Занятие по внеурочной деятельности "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково».
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Занятие внеурочной деятельности, направленное на формирование духовно-нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Занятие по внеурочной деятельности "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково».
Подготовил:
учитель Тарасова М.В.
2014 год
Занятие внеурочной деятельности в 3 классе "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково»
Цели занятия:
- Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.
- Воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России.
- Развитие умения составлять план предстоящей работы.
- Развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся.
Используется мультимедийный проектор, компьютер. (См. приложения).
Ход урока
- Орг. момент.
Наше занятие мы начинаем,
Лишнее все со столов убираем.
Будем ремесла страны изучать
И мастерами себя представлять.
Гжель, Хохлома – как же все интересно!
Ну и, конечно же, очень полезно!
II. Сообщение темы и цели урока.
– Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?
– Ребята! Сегодня мы поговорим о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Ну и, конечно же, каждый из вас тоже представит себя мастером и поймет, что же могут делать полезного его руки.
Что за чудо эти руки?
Раз рука и два рука,
Вот ладошка левая, вот ладошка правая!
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Чуткие руки умеют дружить,
Умные руки умеют любить!
- Ребята, а что же могут делать хорошего ваши руки? (дети отвечают).
– А теперь мы совершим экскурс в прошлое и вспомним историю возникновения народных промыслов. Как вы понимаете данный термин? (Слайды 2, 3).
Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.
Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. На протяжении многих уроков мы с вами вели исследовательскую работу о народных промыслах России, старались найти ответы на вопросы:
- Где возник этот вид промысла? (Слайд 4).
- Как возник этот вид промысла?
- А для чего нужны?
- Особенности производства.
– А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?
III. Что ж давайте по порядку, Загадаю я загадки.
- На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)
- Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)
- Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)
- “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжели).
– Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.
IV. Игра «Что напутал художник?»
(Слайд 5)
V. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке нашей задачей будет представить свой творческий проект, подвести итоги нашего с вами исследования.
VI. Создание творческих бригад
– Поэтому, сегодня наш класс – это 3 творческих мастерских по названиям населенных пунктов: Гжели, Хохломы и Дымково, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Я предлагаю вам временно стать жителем того или иного населенного пункта и почувствовать себя мастером данного промысла.
(Учащиеся рассаживаются по желанию по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой населенного пункта).
– Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?
Чтоб работа закипела
Приготовим все для дела.
Будем шить и мастерить –
Все должно в порядке быть!
Правила рабочего человека.
– Итак, мы приступаем. Каждая группа получает образец росписи своего промысла и эскиз изделия посуды, который члены группы раскрашивают в соответствии с правилами. Затем изделие вырезается, и один из участников представляет его на ярмарку.
VII. Подготовка к презентации. (Практическая работа).
- Подготовьте рабочее место. (Слайд 6).
- Экономно расходуйте материалы.
- Работайте аккуратно.
- Закончив работу, уберите своё рабочее место.
- Работайте спокойно и дружно.
Звучит народная музыка, дети изготавливают поделку.
VIII. Физкультминутка.
– Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне. Шли века, люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, вазы, чаши. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красивая и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. А сейчас ребята нам расскажу об этом промысле.
IX. Защита, представление изделий.
Гжель.
- Сине-белая посуда. (Слайд 7)
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. - В тихом Подмосковье (Слайд 8)
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят.
Синим по белому чудо творят. - Кто не любит этих дивных (Слайд 9)
И изысканных изделий,
Этих мягких, плавных линий
И лазури красок гжели?! - Лишь два цвета – так не броски, (Слайд 10)
Но таят в себе немало:
Белоствольные берёзки,
Из снежинок покрывало, - Купол неба здесь высокий,
И озёра голубые,
И цветочек синеокий
На полях ржаных России... - Перепутать с чем-то трудно (Слайд 11)
Синецветье нашей гжели.
Мы, любуясь этим чудом,
Все глаза уж проглядели!
И еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины. Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние её.
Хохлома.
- Роспись хохломская (Слайд 12)
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома. - Деревянная чашка, (Слайд 13)
Деревянная плошка
И, как будто простая,
Деревянная ложка. - Но узорочьем дивным
Они расцветают,
Как посуда нарядна –
Она золотая! - Вся в цветах она, в листьях (Слайд 14)
И в ягодах алых,
На ветвях золотых
Стаи птиц небывалых. - До того хороша, (Слайд 15)
Восхищенья не скрою!
Называют её
Золотой хохломою. - Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения. (Слайд 16)
Дымковская игрушка. В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности.
- Дымковская – значит, дым! (Слайд 17)
Значит, глину обжигаем,
В печку русскую сажали…
Обжигали, но названье
Ведь от местности идёт. - Чем знаменито Дымково? (Слайд 18)
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы! - Все игрушки не простые, (Слайд 19)
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор. - Посмотри, как хороша эта девица-душа. (Слайд 20)
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
X. Подведение итогов.
- Интересные получились у нас изделия?
- С какими видами народного промысла мы познакомились?
- Вам понравилось быть мастеровыми людьми?
- Где можно использовать полученные изделия?
– Сегодня на уроке Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы каждой росписи, по технологическим – оригинальны и рациональны. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением. Я думаю, что задачи занятия мы выполнили, ваши поделки помогут другим ребятам познакомиться с различной техникой росписи, вы проявили свою фантазию, творчество.
XI. Уборка рабочего места.
(Слайд 29)
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
И порядок наведи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-348505-1454599297.jpg)
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988805-1513842256.jpg)
Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»
Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988805-1513842256.jpg)
Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"
Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-600544-1424959349.jpg)
Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»
Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-823475-1475405854.jpg)
Использование игровых технологий при реализации совместно-деятельного подхода на уроке изо "народные промыслы России"
Методическая разработка открытого урока по изо 5 класс "Народные промыслы России"...
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы...