свою личность?

( Свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени).

 Обращаем внимание учащихся на слова:« Присяга есть клятва на знамени».

Каждый из участников Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы нашего города,  тоже давал такую присягу.

Просим учащихся назвать улицы района, которые носят имена героев Великой Отечественной войны.  

Работа с картой города.

Улица Афанасия Смолячкова.

Улица генерала Карбышева

Улица Александра Матросова

Улица  Михаила Харченко

Улица Коммисара Смирнова.

Часть третья.

"Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь, верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной".

Дмитрий Михайлович Карбышев.

Биография Дмитрия Михайловича Карбышева изучена историками, пожалуй, лучше, чем какого-либо другого героя Великой Отечественной. И ничего удивительного в этом нет: к началу войны Дмитрию Михайловичу было уже 60 лет, он носил звание генерал-лейтенанта инженерных войск, был доктором военных наук и профессором Военной академии Генерального штаба.

Будущий герой родился 26 октября 1880 года в городе Омске в семье военного чиновника. Пойдя по стопам отца, в 1898 году окончил Сибирский кадетский корпус, а двумя годами позже - Николаевское военно-инженерное училище, после чего в чине подпоручика был назначен ротным командиром в Восточно-Сибирский саперный батальон, дислоцировавшийся в Манчжурии.

В 1904-1905 годах Дмитрий Карбышев принимал участие в русско-японской войне. В составе батальона он занимался укреплением позиций, установлением средств связи, наведением мостов. Принимал участие в сражении под Мукденом. Карбышев "всегда находился на самых ответственных участках, в пекле боев, рядом с солдатами и вернулся с войны с пятью боевыми орденами и тремя медалями". Войну он закончил в чине поручика.

В 1906 году Дмитрий Михайлович был уволен из царской армии в запас. Ему было предъявлено обвинение в агитации среди солдат, и дело разбирал офицерский "суд чести". Однако спустя год сказалась нехватка опытных офицеров, и он снова стал командиром роты саперного батальона, принимавшего участие в перестройке крепостных сооружений Владивостока.

В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. По распределению капитан Карбышев должен был стать командиром минной роты Севастопольской крепости, но вместо этого направлен в Брест-Литовск. Там он принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости.

Во время I мировой войны воевал в составе 8-й армии генерала Брусилова. В начале 1915 года участвовал в штурме крепости Перемышль. Получил ранение в ногу. За храбрость и отвагу был награжден орденом св. Анны 2-й степени и произведен в подполковники. В 1916 году принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве.

В декабре 1917 года Карбышев вступил в Красную гвардию. Сражаясь на стороне большевиков, он занимался укреплением позиций в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Украине. Он хорошо знал Фрунзе и Куйбышева, встречался с Дзержинским. Знаменитые большевики, отмечает издание, бывшего царского подполковника высоко ценили и ему доверяли. В должности начальника 6-го военно-полевого строительства он руководил оборонительными работами вокруг Самары. 1920 году стал начальником инженеров 5-й армии Восточного фронта, а осенью 1920 года был назначен помощником начальника инженеров Южного фронта.

 В 1938 году Карбышев окончил Военную академию Генерального штаба, а чуть позже был утвержден в ученом звании профессора. В 1940 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск. Тогда же он стал членом ВКП(б).

В 1939-1940 годах генерал участвовал в советско-финляндской войне. Вырабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма. В 1941 году защитил диссертацию доктора военных наук.

Великая Отечественная война застала Дмитрия Михайловича в штабе 3-й армии в городе Гродно (Белоруссия). С этого момента сведения о дальнейшей судьбе генерала начинают разниться. В частности, у историков нет единого мнения относительно обстоятельств его попадания в плен. По одним данным, пленение генерала произошло после неудачной попытки отбить с наскоро сколоченным из отступавших бойцов отрядом переправу через речку у поселка Зельва на Гродненщине. По другим данным, через два дня после начала войны Карбышев перебрался в штаб 10 армии. 27 июня штаб армии оказался в окружении. В августе 1941 года при попытке выйти из окружения Дмитрий Михайлович был тяжело контужен в бою в районе Днепра (Могилевская область Белоруссии) и в бессознательном состоянии был захвачен в плен. Три с половиной года провел Карбышев в фашистских застенках. К сожалению, до сих пор нет научных исследований (или хотя бы правдивых публикаций) о том трагическом и героическом периоде в жизни великого советского генерала.

О судьбе Карбышева несколько лет в Москве вообще ничего не знали. Примечательно, что в его "Личном деле" в 1941 г. была сделана официальная отметка: "Пропал без вести".

Дмитрий Карбышев начал свой "лагерный путь" в распределительном лагере у польского города Остров-Мазовецкий. Здесь пленных переписывали, сортировали, допрашивали. В лагере Карбышев переболел тяжелой формой дизентерии. На рассвете одного из октябрьских холодных дней 1941 г. переполненный людьми эшелон, среди которых был и Карбышев, прибыл в польское Замостье.

Генерала поселили в барак # 11, за которым впоследствии прочно закрепилось название "генеральский". Здесь, как говорится, была крыша над головой и почти нормальное питание, что в условиях пленения было большой редкостью. Немцы, по словам германских историков, были почти уверены, что после всего пережитого у выдающегося советского ученого возникнут "чувства благодарности" и он согласится на сотрудничество.

 Но это не сработало - и в марте 1942 г. Карбышева перевели в сугубо офицерский концентрационный лагерь Хаммельбург (Бавария). Лагерь этот был особенным - предназначенным исключительно для советских военнопленных.

 Его командование имело четкую установку - делать все возможное (и невозможное), чтобы склонить на сторону Гитлера "неустойчивых, колеблющихся и малодушных" советских офицеров и генералов. Поэтому в лагере соблюдалась видимость законности, гуманного обращения с пленными, что, надо признать, давало свои положительные результаты (особенно в первый год войны). Но только не в отношении Карбышева. Именно в этот период родился его знаменитый девиз: "Нет большей победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом".

По некоторым данным, к концу октября 1942 г. немцы поняли, что с Карбышевым "не так все просто" - привлечь его на сторону фашистской Германии довольно проблематично. Вскоре гестаповское командование приказало доставить Карбышева в Берлин. Он догадывался, зачем его везут в германскую столицу.

Генерала поместили в одиночную камеру без окон, с яркой, постоянно мигающей электрической лампой. Находясь в камере, Карбышев потерял счет времени. Сутки здесь не делились на день и ночь, прогулок не было. Но, как говорил он потом товарищам по плену, прошло, по-видимому, не менее двух-трех недель, прежде чем его вызвали на первый допрос. Это был обычный прием тюремщиков, - вспоминал впоследствии Карбышев, с профессорской точностью анализируя все это "мероприятие": заключенного приводят в состояние полной апатии, атрофии воли, прежде чем взять "в раскрутку".

Но, к удивлению Дмитрия Михайловича, его встретил не тюремный следователь, а известный немецкий фортификатор профессор Гейнц Раубенгеймер, о котором он немало слышал на протяжении последних двух десятков лет, за трудами которого пристально следил по специальным журналам и литературе. Несколько раз они встречались.

Профессор вежливо поприветствовал пленника, выразив сожаление за причиненные неудобства великому советскому ученому. Затем достал из папки лист бумаги и начал читать заранее подготовленный текст. Советскому генералу предлагалось освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полная материальная обеспеченность. Карбышеву будет открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с другими материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории, выполнения опытно-конструкторских работ и обеспечения иных мероприятий научно-исследовательского характера. Не воспрещался самостоятельный выбор тематики научных разработок, давалось добро на выезд в район фронтов для проверки теоретических расчетов в полевых условиях. Правда, оговаривалось - кроме Восточного фронта. Результаты работ должны стать достоянием немецких специалистов. Все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха.

Внимательно выслушав условия "сотрудничества", Дмитрий Михайлович спокойно ответил: "Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь, верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной".

Подобного упрямства немец не ожидал. Чего-чего, а с любимым учителем можно было бы прийти к определенному компромиссу. Железные двери одиночки захлопнулись за спиной немецкого профессора.

Карбышеву начали давать соленую пищу, после чего отказывали в воде. Заменили лампу - она стала такой мощной, что, даже закрыв веки, глазам не было покоя. Они начинали гноиться, причиняя мучительную боль. Спать почти не разрешали. При этом с немецкой аккуратностью регистрировали настроение и психическое состояние советского генерала. И когда казалось, что он начинал "скисать", снова приходили с предложением сотрудничать. Ответ был тот же - "нет". Так продолжалось без малого полгода.

После этого по этапу Карбышев был переведен в концентрационный лагерь Флоссенбюрг, расположенный в баварских горах, в 90 км от Нюрнберга.

 Он отличался каторжными работами особой тяжести, а бесчеловечное отношение к заключенным не знало предела. Узники в полосатой одежде с пробритой крестообразно головой с утра до ночи работали в гранитных карьерах под наблюдением эсэсовцев, вооруженных хлыстами и пистолетами. Минутная передышка, взгляд, брошенный в сторону, слово, сказанное соседу по работе, любое неловкое движение, малейшая провинность - все это вызывало бешеную ярость надсмотрщиков, избиение хлыстом. Часто слышались выстрелы. Стреляли прямо в затылок.

Один из советских пленных офицеров уже после войны вспоминал: "Однажды мы с Дмитрием Михайловичем работали в сарае, обтесывали гранитные столбики для дорог, облицовочные и намогильные плиты. По поводу последних, Карбышев (которому даже в самой трудной ситуации не изменяло чувство юмора), вдруг заметил: "Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше намогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте".

Почти шестимесячное пребывание Дмитрия Михайловича на каторжных работах закончилось в один из августовских дней 1943 г. Пленник был переведен в Нюрнберг и заключен в тюрьму гестапо. После непродолжительного "карантина" его отправили в так называемый "блок" - деревянный барак посреди огромного вымощенного булыжником двора. Здесь генерала многие узнали: одни - как сослуживца в прошлом, другие - как грамотного учителя, третьи - по печатным трудам, некоторые - по прежним встречам в фашистских застенках.

Затем последовали Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен - лагеря, которые навеки войдут в историю человечества как памятники самых страшных злодеяний германского фашизма. Постоянно дымящие печи, где сжигались живые и мертвые; газовые камеры, где в страшных муках гибли десятки тысяч людей; холмы пепла из человеческих костей; огромные тюки женских волос; горы ботиночек, снятых с детей перед тем, как отправить их в последний путь…

Через все это прошел советский генерал.

За три месяца до вступления нашей армии в Берлин 65-летнего Карбышева перевели в лагерь Маутхаузен, где он и погиб.

Впервые стало известно о гибели Карбышева через год после окончания войны.

 13 февраля 1946 г. майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, находившийся на излечении в госпитале под Лондоном, пригласил к себе представителя Советской миссии по делам репатриации в Англии, чтобы сообщить "важные подробности".

"Мне осталось жить недолго, - сказал майор советскому офицеру, - поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической гибели советского генерала, благородная память о котором должна жить в сердцах людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым мне пришлось побывать в немецких лагерях".

По словам офицера, в ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье. "Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев", - с болью в сердце излагал канадский майор.

"В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали,… Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве.

Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека", - такими словами закончил свой рассказ канадский офицер.

Что и было сделано.

16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Как записано в указе, это высокое звание присвоено генералу-герою, трагически погибшему в фашистском плену, "за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне".

  Задается вопрос к классу: « В чем проявилась «исключительная стойкость и мужество» генерала Дмитрия Михайловича Карбышева?»

Немецкий поэт  Шиллер писал: «Храбрый муж думает о себе в последнюю очередь».

 Часть четвертая.

Личностный блок  занятия

 Солдатами не рождаются, солдатами становятся.

Просим  мальчиков написать те качества, которые им уже удалось воспитать в себе, для того, чтобы стать защитниками Отечества.

Просим девочек написать те качества, которые они наблюдают в  поступках мальчиках.

В процессе обсуждения делается вывод:

Мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, чертой характера оно становится тогда, когда какие-то поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека, а превращаются в привычный образ действия.

Заключение.        

Д. Кедрин. Присяга.

Заветы славной боевой отваги

От прадедов остались на Руси

Святое слово воинской присяги

Торжественно, боец, произнеси.

Не самому себе, а всей Отчизне

Ты говоришь в священный этот час:

Отдам всю кровь не пожалею жизни,

Чтобы исполнить Родины приказ

Когда ж взовьются радостные флаги

И встретятся с тобой твои друзья

Ты скажешь им: «Я верен был присяге,

Победы нашей час приблизил я»

Список рекомендуемой литературы

Праздник в школе. Защитникам Отечества посвящается. Минск. 2005.

Салют защитникам Отечества Читаем, учимся, играем. 2006. № 3.

Решин Е.Г Генерал Карбышев: Докум. повесть.-4-е изд., М.: ДОСААФ, 1987.

Светлишич Н.А. Выдающиеся полководцы и военачальники Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. М., 1989.

Советские полководцы и военачальники: Сб. Фрунзе, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно ус­ловно разделить на три основные группы:социально-педагогическая,предметно-дидактическая,психологическая.Социально-педагогическая модел...