Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»
план-конспект на тему

Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_lesnoe_tsarstvo_na_ns_portal.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»

 Задачи:

  1. обобщить знания учащихся о значении леса и растений в жизни человека;
  2.  формировать интерес к окружающему миру, стремление беречь природу;
  3. познакомить с правилами поведения в лесу;
  4. воспитывать любовь к родному краю;
  5.  воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Ход занятия.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие. А куда, отгадайте. В ходе путешествия я буду задавать вам вопросы, загадывать загадки. За правильный ответ вы будете получать кленовый листочек. Кто больше таких листочков наберёт, станет победителем и получит приз.

Учитель: Итак, отгадайте.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.  (лес)

Учитель: Сегодня наше мероприятие посвящено лесу и его обитателям.

Учитель: А чем же дорог нам лес? Какую роль он выполняет в жизни людей?        

Лес – это:

- наше богатство.

-зелёный наряд нашей Земли.

- кладовая чистого  воздуха.

- дом для зверей и птиц.

- наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Учитель: И вот мы с вами на опушке леса. Давайте послушаем голоса природы.

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

И.Никитин.

Учитель: Давайте разгадаем, какие дары нам преподносит лес.

Кроссворд «Дары леса»:

По горизонтали:

2. Невысок и коренаст

Поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра под ёлками

Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

4. Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (Орехи)

5.Не балует дуб детей.

Одевает без затей.

Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Жёлуди)

6.Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые. (Шишки)

По вертикали:

1.Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

3. Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет – и душистая

Попадает в кружки. (Земляника)

Учитель: Лес-богатство нашей Родины. В нём, как и в наших домах, есть этажи. Лесные этажи называются ярусами. Давайте с вами выясним, сколько этажей-ярусов в лесу, и кто в нём живёт. Итак, мы с вами на первом этаже. Отгадайте, кто живёт на первом ярусе.

Вы всегда его найдёте

И в лесу и на болоте.

Хоть на вид и неказистый

Мягкий, нежный, бархатистый.  (Мох)

Мхи растут скученно, образуя коврики. Корней нет, только стебли и листья. Мох впитывают влагу в себя в 30-40 раз больше, чем весит сам.

Учитель: А что  можно увидеть на 2 этаже.  (Грибы) Они играют большую роль в жизни леса. А какую роль? Вы знаете?  Грибы  перерабатывают растительные остатки, разрушают пни, поваленные деревья, опавшую листву. Они - санитары леса.  Я надеюсь, ребята, вы хорошо их знаете. Есть такое определение «тихая охота». Что подразумевается под этим понятием?  (сбор грибов). И мы с вами отправимся на «тихую охоту». Будем собирать грибы.

Нет грибов дружней, чем эти,

 Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это … сыроежки

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … подосиновик

Плотный, крепкий, статный

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат.

Что в земле скрываешься?

В чём ты виноват? (груздь)

На опушках, просеках,

В сосенках и ёлочках.

Словно бы после дождя

Шляпки их всегда блестят. (Маслята)

Шляпка вогнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий.

Золотой, янтарный цвет.

И вкусней грибочков нет. (Рыжики)

Если в рощу вы пойдёте,

Под берёзой меня найдёте.  (Подберёзовик)

Виден издали он,

В белой шапке … шампиньон

Дождик, я к тебе привык

Я – собрат твой, … дождевик.

Посмотри, какой хороший!

Шляпка красная в горошек.

Кружевной воротничок,
Он в лесу не новичок. (
Мухомор)

Учитель:  мы положим его в корзинку? (Нет, он ядовитый)

Учитель: А это тоже жители 2 яруса. Вам знакомы эти цветы? Назовите их. А теперь мы с вами переходим на следующий этаж «лесной фабрики» - на 3ий. Что здесь растёт?  А здесь растут кустарники.

 Учитель: Какие кустарники вы знаете?    (Калина, шиповник, орешник, барбарис).

Учитель: Мы с вами поднимаемся на самый верхний ярус леса – четвёртый. Этот ярус занимают  деревья.

А скажите, какое дерево является символом России?

Берёза даёт человеку много лекарственных продуктов.

Но, не забудьте: одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за весну до 200л сока.

Раскидистый, могучий,

Поднялся к самой туче.  (Дуб)                                                                                                                                                     Высота дуба - 40-50 м, 100-150 см в диаметре. Живёт 100-500 лет.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.  (Сосна)

Высота - до 48 м, толщина-1 м, живёт до 400 лет.

Гибкими ветвями

Склонилась над водой-Любуется собой!  (Ива)

Ива растёт у водоёма. Её длинные, тонкие ветки склоняются до самой воды.  Её можно встретить везде: и на севере, и в   жаркой пустыне.

Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) Осина цветёт в апреле-мае до распускания листьев. Живёт 80-100 лет.

Её всегда в лесу найдёшь-

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая,  как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

 Ель растёт 150-200 лет.

Почки - липучие,

Листья - пахучие,

Плоды – летучие.  (Тополь)

Тополь - «чемпион» по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30 % .

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

 Одно взрослое дерево даёт в среднем 70 кг мёда, а гектар лип – 1 т мёда. Живёт липа 300-400 лет.

Учитель: Ну а вот первая жительница леса. Кто она? Отгадайте!

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её…лиса

Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож и в сады

Отважный …ёж

В сосне – дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле? (белка)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан.

Очень грозен был … кабан

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной, рыжей кошки.

На суку она обычно

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит… рысь

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … снегири

Днём спит, а ночью летает,

Прохожих пугает.  (Сова)

Куда веёт подземный ход?

Об этом знает только … крот.

Отступать врагам пришлось.

Их рогами встретил … лось.

Делиться со всеми - привычка моя!

«Вам яду не надо?» – спросила … змея.

Ребята, а теперь очень интересная информация. Знаете ли вы что:

1.Сова уничтожает за год около 1000 грызунов.

2. Кукушка за час  может съесть 100 гусениц.

3. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час 1 мышь съедает 160-170 комаров.

Учитель: Давайте с вами прочтём и запомним правила поведения в лесу.

1.Никогда не наноси вред природе.

2. Не убивай зверей и птиц.

3.Не трогай домиков животных и их детёнышей.

4.Не трогай птичьи яйца.

5.Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок)

6. Не разжигай костров, не делай новых кострищ.

7.Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

 8.Не оставляй мусор на месте своего отдыха.

9.В меру бери дары природы.

10.Не прокладывай новых тропинок.

11. Учись наблюдать и слушать голоса природы.

12. Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

13. Не шуми в лесу, не пугай животных и птиц.

Учитель:  Замечательный писатель и большой любитель природы  М.М. Пришвин писал:

 «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину!»

С первых дней существования нашего государства большую заботу об охране  природы проявил русский народ. Многое сделано по охране природы: посажены леса, открыты заповедники, сохранены многие виды животных. Человек многим обязан природе.

Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Говорят, что  жизнь не прошла даром, если человек за свою жизнь посадил хотя бы одно дерево. Вы ещё не успели этого сделать. Но постарайтесь оберегать уже посаженные растения и обитателей, живущих в нём. Наше путешествие я хочу закончить такими словами:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Помните эти слова! Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия: «Путешествие в подводное царство»

Цель занятия:  развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у  ...

Воспитательный час "Путешествие по царству цветов"

закрепление знаний учащихся о садовых цветах....

Воспитательное занятие "Путешествие по стране "Здоровье"

Конспект воспитательного занятия "Путешествие по стране "Здоровье"...

Конспект воспитательного занятия "Путешествие по городу Здоровейску"

Занятие направлено на формирование здорового образа жизни....

Воспитательное занятие - путешествие "В гости к природе"

Занятие проводится в форме игры - путешествия...

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО».

Цель:  Закрепление полученных  умений и навыков по оформлению мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить знания по оформлению мягкой игрушки,     закрепить тех...

Конспект занятия «Путешествие в подводное царство»

Конспект занятия учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальными нарушениями (легкой и умеренной степени), дети с Расстройством Аутистического Спектра) старшего дошкольного возраста...