Роль внеклассной работы по русскому языку в образовательном процессе
статья на тему

Клюшкина Марина Петровна

В статье идет речь о том, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям воспитания и образования учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль внеклассной работы по русскому языку в образовательном процессе

Русский язык — это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своём общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Но в то же время, по мнению большинства современных школьников,  это один из самых трудных и нелюбимых предметов школьного курса. И это при том, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а учителя-предметники неизменно стремятся воспитать у учащихся любовь к родному слову.

Мы живем в замечательное время, насыщенное событиями, открытиями, смелыми идеями. Но, как и в любое другое время, людям приходится решать проблемы, обусловленные изменениями в жизни. Стремительное развитие языка, активный процесс иноязычных заимствований, общение посредством Интернета и предельно коротких sms – вот объективные причины изменений, происходящих в настоящее время с русским языком. Как же в это время сохранить «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»? Как сформировать у учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему? Как научить подрастающее поколение пользоваться несметными богатствами родного языка? Эти задачи в современной школе решаются всеми педагогами, но наибольшая нагрузка ложится на плечи учителей-словесников. И вот тут-то им на помощь и приходит внеклассная работа по русскому языку.

Внеклассная работа по русскому языку – важнейшее звено в учебно-воспитательном процессе. Имея свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы, внеклассная работа преследует главное: привить любовь к великому русскому языку, пробудить интерес к нему как к учебному предмету, повысить общую языковую культуру школьников, углубить и расширить их знания, получаемые на уроках. Не случайно Николай Максимович Шанский, российский лингвист-русист, так определил роль внеклассной работы: «Внеклассная работа должна прежде всего способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний и тем самым помогать учащимся в усвоении программного материала».

Если учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности», то под внеклассной работой понимают специально организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время.

Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Бориса Михайловича Неменского, педагога, автора оригинальной программы эстетического воспитания школьников, «зона свободного поиска». 

Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями, но она, тем не менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научной популяции.

Существенную роль играет характер и объем материала, перенесенного с урока на внеклассные занятия. Как языковой, так и тематический материал для внеклассной работы должен отбираться с учетом возрастных интересов учащихся, их разговорных навыков, в соответствии с рекомендациями программы, без дублирования и повторения ее. Должен учитываться и региональный компонент с целью воспитания патриотизма, уважения к традициям предков и их продолжения. Объем предназначенного для внеклассных занятий материала должен определяться в зависимости от целей и задач конкретного мероприятия. Гораздо шире, чем на уроке, есть возможность использования межпредметных связей.

Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству. Появление множества интересных познавательных, интеллектуальных игр повлекло за собой совершенствование форм и методов внеклассной работы. Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в школьном литературном бале, в постановке спектаклей не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом, решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им, в свою очередь, раскрывать свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

О роли внеклассной работы по иностранным языкам в воспитании учащихся

Одной из проблем, которые нам, учителям, приходится решать, является недостаток интереса учащихся к изучаемым предметам, что, как правило, приводит к снижению результатов обучения. Чтобы активизироват...

О роли внеклассной работы по иностранным языкам в воспитании учащихся

Одной из проблем, которые нам, учителям, приходится решать, является недостаток интереса учащихся к изучаемым предметам, что, как правило, приводит к снижению результатов обучения. Чтобы активизироват...

Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку и литературе

Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку - из личного опыта преподавателя русского языка и литературы Кувшиновой А.М....

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....