Выступление на МО "Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков"
статья

РАЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Организация работы по формированию коммуникативной      культуры подростков

Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к отечественному образованию предъявляются высокие требования.

Современное направление развития общества характеризуется тем, что именно человек становится центральной фигурой всех проблем, именно от человека, его поведения, деятельности, от его нравственных ценностей, установок зависит настоящее и будущее человечества. Поэтому повышается актуальность изучения проблем человека, определение концептуальных положений развития личности, поиск оптимальных путей раскрытия ее творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_n.v._raevskaya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2

к протоколу заседания

МО воспитателей

от 27.03.2019г   №4

Организация работы по формированию коммуникативной      культуры подростков

Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к отечественному образованию предъявляются высокие требования.

Современное направление развития общества характеризуется тем, что именно человек становится центральной фигурой всех проблем, именно от человека, его поведения, деятельности, от его нравственных ценностей, установок зависит настоящее и будущее человечества. Поэтому повышается актуальность изучения проблем человека, определение концептуальных положений развития личности, поиск оптимальных путей раскрытия ее творческого потенциала.

На сегодняшний день коммуникативная культура выступает одним из ведущих и стержневых образований личности, основными  составляющими которой, являются способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого; потребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникации; готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим.

Отличительной особенностью коммуникативной культуры подростков является предъявляемое требование к собеседнику об обратной связи, предполагающей непосредственный отклик на их мысли, чувства, заботы и проблемы. По наличию обратной связи дети данного возраста устанавливают наличие или отсутствие желания другого человека разделить его трудности, войти в его положение и почувствовать его проблемы как свои собственные.

Именно коммуникативная культура может являться условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе.

В современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социально психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны.

Важнейшей  качественной  характеристикой,  позволяющей  развивающейся  личности  реализовать  свои  потребности  в  социальном  принятии, признании,   уважении  и  определяющей  успешность  процесса социализации  выступает  коммуникативная  компетентность. 

     В обозначенных условиях Федеральный государственный стандарт среднего общего образования регламентирует формирования коммуникативной компетентности выпускника, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку…, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания». Эти показатели позволяют оценивать результаты образования выпускника, его

сформированных  качеств,  которые  могут  пригодиться  на  рынке  труда.  Особенностью  коммуникативной  компетентности  является  её  способность  формирования  успешной  деятельности  личности  в  меняющихся  условиях  социального  окружения.  Для  различных  сфер  профессионального  взаимодействия  специалистов  наличие  коммуникативной  компетентности  является  важным  качеством.  Поэтому  её  изучение  является  одним  из  главных  направлений  в  современном  образовании,  так  как  общество  требует  наличия  высокого  уровня  коммуникативной  культуры  у  человека. 

        Из этого можно сделать вывод, что самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры, но сегодня не каждый ребенок может самостоятельно наладить продуктивную коммуникацию со сверстниками, учителями и родителями.

        Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15-17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

     Характеристика возрастных особенностей старших подростков

Возрастные особенности - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развитии.   Взаимоотношения со сверстниками: общение представляет особую самостоятельную ценность, имеет огромную значимость в жизни подростка. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство.Так же следует упомянуть, о появлении феномена, получившего название «ожидание общения» - открытость подростка для общения и поиск новых контактов. Но при всем при этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность к партнеру.

Но стремление к общению обуславливается лишь желанием поделиться собственными переживаниями. Переживания собеседника, зачастую не представляют интереса. Отсюда - взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

Причины значимости общения в старшем подростковом возрасте: во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. 

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых.

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении «уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам». В целом, общение юношей и девушек доброжелательно и избирательно, многим из них свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы».  Это возраст установления рационального отношения к окружающему миру, формирования личностной позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Он очень открыт для общения, но преследует в основном лишь личную выгоду. С радостью принимает участие во внеклассной деятельности, КТД и других творческих коллективных мероприятиях. 

       

 

     

Условия развития коммуникативных умений

      Для подростков отношения с товарищами имеют особую важность.  Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди друзей он находит образцы для подражания. Стремясь дотянуться до них, воспитывает в себе нужные качества. У товарищей подросток находит оценку своих знаний и умений, способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, понимание и поддержку.

Подросток стремиться поступать и выглядеть как взрослый, хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подросток всегда равняется на взрослого. Но последнее проявляется не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чем – то уже более взрослым.

    Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения с ровесниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка. Его невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива.

     Основные коммуникационные навыки подросток получает в школе, общаясь с одноклассниками. Потому что обучение и общение -основные виды деятельности человека в подростковом возрасте. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Все хотят заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования и не делает никакого снисхождения в этом возрасте. Завоевать авторитет можно в этом случае, если подросток будет отвечать этим требованиям.

     Общение со сверстниками делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче, интереснее, дает практику жизни в коллективе. Поэтому мы вынуждены считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте.

     Коммуникативная культура подростков имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми:

1) в общении со сверстниками подросток проявляет себя так, как не проявил бы себя со взрослыми: он спорит, хитрит, флиртует, обманывает…

2) в общении с товарищами подростки более эмоциональны. Их эмоции выражают самые различные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности до гнева.

В общении со взрослыми подростки придерживаются определенных общепринятых норм поведения. При взаимодействии с ровесниками школьники используют самые различные неожиданные действия и движения: прыгают, кривляются, сочиняют разные небылицы. Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры подростков необходимо учитывать психолого-педагогические особенности, поэтому в процессе становления и развития коммуникативной культуры подростков нужно подросткам помогать, направлять их буйную энергию в правильное, не приносящее вреда обществу и самому подростку, русло, потому что подростковый возраст представляет собой один из наиболее важных и сложных периодов в жизни ребенка. В процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые изменяют личность школьника.

    Наряду с потребностью в сотрудничестве в этом возрасте выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике отношение к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание и неуважение партнеров.     Подростки часто демонстрируют свои преимущества, скрывают свои промахи, недостатки. В этот период они очень ревностно относятся к успехам своих сверстников, огорчаются, когда поощряют не их, а их товарищей, радуются неудачам одноклассников. Поэтому педагогам надо быть предельно внимательными и справедливыми при оценке деятельности подростков и стимулировать всех к тому, чтобы достичь высоких результатов в разных видах деятельности, сглаживая моменты неудач и промахов. Методы и формы организации воспитания коммуникативной культуры школьников в различных видах деятельности:

1) Игра. Уникальность игры в том, что именно она и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, а без воображения невозможны никакие проявления личности и её развития. Примером тому является полюбившаяся всем нашим воспитанникам сюжетно-ролевая игра «Выборы президента Центра».

2) Развлекательная деятельность. Она дает возможность подросткам глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки. В нашем Центре проводится много развлекательных и спортивных мероприятий: «День именинника», «Веселые старты», квесты, совместные концерты с учащимися других школ, экскурсии, тематические вечера, участие воспитанников в творческих конкурсах и фестивалях.

3) Деятельность по интересам или досуговая деятельность. Предметные кружки, секции позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Объединения учащихся по интересам направлены на развитие специальных способностей. Но одновременно воспитывается и коммуникативная культура. Во время проведения совместного досуга с взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации, а взрослые следят за отношениями подростков и в ненавязчивой форме направляют их в нужное русло.

Таким образом, развитая коммуникативность -  это следствие степени социализации индивида.

Заключение

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Необходимость общения определена совместной деятельностью: что бы жить люди вынуждены взаимодействовать.

   Важным фактором психического развития школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.

    Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникационная культура   приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации..

Воспитатель                                                                     Н.В. Раевская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»

Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью - важнейшая  задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...

Выступление по теме: "Работа с учебником в 5 классе как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных удд".

Умение работать с учебником – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.     Моим помощником в учебном процессе явля...