рабочая программа внеурочной деятельности "ТУТ" 6-7 класс
рабочая программа (6, 7 класс) на тему

Новикова Анна Александровна

Программа «Талант, успех, творчество - ТУТ» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и направлена на формирование социальных качеств  личности, на развитие познавательных, творческих способностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talant-uspeh-tvorchestvo-tut.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Калининская СОШ»
_____________И.В. Алгазина
Приказ  № _____ от ________20____г.

Программа внеурочной деятельности

«Талант, успех, творчество - ТУТ»

Социальное направление

возраст обучающихся 5-7 класс

срок реализации 1 год

ФИО автора (ов) программы: Новикова Анна Александровна

РАССМОТРЕНО:

МО классных руководителей                                                

2017

ПРИНЯТО

Педагогический совет

Протокол №_____ от _______20___г.


Пояснительная записка

Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры – принадлежит, согласно «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования», ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

 Программа «Талант, успех, творчество - ТУТ» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и направлена на формирование социальных качеств  личности, на развитие познавательных, творческих способностей и интересов. Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

В основе создания и реализации программы по внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Известно,  что деятельность можно рассмотреть как специфическую социальную «часть» мира, а человека, с одной стороны, как подчиненного требованиям деятельности, а с другой – как предопределяющего деятельность. Таким образом, обучающийся выступает не только объектом, но и субъектом социализации.

Развитие субъектности во внеурочной деятельности определяется освоением основных действий  коллективно-творческого дела (КТД). Коллективное – совместная работа взрослых и детей. Творческое – нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых. Дело – занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни.

Основным морально-этическим  принципом организации коллективно-творческого дела  забота всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, о себе, как товарище, других людей. В основе идеи заботы – развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности в изменении окружающего мира и саморазвитии. Каждому предоставляется  возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать в школе игровое творческое  поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Таким образом, два важных процесса идут одновременно: формирование и сплочение коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности, что ведёт к социализации обучающихся.

Вид внеурочной деятельности – социальное творчество. Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом общественностью.

Цель программы – создание условий для социализации личности обучающегося средствами КТД.

Задачи:

- создать условия для приобретения социальных знаний;

- создать условия для формирования ценностного отношения к социальной реальности;

- организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей, ведущую к их социализации;

- создать условия для самореализации, рефлексивной самоорганизации, самоутверждения, саморазвития каждого воспитанника в коллективе и обучить способам саморегуляции;

- создать благоприятный эмоциональный климат в коллектив;

- создать условия для развития коммуникативной культуры, нравственного и духовного роста.

Ожидаемые результаты:

- положительная динамика в уменьшении количества детей проявляющих тревожность;

- снижение агрессии у детей; 

- улучшение межличностных отношений между учащимися; 

- повышение уровня активности во внеурочной деятельности. 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- приобретение школьниками знаний об организации коллективной творческой деятельности; о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений обучающихся к традициям и культуре, к другим людям и к миру в целом.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): 

- приобретение  опыта организаторской, творческой деятельности; опыт проведения досуговых мероприятий.

В результате освоения программы обучающиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
  • Умение адекватно оценивать свою деятельность
  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
  • Формирование основ оптимистического восприятия мира
  • Формирование готовности к преодолению трудностей

Сроки реализации программы: 1 год (5-7 класс).

Режим занятий: 2 раза в неделю, по 40 минут.  

Форма организации деятельности -  творческая мастерская.

Представление коллективного результата творческой группы обучающихся – представление праздников «Новый год» и «День Победы»  в форме КТД

Методы диагностики (приложение №1):

- наблюдение; - опрос; - беседа; - анкета; - тест.

В процессе организации КТД следует соблюдать структуру, которая содержит определённую деятельность, а также определяется шестью этапами коллективного творчества:

1 этап – предварительная работа коллектива;

2 этап – коллективное планирование;

3 этап – коллективная подготовка КТД;

4 этап – проведение КТД;

5 этап – коллективное подведение КТД;

6 этап – стадия ближайшего последействия КТД.

Соблюдение структуры КТД способствует самоопределению личности, которое предполагает нахождение определенных позиций в различных сферах активной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.

Учебно-тематический план

1

Этап

Темы

Количество часов

общее

Аудиторных занятий

Внеаудиторных занятий

Праздник «Новый год»

1

Стартовая беседа

Определение целей и задач КТД. Входная диагностика

1

1

2

Коллективное планирование

Определение алгоритма проведения праздника. Назначение ответственных за каждый этап. Определение сроков выполнения мероприятия.

2

2

3

Коллективная подготовка КТД

Составление сценария праздника

3

3

Распределение ролей и функций

1

1

Подбор музыкального материала, выбор зрительного и литературного ряда. Организация видеозаписи.

4

2

2

Подготовка декораций праздника, создание костюмов.

7

2

5

Составление заданий для школьников (тематические загадки, стихи, пословицы, поговорки).

3

1

2

Трансляция информации (газеты, буклеты, театр, агитбригады).

2

1

1

Репетиции праздника.

8

4

4

4

Проведение КТД

Проведение праздника «Новый год»

1

1

5

Этап рефлексии

Просмотр видеозаписи КТД. Рефлексия праздника.

1

1

6

Обсуждение новой идеи

Обсуждение идей на следующий учебный год. Итоговая диагностика

1

1

Всего

34

20

14

2

Этап

Темы

Количество часов

общее

Аудиторных занятий

Внеаудиторных занятий

Мероприятие «День Победы»

1

Стартовая беседа

Определение целей и задач КТД. Входная диагностика

1

1

2

Коллективное планирование

Определение алгоритма проведения праздника. Назначение ответственных за каждый этап. Определение сроков выполнения мероприятия.

3

3

3

Коллективная подготовка КТД

Составление сценария праздника

3

3

Распределение ролей и функций

1

1

Подбор музыкального материала, выбор зрительного и литературного ряда. Организация видеозаписи.

4

2

2

Подготовка декораций праздника, создание костюмов.

5

1

4

Составление заданий для школьников (тематические загадки, стихи, пословицы, поговорки).

4

2

2

Трансляция информации (газеты, буклеты, театр, агитбригады).

2

1

1

Репетиции праздника.

8

3

5

4

Проведение КТД

Проведение праздника

1

1

5

Этап рефлексии

Просмотр видеозаписи КТД. Рефлексия праздника.

1

1

6

Обсуждение новой идеи

Обсуждение идей на следующий учебный год. Итоговая диагностика

1

1

Всего

34

20

14

Тематический план

Тема

Количество часов

Дата

Определение целей и задач КТД «Новый год».

1

Определение алгоритма проведения праздника.

1

Определение алгоритма проведения праздника

1

Назначение ответственных за каждый этап. Определение сроков выполнения мероприятия.

1

Составление сценария новогоднего праздника.

1

Составление сценария новогоднего праздника.

1

Чтение сценария и беседа по содержанию.

1

Распределение ролей и функций.

1

Подбор музыкального материала, выбор зрительного и литературного ряда.

1

Подбор музыкального материала, выбор зрительного и литературного ряда.

1

Организация видеозаписи.

1

Организация видеозаписи.

1

Подготовка декораций праздника, создание костюмов.

1

Подготовка декораций праздника. Украшение зала.

1

Подготовка декораций праздника. Украшение сцены.

1

Создание костюмов.

1

Создание костюмов.

1

Составление заданий для школьников.

1

Составление заданий для школьников.

1

Тематические загадки, стихи, пословицы, поговорки.

1

Тематические загадки, стихи, пословицы, поговорки.

1

Трансляция информации.

1

Трансляция информации. Газеты. Буклеты. Агитбригада.        

1

Репетиции праздника.

1

Репетиции праздника.

1

Репетиции праздника.

1

Выразительное чтение текста сценария  по ролям.

1

Выразительное чтение текста сценария  по ролям.

1

Отработка ролей.

1

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением)

1

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением 

1

Проведение новогоднего праздника

1

Просмотр видеозаписи КТД «Новый год». Рефлексия праздника.

1

Обсуждение идей на следующий учебный год. Итоговая диагностика

1

Определение целей и задач КТД «День Победы».

1

Определение алгоритма проведения праздника.

1

Определение алгоритма проведения праздника

1

Назначение ответственных за каждый этап. Определение сроков выполнения мероприятия.

1

Составление сценария праздника.

1

Составление сценария праздника.

1

Чтение сценария и беседа по содержанию.

1

Распределение ролей и функций.

1

Подбор музыкального материала, выбор зрительного и литературного ряда.

1

Подбор музыкального материала, выбор зрительного и литературного ряда.

1

Организация видеозаписи.

1

Организация видеозаписи.

1

Подготовка декораций праздника, создание костюмов.

1

Подготовка декораций праздника.

1

Подготовка декораций праздника.

1

Создание костюмов.

1

Создание костюмов.

1

Составление заданий для школьников.

1

Составление заданий для школьников.

1

Тематические загадки, стихи, пословицы, поговорки.

1

Тематические загадки, стихи, пословицы, поговорки.

1

Трансляция информации.

1

Трансляция информации. Газеты. Буклеты. Агитбригада.        

1

Репетиции праздника.

1

Репетиции праздника.

1

Репетиции праздника.

1

Выразительное чтение текста сценария  по ролям.

1

Выразительное чтение текста сценария  по ролям.

1

Отработка ролей.

1

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением)

1

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением 

1

Проведение праздника

1

Просмотр видеозаписи КТД «День Победы». Рефлексия праздника.

1

Обсуждение идей на следующий учебный год. Итоговая диагностика

1

Содержание курса

1. Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Понятие КТД. Определение целей и задач КТД

2. Коллективное планирование

Определение алгоритма проведения праздника. Назначение ответственных за каждый этап. Определение сроков выполнения мероприятия.

3. Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.

Составление сценария праздника. Распределение ролей и функций. Подбор музыкального материала, выбор зрительного и литературного ряда. Организация видеозаписи. Подготовка декораций праздника, создание костюмов. Составление заданий для школьников (тематические загадки, стихи, пословицы, поговорки). Трансляция информации (газеты, буклеты, театр, агитбригады). Репетиции праздника.

4. Проведение КТД.

Проведение праздника.

5. Этап рефлексии.

Просмотр видеозаписи КТД. Рефлексия праздника.

6. Обсуждение новой идеи.

Обсуждение идей на следующий учебный год.

Методическое обеспечение

См. приложение № 2

Список литературы:

1Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Социальное направление/ отв.ред А.П. Сухарева. – Омск:БОУДПО « ИРООО», 2012.

2. Н. Н. Ермоленко «Программа КТД как основное средство воспитания».
3. Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка. М., 1996.

Приложение № 1

Анкета

Дорогой друг!

Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету. Для этого внимательно прочти предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе.

Надеемся на твои искренние ответы

  1. Название кружка

     2. Сколько времени ты  в нем занимаешься?    

А) первый год   Б) второй год   В) третий год

  1. Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей   Б) советом друзей    В) собственными интересами

                           Г) это был случайный выбор

  1. В кружке ты занимался, чтобы

А) весело провести время  Б) найти себе друзей   В) развивать свои способности

              Г) заниматься любимым делом    Д) научиться чему-нибудь полезному

                                  Е) узнать, на что ты способен

  1. Будешь ли ты на следующий год посещать этот кружок?
  2. Какое мероприятие в кружке понравилось больше всего_____________________________________
  3. Если бы ты был руководителем кружка, то______________________________________________
  4. Твоя отметка кружку (по десятибальной системе)____________________

Спасибо!

Дорогие  друзья!

  1. Нравится ли вам общение в вашем кружке?
  2. Удовлетворяют ли вас отношения с руководителем вашего кружка?
  3. Какие знания и умения вы приобрели в кружке?
  4. Как вы считаете,  пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?
  5. Как вы оцениваете уровень воспитанности, сплоченности членов вашего кружка?
  6. Участвуете ли вы в проведении общественно-полезных мероприятий?
  7. Самоуправление в вашем кружке.

Дорогой друг, ты записался в кружок.

      Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим тебя заполнить анкету. Для этого нужно внимательно прочесть предложения, а потом закончить их.

      Так, где предложено несколько вариантов ответов нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствует твоим интересам, но не больше 4 пунктов.

      Отвечать нужно искренне.

  1. Я хочу заниматься в кружке, чтобы:

А) научиться чему-нибудь полезному;

Б) найти себе друзей;

В) развить свои способности;

Г) заниматься любимым делом;

Д) узнать, на что я способен;

Е) весело провести время.

  1. Дома в свободное время мне больше всего нравится заниматься ____________________________________________________________
  2. Для меня в кружке важнее всего ________________________________

  1. Когда я думаю о предстоящих занятиях в кружке я испытываю чувство:

А) радости

Б) скуки

В) тревоги

Г) нетерпения (скорей бы занятия закончились)

Д) что еще? (напиши) _____________________________________________

  1. Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда было _____________________

  1. Больше всего я боюсь, что ______________________________________

  1. Я мечтаю о том, чтобы _________________________________________

    ________________________________________________________________

  1. Кем ты хочешь работать когда вырастешь? ________________________

  1. Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей;

Б) советом друзей;

В) советом учителей;

Г) собственными интересами;

Д) это был случайный выбор.

  1. Если бы ты был руководителем кружка, то ________________________

Анкета «Общение»

Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.

  1. Есть ли у тебя трудности в общении?

А) со сверстниками, б) с учителями, в) с родителями, г) с другими членами семья, д) с друзьями во дворе, е) с руководителем кружка

  1. Если есть, то в чем они заключаются?

А) мало или нет друзей, б) обижают, дразнят, в) воруют вещи, г) бьют, д) не понимают моего внутреннего мира, е) нет общих интересов, ж) заставляют что-либо делать, з) держат в страхе, и) мне неинтересно с ними, к) требуют только хороших оценок, л) не видят моих хороших качеств, м) ?

  1. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

А) к товарищу по классу, б) к товарищу вне класса, в) к маме, г) к отцу, д) к другому родственнику, е) к учителю, ж) к руководителю кружка,

      Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную. Сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.

Ф.И. ученика

                            Номера вопросов

   1

2

3

Петров Леша

сверстники

дразнят

товарищ во дворе

Иванов Саша

родители

не понимают

товарищ по кружку

Фамилии девочек и мальчиков лучше писать отдельной группой ввиду наличия особенностей, обусловленных полом.

      Вторичная обработка состоит, по существу, в анализе данных: распределение по группам, выделение типичного и особенного, объяснение причин. Последнее потребует использование знаний об учениках из других источников (наблюдения, бесед).

      Полученные данные можно обработать так же, сведя в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Опросник

     Целью следующего опросника является  выявление круга вопросов, которые интересуют учеников, определение тематики бесед с кружковцами.

     Процедура: предложить обучающимся ответить на вопросы.

Я хотел (а) бы обсудить в кружке  такие вопросы

(отметь знаком *):

  1. Что и почему происходит в нашей стране?
  2. Для чего рождаются и живут люди?
  3. Нужно ли ходить в церковь?
  4. Как выбрать и получить профессию?
  5. Как лучше учиться и получить образование?
  6. Как узнать себя и развить свои способности?
  7. Как дружить с товарищами?
  8. Как находить взаимопонимание со взрослыми?
  9. Что такое любовь и как быть счастливым в любви?
  10. Как понимать серьезную музыку, живопись, театр?
  11. Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые явления?
  12. Другие вопросы… (напиши, какие).

Тест (методика незаконченного предложения)

  1. Я думаю, что хороший кружковец – это тот, кто…
  2. Я думаю, что плохой кружковец – это тот, кто…
  3. Больше всего я люблю, когда  руководитель кружка…
  4. Больше всего я не люблю, когда руководитель кружка …
  5. Больше всего мне нравится кружок за то, что…
  6. Я не люблю кружок  за то, что…
  7. Мне радостно, когда в кружке …
  8. Я боюсь, когда в кружке …
  9. Я хотел бы, чтобы в кружке …
  10. Я не хотел бы, чтобы в кружке …
  11. Если я не внимателен на занятии кружка,  я …
  12. Когда я не понимаю что-нибудь на занятии кружка, я …
  13. Я всегда могу проверить, правильно ли я …
  14. Я никогда не могу определить, правильно ли я …
  15. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я…
  16. Мне всегда интересно, когда на занятии кружка …
  17. Мне всегда неинтересно, когда на занятии кружка …
  18. Я лучше понимаю, когда на занятии кружка …

Полученные данные можно обработать, сведя в таблицу. Материал использовать для корректировки  собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Приложение № 2

Виды и направления внеурочной деятельности

Приступая к организации КТД, следует учесть, что существует различные виды творческого дела: трудовые, познавательные, художественные, спортивные, досуговые и другие. Виды  направления тесно связаны между собой.

Трудовые: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с интересными людьми, благоустройство школы (класса), город весёлых мастеров, выставка трудовых достижений, санитарный рейд, дежурство, дело по «секрету», день самостоятельности, зелёный патруль, защита профессии, клуб умельцев – волшебников, конкурс детского мастерства, летопись трудовой славы, операции («Зелёна аптека», «Живи, книга», «Родник»), профессиональные праздники календаря, трудовой рейд, трудовой час, трудовая вахта, штаб заботы о пришкольном лагере, «фабрика» игрушек, эстафета трудовых дел.

Познавательные: «Виват, наука!», посвящение в первоклассники, всё начинается со школьного звонка, академия весёлых наук, аукцион знаний, вечер весёлых задач, встреча  с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, клуб путешественников, страна «Читалия», конкурсы эрудитов, КВН, олимпиада, «Поле чудес», пресс-бой, рассказ-эстафета, «Что? Где? Когда?» час почемучек, твои права и обязанности.

Художественные: авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок «Жили-были», выставка картин, выпуск рукописных сборников, картинная галерея, кружки эстетического профиля, карнавал, КВН, кинофестиваль, кольцовка песен, конкурс юмора  и сатиры, концерт, кукольный театр, настольный театр, просмотр фильмов, театр пантомимы, фестиваль искусств.

Спортивные: аукцион, весёлые старты, спартакиада, встречи с мастерами спорта, «Мир. Здоровье. Совершенство», запуск моделей, зарядка, игры (на воде, спортивные, подвижные, на местности), конкурс знатоков спорта, малые олимпийские игры, Олимпиада народных игр, праздник Мойдодыра, полоса препятствий, походы, санитарный пост, спортивная газета, спортчас, турград, туристическая эстафета, игры, поход, шахматно-шашечный турнир, товарищеские спортивные встречи, физкультминутка, эстафета (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая).

Досуговые: телепередача «Здравствуй, лето!», аукцион забав, академия весёлых наук,  бал, «Правила дорожные знать каждому положено», базар головоломок, вечер легенд, вечер весёлых вопросов, вечер-путешествие, день рекордов Гиннеса, дискотека, день фантазёра, «Ералаш», затейник, игродискотека,  игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссёрские, сюжетно-ролевые), «капустник», карнавал, клуб выходного дня, состязание юмористов, бал именинников, рыцарский турнир, хит-парад, хоровод друзей, музыкальный киоск, турниры затейников, знатоков, чемпионат весёлого мяча, чаепитие, час импровизации, час инсценировки, шумовой оркестр, эстафета весёлых экспромтов, экспедиция за сказками, юморина, ярмарка забав, и развлечений, ярмарка народной мудрости.

Методические рекомендации по организации и проведению коллективных творческих дел(КТД):

(методика проведения, виды и формы,

сценарии мероприятий )

1. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КТД) –

ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность (КТД). Наиболее подробно методика ее организации разработана в 60-х годах уже прошлого века ленинградским ученым

И.П. Ивановым и группой его единомышленников, но с успехом используется многими образовательными учреждениями и в наше время. Ими была выдвинута идея «Педагогики общей заботы», концепция сотрудничества, которая выходит на признание самоценности каждого ребенка. В основе ее лежат следующие принципы: социальнополезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельноститворчество.

Коллективные творческие дела – это не «воспитательные мероприятия» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни.

Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела – познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает общую жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников полнокровной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.

Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими, так и старшими.

Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру. КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни. И чем полнее, богаче жизненное содержание коллективного творческого дела, тем сильнее его воспитательный эффект в плане формирования мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического, умственного и физического воспитания.

2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КТД

2.1. Этапы разработки КТД

Каждое коллективное творческое дело разрабатывается коллективно в определенной последовательности.

I этап – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают детей радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов).

II этап – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).

III этап – коллективная подготовка КТД.

IV этап - проведение КТД.

V этап - коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).

VI этап – стадия ближайшего воздействия КТД (реализация выводов и предложений при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД).

2.2. Варианты разработки КТД

Существуют разные варианты разработки КТД.

Вариант 1.

1). Из копилки имеющихся дел на общем собрании и (сборе) коллектива выбирается одно. Проводится «мозговая атака», целью которой является определение задач и некоторых очертаний предстоящего дела. Каждый может вносить любое, самое фантастическое предложение.

2). Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет в количестве 5-7 человек. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между микроколлективами, контролирует их выполнение.

Вариант 2.

1). Создается инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения.

2). Она вносит предложение на общем собрании (сборе) о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается, дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела» (им может быть самая они инициативная группа или другие ребята).

3). «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

Вариант 3. (конкурсный вариант)

1). Актив отряда, воспитатель или старший товарищ, друг коллектива, вносят предложение о проведении того или иного мероприятия из плана работы коллектива или копилки дел.

2). Организуются творческие группы (микроколлективы), каждая из которых за определенное время должна выработать свой порядок проведения дела. Получается, что тем самым они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела.

3). Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

Могут существовать и другие варианты подготовки и проведения дела, но все они имеют общую логику: от предложения каждого – к общему мнению, сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.

Для любого варианта обязательным является анализ проведенного дела, когда на общем собрании (сборе) все – от членов «совета дела» до «рядовых» участников – размышляют над удачами, анализируют причины недостатков и определяют себе уроки на будущее.

2.3. Методика коллективного планирования

Остановимся более подробно на методике коллективного планирования.

Коллективное планирование – это тоже творческое дело. Оно обеспечивает каждого в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел.

Коллективное планирование для каждого участника – это школа ответственности

и заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего умению строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» - ближнюю, среднюю, дальнюю.

Перспективное планирование включает в себя:

- поиск и выбор важнейших дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, определении постоянных дел-поручений;

- поиск и выбор героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;

- поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих любые стороны коллектива.

Для того чтобы каждый член коллектива стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие формы работы:

- разведка дел по различным маршрутам;

- копилка интересных предложений;

- анкета «Хочу, чтоб было так» или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинения на подобную тему;

- выпуск газеты-«молнии» с предложениями в план работы;

- журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра;

- конкурс между коллективами на лучшее предложение о жизни коллектива;

- фестиваль рисованных фильмов;

- смотры дружбы между коллективами.

План общих дел коллектива на определенный очередной срок (месяц, четверть) составляется на общем собрании. Здесь определяется, кто будет участвовать в деле (весь коллектив или микроколлективы), коллективы по желанию или сводные коллективы (добровольные объединения), кто будет организатором: совет дела, инициативная группа или командир сводного коллектива, совместно с кем будет сделано дело и для кого.

В плане каждого коллектива должны быть:

- дела для каждого коллектива (школы, класса);

- для окружающих людей, города, района и т.д.;

- для далеких друзей.

Дело должно быть продумано всесторонне, в итоге необходимо определить:

- Что сделаем?

- Для кого сделаем?

- Кто участвует?

- С кем сделаем?

- Кто организует?

- Когда сделаем?

- Где сделаем?

2.4. Роль взрослых в организации и проведении КТД

Технология проведения КТД такова, что дети сами ищут дела по душе, сами делают

выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют), сами оценивают их, обсуждают, если есть в этом необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле. Взрослый же (воспитатель, учитель, вожатый) лишь подводит ребят к пониманию задач, к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе, передает им свой опыт по ходу дела. Взрослый принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Взрослый ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает ребят к добросовестному творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Взрослый постоянно опирается на микроколлективы своего класса: звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД.

Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» взрослому помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие, вербовка. Ребят можно «развести» по группам по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения и т.д. Можно назвать трех-четырех первых членов группы, те выберут по партнеру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы, другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу.

Группа - главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более 7 человек. Ребят нужно учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями, если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет – жеребьевку.

Таким образом, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, то есть имеет сюжет, вариативность, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Взрослому необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательна должна быть командная роль.

В творческом деле взрослый может быть:

- лидером (там, где дело связано со здоровьем детей: например, в походе);

- членом совета дела (отвечать за какую-то часть КТД);

- оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии);

- руководящим КТД через актив ребят;

- рядовым членом дела;

- гостем;

- не принимать участия вообще.

Но контроль не исключается. И какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

КТД – это разнообразие, это новый элемент в старом деле, это «изобретение», фантазия, дерзость. И надо вести ребят от творчества в забаве до социального творчества с пользой для самих себя, для других, для страны.

3. ВИДЫ И ФОРМЫ КТД

3.1. Общественно – политические дела

Деидеологизация и деполитизация вовсе не означают, что ребят надо уводить от общественных и политических дел. Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных проблем, но без принуждения.


СЛОВАРЬ 
общественно-политических дел:


Агитбригада агитафиша агиткалендарь агитпоход анкета общественного мнения аукцион идей

беседа политического обозревателя беседа «за круглым столом»

брифинг бюро вопросов и ответов

вахта вечер актуальных проблем

вечер поколений вечер военной поэзии и песен

политическая викторина встречи с лучшими людьми

встреча поколений военизированная эстафета

военизированная полоса препятствий газета стенная «живая»,

радиогазета, светогазета

киногазета военизированный поход

декада художественных и документальных фильмов (видеофильмов, слайдфильмов)

гайдаровский рейд диспут

день интервью диалог политинформаторов

десятая студия диалог «Два взгляда»

закладка памятника заочное путешествие

идеологический ринг инсценированная политинформация

«Институт общественного мнения» конкурс детских рисунков

конкурсы «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки»

комплексная военная спартакиада костер

литературно-художественный монтаж линейка

лекция-концерт манифестация

«Машина времени» митинг

операция «Забота», «Радость людям» и др. политминутка

программа «Взгляд» почетный караул

политлото поход по местам боевой славы

праздник красного календаря пресс-диалог

пресс-конференция политобзор

рассказы о забытых героях самообзор газет и журналов

устный журнал фестиваль дружбы народов

фестиваль политической песни факельное шествие

хит-шоу шефство над памятником(братск. могилой)

эстафета дружбы ярмарка солидарности

Забота взрослого – помочь ребятам использовать те знания, которые они усвоили на

уроках истории, обществознания, литературы. КТД политического толка способствуют

обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.

3.2. Трудовые коллективные дела

Трудовое и экономическое воспитание школьников – это не новая отрасль педагогики. Не новый раздел школьной программы. Но это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания детей. И все хорошо понимают, что главная причина, заставляющая так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производящие материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.

Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы-задачи: «Кому мы поможем?», «Для чего и ради кого будем делать это дело?».


СЛОВАРЬ 
трудовых дел:

ателье мелкого ремонта аукцион трудовых сюрпризов

встречи с людьми труда благоустройство (школы, общежития и т.п.)

выставка трудовых достижений гайдаровский рейд

город трудовых мастеров трудовая охота

дежурство день (неделя, месячник) трудовых подарков

дело по «секрету» день самостоятельности

зеленый патруль защита профессии

клуб умельцев-волшебников клуб юных техников, изобретателей

конкурс детского мастерства конструкторское бюро

летопись трудовой славы мастерская по ремонту шк.инвентаря (игрушек)

трудовой рейд операции («Зеленая аптека», «Живи, книга»)

трудовой рейд профессиональные праздники календаря

трудовая вахта сбор вторсырья

штаб заботы о школе «фабрика» игрушек

экскурсия на производство эстафета трудовых дел
3.3. Познавательные коллективные дела

Даже пассивное участие в познавательных делах класса влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гимнастику ума.

СЛОВАРЬ познавательных дел:

академия «веселых наук» аукцион знаний

вечер веселых задач встреча с интересными людьми

викторина вечер разгаданных и неразгаданных тайн

день оружейника (колеса) декада науки и техники

интеллектуальный футбол защита фантпроектов (гипотез, безумных идей)

клуб кинопутешествий (книголюбов) конкурс переводчиков

конференция зрителей (читателей) книжкин бал

краеведческий поход (экспедиция) конкурсы смекалки (эрудитов)

КВН «лестница слов»

«модель будущего» обзор книжных новинок

олимпиада (познавательная) «Поле чудес»

разнобой рассказ-эстафета

«съезд мечтателей» турнир всезнаек (оракулов, дикторов)

турнир «Цицеронов» «Что? Где? Когда?»

час почемучек экскурсии познавательные

языковая тревога

3.4. Экологические коллективные дела

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

СЛОВАРЬ экологических дел:

академия лесных наук аукцион цветов (ягод, орехов и т.д.)

бал цветов встреча с лесничими (егерями, охотниками)

выставка лесных даров выставка лесных диковинок

выставка изделий из природн. матер. выставка лесных букетов

встреча солнца (луны, зари) день леса (реки, луга, озера, рощи и т.п.)

день птиц день рождения Луны (Земли, Солнца)

«живая карта» научно-исслед. экспедиция по родн. краю

праздник первого снопа сюита экологических игр

экологическая карта школы экологическая тропа

экологическая зона заботы экологический вестник

экологический фестиваль экологическая викторина

3.5. Спортивные коллективные дела

Движение есть жизнь. Здоровый образ жизни, двигательная активность – главная деятельность в школе. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

СЛОВАРЬ спортивных коллективных дел:

аукцион спортивный джоггинг (бег до подъема)

веселые старты веселая спартакиада

встречи с мастерами спорта декада спортивных фильмов и видеофильмов

день здоровья день бегуна (прыгуна, метателя)

запуск моделей (планеров, бумажн. змеев) защита видов спорта зарядка (оздоровительная, сюжетная, театрализованная, тематическая)

звездный марш-поход игры на воде

игрища народные игры спортивные (подвижные, туристические)

игры на местности конкурс знатоков спорта

конкурс пирамид конкурс спорт. рисунков, эмблем

кросс лагерь робинзонов

малые олимпийские игры купание

олимпиада народных игр ориентирование на местности

первенство коллектива по видам спорта праздник Мойдодыра

праздники спортивные показательные выступления спортсменов

полоса препятствий походы (однодневн., многодневн., ночн.,звездн)

рыбалка (состязание) санитарный пост

санитарная викторина санитарный патруль

спортивная информация спортивный калейдоскоп

спортбой спортивная газета

спортчас спортивный КВН

«спортландия» слет туристов

состязание «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»

спортивные игры спортивный «огонек»

троеборье «трибуна болельщиков»

«турград» туристическая эстафета

турнир спортивных комментаторов турнир сигнальщиков

туристические игры туристический поход

товарищеские спортивные встречи физкультминутка

эстафета (смешанная, комбинир-я, звездная, легкоатлетич., встречн., комич-кая, шведская)

шашечно-шахматный турнир

3.6. Художественные коллективные дела

Дела этого плана важны для воспитания у ребят эстетического отношения к жизни, обществу. Культуре народов других стран и своего народа. Художественные КТД развивают творческие способности ребенка, «сочинительские», актерские, режиссерские помогают познать мир театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора.

СЛОВАРЬ художественных коллективных дел:

авторский вечер ателье карнавальных мод

ателье звукозаписи вечер «Старшие – младшим»

вечер записных книжек (записных книжек, любимых стихотворений, песен и т.п.)

вечер сказок «Жили-были» вечер поэзии (музыки,живописи,архитектуры)

выставка картин (рисунков, репродукций, плакатов, букетов)

выпуск рукописных сборников галерея картинная

декада искусств день эстетики

видеофотоклуб драматизация песен(сказок, загадок, басен)

кружки эстетического профиля карнавал (литературный)

КВН (музыкальный) кинофестиваль

кольцовка песен (загадок, пословиц, поговорок, считалок и т.п.)

конкурс поэтических жанров конкурс юмора и сатиры

конкурс поэтов (масок, буриме, рассказа с продолжением, песни, рисунка мелового)

концерт «Загадка», «Ромашка», «Молния», «Подарок», «Сюрприз»

кукольный театр литературный суд

малая «Третьяковка» настольный театр

олимпиада изобразительного искусства просмотр фильмов (телепередач, спектакл.)

рисованный фильм спевка

студия звуковых видеофильмов тантомореска

театр пантомимы (теней, «живых картин», мод, литературных импровизаций)

театрализованный спор фестиваль и искусств

час «оперы»

3.7. Досуговые коллективные дела

Многие формы КТДупомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными досуговыми делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все внешние требования, которые предъявляют к ним взрослые, дети предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

СЛОВАРЬ досуговых коллективных дел:

аукцион забав академия веселых наук

бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов и др.)

бал Терпсихоры базар головоломок

баталия бумажных корабликов бюро предложений по делам развлечений

вечер легенд вечер-путешествие

вечер веселых вопросов (сюрпризов, мистификаций, затейников и др.)

веселая дуэль вечеринка

веселое пятиборье взятие песочного городка

«выпускной» бал «голубая лампа» семейного чтения

день рекордов Гиннеса день веселого двора

дискотека день веселых испытаний

день фантазера «Ералаш»

загородная массовка «завалинки»

затейник (устный, настенный) игродискотека

игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие)

задушевный разговор игровая сюита

игры строительные (конструкторские, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые и др.)

«капустник» карнавал

клуб выходного дня клуб коллекционеров (меломанов и др.)

конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты!», песочных архитекторов, «Шерлок Холмсов», «Робин Гудов», «Мюнхгаузенов», «Дон-Кихотов», карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, малых хоров, «Несмеяна» и т.д.)

конкурс юмора и сатиры «корзина со сказками»

коллективный выход в театр (кино, филармонию, выставки)

комический цирк коллективный рассказ в картинках

конкурс «Мисс лето» лотерея

музыкальный киоск «магазин Плюшкина»

массовка музей «Заходи, глазей»

«Огонек» парад войск будущего

пир-бал именинников посиделки

панорама творческих дел пресс-бой праздники (бумажного змея, русской березы, цветов, игры-игрушки, Нептуна и т.п.) «песочный город» турнир «Яблочко»

ребусник состязание юмористов

творческие объединения («чудаки», «Райкины») рыбалка

турнир (гидов, затейников, знатоков) ринг

рыцарский турнир турнир бумажных голубей

хит-парад хоровод друзей

цирк из газетной бумаги цирк на воде

чаепитие час импровизаций

час инсценировки чемпионат веселого мяча

шуточная картинная галерея школьное кафе

шумовой оркестр эстафета веселых экспромтов

эстафета веселых занятий ярмарка забав и развлечений экспедиция за сказками (играми,забавами,пословицами,поговорками,загадками,обрядами)

юморина ярмарка народной мудрости

3.8. Коллективные творческие дела нравственного содержания

Все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

СЛОВАРЬ:

вечер «Расскажу о хорошем человеке» вечер этикета вечер откровения гостевой день

гайдаровская разведка день поступков «по секрету»

день рождения коллектива день рождения школы

день русского хлебосольства день этикета (мальчиков, девочек)

диспут «камертон доброго настроения»

комплексная игра магазин без продавца

«огонек» знакомств «огонек» прощания

«орлятский круг» рейд дружбы

ролевая игра нравственного характера сбор «Я – мы - они»

секретный тимуровский рейд фабрика смех

эстафета соседей

4. РАБОТА С АКТИВОМ

Делить ребят на актив и неактив не имеет смысла. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Но постоянный ли, сменный ли, очередной актив при проведении тех или иных коллективных творческих дел все-таки должен выбираться. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги, творческие КТД. Ниже приведены примеры таких тренингов.

«Геометрическая фигура»

Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Ведущий (воспитатель, учитель) предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Казалось бы, задание не столь сложно. Но в предложенном состоянии все-таки сделать это не так-то легко. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать пути решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти кто-то и есть лидеры.

«Номера»

Ребята делятся на группы, например, на три команды, Всем школьникам прикалываются на спины номера, скажем, от 1 до 10. По команде ведущего группы перемешиваются. По следующей команде надо прибежать к «своим» и выстроиться спиной к ведущему от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, то есть наоборот. Или дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.

Могут быть и такие варианты: построиться по росту; построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно.

«Киностудия»

Ребята разбиваются на творческие коллективы киностудий страны. Придумывают название «студии», жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде ведущего докладывают вслух о выполнении задания. Затем все вместе дети пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят свой фильм» и показывают его всем. Фильм оценивает жюри – другие команды. Ведущему остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.

СЛОВАРЬ:

«А ну-ка мы» «Арена общения» (прогр. творческих контактов)

«Времена года» (творческие задания родившимся зимой, весной, летом, осенью)

«Веер делегаций» (группы ребят, представляющие делегации разных стран,

импровизируют общение друг с другом)

«Замещение вакантных ролей»

Игра в мнения

«Огонек» - анализ дня (недели, месяца, года)

Организационно-деятельностная игра

Операция «Малыши»

Разговор о жизни (вольное общение)

«Расскажи мне о себе» (оценка друг друга)

Собрание-диспут

Сбор актива

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, часть этих КТД уже знакома. Но каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее значение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.

КТД – это сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые ее только обогащают.

Есть несколько условий успешного использования КТД.

Первое – творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные ранее.

Второе – любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему дело называют коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение воли «по бумажке».

Третье – необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой «этап» КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить и оценить, а полученный успех разделить на всех, кто, так или иначе, принимал участие в коллективном творческом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...