Главные вкладки

    Сюжетно - ролевая игра «Математические Олимпийские игры- 2013» как эффективная форма повышения мотивации к обучению математики у учащихся с легкой степенью умственной отсталости
    статья на тему

    Третьякова Анна Владимировна

    Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика. 

    Поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы, как по математике, так и по другим учебным предметам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya-_olimpiyskie_igry.docx31.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Третьякова Анна Владимировна,

    учитель математики

    казенного образовательного учреждения

    Омской области

     «Исилькульская специальная (коррекционная)

     общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

    Сюжетно - ролевая игра «Математические Олимпийские игры- 2013» как эффективная форма повышения мотивации к обучению математики у учащихся с легкой степенью умственной отсталости

    Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика.

    Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от школьников с особыми образовательными потребностями достаточно высокого уровня развития процессов логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Однако преодоление и коррекция недостатков развития учащихся, нуждающихся в совершенно особых условиях образования, должны не только способствовать решению поставленных образовательных задач, но и восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать и формировать навыки социальной адаптации, т.е. способность к максимально возможной независимой жизни в современном обществе [6].

    Поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы, как по математике, так и по другим учебным предметам.

            Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе[2].

    Для реализации намеченных задач важно определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. С учащимися старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможно изучение разнообразной тематики, связанной как с курсом математики, так и с другими предметами. Такой подход наиболее разумен и предполагает разнообразие видов и форм организации, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них.

    Одно из наиболее интересных, доступных и значимых направлений внеклассной работы -  это  проведение предметных недель. Проведение предметных недель дает возможность организовать деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида не только по интересам, но и с учетом их познавательных возможностей, способствует развитию их индивидуальных наклонностей, инициативы и самостоятельности в познании изучаемых предметов. Такой подход создает благоприятные условия для преодоления у учащихся с нарушением интеллекта пассивной жизненной позиции.

             Предметные  недели, соединяясь с  изучением программного материала математики и других предметов, становится органической частью обучения [6, 3].

    Спецификой организации предметной недели по математике  являются мероприятия, объединенные в единую систему с общей темой и целью.   Из всех видов предметной внеклассной работы с детьми наибольшей популярностью пользуются сюжетно - ролевые игры. Преимущества их проведения очевидно[1].  Игра – это неожиданность, непредсказуемость, азарт, обстановка эмоционального подъема, дух соревнования, возможность блеснуть находчивостью. Что немаловажно и для умственно - отсталых школьников.

    Одним из примеров таких предметных недель являются «Математические Олимпийские игры», проведенные в преддверии  XXII зимних Олимпийских игр «Сочи- 2014».

    Цель данного внеклассного мероприятия -  создание различных ситуаций, способствующих  повышению  мотивации учащихся к изучению математики, расширению математических знаний, умений,   их приобщение к мировой традиции проведения олимпийских игр, расширения сведений  об их особенностях и своеобразии. 

    Реализация целей и задач Математических Олимпийских игр  проходила  в организации сюжетно - ролевой игры – «Олимпийская деревня». Участниками игры стали учащиеся 5-9 классов. Игровой замысел опирался на потребности и склонности ребят среднего и старшего школьного возраста. Для этого возраста характерно стремление к приключениям, поиску своего «Я».

    Важной особенностью развития игрового сюжета являлись игровые правила. Каждому классу предлагалось пожить в «Олимпийской деревне»  на определенных  континентах, которые символизируют пять Олимпийских колец:

    Европа,  Африка, Австралия, Азия, Северная Америка, Южная Америка. Под девизом «Считай, смекай, угадывай».

    В течение предметной недели проходили различные математические мероприятия, в которых прослеживалась непосредственная  связь с олимпийскими играми Сочи- 2014. Помощь в организации мероприятий,  судействе, работе ПРЕСС- ЦЕНТРА осуществлял волонтерский отряд «Пять колец» под девизом: «Усилие каждого - победа всех».  

    Математические Олимпийские игры состояли из нескольких этапов:

    - Открытие Математических Олимпийских игр по математике - 2013 (стартовая линейка -  видео - презентация)

    - Создание математических сайтов (оформление математических газет)

    - Математический марафон (математическая олимпиада)

    - Форум общения «Сочи- 2014» (комментарии соперникам)

     - Математическое многоборье  (проверка знаний таблицы умножения)

    - Заочный математический биатлон  (заочная викторина между соперниками)

    - Тренировка по фигурному катанию (выставка: олимпийские геометрические аппликации (5-7 классы); построение симметричных олимпийских символов (8-9 классы))

    - Математическое фигурное катание (одиночное: интерактивное построение олимпийских колец; парное: интерактивная группировка геометрических фигур.)

    - Математическое двоеборье (математическая викторина)

    - Математические гонки (математическая эстафета)

    - Математическая лотерея (лотерея)

    - Работа ПРЕСС- ЦЕНТРА (видеосъемки, репортажей, фотографии  о проведении недели)

    - Закрытие Математических Олимпийских игр - 2013(линейка - видео – презентация, награждение)

    - Входящие сообщения, пожелания, предложения (Рефлексия)

    Учащимся были представлены критерии оценивания результатов участия в Математических Олимпийских играх - 2013. Оценка проходила по бальной системе за:

    - выполнение домашнего задания (создание математического сайта);

    - активная работа на «Форуме общения»;

    - участие и выигрыш в конкурсах;        

    Для отражения хода игры был создан математический портал  «Сочи- 2014» (бумажный информационный проспект), который состоял из различных рубрик:  сайты континентов с адресом http:// www МАТЕМАТИКА. СОЧИ-2014 (математические газеты), новости, оповещение, «Сочи- 2014 в цифрах», маршрут олимпийского огня «Сочи- 2014», http:// www  ГЕОМЕТРИЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ (оформление выставки),   блог «Заочный биатлон @СОЧИ- 2014.RU», рейтинг активности континентов, Форум общения.

     В день прибытия Олимпийского огня в город Омск для создания мотивации к участию и активной работы  была дана стартовая линейка видео - презентация, на которой был зажжен огонь Математических Олимпийских игр- 2013. Учащиеся получили объяснение условий игры, познакомились с историческими сведениями  Олимпийских игр, произнесли клятву Математических Олимпийских игр- 2013.

    Теоретические знания и умения  по изученным темам учащиеся могли продемонстрировать на Математическом марафоне, включавшим в себя  задания на смекалку, сообразительность, задания  геометрического характера ( «Геометрическое зрение», «Зашифрованное число», «Математические анаграммы», ребусы и др.)  Основная заповедь марафона: не сойти с  дистанции, т. е. пройти все этапы.

    Наибольший  интерес вызывало у учащихся  участие в Математическом многоборье, где учащиеся на интерактивной доске сражались за звание лучший знаток таблицы умножения.

    Следующим этапом Математических Олимпийских  игр было  интерактивное «Фигурное катание» - самый красивый и любимый абсолютно всеми вид спорта.  Математическое парное катание проходило в два этапа, участники выполняли задание c помощью  интерактивной доски.   На I этапе учащиеся  группировали геометрические фигуры, спрятанные на экране друг под другом. На II этапе - из геометрических фигур строили различные предметы.   В одиночном катании участники чертили олимпийские кольца   на интерактивной доске циркулями, как фигуристы на льду.  

    Проявить самостоятельность, находчивость, смекалку  учащиеся могли при посещении блога «Заочный математический биатлон», где должны были не только подготовить вопросы соперникам, но и самостоятельно проверить и оценить их. А подтвердили  практические умения по математике учащиеся на Математических гонках, которые проходили в виде эстафеты.  Эстафета включала в себя несколько этапов: «Считаем быстро», «Волшебные цифры»,  «Танаграм», «Математические буквы»,  «Соображай», «Олимпийский символ». В ходе эстафеты у учащихся  совершенствовались навыки устного счета, развивалась быстрота реакции,   умение мыслить самостоятельно.    

    Наибольшую активность получил «Форум общения»,  на котором учащиеся как  Интернет могли общаться, обмениваться мнениями, отвечать на вопросы на сайтах соперников.

    Подведение итогов Математических Олимпийских игр- 2013 проходило на  линейке закрытия, на которой были подведены итоги игры, участники награждены дипломами, показан отчет работы ПРЕСС- ЦЕНТРА (видео -  клипы, фрагменты прошедшей недели).

            Результаты Математических Олимпийских игр- 2013 еще раз подтвердили, что моделирование внеклассной работы по предмету как сюжетно- ролевой игры позволяет в рамках предметной недели обеспечить внутреннюю активность ученика, выражающуюся в его стремлении с помощью своих знаний, умений добиться собственного успеха и принести победу своему классу. Это обеспечивает самореализацию обучающихся, их  личностный рост, а также более высокий уровень  успеваемости по предмету.

    Литература:

    1. Барышникова Н.В. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках.- Волгоград: Учитель, 2007.- 154с.
    2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2004.- 134с.
    3. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе.- Волгоград: Учитель, 2013.- 130с.
    4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006.- 408с.
    5. Ремчукова И.Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках. Волгоград: Учитель, 2007.- 94с.
    6. Скворцов В.Н. Теоретические и прикладные вопросы организации  

         психологического, педагогического и медико - социального

         сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. – URL:

                http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/olimpiada-v-  

               korrekcionnoy-shkole-voprosy-i-otvety (дата обращения: 27.01.2014)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательного интереса у учащихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках математики посредством использования игр с анимационной компьютерной поддержкой

    Возникновение интереса к изучаемому предмету у значительного числа учащихся с легкой степенью умственной отсталости, зависит в большей степени от того, насколько правильно методически будет построена ...

    Конспект воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

    Конспект  воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Воспитатель Краус О.М.Тема: « Изготовление бумажного эко-пакета».Цель: Освоение навыка изготовле...

    Нарушения фонетической стороны речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости

    Дефекты звукопроизношения встречаются у учащихся коррекционной школы, гораздо чаще, чем остальные нарушения речи. Данное нарушение препятствует успешному обучению. Именно поэтому коррекции звукопроизн...

    Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

    К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. Воронк...

    Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 10 класса

    Контрольные работы предназначены для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработаны в соответствии с принципами жизненной необходимости и практической значимости содержания образован...

    Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 9 класса

    К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. ...

    Опыт интеграции детей с множественными нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами игры и игротерапии.

    Психо-коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны ...