"Памяти ветеранов войны посвящается"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Соловьева Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект внеклассного занятия 35.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №153»

630084, г. Новосибирск, ул. Республиканская,15/1

тел/факс 265 68 54; e-mail: sch_153_nsk@nios.ru

Городской конкурс

«Инновационные методики и технологии в обучении»

Номинация «Нравственно-патриотическое воспитание»

(разработка внеурочного занятия

на уровне основного образования)

Разработала:

Соловьёва Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №153,

педагогический стаж 19 лет,

высшая квалификационная категория

Новосибирск,

2015 год


9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту страницу летописи нашего государства. Поэтому наша задача, задача взрослого поколения, сохранить преемственность поколений на основе примеров героического прошлого и истории российского народа. Нам, педагогам, очень важно, каким будет человек будущего, будет ли он жить и трудиться на благо своей Родины, знать историю своей страны, будет ли помнить тех, кому обязан своей жизнью…«Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться…»

Цель: формирование у учащихся уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Задачи:

  1. воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких, уважительное отношение к ветеранам;
  2. закреплять систему знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  3. формировать навыки исследовательской деятельности, умение выступать перед аудиторией;
  4. развивать речь, эмпатию, воображение.

Методы воспитания: беседа, объяснение, рассказ, пример, метод эмоционального воздействия, видеометод.

Формирование УУД

Личностные действия: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные действия: определять цель исследовательской деятельности, план выполнения заданий, организовывать деятельность по достижению поставленной цели.

Познавательные действия: уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов.

Основные понятия: «ветераны», «награды», «штендер».

Оборудование: презентация, книги для выставки.


I. Мотивационный этап (занятие начинается с видеоролика, Приложение 1)

Учитель: 9 Мая — особая и священная дата в истории России (Приложение 2, 1 слайд).

Какая знаменательная дата отмечается в этом году?

В 2015 году исполнится 70 лет со дня Великой Победы над фашистскими захватчиками. Все эти годы память о бессмертном подвиге народа, отстоявшего независимость Родины, живет в сердцах россиян (2 слайд).

II. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы хотим поговорить о людях, которым обязаны мирным небом над головой, о людях, которые не понаслышке знают о Великой Отечественной войне, о тех, кто дожил до наших дней и смог рассказать нам о тяжести фронтовых дорог и о Великой Победе над фашисткой Германией - о ветеранах.

Поднимите руку, чьи родные были участниками Великой Отечественной войны. Знаете ли вы их имена, их биографию? Этих людей мы называем ветеранами.

III.Актуализация знаний

Учитель: Давайте уточним значение слова «ветеран» в Толковом Словаре Русского Языка. Ветеран - старый, опытный воин; участник прошедшей войны(3 слайд).

В соответствии с законодательством Российской Федерации ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов не менее шести месяцев, либо награждённые орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Ученик:

Как мало их осталось на земле

Не ходят ноги и тревожат раны,

И ночью курят, чтобы в страшном сне,

Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,

Теплом душевным с ними поделиться,

Была бы сила, чтобы время вспять…

Но я не Бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война

И грязь её потомков не коснётся,

Пусть курит бывший ротный старшина

И слушает, как правнучек смеётся.

Ю. Соловьев

Учитель:(4 слайд) Мы, родившиеся после войны, и, к счастью, не узнавшие ее ужасов, глубоко осознаем все величие подвига ветеранов, фронтовиков, тружеников тыла и гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.

Вы с родителями отвечали на вопросы анкеты (Приложение 3), и мы узнали, что почти в каждой семье есть родные, которых так или иначе коснулась та страшная война. У вас было задание – провести небольшое исследование и подготовить сообщение о прабабушках или прадедушках – участниках Великой Отечественной войны, которые с честью выдержали тяжёлые испытания.

Учащиеся представляют результаты своего исследования.

Анна П.: (5 слайд) Павлушин Алексей Андреевич родился в 1925 году в селе Прокуткино Новосибирской области. Ушел на фронт в октябре 1942 года. В марте 1945 года в боях за город Нойштадт, построил штурмовой мост через реку Нейсе. Когда был ранен командир взвода, взял командование на себя. С 1950 года жил в Новосибирске, работал сварщиком-клепальщиком на заводе им. Чкалова. Имя полного кавалера ордена Славы Алексея Андреевича Павлушина увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы (Приложение 4).

Гриша Г.:(6 слайд) Саркисов Аршавир Александрович родился в 1922 году в селе Каябаши Степанокерсткого района Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской АССР. Находясь в составе 101 АП, совершил 15 боевых вылетов, в том числе 2 по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину. После войны жил в Москве, работал учителем начальной военной подготовки в школе. Имеет награды(7 слайд).

Ученик:

Не смею говорить я о войне,

Но я скажу – есть родственная память,

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

Не смею говорить я о любви,

Я не прощался с милой под «Славянку»,

Не разлучали с нею нас бои,

Снаряды, самолёты, танки!

Не смею говорить я о беде,

Не иссыхал от голода в блокадном!

Но я скажу о крашеной звезде,

Что от дождя ржавеет на Отрадном.

Но я скажу о слёзах матерей,

Что у окошка не дождались сына!

Но я скажу, товарищ мой, налей

За дедов и отцов седины!

Но я скажу, товарищ, поклонись

Защитникам отечества – России,

И постарайся лучше сделать жизнь

Для тех, кто в жертву жизни приносили!

Ни слова Вам не скажет о войне

И тот, кто в ней прошёл все муки ада!

Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,

Его про это спрашивать не надо…

Д. Румата

Учитель: Многие ветераны имеют настоящие боевые награды.

Что такое награда? Какие вы можете назвать?

(8 слайд) Награда - одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг. В ходе Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов, 25 медалей, которыми награждались советские войны, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, народные ополченцы.

Перед вами медали: «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За отвагу»(9слайд). Ордена: Орден Суворова, Орден «Победа», Орден Красной Звезды.

С декабря 2014 по май 2015 года каждому ветерану и участнику Великой Отечественной войны, труженикам тыла, бывшим малолетним узникам концлагерей, а также другим категориям граждан будут вручены юбилейные медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»(10 слайд).

Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» изготавливается из металла серебристого цвета и имеет форму круга. На лицевой стороне медали - многоцветное изображение знака ордена Отечественной войны I степени. Между нижними лучами звезды знака ордена - цифры "1945" и "2015".На оборотной стороне медали, в центре, - надпись: «70 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945». Надпись заключена в лавровый венок, ветви которого перевиты в основании лентой.

Учитель:(11 слайд) Ребята, очень хорошо, что вы знаете историю своей семьи. У нас в стране с большим уважением относятся к ветеранам, и уже несколько лет подряд проводится акция «Бессмертный полк». Её цель: сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Участие в акции подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего ветерана войны, выходит на улицы 9 мая со штендерами принимает участие в параде колонны "Бессмертного полка"(12 слайд).

Штендер – это увеличенная, отсканированная фотография, закрепленная на плотном картоне, прикрепленная к держателю. На большей части штендера расположена фотография героя, в нижней части – фамилия, имя, отчество, звание, годы жизни (если нет в живых), дата рождения (если человек жив и по сей день).

Наша школа является участником этой акции, а в этом году вы сами сможете пройти в колонне «Бессмертного полка» с портретами своих родных.

Ученик:

Сколько лет уж прошло, с той поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.

И, листая альбомы в семье,

Вдруг заметит нечаянно кто-то,

Притаилась война в уголке,

В пожелтевшем от времени фото(13 слайд).

С фотографий с улыбкой глядят,

Те, кто жизни своей не щадил,

В тех далёких жестоких боях,

От фашистов страну защитил.

Не померкнет их слава в сердцах.

Укрепляется память с годами,

У народа жить будет в веках,

Тот, кто бился жестоко с врагами.

В.Воронов

IV. Рефлексия

Учитель: О чем вас заставило задуматься наше занятие? Что бы вы хотели пожелать ветеранам Великой Отечественной войне?(14 слайд)

Мы помним о прошлом и благодарим старшее поколение за Великую Победу. Она оплачена миллионами жизней, слезами родных и близких. Спасибо павшим и живым. Спасибо и низкий поклон всем нашим ветеранам, труженикам тыла.


Литература

  1. Печерская, А.Н. Дети – герои Отечественной Великой Отечественной войны [Текст] / А.Н. Печерская. - Издательство: Дрофа Плюс, 2012. – 64 с.
  2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст] / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
  3. Типпельскирх, К. История Второй мировой войны: Важнейшие исторические события [Текст] / К. Типпельскирх. - СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1999. - 792 с.
  4. Новосибирская книга памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sibmemorial.ru/node/1845 Дата обращения: 10.01.2015.
  5. Pedsovet.su [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/320 Дата обращения: 15.01.2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." был проведён накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и ветера...

Урок мужества "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"

Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне ...

Тематическая экскурсия по экспозиции музея Боевой Славы " Партизаны - Нижегородцы" " Неизвестные герои Большой войны..." 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!

Тематическая экскурсия , рассказывающая о подвиге Матрены Исаевны Вольской , смоленской паризанки , спасшей 3225 детей....

Урок Мужества Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается

Краткое содержание: Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, лю...

Урок Мужества. Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается.

Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).

Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...