Методическая разработка Классного часа Нравственное воспитание: «Умеем ли мы общаться»
классный час

  • показать  роль  общения  в  жизни  каждого    человека    и  выяснить основные правила общения; 
  • помочь студентам развитию внимательности,  толерантности, коммуникативных навыков ;
  • воспитывать этические нормы бесконфликтного общения с ровесниками и  взрослыми;
  • разработать свод правил общения в группе  комфортного

                   сосуществования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_umeem_li_my_obshchatsya.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Методическая разработка

Классного часа

Нравственное воспитание: «Умеем ли мы общаться»

Подготовила:

Воспитатель Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск

2017

Цели  

  • показать  роль  общения  в  жизни  каждого    человека    и  выяснить основные правила общения;  
  • помочь студентам развитию внимательности,  толерантности, коммуникативных навыков ;
  • воспитывать этические нормы бесконфликтного общения с ровесниками и  взрослыми;
  • разработать свод правил общения в группе  комфортного

                   сосуществования.

Задачи

  • Создание комфортной психологической среды для развития личности в общении.
  • Установление и поддержка контакта, снятие скованности и замкнутости.
  • Получение более полной информации друг о друге за время занятия.

Место проведения: 14 кабинет.

Группа: 11 группа по специальности ОПУТ(а) 1 курс

Время проведения: 45 минут.

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, драматизация.

Подготовительная работа.

Можно предложить студентам следующие вопросы для диалога:

1. Что такое общение?

2. Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?

3. Можно ли научиться правильно, общаться с людьми?

4. От какого общения следует отказываться?

План классного часа

на тему нравственного воспитания

«Умеем ли мы общаться».

Введение

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей
  2. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок
  3. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»
  4. Диалог для размышления  Притча «Думай, что говоришь».
  5. Тест «Умеем ли мы правильно слушать»
  6. Составление правил общения.
  1. Подведение итогов классного часа.

Заключение

Единственная настоящая роскошь –

                                                          Это роскошь человеческого общения.

                                                                        Антуан де Сент-Экзюпери.

Введение

В большом городе много жителей, много приезжих ,череcчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Встретившись взглядом, подарив улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.

Понятие «общение» в психологии употребляется чаще всего применительно к межличностным контактам. Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение с другими людьми рассматривается как «обработка людей людьми», исходя из этого сущность общения с самим собой можно определить как «обработку человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопонимания и взаимное регулирования поведения, но это и главное условие, и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для человека узкого, ограниченного- мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка... Гармоничному человеку легко в общении: ему не надо искать темы для разговора. А общение - это наше, если так можно выразиться, социальное дыхание» (Л. Жуховицкий).

Организационный момент.

                              Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о важном – о человеческом общении.      Если  мы  посмотрим  в  толковый  словарь,  то  найдём  следующее  определение:

    “ Общение – это  взаимодействие  двух  или  более  людей , состоящее  в  обмене  между  ними  информацией  раличного  характера  “.

 Как  утверждают  психологи,  это  зависит  от  характера  человека.  Труднее  всего  общаться  с  человеком  у  которого  несдержанный  и  взрывной  характер.

 Вот так  сказал  один  древний  мыслитель:

“Стать  человеком—большая  работа. Нужно  работать  над  собой  каждый  день, и с  каждым  днём  становиться  хоть  чуточку  лучше “ !

Давайте  уже  сегодня  начнём  работать  над  собой  и  попробуем  общаться и жить  без  конфликтов.  Поэтому  пожалуйста  помните,  что  раз  общение – это  взаимодействие  с  другим  человеком, то  этот  человек, который перед  вами—он  самый  главный  на свете.   Цель нашего сегодняшнего классного часа: поговорить о том, как мы учимся общаться с людьми, от какого общения следует отказываться и что необходимо нам для того, чтобы испытывать радость от общения друг с другом.

Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.

Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек.

  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей

Воспитатель: предлагает студентам обсудить высказывания мыслителей.

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

«Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?»

Ж.Санд

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь»

Клавдий

«Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями»

П.Буаст

«Изрекать могут многие - понимают не все»

Г.Богослов

Обсуждение….

  1. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок

Воспитатель:

Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Вашим домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки на тему: «Общение». Что вам больше всего понравились? Какой смысл они несут?

Студенты:

«Молчание – золото».

Народная мудрость 

 «Доброго держись, а от худого удались»

Русская пословица

«За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

Чувашская пословица

«На дружеское слово дружески и отвечать надо»

Якутская пословица

Обсуждение…..

  1. Воспитатель: Слово может оказать огромное воздействие на человека. Давайте послушаем стихотворение В.Полторацкого 

Кристина: стихотворение «Слово о словах».

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Воспитатель: Очень часто мы засоряем нашу речь сленгом, жаргонизмами, словами-паразитами. Что можно рассказать о человеке по тому, как он разговаривает?

Алёна: стихотворение

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира можем сохранить.

Воспитатель: Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Татьяна: Притча

Думай, что говоришь

Однажды одна богатая дама пришла к праведнику за советом. Она сказала, что тоже хочет быть праведницей, но у нее есть один недостаток, который она никак не может преодолеть, и рассказала праведнику, что у нее есть привычка сплетничать о людях. И как она ни старается, ей не удается от нее избавиться.

- Хорошо, - ответил праведник. Отправляйся на базар и купи там курицу. Когда будешь возвращаться домой, выщипывай перья и бросай их на дорогу. Потом возвращайся ко мне.

Богатая дама удивилась, услышав это, но она уважала праведника, поэтому сделала все, как он сказал.

На другой день она пришла к праведнику и сказала, что сделала все, как он велел.

- Очень хорошо, сказал праведник. С первым заданием ты справилась. Снова отправляйся на базар и, когда будешь идти по дороге, постарайся собрать все перья, которые ты разбросала вчера.

- Но это невозможно, - сказала богатая дама – Ветер разнес перья в разные стороны. Как же я смогу их собрать?

Вопросы и задания к притче:

1.Почему распространение слухов опасно? Приведите примеры, подтверждающие это.

2.Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

3.Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

4.Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

Воспитатель: Умение общаться  - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. А теперь проведем тест «Умеете ли вы слушать и слышать».

 ТЕСТ «Умеем ли мы правильно слушать

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

Итак, какой вы слушатель?

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

  1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
  2. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
  3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
  4. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  5. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  6. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  9. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  10. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

В любом случае этот тест поможет вам взглянуть на себя со стороны, причем со стороны вашего собеседника.

Воспитатель: Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость. Прошу взять маркеры и выразить свои предложения на бумаге.

Российский психолог А.И. Кочетов выделил следующие правила общения:

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться видеть жизнь под их углом зрения.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать их.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал  доброго отношения между людьми.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
  6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Вопрос: Со всем ли вы согласны?

Свод правил, составленный студентами

  • Уважай собеседника
  • Слушай его с вниманием, не перебивая и давая высказаться
  • Старайся говорить только то, что думаешь
  • Будь правдивым и искренним
  • Не обманывай
  • Не сплетничай
  • Не груби
  • Не используй слова – паразиты
  • Избегай слишком большого числа слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателей
  • Говори просто и не горячись
  • Говори мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседника, молчаливый человек наводит скуку
  • Шути, но не издевайся
  • Не кричи, но и не разговаривай шепотом.

Игра«Аплодисменты по кругу».

 Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив класса, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...».

Воспитатель:Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.

Воспитатель: классный час заканчивается, давайте подведем итоги:

    1.Какую же роль играет общение в жизни человека?

        2.Что нового вы узнали сегодня?

        3.Какие выводы смогли сделать для себя?

Воспитатель: Итак, мы сегодня выяснили, что человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства. Высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по гражданско правовому воспитанию в 10 классе

Школа – наш второй дом. И всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в ор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"

Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...