Главные вкладки

    «Дети войны» Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию 70-летней годовщины Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов (с использованием методики «Дневник двойной записи»)
    классный час на тему

    Коровина Елена Владимировна

      «Дети войны»

    Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию 70-летней годовщины  Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов  (с использованием методики «Дневник двойной записи»)

    Методическая разработка, классный руководитель Коровина Е.В.

    Ссылки для скачивания презентации и вложенных аудио и видео материалов:

    голос Ю.Б. Левитана о начале войны - https://yadi.sk/d/T3gxRRk-fXGVY

    Почетный караул к вечному огню у Кремля под звук метронома - https://yadi.sk/i/zvfWSuXvfXGUh

    Полная презентация https://yadi.sk/i/NMWidZiUfJVZ4

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Сценарий мероприятия57.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации Тайшетского района

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1 им. Николая Островского

    «Дети войны»

    Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию 70-летней годовщины  Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов

    (с использованием методики «Дневник двойной записи»)

     

    Методическая разработка

    Классный руководитель Коровина Е.В.

    г. Тайшет, 2015

    ВВЕДЕНИЕ

    Гражданско-патриотическое воспитание это одно из приоритетных направлений в работе современной школы. Популяризация западной политико-экономической и культурно-образовательной системы в последние десятилетия привела к тому, что молодёжь утратила веру в величие и самодостаточность своей страны. Подрастающее поколение, забыв свои истоки, историю и культуру, сменило ценностные ориентиры. Быть гражданином и патриотом стало немодно. Такая ситуация не просто противоестественна, но и составляет реальную угрозу существования всей нации.

    Современное общественное развитие России и политико-экономическая ситуация последних лет в мире однозначно и достаточно остро ставит задачу духовного, нравственного и гражданственного возрождения русского народа.

    Особую активность этот вопрос  приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Исходя из этого, основной задачей школы на сегодняшний день ставится воспитание личности, способной освоить важнейшую роль в своей жизни – быть гражданином и патриотом своей страны.

    Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - основа существования и развития любых наций и государственности.

    Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.

    Цель: привить чувство патриотизма, сохранить историческую память и уважение к подвигам детей-героев Великой Отечественной Войны.

    Задачи:

    развивающие: 

    1. Расширять исторические знания  школьников.
    2. Показать участие детей в Великой Отечественной войне.
    3. Развивать патриотические чувства и нравственные качества личности.
    4. Побуждение интереса к истории своей страны.
    5. Развивать познавательную активность учащихся.

    воспитательные: 

    1. Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества - детей.
    2. Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма детей, храбрости и мужества народа.

            Данная методическая разработка рассчитана на совместную исследовательскую работу учащихся и классного руководителя. Ученики не просто получают в представлении готовый материал, но совместно с классным руководителем занимаются поиском информации, самостоятельно анализируют и отбирают необходимую им информацию.

    В огромном потоке информации исследовательской группе было необходимо выбрать материал о детях героях войны, которые были малоизвестны или неизвестны вообще широкой общественности. Ребята, привлеченные в поисково-исследовательскую работу, в ходе мероприятия представляли свои работы другим учащимся. Наибольшую сложность в этой исследовательской работе представляло подобрать наглядный материал, касающийся малоизвестных детей-героев. В большей степени это связано с тем, что звание Героя такие дети получали посмертно.

    Огромную помощь учащимся в их исследовательской работе оказал школьный краеведческий музей. Была возможность наглядно показать детям предметы военных лет, бережно сохраненные до наших дней.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, солдатская форма, фотографии и письма военных лет, фрагменты разорвавшихся мин, муляж винтовки и автомата, трофейный немецкий бинокль, фронтовая ложка.

    Сценарий мероприятия:

    Вступительное слово учителя

    Учитель: Хочу начать наше мероприятие с таких слов:

    1 слайд

    Словно призраки, бледны,
    Мы крепились — не кричали,
    Дети страшной той войны,
    Дети гнева и печали.

    В. Шамшурин

    Речь сегодня пойдет о детях в самый тяжелый период жизни для нашей страны и для каждого, отдельно взятого человека, в Советском Союзе.

    2 слайд

    С. Я. Маршак

    Среди сугробов и воронок
    В селе, разрушенном дотла,
    Стоит, зажмурившись ребёнок -
    Последний гражданин села.
    Испуганный котёнок белый,
    Обломок печки и трубы -
    И это всё, что уцелело
    От прежней жизни и избы.

    Дневник двойной записи.  В ходе нашего мероприятия мы с вами будем вести дневник рассуждений. Первое, что мы в него запишем, вопрос – Что такое война? Ваши мысли по этому поводу, пожалуйста.  (Внести комментарии на доску)

    3 слайд

    Учитель: По статистике, Великая Отечественная война унесла более 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину, осталось без родителей.

    4 слайд

    (Звучит голос Левитана о начале войны).

    Дневник двойной записи.  Кто такой Адольф Гитлер?

    На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

    Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).

    5 слайд

    6 слайд

    7 слайд

    8 слайд

    Ужасную участь готовил Гитлер одному из главных русских городов - Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

    «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

    Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

    Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. С  этого момента началась блокада Ленинграда.

    Дневник двойной записи.  Что вы знаете о блокаде Ленинграда? Что такое блокада?

    На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. Ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

    Дети в блокадном Ленинграде, не смотря на обстрелы и бомбежки, продолжали ходить в школу и учитьсяВ осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

    Дневник двойной записи.  Питание в блокадном Ленинграде.

    С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

    Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. Сейчас вы получите такую же пайку хлеба как ваши ровесники в блокадном Ленинграде. Помните, что вкус того хлеба не идет ни в какое сравнение с тем, что вы сейчас едите ежедневно и в любом количестве.

    Дневник двойной записи.  Дети войны – кто это?

    9 слайд

    Исторические очерки.

    Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысяч.

    10 слайд

    Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным. С этими  именами всегда связывают слова – дети войны. Но сегодня, мне хотелось бы поговорить с вами о тех, кого знают немногие.

    11 слайд

    «Мы клянёмся всё время бить фашистов, по-всякому вредить им. Мы будем мстить за расстрелянных и замученных женщин, детей, стариков. Кровь за кровь! Никто из нас не испугается, не отступит и не изменит. За измену и трусость – смерть». ВЕРБОВКА, 1942 год

    Именно с этих слов начинается деятельность детского партизанского отряда «Босоногий гарнизон» из села Вербовка Харьковской области.

    12 слайд

    Так, в захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие - всего 20 человек. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами. По-своему, как могли, боролись с захватчиками.

    Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к партизанам, но перед этим собирались вывесить на здании комендатуры к годовщине Октябрьской революции красный флаг. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались кто являлся "партизанами".

    4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали … 7 ноября десять человек из "босоного гарнизона" на глазах хуторян были расстреляны.

    13 слайд

    (1 щелчок)

    (2 щелчок)

     

    (З щелчок)

    Десятилетний разведчик Леня Анкинович из бригады знаменитого оршанского подпольщика Константина Заслонова более часа вел бой с гитлеровцами, прикрывая отход группы партизан. Когда понял, что окружен и из кольца не вырваться, взорвал себя и врагов гранатой… Но чудесным образом он не погиб. Подоспевшие на помощь заслоновцы отправили изрешеченного осколками мальчугана в лесной госпиталь.

    Четыре месяца врачи боролись за жизнь юного героя. Спасли!.. За свой подвиг Леня был награжден орденом Красной Звезды. Встав на ноги, вернулся в свой отряд. После войны Леонид Анкинович стал военным летчиком-истребителем.

    Ваня Масалыкин из станицы Новопокровской, свою войну с захватчиками вел в одиночку. Рано лишившись родителей, к приходу немцев он жил с бабушкой, которую, пришедшие сюда в 1942-м оккупанты, избили так, что она в тот же день скончалась… 13-летний Ваня решил мстить.

    Мальчишка стал добывать оружие. Подбирал его на местах боев, а то и воровал у зазевавшихся фашистов. В кустах у Соловьего моста вырыл окопчик, замаскировал его, как мог, и складывал туда винтовки, патроны, гранаты.

    Одним из своих боевых приобретений Ваня однажды попытался воспользоваться. Залег у моста, дождался заполненного фашистами грузовика — и когда тот сбавил ход на выбоинах, метнул гранату. Увы, она не взорвалась… Пареньку удалось ускользнуть.

    Ваня мечтал попасть в действующий партизанский отряд и воевать в его составе. Но выйти на народных мстителей ему не довелось

    Вскоре немцам каким-то образом стало известно о тайном Ванином окопчике. Мальчика выследили полицаи и схватили.

    Майкопского школьника Женю Попова палачи казнили 17 января 1943-го — в тот день юному герою исполнилось 14. С приходом немцев Женя вместе с друзьями стал писать печатными буквами листовки с призывами сопротивляться оккупантам, расклеивать их на домах и заборах. Но в декабре 1942 года два автоматчика схватили его в момент другого боевого занятия: мальчишка-храбрец перекусывал кусачками провода линии связи. Женю допрашивали и жестоко пытали в гестапо целый месяц…

    Земляк Жени Федя Токарев из станицы Абадзехской, что под Майкопом, успел выполнить несколько заданий командования партизанского отряда, прежде чем был схвачен по доносу предателя

    10 февраля 1943 года брат и сестра Виталик и Лена Голубятниковы (они учились в школе № 3 станицы Брюховецкой, на севере от Краснодара) во время отступления немецких войск ценой своих жизней спасли советскую передовую группу, шедшую в авангарде наступающих. Лене было 16 лет, Виталику — всего 9. Они успели предупредить наших солдат о засаде.

    Виталик первым побежал к дороге, где двигались разведчики, которым, как посчитали брат с сестрой, грозила неминуемая гибель: в сарае засели немецкие автоматчики, уже готовые открыть огонь. Мальчик не успел поднять тревогу — был сражен очередью… По Лене, кинувшейся следом, фашисты тоже открыли огонь, но она успела крикнуть нужное, важное. И разведчики кинули в сарай противотанковую гранату.

    За тот подвиг юных брата и сестру Голубятниковых посмертно никак не наградили. В память о них — лишь бюсты и школа их имени в Брюховецкой.

    Дневник двойной записи.  Давайте вернемся к началу нашего дневника размышлений. Изменились ли ваши взгляды, понимание и отношение к этим вопросам? Давайте во второй колонке отметим эти изменения.

    Как вы считаете, нарушались ли права детей во время Великой Отечественной войны? Какие права были нарушены?

    Знаете ли вы подобные примеры в современное время? Приведите примеры.

    14 слайд

    15 слайд

    Учитель:  В годы Великой Отечественной Войны погибло очень много юных героев. Можно перечислять и перечислять имена, судьбы. Схвачен, расстрелян, повешен, закопан заживо… Восемь лет, девять лет, десять, четырнадцать… Мальчишки и девчонки действовали без оглядки на смертельную опасность – потому и гибли… Вспомним: в Краснодаре действовала и знаменитая юношеская подпольная организация «Молодая гвардия», также разгромленная гестапо. Правда, там были ребята постарше, комсомольцы.

    В заключение нашего мероприятия,  я хочу, чтобы вы написали «письмо другу». У вас на столах лежат листочки с началом этого письма. Продолжите это письмо одним - двумя предложениями.  

    Заключение. Благодарность тем, кто воевал

    Война коснулась всех. Ни одна семья не осталась не тронутой. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне. Мы помним всех: и героев и рядовых, и мальчишек и девчонок, и солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Родину. Давайте почтим их память минутой молчания.

     Попрошу всех вас встать.

    Минута молчания под видеоролик Почетного караула и вечного огня взятого с канала Youtube

    Спасибо. Присаживайтесь.

    16 слайд

    Благодарю вас всех за внимание!

            

    Список литературы:

    1. Агапова И.А Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
    2. Дети – герои/сост.: И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин.-4-е изд.-К.: Рад. шк.,1988.-608с.: ил.
    3. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: метод. Пособие/Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев.- 2 издание.
    4. Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия. 5 класс/ Авт.-сост. О.Г Черных. _М.: ВАКО, 2008.- 256с.
    5. О подвигах, о доблести, о славе: Рассказы и очерки/сост.  Г.Н.Яновский;  - М.: Дет. лит.,1981.- Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет/сост. В.М.Курганова.- М.: Сов. Россия,1990.-272с.
    6. Школьная энциклопедия « Руссика». История России. 18-19 вв.- М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, - 2003.-736с., ил.
    7.  http://rudocs.exdat.com/docs/index-392647.html?page=6 
    8. http://www.stalingrad.ws/bitva/bitva_ul_11.shtml
    9.  http://stranakids.ru/deti-voiny/3/
    10.  http://www.filipoc.ru/heroes/lyonya-ankinovich-pioneryi-ne-sdayutsya
    11.  http://vsr.mil.by/2013/01/11/gavroshi-velikoj-otechestvennoj-15/


    Теперь я знаю, что такое война. Война - это …

    Теперь я знаю, что такое война. Война - это …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Поэты Кубани о Великой Отечественной войне» (Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов)

    Цели урока:·         Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников,·         Ра...

    ПОЛОЖЕНИЕ о проведении ученической конференции «О тех, кто прославил Родину», посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

    Настоящее положение определяет общий порядок организации и проведения школьной ученической конференции, посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...

    "Вклад Балашовцев в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом", посвященное празднованию 70- летия Победы в Великой Отечественной войне

    Автор: Преподаватель общественных дисциплин ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства"Методическая разработка устного журнала патриотического направления с основой на краеведчески...

    Конспект внеклассного мероприятия по истории Отечества 9,11 классы. Великая Отечественная война в фактах и цифрах.

    Цели и задачи·        проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;·        повторить и обобщить, закрепить учебный мат...

    ПРИКАЗ "Об итогах участия учащихся и педагогических работников образовательных организаций города Когалыма в мероприятиях, посвященных празднованию 72 – годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. "

    09.05.2016 в нашем городе  были проведены  праздничные мероприятия, с участием  обучающихся  и педагогических работников образовательных  организаций города Когалыма  (да...

    Познавательная викторина «Великая Отечественная война» Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов

    Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме ми...