Музейное занятие для начальных классов «Как жили и учились дети в войну»
методическая разработка (5 класс) по теме

Занятие разработано мной для использования в нашем школьном музее, руководителем которого я являюсь. Мы используем его в работе с 1-5 классами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon музейное занятие31 КБ

Предварительный просмотр:

Музейное занятие для начальных классов

«Как жили и учились дети в войну»

Цели: расширить понятие детей о Великой Отечественной войне, о жизни людей в военные годы.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью их сверстников в военные годы, вызвать чувство уважения к ним, научить ценить те блага жизни, которых лишены были дети военных лет.

Оборудование: фотографии детей войны, изображения съедобных трав и грибов, валенки, лапти, старые газеты, ножницы, иголки, нитки, свекольный сок.

                                      Ход занятия

1. Ведущий. -  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами побеседовать о нелёгкой жизни ваших сверстников во время войны.

 - Знаете ли вы, что такое война? Как вы понимаете это слово?

- Как вы думаете, как жилось вашим сверстникам во время войны?

Дети отвечают на поставленные вопросы. Как правило, они уже имеют некоторое представление о теме разговора.

2.Ведущий. – Ребята, вы сегодня завтракали перед тем, как пойти в школу?

А какие блюда у вас самые любимые? ( Ответы детей)

Вы даже не подозреваете, ребята, какие вы счастливые: вам не надо думать о том, что вы будете кушать завтра или послезавтра. Совсем по-другому жили ваши сверстники военных лет. Знаете ли вы, что ели дети в нашем селе во время войны? Послушайте, пожалуйста, что нам рассказали старожилы. Посмотрите на их фотографии: эти пожилые люди во время войны были совсем детьми. (Демонстрация экспозиции « В тылу как на фронте»)

Оказывается, тогда все лучшие продукты отправляли на фронт. И это правильно, ребята -  ведь если бы наши солдаты голодали, они не смогли бы воевать с врагом. А самим жителям приходилось есть, в основном, картошку и хлеб, испечённый пополам с лебедой. ( Здесь уместно объяснить учащимся – что это за растение и показать его изображение). Но даже картошки до конца зимы не хватало, и дети, которые постоянно хотели есть, с нетерпением ждали весны. Как вы думаете – почему? ( Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Дело в том, что весной в лесу появлялась различная съедобная растительность: грибы, корешки, листики. Ребятишки целыми днями пропадали в лесу в поисках еды. ( Здесь необходимо продемонстрировать картинки с изображениями съедобных трав и грибов) А ещё весной из-под талого снега появлялась мёрзлая картошка. Её смешивали с мукой и пекли любимое лакомство сельских детишек – блины «налитыши». Они, конечно, были очень невкусные, но голодным детям казались объедением.

3.Ведущий. – Посмотрите, ребята, как вы все красиво одеты. А дети военных лет не могли себе позволить такого. Вы знаете, что за предметы я вам показываю? ( Ведущий демонстрирует валенки и лапти из фондов музея)

Вот это, ребята, обувь, которую носили дети тех далёких лет. Лапти -  их

берегли: до города шли в них, а обратно -  пешком. Одной пары лаптей обычно хватало на 2 недели. ( Если ребятам незнаком этот предмет, можно рассказать о нём поподробнее) А это -  всем нам знакомые валенки. Сейчас мы одеваем их только во время сильных морозов, но в войну эта обувь была редкостью. На одну семью приходилась одна, редко две пары валенок, и носили их по очереди. Лапти и валенки носили только в холодное время года, а в тёплое – ходили босиком.

. 4. Ведущий. Ребята, вы учитесь в современной красивой школе со всеми удобствами. Расскажите, какой у вас кабинет? Хватает ли вам учебников?

На чём и чем вы пишете? ( Ответы ребят)

А вот в войну условий для учёбы не было. Многие дети учились по вечерам, а днём помогали взрослым. В школе зимой было так холодно, что не разгибались пальцы: было трудно писать. Сумки шили из мешковины. Учебников не хватало. Вместо тетрадей дети писали на обёрточной бумаге или использовали блокнотики из чистых полей газет: вот такие. (Ведущий демонстрирует предварительно сделанный подобный блокнот). Когда заканчивались чернила, писали свекольным соком. Давайте и мы с вами попробуем окунуться в школьную атмосферу тех лет и почувствовать, легко ли было быть учеником в школе военной поры. Сейчас мы сошьём блокнотики из полей газет и попробуем писать в них свекольным соком.

(Учащиеся под руководством ведущего изготавливают блокнотики и пишут в них приговор войне: «Нет – войне!»)

5.Ведущий. На этом наше сегодняшнее занятие окончено. Давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня о жизни детей во время войны.

(Ребята рассказывают о своих впечатлениях от беседы). На следующем занятии я расскажу вам, как дети во время войны помогали взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на логопедических занятиях в начальных классах.

Сочетание формирования системно-деятельностного подхода и традиционных методик на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ...

Итоговое воспитательское занятие для начальных классов "Путешествие в страну Здоровья."

Способствовать формированию здорового образа жизни. расширению закреплению знаний о правилах личных гигиены. о здоровом питании . о пользе зарядки и закаливание....

Внеклассное занятие в начальных классах "Осенние забавы"

Внеклассное занятие в начальных классах "Осенние забавы"...

Внеклассное занятие в начальных классах на тему «Губительная сигарета»

На доступных примерах рассказывается детям о вре­де курения....

Коррекционные занятия для начальных классов

Сценарии коррекционно - разхвивающих занятий для детей начальных классов. Можно использовать как для детей нуждающихся в психологическом сопровождени в период адаптации (1 классы) и для детей с ОВЗ об...

Доклад на тему: «Логопедический массаж на занятиях в начальных классах

Доклад на тему:"Логопедический массаж на занятиях в начальных классах"...