Конспект внеурочного занятия «Друзья в Интернете»
план-конспект урока (7, 8, 9 класс) по теме

Гусь Нина Олеговна

В данной разработке обсуждаются риски, связанные с общением с незнакомцами в Интернете, правила поведения. Выделяются признаки, на которые следует обращать внимание при знакомстве с другими людьми. Также обсуждается  сходства и различия реальной и виртуальной дружбы.

Разработка внеклассного мероприятия расчитана на учащихся 7-9 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_vneurochnomu_zanyatiyu_druzya_v_internete.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удельнинская средняя общеобразовательная школа №34»

Конспект по внеурочному занятию на тему: «Друзья в Интернете»

Выполнила:

 Гусь Нина Олеговна

учитель информатики

2019г.

Тема урока: «Друзья в Интернете»

Цель урока: изучение возможностей Интернета для поиска новых знакомых по интересам, актуализация вопроса о возможностях риска при встречах с незнакомцами из Интернета.

Задачи урока:

обучающие:

  • обсуждение возможностей социальных сетей для установления связей с другими людьми.
  • демонстрация рисков, связанных с общением с незнакомцами в Интернете;
  •  выделение признаков, на которые следует обращать внимание при знакомстве с другими людьми в Интернете;
  •  изучение правил поведения, которых следует придерживаться при общении с незнакомцами в Интернете;
  • поиск способов, как обезопасить себя при встрече в реальной жизни с интернет-знакомыми;

развивающие:

  • совершенствование коммуникативных навыков через умение излагать мысли, вести диалог;
  • формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • продолжение формирования общеучебных умений и навыков;
  • развитие коммуникабельности, креативного мышления, активности и самостоятельности;
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся;

воспитательные:

  • воспитание стремления к получению новых знаний;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в паре и в группе;
  • воспитание культуры общения.

Класс: VII-IX.

 Оснащение урока:

  • Набор карточек № 1. Приложение 1 (6 карточек с историями для упражнения № 2.);
  • Набор карточек № 2. Приложение 2 (6 карточек с фактами и «реальными» историями онлайн-знакомых из заданий участников);
  • Интерактивный комплекс (мультимедийный проектор, компьютер учителя).

Информационное обеспечение урока.

  1. Сайт проектов Фонда Развития Интернет http://detionline.com
  2. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.1. Лекции. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013
  3. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.2. Практикум. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой на урок.

  1. Основной этап урока

Учитель. Прогресс идет вперед семимильными шагами. Еще совсем недавно компьютер в основном использовался для работы или для игр. Сегодня, благодаря развитию технологий, стало возможным совершение покупок в онлайн-магазинах, решение ряда административных вопросов и, конечно же, активное общение в интернете. И не нужно выходить на улицу, идти к другу или однокласснику в гости, чтобы обменяться новостями. Сделать это можно дома, расположившись на своем любимом кресле или диване. В социальных сетях мы общаемся не только со своими «реальными» друзьями, но и с теми, с кем никогда не встречались.

Упражнение 1. Чем отличается реальный друг от виртуального?

Учитель. Расскажите, есть ли у вас профили в социальных сетях и сколько у вас друзей, или френдов?

Дети отвечают на вопросы.

Учитель. Вспомните, сколько друзей у вас в социальных сетях? Попрошу поднять руки тех, у кого меньше 100 друзей, 100-150, 150-200,200-250,250-300, больше 300.

Учитель подсчитывает количество людей в шести группах и фиксирует результаты на доске. После чего определяется самая многочисленная группа. Также учитель высчитывает сколько в среднем друзей в сетях у всех участников.

Учитель. Ребята, подумайте, пожалуйста, сколько друзей у вас в реальной жизни?

Учитель снова подсчитывает количество людей в шести группах и фиксирует результаты на доске. Как правило, количество друзей в сетях и в реальной жизни различаются.

Обсуждение

  • У вас больше друзей в Интернете или в реальной жизни?
  • Какие плюсы дает большое количество друзей в социальных сетях? Какие минусы?
  • Чем реальный друг отличается от виртуального?

Упражнение 2. Кто твой друг?

Учащиеся делятся на 6 команд.

Учитель. У каждой команды на столе лежат карточки с историей о знакомстве в Интернете и вопросами к ней (Приложение 1). Вам нужно в течении 10 минут:

  1. обсудить историю;
  2. принять решение: согласиться ли на встречу с онлайн-знакомым;
  3. ответить на вопросы.

У учителя остается набор пронумерованных карточек (Приложение 2) с фактами и «реальными» историями онлайн-знакомых из заданий участников.

После обсуждения каждой группе предстоит огласить свое решение и ответы на вопросы. Члены группы по очереди зачитывают вариант профиля, отвечают на первый вопрос, второй вопрос и т. д.

После того как участники ответили, пойдут ли они на встречу с этим человеком, по номеру на конверте

учитель достает карточку с «фактами» и рассказывает о «реальном» человеке, скрывающемся за

профилем.

Обсуждение

  • Легко ли вам было принять решение? Если вы сомневались, то почему?
  • Как вы решаете, кого добавлять к себе в друзья? Часто ли вы первым добавляете совершенно незнакомых людей?
  • На что вы обращаете внимание, когда читаете профиль?
  •  Как вы решали, стоит ли встречаться с этим человеком? На что вы обратили внимание, а что, возможно, упустили?
  • Как нужно поступать, если интернет-знакомый предлагает встретиться? Как обезопасить себя на встрече?
  • Какие возможности предоставляет Интернет для знакомства и поиска новых друзей?
  • На что следует обращать внимание при знакомстве в Интернете? Как следует себя вести? Что можно рассказывать, а что нет?
  • Каким образом можно использовать возможности Интернета для знакомства с другими людьми, не подвергая себя риску?

  1. Подведение итогов урока.

Завершая упражнение, учитель демонстрирует учащимся видеоролик «Развлечения и безопасность в Интернете». (http://www.YouTube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE&list=PLD70B32DF5C50A1D7/).

Учитель. Знакомясь с человеком онлайн, никогда нельзя быть полностью уверенным, что он тот, за кого себя выдает. Длительность знакомства, обмен фотографиями, звонки по телефону, видеозвонки, опыт предыдущих встреч — ничто из этого не может дать 100% гарантии, что онлайн-другу можно полностью доверять.

Безопаснее всего добавлять в друзья только тех, кого знаешь в реальности, и тех, кого хорошо знают в реальной жизни твои друзья. Если ваш онлайн-друг приглашает вас на встречу, то эту ситуацию необходимо обсудить с родителями, чтобы они были в курсе места и времени встречи. При возможности лучше пойти со взрослым, которому доверяешь, и выбирать людное место для встречи. Очень важно уметь сказать «нет» и позвать на помощь в сложной ситуации.

В завершении сегодняшнего урока хочется поблагодарить команды, все справились на хорошо и отлично.

Приложения

Приложение 1

Карточка 1

Ваня (13 лет) — поклонник игры World of Warcraft. Он играет в нее уже три года и развил своего персонажа до очень высокого уровня. Год назад Ваня познакомился в игре с Колей (15 лет), когда они вместе с другими участниками выполняли одно из групповых заданий. После этого они еще не раз сражались вместе и по ходу игры общались и переписывались. Однажды Ваня даже купил у Коли «Большой меч яростного гладиатора», переведя деньги ему на электронный кошелек. Вчера же Коля написал, что приезжает на выходные в Санкт-Петербург, где живет Ваня, и хотел бы как-нибудь пересечься, чтобы познакомиться в реальности. Коля также предлагает Ване купить у него особый щит, о котором мальчик давно мечтал.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Ване согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Коле?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Ваня мог бы себя обезопасить?

Карточка 2

Маша (14 лет) очень переживала, когда рассталась со своим молодым человеком. Чтобы разобраться в причинах расставания, она искала в Интернете информацию об отношениях и на одном из форумов увидела историю девушки как две капли воды похожую на то, что произошло с ней. Маша написала этой девушке (ее звали Вика) сообщение, и Вика ей ответила. Они вместе обсуждали произошедшее, делились чувствами и переживаниями, обсуждали темы, которые больше ни с кем не решались обсудить. В одном из сообщений Вика написала, что, чтобы забыть их несчастную любовь, им нужно найти себе какое-то занятие, увлечение. Вика сказала, что недавно нашла очень хорошую студию танцев, и предложила Маше пойти туда вместе.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Маше согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Вике?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Маша могла бы себя обезопасить?

Карточка 3

Аня (15 лет) — фанатка группы «Пикник», постоянно сидит на форуме, посвященном группе. Аня посещает этот форум уже три года, знает (виртуально) всех постоянных форумчан, общается с ними на самые разнообразные темы. Неделю назад один из форумчан предложил всем перенести общение из Сети в реальность. Всем понравилась эта идея, и было назначено время и место встречи — 21:00, кафе «Облака». Ане очень хочется со всеми встретиться и познакомиться «вживую», но ее беспокоит, что кафе «Облака» находится в пригороде и общественный транспорт ходит туда нерегулярно.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Ане согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Аня могла бы себя обезопасить?

Карточка 4

Даша (12 лет). Неделю назад в социальной сети к ней в друзья добавился Саша, 13 лет. Даша не знала его лично, но видела, что он есть в друзьях у шести ее близких знакомых, поэтому подтвердила заявку Саши. Саша написал, что ему очень понравилась Даша на какой-то из фотографий в профиле их общих друзей и он хотел бы с ней познакомиться поближе. Саша прислал Даше множество сообщений, и она рассказала ему многое о себе: чем она увлекается, про свою школу и семью, где она живет и где любит отдыхать. Они даже обменялись номерами телефонов и несколько раз созванивались. Саша кажется Даше очень внимательным и заботливым молодым человеком, ей нравится, что он в нее влюблен. Вчера Саша наконец пригласил Дашу на свидание: предложил сходить в кино, на вечерний сеанс. Даша очень обрадовалась.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Даше согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Саше?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Даша могла бы себя обезопасить?

Карточка 5

Виктор (11 лет). Виктор увлекается собиранием специальных карт для ролевых игр. Он очень хочет заполучить в свою колоду карту с особым магическим заклинанием, однако ему никак не удается ее купить. Поэтому Виктор решает найти через Интернет человека, который бы согласился обменять такую карту на какую-нибудь из карт Виктора. После длительных поисков такого человека удалось найти. Алексей (23 года) согласился поменяться. Алексей предлагает встретиться сегодня в 20:00 около клуба, где проходят турниры по карточным ролевым играм.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Виктору согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Алексею?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Виктор мог бы себя обезопасить?

Карточка 6

Наташа (14 лет) — привлекательная молодая девушка. Ее подруга мечтает стать фотографом, поэтому часто устраивает для Наташи фотосессии. Наташе очень нравятся получающиеся фотографии, и зачастую она выкладывает их в социальные сети. Вчера Наташа получила сообщение от Анны (45 лет), в котором Анна (агент по кастингу в доме моделей), говорит, что была впечатлена фотографиями профиля Наташи, что это редкий тип внешности, и дом моделей приглашает Наташу на собеседование. Анна поясняет, что это приглашение не означает, что девушка точно подходит им как модель, но дает шанс проявить себя при встрече. Анна оставила свой контактный email и ссылку на официальный сайт дома моделей.

Вопросы для анализа ситуации

• Стоит ли Наташе согласиться на встречу? Почему?

• Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Анне?

• Какие могут быть последствия встречи?

• Какими способами Наташа могла бы себя обезопасить?

Приложение 2

Карточка 1

Кто это? Анатолий, 19 лет, живет в Санкт-Петербурге, делает бизнес в онлайн-играх, продавая артефакты и персонажей. Анатолий хочет заработать, продав очередной магический щит. Также он планирует надавить на Ваню при встрече, чтобы выкупить Ваниного персонажа за бесценок и перепродать.

Особенности ситуации

У Вани нет никаких реальных свидетельств того, что Коля — тот, за кого себя выдает.

Однажды «Коля» оправдал доверие Вани, действительно передав ему оплаченный товар, однако нет никаких оснований полагать, что на этот раз «Коля» поступит так же.

Возможное решение

Обсудить ситуацию с родителями (возможно, также стоит спросить разрешения на трату денег), получить их разрешение пойти на встречу одному или с кем-то из взрослых, выбрать для встречи людное место, сообщить родителям, куда и когда планируется идти.

Карточка 2

Кто это? Вика, 18 лет. Обсуждала с Машей свои чувства и переживания. Недавно записалась в студию танцев, где действует акция: «Приведи друга — получи скидку и подарок!».

Особенности ситуации

Хотя девушки переписывались на достаточно откровенные и личные темы, у Маши нет никаких свидетельств, что Вика говорила о себе правду.

Возможное решение

Обсудить ситуацию с родителями, рассказать им о Вике, получить их разрешение пойти на занятия танцами одной или с кем-то из взрослых, встретиться с Викой на занятиях.

Карточка 3

Кто это? Фанаты группы «Пикник», возраст — от 15 до 57. Личная встреча может привести к негативным последствиям.

Особенности ситуации

Хотя Аня общается онлайн с данными людьми уже давно, все они остаются незнакомцами

в реальности и могут скрывать свои мотивы и поступки. Встреча проходит в слишком позднее время и слишком далеко, чтобы по ее окончании возвращаться домой одной.

Возможное решение

Получить разрешение родителей, попросить кого-то из взрослых сопровождать Аню на этой встрече.

Карточка 4

Кто это? Максим, 37 лет, безработный.

Особенности ситуации

Нет никаких доказательств того, что Саша — тот, за кого себя выдает. Голос по телефону не всегда выдает возраст говорящего. Онлайн-переписка длится всего неделю. Саша, по-видимому, много спрашивал о Даше и мало рассказывал о себе. Саша был чрезмерно настойчив. После вечернего сеанса в кино пришлось бы слишком поздно возвращаться домой.

Возможное решение

Перед тем, как добавить Сашу в друзья, поинтересоваться у общих знакомых — действительно ли они знают Сашу в реальности или добавили просто так. Расспросить друзей, кто такой Саша. Не рассказывать о себе слишком много (информация о месте жительства и т. п.). Обсудить ситуацию с родителями, получить их разрешение.

Предложить встретиться Саше первый раз среди общих знакомых и в присутствии кого-то

из взрослых, которым доверяешь.

Карточка 5

Кто это? Алексей, 23 года, любитель карточных ролевых игр.

Особенности ситуации

У Виктора нет никаких доказательств, что Алексей — тот, за кого себя выдает. Встреча назначена в достаточно позднее время.

Возможное решение

Обсудить ситуацию с родителями, пойти на встречу вместе с кем-то из взрослых.

Карточка 6

Кто это? Владимир, 50 лет, хочет познакомиться с молодой девушкой для романтических отношений.

Особенности ситуации

У Наташи нет никаких доказательств, что Анна — та, за кого себя выдает. Уважаемые модельные агентства не будут искать моделей по фотографиям в социальной сети.

Возможное решение

Обсудить ситуацию с родителями, получить их разрешение пойти на встречу в сопровождении кого-то из взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круг друзей" Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревожными детьми (4-й класс)

Целью психологического занятия является снятие эмоциональной напряженности, изучение личностного ресурса ребенка, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, изучение соц...

Занятие из авторской программы "В кругу друзей"

Предлагаю вашему вниманию фрагмент развивающей программы для детей с повышенным уровнем тревожности "В кругу друзей", реализуемой на базе пятых классов МОУ лицея №67 г.о. Тольятти....

Конспект арт-терапевтического занятия "Друзья для осьминога"

Тема: «Друзья для Осьминога».           Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов  арттерапии посредство...

Занятие "Я люблю своих друзей - мои друзья любят меня"

Занятие направлено на формирование умения принимать самого себя и других людей, при  этом адекватно воспринимая сви и чужие достоинства и недостатки;  развитие ЭВС....

Занятие по профилактике интернет-зависимости "Онлайн мир вокруг нас"

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.В результате компьютериза...

Использование контента «Мобильное электронное образование» и интернет ресурсов на занятиях английского языка и внеурочных занятиях

Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование"...

Воспитательский час"Интернет и друзья"

Воспитательский час, группа учащихся 8 класса школы интерната для умственно отсталых детей...