Главные вкладки

    Работа с одаренными детьми в рамках преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС
    статья

    Доклад о формах работы с одаренными етми. Из опыта работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа с одаренными детьми в рамках преподавания иностранного языка

    в контексте реализации ФГОС

    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

    Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». 

    В.А. Сухомлинский

    Введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации, который во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

    Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

    Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа давала не только прочные знания их детям, но и выявляла, раскрывала и развивала способности детей, их одарённость.

       Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

    В основополагающих идеях новых федеральных стандартов в работе с одаренными детьми находят отражение следующие принципы  педагогической деятельности:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

    Что же понимают под термином "одаренность"?

    В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

    Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

     Одаренные дети:

    • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
    • имеют доминирующую активную, познавательную потребность;
    • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

    В одаренных детях удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей.

    В нашем образовательном учреждении

    Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений. Наши обучающиеся имеют определённые успехи в олимпиадах и конкурсах различного уровня, они успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.

    Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

            выявление одаренных детей; 

            развитие творческих способностей на уроках;

    Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

    Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

    Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому мы постоянно учимся, совершенствуем свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.

    Одной из преследуемых учителями целей в работе – «влюбить» детей в изучаемый иностранный язык.  Большое внимание придаем вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по предмету. Каждый год в нашей школе проводятся недели иностранного языка, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах.

    Хотелось бы отметить те положительные стороны, которые заключает в себе внеклассная работа:

    1. Она помогает лучше решать задачи учебного процесса: усиливает мотивацию к изучению ИЯ, способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает активный языковой запас учащихся, совершенствует произношение, стимулирует в целом их интеллектуальную и языковую активность.
    2. Внеклассная работа имеет и воспитательное значение: расширяется общий кругозор, повышается их культурный уровень, развиваются фантазия, воображение, творческие способности детей.
    3. Проводимая работа оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и ученика, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

    Одной из форм работы с одаренными детьми в лицее является организация и проведение интеллектуальных игр для старшеклассников в рамках работы научного общества  лицея «Интеллект»; ведь  ни для кого не секрет, что игра – это учение с увлечением. Все игры совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу и направлены на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей, развивают художественный вкус, интересы, культуру, способности детей.

       Мы апробировали такие формы игр, как брейн-ринг, своя игра, пентагон, великолепная семерка, магия чисел, битва хоров. Деление на разновозрастные команды происходит жеребьевкой, в объективном судействе принимают участие и учителя и ребята. Активное участие обучающихся в играх и проводимая рефлексия лишь подтвердили значимость их проведения.

        Работа с одаренными детьми в лицее реализуется по утвердившейся системе, которая была апробирована, дает неплохой результат.        

    Дистанционные конкурсы, викторины, олимпиады – это только часть системы. В лицее накоплен определенный опыт участия во Всероссийских дистанционных конкурсах. Предложение рынка дистанционных конкурсов и викторин в связи с вниманием к проблеме развития одаренности детей и реализацией внедрения новых образовательных стандартов сегодня разнообразно. Число конкурсов увеличивается с каждым учебным годом.

    Мы отдаем предпочтение следующим:

    Интернет-карусели, Дистанционным викторинам «ФаРоста», «Познание и творчество», конференции учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА, Статграду.

    Дистанционные конкурсы  позволяют ребятам определиться с предметной областью, обучающиеся приобретают навык творческой, самостоятельной деятельности.

    Кроме того, опыт участия в дистанционных викторинах может пригодиться обучающимся при выступлении на предметных олимпиадах различного уровня. Обладая дипломами и сертификатами учащиеся пополняют свои портфолио, получают признание на уровне области и страны.

    Дистанционные конкурсы являются благодатной почвой для привлечения родителей к совместной деятельности с их же собственным ребенком.
      Регулярно мы приглашаем на встречи наших зарубежных гостей, и ребята имеют возможность применить свои языковые навыки на практике.

       В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные,  проектные виды деятельности.

       Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Ведь «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

    Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

    Сократ сказал однажды: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

    Я желаю вам всем обрести таких учеников!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.

    В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

    Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»

    В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...

    Организация работы с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС

    В статье рассматривается проблема организации работы с одаренными детьми  в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Представлен опыт работы по программе «Одаренные дети»....

    Система работы с одаренными детьми в рамках реализации Концепции математического образования

    Одаренный ребенок… Лишние раздражающие вопросы на уроке или поле для совместного творчества? Статья будет полезна увлеченным математикой, творчески работающим педагогам....

    Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

            Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, ум...

    Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

    Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...