Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»
методическая разработка на тему

Суд-игра на тему  «Загрязнение окружающей среды  и экологические проблемы общества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud-igra.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Суд-игра на тему

«Загрязнение окружающей среды

 и экологические проблемы общества»

Цели: обобщить и углубить знания по проблемам взаимодействия общества и природы на современном этапе; сформировать у учащихся представление о сущности и причинах возникновения экологических проблем; формировать умения выступать перед аудиторией; защищать общество и природу.

Знать: сущность и причины возникновения экологических проблем.

Уметь: объяснять экологические ситуации отдельных территорий и стран мира. Прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире.

Ход игры

Судья. Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества. Дело состоит из двух частей:

  1. Природа обвиняет общество в том, что оно сделало земной шар непригодным для обитания.
  2. Общество доказывает, что своим трудом человек открывает в природе то, что она таила в лоне своем – неведомые ее сокровища.

Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь. Приглашается Природа.

Природа. Прошло около 40 тысяч лет с момента появления человека на Земле. Благодаря научно-техническим достижениям он возомнил себя моим господином. Вольно или невольно он стал руководителем в своем отношении ко мне принципом всех поработителей – «Разделяй и властвуй!»

Секретарь. Приглашается Общество.

Общество. Наивысшая организация жизни и существования на Земле – Общество. В древние времена, когда человек был собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять силы природы во благо себе.

Судья. Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю пострадавшую Землю-кормилицу.

Земля. Чтобы прокормиться, одеться человек интенсивно использует земельные ресурсы. Пашни и плантации занимают примерно 1,5 млн га. В результате многих случаев неправильной обработки земли почвы разрушаются, что ведет к развитию эрозии.

Свидетель. Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100 млрд тонн руд, горючих и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин, пусто в верхних слоях земной коры.

Судья (обращаясь к адвокату Природы). Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье человека?

Адвокат Природы. Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В нашем сельском хозяйстве в большом количестве применяют пестициды, которые используются человеком для борьбы с вредителями различных культур, но приводят и к гибели домашних животных.

Судья (обращаясь к адвокату Общества). Делает ли человек что-нибудь сегодня, чтобы предотвратить развитие заболеваний от применения минеральных удобрений?

Адвокат Общества. В некоторых странах (США, Франция, Германия) уменьшают применение пестицидов или полностью отказываются от них. В США насчитывается более 20 тысяч ферм, не применяющих не только пестициды, но и минеральные удобрения. Такие примеры есть и у нас: некоторые хозяйства Краснодарского края и Омской области отказались от применения пестицидов.

Секретарь. Приглашается свидетель Атмосфера.

Атмосфера. Источниками загрязнения атмосферы являются продукты сгорания автотранспорта и авиации. Сейчас в мире более 500 млн. автомобилей. На них приходится 60% всех вредных выбросов в атмосферу, а ведь в выхлопных газах содержится около200 вредных для здоровья компонентов. Реактивный лайнер за час полета сжигает 6-10 т кислорода. Промышленные выбросы и коммунально-бытовые отходы. В результате сжигания минерального топлива каждый год в атмосферу попадает более 20 млрд т углерода, сернистого газа – это главный источник кислотных дождей, которые губительно действуют на все живое. В результате ядерных взрывов, аварий на АЭС в атмосферу попадают радиоактивные элементы. Наиболее яркий пример негативного воздействия человека на климат Земли – это возникновение озоновой дыры над Антарктидой и Арктикой, а также парниковый эффект.

Секретарь. Приглашается свидетель Биосфера.

Биосфера. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 %. По вине человека многие виды растений и животных стали редкими или совсем исчезли. С начала 17 века на Земле вымерли 94  вида птиц и 63 вида млекопитающих. В данное время под угрозой исчезновения находится 1000 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить уже не возможно.

Секретарь. Приглашается свидетель Гидросфера.

Гидросфера. Вода – неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 т. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 литров воды на человека. Основными источниками загрязнения воды являются:

  1. бытовые и промышленные отходы;
  2. минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей;
  3. продукты гниения древесины при сплаве леса;
  4. отходы от горюче-смазочных материалов, применяемых в автомобильном транспорте, авиации, морском и речном флоте;
  5. нефть, покрывающая ¼ часть Мирового океана вследствие потерь при ее подводной добыче, перевозке и авариях судов;
  6. отходы животноводства.

Судья (обращаясь к адвокату Общества). Сознает ли общество свои ошибки?

Адвокат Общества. Да, общество признает их. Во многих странах проводят работу по искусственному лесоразведению. Для сохранения некоторых видов флоры и фауны организованы заповедники, заказники, национальные парки.

Судья. Сущность конфликта Общества с Природой заключается в том, что человечество стремится взять от нее гораздо больше, чем Природа может дать без ущерба для себя. Окружающая нас Природа не только величественна, но и удивительно хрупка и ранима. Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние Природы, а, следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и грядущего поколений.

Общество. Сотни тысячелетий проходило становление Человека разумного. В настоящее время человечество достигло 6 млрд и увеличивается ежегодно на 75-80 млн человек. Такое население требует значительного роста производства, потребления продовольствия, растущего потребления минеральных и энергетических ресурсов. Мы хотим хорошо жить, а для этого добывать и перерабатывать огромное количество сырья.

Суд удаляется для принятия решений.

Судья (объявляет решение суда). Высокий суд признал, что Общество испытывает на себе давление взаимосвязанных проблем. Если эти проблемы достигнут критического уровня, то Общество может ожидать если не гибели, то очень серьезных потрясений, которые приведут к существенному снижению его численности, качества жизни и уровня потребления. Во избежание катастрофы требуется:

  1. Повсеместное строительство очистных сооружений на промышленных предприятиях.
  2. Использование наиболее безвредных видов топлива и разработки новых.
  3. Переход к безотходным технологиям.
  4. Рациональное размещение предприятий черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности.
  5. Переход к биологическому земледелию.
  6. Рациональное использование природных богатств.
  7. Принятие срочных мер по предотвращению исчезновения многих видов флоры и фауны.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами говорили о хрупкости и уязвимости природы, о необходимости ее беречь и защищать. И, я думаю, никто из вас, став взрослым, не будет нарушать экологическое законодательство. Ведь на Земле жить не только вам, но и вашим детям и внукам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра по теме "Загрязнение реки"

       Актуальность и воспитательная ценность экологической тематики подтверждается не только введением специального курса на родном языке в различных учебных заведениях, но...

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"...

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

Урок-суд «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» 10 класс

Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных  предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом ...

Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы

Конспект урока и презентация в 10 классе!...

Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».

1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи...