Воспитательное мероприятие "Дети блокадного Ленинграда"
классный час (7 класс) на тему

Мероприятие посвящено блокаде Ленинграда, судьбам детей, в частности судьбе Тани Савичевой. Использованы фото и видеоматериалы, музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_blokadnogo_leningrada.doc68.5 КБ
Package icon prezentatsiya_blokada_leningrada.zip2.23 МБ
Package icon minuta_molchaniya.zip2.57 МБ

Предварительный просмотр:

                              Дети блокадного Ленинграда.

 

Направление - Нравственное и патриотическое воспитание.

Цель - Воспитание патриотических чувств, формирование нравственных ценностей.

Задачи 1 Расширение кругозора, знаний о Великой Отечественной войне, в частности о блокаде Ленинграда.

             2  Развитие монологической речи, навыка публичного выступления, коммуникативных навыков.

             3  Формирование  чувств  исторической памяти, уважения к старшему поколению, сострадания, понимания ценности человеческой жизни; представления о величии подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

(«Ленинградский метроном»  видео)

Учитель

Здравствуйте. Я хочу поприветствовать всех, кто собрался здесь. Сегодня мы будем говорить о нашем горе, о нашей трагедии, но и нашей славе, нашем величии. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, об одной из самых страшных и героических её страниц – блокаде Ленинграда. О странице, длиной в бесконечно долгие, полные ежедневного страдания и ежедневного героизма 900 дней и ночей.  2 года, 5 месяцев, 20 дней. С 8 сентября 1941 года по 27 января1944 года.

1 Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

2 Историческая справка

2-1 8 сентября 1941 года фашистские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город  Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Положение Ленинграда стало крайне опасным. Но захватить город гитлеровцы не смогли. С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда.

2-2 Секретные дерективы  немецкого военного штаба  гласили: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования  этого большого населённого пункта. … капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником»

2-3 Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться широко то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ».  То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

2-4 Блокадные времена – это небывалые времена.  Не сумев захватить Ленинград, фашисты усилили его бомбардировку.  Над городом висели дымные разноцветные облака – это была картина из Апокалипсиса. Бомбы обрушивались на детские дома, госпитали, школы. Гибли тысячи людей. За сентябрь-ноябрь 1941 года в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога, средняя продолжительность артобстрела достигала 9 часов. Но Ленинград не сдавался.

2-5  В блокированном Ленинграде  (несмотря  на  то,  что  велась  эвакуация)   осталось 2 миллиона 887 тысяч мирных жителей. Поначалу запасов продовольствия было достаточно. Продолжали работать заводы, которые выпускали самолеты (318), танки (713), бронемашины (480), бронепоезда (6), артиллерийские орудия (более 3 тысяч), минометы (10 тысяч), снаряды и мины (более 3 миллионов).

2-6 Во время бомбардировок были разрушены продовольственные склады. Когда наступила зима и прекратилась навигация на Ладожском озере, снизился подвоз продовольствия  - начался голод.    Была введена карточная система, по которой каждому человеку выдавалась определённая норма суррогатного хлеба в сутки.    Муки в хлебе было меньше всего, только как связующее вещество. В основном отруби, жмых, целлюлоза. И потом еще мякина.

2-7 Но даже такого хлеба не хватало, и нормы выдачи периодически сокращались. Своего критического минимума они достигли в ноябре 1941 года: рабочим полагалось 250 граммов в сутки, служащим, иждивенцам и детям – 125. Люди умирали от голода.

 

2-8 В январе 1942 года вышло из строя центральное отопление, водопровод. Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли на улицах, как изваяния, покрытые белой коркой. Ленинград замерзал и умирал от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны.  Качались зубы.

2-9 В осаждённом городе оставалось более 400 тысяч детей.

3 Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Я -  хлеб…

4 Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

5 Только за первую блокадную зиму голод унёс 252 тысячи человек.

6  39 школ Ленинграда не прекращали занятий в ту самую страшную блокадную зиму 1941 года. Ленинградские дети разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

 

7  Девчонка руки протянула

и головой – на край стола…

Сначала думали – уснула,

 а оказалось – умерла.

Её из школы на носилках

домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

 то исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

 занятья – после похорон.

 

8 Как не помнить о блокаде!              

Лишь оглянешься назад –

Пред тобою на плакате:

«Не допустим в Ленинград!»

Нет Катюши…Женьки…Димки…

Метрономом в голове:

«Лишь один… один…один ты

Из всего шестого «Б».      

9 Таня Савичева

9-1  Где-то между  орбитами Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».

9-2 Сначала считалось, что Савичевы умерли все. Но это не так. Старшая сестра Тани Нина Савичева эвакуировалась со своим заводом, где работала чертёжницей, но не смогла сообщить домой, и её считали погибшей.  Это она нашла дневник Тани. Из её рук он попал в ленинградский музей, оттуда- в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела планету.  Но Таня, так никогда и не ставшая взрослой, этого не узнала.

9-3 Холод, мрак, согбенные фигуры,

А за толстой линией окна

Минус 35 температура

И всё та же самая война

Ничего от прежней Тани нету,

Изменились все черты лица,

Вот она – одиннадцатилетний

Человек с глазами мудреца.

9-4  28 декабря  Таня сделала первую запись в своём дневнике.

Женя, старшая сестра Тани работала на заводе.

9-5 Женя, Женя! Ранняя сутулость,

Измождённость ясного чела.

…На завод ушла и не вернулась-

Прямо на работе умерла…

 А метель в горелом переулке

Клок афиши трогает и гнёт.

Таня вынимает из шкатулки

Маленькую книжечку-блокнот.

Ищет букву «Ж» по алфавиту,

Карандаш достала из стола,

А затем не детски, деловито,

Вписывает: «Женя умерла»

Т: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года»

9-6 Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу»

Т: «Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1941года.»

9-7 Где они теперь, мои салазки,

Где мои «снегурочки» - коньки?

Всё трясёт от орудийной встряски,

Даже воду в прорубях реки.

Все остатки радости сгорели.

Всё в разрывах – суша и гранит.

И подговор мартовской капели

Занемог брат Лёка, Леонид

9-8 У Лёки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И всё скрипел своим пёрышком-рейсфедером.

9-9 И опять же вынула украдкой

Свой блокнотик младшая сестра

И вписала строго, крупно, кратко:

«Лёка умер в 5 часов утра»

Т: «Лёка умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра»

9-10  На одном этаже с Савичевыми  жил их сосед – дядя Вася. У него была огромная библиотека. В мирное время дети приходили и брали книги почитать. Зимой 41-42 года дядя Вася топил печку книгами из своей библиотеки.

Т: «Дядя Вася умер 13 апреля,  2 часа  ночь  1942 год»

9-11 И снова на букву «Л»

Т: «Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942»

9-12 Смерть пошла косить из дома в дом.

Умерла учительница в школе,

Замертво свалился управдом.

Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,

Кто во тьме, а кто средь бела дня.

И приметой скорбного обряда

Стал служить не гроб, а простыня.

9-13 Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та  не могла уже есть…

Т: «Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 г»

9-14 Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок.

Всё семейство Савичевых встало

Перед нею вновь наперечёт.

И она буквально по два слова

Пишет, как на крайней полосе.

Т: «Савичевы умерли»

9-15 И снова.

Т: «умерли».

9-16  И добавляет.

Т: «все»

9-17  За окном весеннее блистанье.

А она сиротски  занесла

 В свой дневник:

Т: «Осталась одна Таня»

9-18 Даже не поставила числа.

9-19 Вот так погибла большая ленинградская семья. Не выжила и сама Таня. По Дороге жизни её вывезли из Ленинграда, но блокада догнала девочку через два года. Голод настолько подорвал здоровье Тани, что её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла. В Нижегородской области, в посёлке Шатки, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице.

10 Дорога жизни.

10-1 Когда говорят о блокаде Ленинграда, обязательно упоминают о Дороге жизни.

С 22 ноября 1941 года стала действовать ледовая трасса – единственная ниточка, связывающая город со страной. По ней с невероятными трудностями доставлялись в город продукты  и топливо, а из города эвакуировали жителей.

 10-2     О да - иначе не могли

Ни  те  бойцы,  ни  те  шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

Казалось — солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

Навеки лунный снег, и лед,

И голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят.

10-3 Александр Розенбаум «Дорога жизни» (видео)

           

10-4 По Дороге жизни за 1941-1942 год перевезли более 360 тысяч грузов, эвакуировали 1 миллион 376 тысяч человек. Вывезенных из умирающего города детей размещали в эшелоны и отправляли в тыл. Но цинизм и бесчеловечность фашистов не знали предела, они способны были бомбить даже санитарные поезда. Поэтому могло быть и так.

10-5 Тихвин, 14 октября 1941 года

Они были уже далеко от блокады –

Вывозимые в тыл ленинградские дети.

Где-то там, позади артобстрелов раскаты,

Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,

Надоевшие бомбоубежищ подвалы,

Затемненных домов неживые громады,

Шёпот мам на тревожном перроне вокзала:

"Будет всё хорошо, и бояться не надо!..."

А потом путь по Ладоге, штормом объятой,

Волны, словно таран, били в баржи с разгона.

Наконец, твёрдый берег – уже за блокадой!

И опять пересадка, и снова в вагоны.

Они были уже далеко от блокады,

Всё спокойней дышалось спасаемым детям,

И стучали колёса: "Бояться не надо!

Бояться не надо! Мы едем! Мы едем!"

Поезд встал, отдуваясь, на станции Тихвин.

Паровоз отцепился, поехал пить воду.

Всё вокруг, как во сне, было мирным и тихим...

Только вдруг крик протяжный за окнами: "Воздух!"

"Что случилось?" – "Налёт. Выходите быстрее!.." –

"Как налёт? Но ведь мы же далёко от фронта..." –

"Выводите детей из вагонов скорее!.."

А фашист уже груз сыпанул с разворота.

И опять свист и вой души детские рвали,

Словно дома, в кошмарной тревог круговерти.

Но сейчас дети были не в прочном подвале,

А совсем беззащитны, открыты для смерти.

Взрывы встали стеной в стороне, за домами.

Радость робко прорвалась сквозь страх: "Мимо! Мимо!"

И душа вновь припала к надежде, как к маме –

Ведь она где-то рядом, неслышно, незримо...

А над станцией снова свистит, воет, давит,

Бомбы к детям всё ближе, не зная пощады.

Они рвутся уже прямо в детском составе.

"Мама!.. Ты говорила: бояться не надо!.."

Есть на тихвинском кладбище, старом, зелёном,

Место памяти павших героев сражений.

Здесь в дни воинской славы склоняют знамёна,

Рвёт минуту молчанья салют оружейный.

А в другой стороне в скромной братской могиле

Спят погибшие здесь ленинградские дети.

И цветы говорят, что о них не забыли,

Что мы плачем о них даже в новом столетье.

Помолчим возле них, стиснув зубы упрямо,

Перечтём вновь и вновь скорбный текст обелиска,

И почудятся вдруг голоса: "Мама! Мама!

Приезжай, забери нас отсюда! Мы близко!.."

Учитель : Предлагаем минутой молчания почтить память тех кто стал жертвой блокады (Звучит метроном-  видео)

Метроном и Вечный огонь (видео)

11 У Вечного огня!.. Я знаю, что хочу.

Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:

Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня

Дорогу освети, свет Вечного огня.

12 К январю 1944 года население Ленинграда сократилось до 560 тысяч человек. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой»

13 Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу.

В долгу за каждый вздох и прежде и теперь…

И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня

И прокляни меня, жар вещего костра.

Свет Вечного огня.

 Рефлексия

Управление образования

Тайщетского района

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Имени Николая Островского

         

          Открытый классный час

     

   

     «Дети блокадного Ленинграда»

             

                                                  Классный руководитель 6 класса

                                                  Файзрахманова Галина Владимировна

                                                  Образование: высшее

                                                  Квалификационная категория: первая

                                                          г. Тайшет

2014



Подписи к слайдам:

ДОРОГА ЖИЗНИ
Только за первую блокадную зиму голод унёс
252 тысячи человек
Дневник Тани Савичевой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...