"Истерзанные, но не сломленные! Исчезнувшие, но не забытые!"
методическая разработка

Агафонова Оксана Александровна

Вечер памяти, посвященный Дню освобождения узников фашистских концлагерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzniki_stsenariy.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

ВИЦ «Командарм 33 – Михаил Григорьевич Ефремов»

филиал ГБУК КО «КОМЗ», МКОУ «ООШ» с. Климов Завод Юхновского района Калужской области

«Истерзанные, но не сломленные!

Исчезнувшие, но не забытые!»

 вечер памяти,  посвященный Дню освобождения узников фашистских концлагерей

Цель: познакомить участников мероприятия с событиями Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, интереса к истории родного края.  
  • изучение роли детей в исторических событиях России.

        

Экскурсовод :      Агафонова О.А.

2019г.

Оборудование:

  • презентация «Лагеря смерти»;
  • презентация «Дети –войны», узники МО СП «с. Климов-Завод»
  • видеоролики «Они убивали ангелов» (отрывок), «Дети войны», «Воспоминания»

Приглашенные:

Филина Г.И, Меркушова Н.А. – малолетние узники ВОВ.

(Звонит колокол.)

Вед. По ком звонит колокол? 11 апреля колокол звонит о тех людях, которые стали жертвами концлагерей. 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Как день памяти жертв он принят по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении Советской армии. На территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза. Бухенвальд, Освенцим, Дахау – эти названия никогда не исчезнут из памяти человечества, как свидетельства кровавых злодеяний гитлеровцев.

Звучит «Бухенвальдский набат» с видеороликом

Уч-ся

1.Мать, прикрывая детей,
Ангелом белым парит...
Много подобных смертей
Выживших  Память хранит.
Уч-ся:

Узники: дети и мать...
Вот он, святой героизм.
Сколько пришлось им страдать!
Проклят пусть будет фашизм!

Уч-ся:

 Женщины, дети в плену...
Слезы платочком утри,
С глазок смахни пелену,
Лучше, мой внучек, смотри.
Сердце уносится вскачь.
Здесь ровно дышащих нет.
Плач, мой любимый внук, плач,
Дай перед ними обет,


Клятву святую им дай:
Помнить страданья детей,
Горе и смерть матерей,
Память сынам передай.
Чтобы подонок не смел
В будущем планы роить,
В картах – коричневых стрел –
Грязной рукою чертить.

Уч-ся:

Пусть вырастают сыны.
Нашей надеждой им быть!
Чтобы могли от беды
Мать и детей защитить!

Вед. Бухенвальд. На тяжелых решетчатых воротах надпись: «каждому свое»: немецким арийцам — господствовать над миром, остальному человечеству — работать на них за колючей проволокой...

Вед: Детский блок 8. Оскорбления, унижения, тумаки в лицо, пинки ногой . Кормили два раза в день — баланда на воде, вареная брюква. 150 граммов хлеба — из отрубей, с опилками, только вечером. Хлеб надо бы оставить на завтра, но проглатывали в раздаточной. Утром в барак приносили огромную кастрюлю с чаем — отваром из стеблей полевой травы. В бараке были дети разных национальностей и возрастов. Двенадцати-тринадцати летних на работу не гоняли — у них брали кровь.

Самым страшным был 46 блок. Над его узниками проводили медико-биологические опыты. Всего в Бухенвальде уничтожено 56 тыс. заключенных.

Уч-ся:

 Цветут в Бухенвальде цветы –

Алые маки.

В музейном покое – щиты,

А рядом – бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы -  

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.

Дым не клубится …

Цветы пламенеют – и свет

Ложиться на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть

На алые маки.

Вед.

Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения.

В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

Вед:

Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек.

Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

Чтец:

В обители  смерти молчат о смерти.

И только крик.

Парит и кружит над крышей блока.

Бьется о твердые кулаки стен:

Жить !

Тяга к жизни – сорняк живучий –

Дает нам силу

Сломить бессилие.

Вед. В латвийском концлагере Саласпилсе немцы организовали фабрику детской крови, выкачивая у советских детей из кровеносных сосудов кровь для нужд своей армии. С 41-го по 45-й год у пленных детей было выкачано 3 500 литров крови. Для этой цели использовали даже новорожденных младенцев.  Не трогали только малышей с признаками заболевания и тех, у кого кожа была покрыта язвами. Поэтому ребятишки постарше царапали малышам лица, пачкали их грязью и так спасали от смерти…

Звучит песня «Саласпилс» (авторы: А. Тимошенко, Э. Кузинер — Я. Голяков )

Чтец:

Думал я – горе притихнет с годами,
Боль отойдёт, зарубцуется память.
Но хоть промчались вёсны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллиона людей на планете
Ждут матерей, не вернувшихся, дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жёсткие нары давно опустели.
В карцер спустился я – тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.
 

Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка

Видеоролик  «Они убивали ангелов» (отрывок)

Чтец:

Детский ботинок.

Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге – три тысячи двести девятый,

Обувь детская, ношена, правый ботинок, с заплатой.

Кто чинил его, где? В Мелитополе, в Кракове, в Вене?      

 Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый

Под порядковый номер три тысячи двести девятый?

Неужели другой не нашлось в целом мире дороги

Кроме той, по которой пришли эти детские ноги

В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду убитых считали?..

Час расплаты пришел! Палачей и убийц на колени!

Суд народов идет по кровавым следам преступлений …

Среди тысяч улик – этот правый ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой…

 Вед: Международный женский концлагерь смерти Равенсбрюк, ад, оправдывал свое название: на русский язык его название переводится как "вороний мост".  Никто не мог убежать отсюда, чтобы рассказать, что же творилось за этими стенами. Через Равенсбрюк  прошло 132 тыс. женщин и несколько сотен детей из 23 стран Европы.  Всего в Равенсбрюке уничтожено 93 тыс. человек, в том числе много детей.

Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

Чтец 3:

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты,
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.

Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?

Вед.  Видеоролик «Воспоминания»

Сегодня у нас  на мероприятии присутствуют дети войны.

Слово предоставляется малолетней узнице  Галине Ивановне Филиной.

Вед: 

11 апреля мы чтим память тех, кто выдержал муки фашистского ада, и не забудем
никогда эти страшные события. А память нам поможет понять, какой ценой завоеван
мир на нашей земле.

 Чтец:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Видеоролик «Дети войны» к фильму «Невыученный урок»

Вед: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин. Знать историю предков, уважать и чтить – значит быть патриотом.

Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю. 
Вед:  После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
Вед: Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забытая война и её забытые герои

Война порождена империалистскими отношениями между великими державами, т. е. борьбой за раздел добычи, за то, кому достанутся такие-то и колонии, и мелкие государства, причем на первом месте...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА-ИСТЕРЗАННЫЕ ДУШИ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ...

"Символ силы, сломленной до срока" (Ф.Г. Лорка)

Урок литературы в 11 классе с использованием технологии синхронно-тематического изучения произведений литературы (С.А. Есенин- Ф.Г. Лорка). Основные виды деятельности учащихся-выразительное чтение наи...

Внеклассное мероприятие "Нет забытой войны, нет забытых героев"

Внеклассное мероприятие посвящено 100-летию со дня вступления России в 1 мировую войну....