Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Белкина Юлия Юрьевна

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»  первого  года обучения, краеведческо - эстетической направленности разработана на основе модифицированной образовательной программы объединения дополнительного образования «Моя Родина-Россия». Программа рассчитана на 35ч. из расчета 1ч. в неделю (35 учебных недель) В основе занятий — целевая установка на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей страны. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_kruzhka_voskhozhdenie_k_kulture.docx37.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №9» города Белгорода

    «Согласовано»

    Зам. директора по УВР

    МБОУ «Лицей №9»

    г. Белгорода

    _____________И.П. Пучкова

    «____»_____________2013г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «Лицей №9»

    г. Белгорода

    ______________ Е. Петренко

    Приказ №________

    от «_____» ___________2013г.

    Рабочая  программа

    по внеурочной деятельности

    «Восхождение к культуре»

    Составил

    учитель географии Белкина Ю.Ю.

    первой квалификационной категории

    Белгород

    2013г.

    Пояснительная записка

            В настоящее время, остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Белгородской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства культуру через любовь к своей малой родине, отчему краю.

            Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»  первого  года обучения, краеведческо - эстетической направленности разработана на основе модифицированной образовательной программы объединения дополнительного образования «Моя Родина-Россия». Программа рассчитана на 35ч. из расчета 1ч. в неделю (35 учебных недель) В основе занятий — целевая установка на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей страны. Затрагиваются вопросы символики нашего края, изучение родословной, фольклора. Объектом изучения служат природа родного края, его особенности, достопримечательности, которые отражаются в произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей Белгородской землёй. Курс вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски краеведческого материала. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего.

    Цели:

    • освоение обучающимися духовных и культурных ценностей своей малой Родины, посредством формирования реальных представлений у обучающихся о природных, исторических, социально-экономических системах края;
    • формирование осознанного отношения к достижениям национальной культуры, воспитания уважения к истории и культуре родного края;
    •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной и поисковой  работы.

    Задачи программы:

    • Изучение прошлого и настоящего Белгородской, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и области.
    • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и области.
    • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
    • Активизация поисковой деятельности учащихся.
    • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
    • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
    • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

    Структура содержания программы

            Программа предусматривает изучение краеведения  учащимися 11-12 лет. Курс рассчитан на один год. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения. На протяжении изучения всей программы предусмотрена работа по теории и истории родного края, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках географии, литературы. В соответствии с целями программы  часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы; как экскурсии, посещение интересных мест края, конкурсы, викторины, конференции, диспуты, семинары, работа над проектами.

    Формы работы:

    • Знакомство с народными традициями и обычаями.
    • Встречи с интересными людьми.
    • Конкурсы, викторины.
    • Тематические выставки.
    • Интеллектуально-познавательные игры.
    • Исследовательские проекты.
    • Инсценировки обрядов.
    • Сбор материала и отражение его в экспозициях школьного музея.
    • Экскурсии.
    • Создание фонотеки, презентаций, видеофильмов.
    • Просветительская деятельность.

    Программа “Восхождение к культуре” способствует развитию у обучающихся следующих умений и навыков:

    • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города.

    • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
    • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
    • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
    • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного исследования.

            Требования к уровню подготовки 

    Содержание программного материала предусматривает более глубокое ознакомление с основами краеведения, познания воспитанниками своего края в прошлом и настоящем. Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае. Воспитание потребности общения с родной природой, культурными особенностями области, бережного отношения к народному наследию.

            Идея программы:

    Воспитание гражданина, патриота практическими делами, поступками, отношением к окружающему миру, природе в постоянно меняющейся социокультурной среде

            Ожидаемые результаты программы

            По изучению курса образовательной программы, обучающиеся должны уметь и знать:

    • способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
    • умение пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях;
    • устойчивый интерес к истории своей Родины;
    • знания по истории и культуре родного края;
    • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
    • способность творчески мыслить и рассуждать;
    • способность заниматься исследовательской, поисковой деятельностью индивидуально и в творческих группах.

    Результатом работы при реализации данной программы для учеников является:

    • составление родословной;
    •  написание творческих работ;
    •  изготовление поделок;
    • сбор краеведческого материала;
    •  проведение экскурсий в краеведческих музеях.

    Тематическое планирование

    № п\п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    проведения

    1

    Культура человека в истоках родного края

    1

    2

    Красотою славится наша белгородчина!

    1

    3

    С чего всё начиналось.

    1

    4

    Здесь пыль веков.

    1

    5

    О чём рассказали книги.

    1

    6 -7

    Народные праздники, обряды, традиции.

    2

    8 - 9

    Природа Белогорья, её отражение в творчестве земляков: поэтов, художников, публицистов.

    2

    10

    Топонимика Белгородской области.

    1

    11

    «Горы» давшие название нашему городу.

    1

    12

    Рождение города.

    1

    13 - 14

    Красота и симметрия. Город, в котором мы живем.

    2

    15 -16

    Я и мой город.

    2

    17 - 18

    Люди города.

    2

    19 -20

    «Родословие». Наука генеалогия Родословие. Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».

    2

    21

    Семья в народных традициях. Большие семьи Белогорья.

    1

    22

    Им гордится наша область.

    1

    23

    «Не позволяй душе лениться».

    1

    24

    Гордое звание – учитель.

    1

    25

    Добро создаваемое добрыми руками.

    1

    26

    О спорт – ты мир!

    1

    27

    Люди в белых халатах.

    1

    28 - 29

    Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

    2

    30

    Я не участвую в войне, война участвует во мне.

    1

    31 -34

    Путешествие по «Золотому кольцу Белогорья».

    4

    35

    Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ — РОДНАЯ БЕЛГОРОДЧИНА!

    1

    Содержание программы

    1. Введение

    1.1. Культура человека в истоках родного края

            Человек и его окружение. Как формируется культурное становление человека. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

    2. Исторические особенности родного края

    2.1. Красотою славится наша белгородчина!

            Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

    2.2. С чего всё начиналось.

            Наш край в древности. Археологические памятники на территории области. Белгородчина – засечная черта древней Руси. Роль Белгородской земли в становлении государства российского. Работа с архивным материалом.

    2.3. Здесь пыль веков.

            Экскурсия в городской краеведческий музей.

    2.4. О чём рассказали книги.

    Экскурсия в краеведческий отдел областной библиотеки. Работа с краеведческой литературой.

    3. Культура и самобытность белгородского народа.

    3.1. Народные праздники, обряды, традиции

            Экскурсия в музей народной культуры. История возникновения русских народных игр. Во  что  играли наши  предки. Молодецкие потехи. Времена года и традиции. Православный календарь.

    3.2. Природа Белогорья, её отражение в творчестве земляков: поэтов, художников, публицистов.

             Родная природа в творчестве поэтов. Памятники архитектуры, живописи и литература. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Инсценировка стихотворений. Конкурс чтецов.

    4. География Белгородской области.

    4.1. Топонимика Белгородской области.

            Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Белгородской области. Топонимика в стихах белгородских поэтов.

    4.2. «Горы» давшие название нашему городу.

            Меловые горы. Меловые горы в  произведениях белгородских авторов, художественные зарисовки.

    Б. Осыков: знакомство с книгами писателя «Белогорье», «Синие дали», «Вдали, за Северским Донцом», «Родное Белогорье». Стихи о Белогорье. Современное состояние ландшафтов Белгорода. Экология области.

    4.3. Рождение города.

            Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Познакомить учащихся с музеем истории города Белгорода. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города.

    4.4. Красота и симметрия. Город, в котором мы живем.

            Архитектурные памятники нашего города. Искусство народа населяющего наш город. Красивые и памятные  места в городе Белгород. Составление экскурсии на тему: «Куда я друга поведу».

    4.5. Я и мой город.

            Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

    4.6. Люди города.

            Познакомить с именами знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.

    5. Все, что есть хорошего во мне  - это благодаря моей семье.

    5.1. «Родословие». Наука генеалогия Родословие. Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».

            Наука генеалогия. Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Моя семья. Семейные традиции. Семейные гербы. Летопись семьи. Конкурс исследовательских работ «История моей семьи –история моего народа».

    5.2. Семья в народных традициях. Большие семьи Белогорья. 

            Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах. Беседа о значении семьи в жизни человека. Известные семьи белгородчины. Дискуссия о многодетных семьях, их предназначении в современном мире.

    6. Люди земли Белгородской.

    6.1. Им гордится наша область.

    Белогорье - родина великих земляков. Вклад в знаменитых белгородцев в науку, культуру, искусство, развитие страны. Наши земляки на страницах печатных изданий, СМИ, музеях страны.

    6.2. «Не позволяй душе лениться».

            Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий. Встречи со знаменитыми людьми нашего города.

    6.3. Гордое звание – учитель.

            Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашем лицеи. Оформление папки. Посещение ветеранов труда, учителей работавших в нашем лицеи

    6.4. Добро создаваемое добрыми руками.

            Экскурсии на предприятия нашего города. Посещение выставок готовой продукции.

    6.5. О спорт – ты мир!

            Известные спортсмены нашей области. Изучение литературных и интернет источников, для получения информации о спортивных рекордах наших земляков. Просмотр видеосюжетов о спортивных соревнованиях участием наших спортсменов.

    6.6. Люди в белых халатах.

            Известные врачи нашей области. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в городских поликлиниках и областной больнице. Значение здорового образа жизни в судьбе отдельного человека и всего региона в целом.

    6.7. Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

            Наш город и область в годы войны. Тыл фронту. История людей, ковавших победу в тылу. Работа с архивными источниками. Провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы - герои войны», «Военная история моей семьи».

    6.7. Я не участвую в войне, война участвует во мне.

            Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков.

    7. Моя родная Белгородчина.

    7.1. Путешествие по «Золотому кольцу Белогорья»

            Достопримечательности районов Белгородской области. Составление путеводителя по территории области. Конкурс презентаций. Выставка рисунков и фотографий.

    7.2. Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ — РОДНАЯ БЕЛГОРОДЧИНА!

            Викторина: «Что я знаю о своем крае?» Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев

    Литература

    1. Белгородская энциклопедия. — Белгород. обл. тип., 2000. — 464 с.
    2. И. И. Веретенников. Белгородские карагоды. Белгород. 1993г.
    3. Гончаренко Ю. И. Ратная доблесть белгородцев. — Белгород., Истоки,1995 — 396 с.
    4. Дневник юного путешественника.
    5. Дятченко Л. Озарённый первым салютом. — М., Сов. Россия, 1985.— 165 с.
    6. Крупенков А. Н. Судьба декабриста. — Белгород., Квант, 1994.— 210 с.
    7. Крупенков А. Н. Холковские пещеры. Путеводитель по подземному монастырю и его окрестностям. — Белгород., Квант,199.1— 31 с.
    8. Мелентьев Р. И. Городок провинциальный. Записки старожила. — Старый Оскол., Провинциальный город, 2005. — 78 с.
    9. Михалёв В. В. Стихотворения. — Белгород, Крестьянское дело, 1998. — 264 с.

    Г.М.Науменко. Народные праздники. М., 2001 г.

    1. Никулов А. П. Старый Оскол. Историческое исследование Оскольского края. — Курск, ГУИПП «Курск «1997 — 576 с., ил. 16 с.
    2. Осыков Б. И. Белгородский алфавит. Краткий краеведческий справочник. -Воронеж., Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1990. — 208 с.
    3. Осыков Б. И. Музыкант. Путешественник. Поэт. Педагог. 1890 — 1990. К 100-летию со дня рождения В. Я. Ерошенко. — Белгород, Везелица, 1989. — 48 с.
    4. Т.Я.Шпикалова, Г.А.Поровская. Возвращение к истокам. М., 2000 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Культура речи" 6 класс

    Данная программа направлена на формирование у обучающихся УУД, обеспечивающих незатрудненноек построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов

    Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...

    Рабочая программа по внеурочной деятельность "Подготовка к ГИА по английскому языку" 7 класс.

    Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению курса внеурочной деятельности «Подготовка к ГИА по английскому языку&r...