Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике потребления пав
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Наталья Ивановна _К_

Данные рекомендации помогут педагогам, классным руководителям в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по  профилактике потребления психоактивных веществ (пав) среди детей и подростков в образовательном учреждении например, в период ежегодных антинаркотических месячников, декад здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования,  

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Красносельского района Санкт-Петербурга

 (ЦПМСС Красносельского района)

 

Методические рекомендации

педагогам образовательных учреждений

по проведению социально-психолого-педагогических занятий по

профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ)

среди детей и подростков.

Составитель:

 социальный педагог ЦПМСС

 Красносельского района

 

Санкт-Петербург

2020

Аннотация

Данные рекомендации помогут педагогам, классным руководителям в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по  профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков в образовательном учреждении например, в период ежегодных антинаркотических месячников, декад здорового образа жизни.

Рекомендации раскрывают понятия психоактивных веществ (ПАВ), факторов риска потребления ПАВ детьми и подростками и принципы оптимального подхода в осуществлении профилактических мероприятий.

Рекомендации разработаны социальным педагогом высшей квалификационной категории, работающей в отделе Центр психологической реабилитации (ЦПР) ЦПМСС Красносельского района. Педагог реализует программы профилактики потребления ПАВ, законопослушного поведения в ОУ района на протяжении тринадцати лет. Профилактические занятия проводятся педагогом на групповых занятиях, индивидуальных консультациях.

Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений по проведению социально-психолого-педагогических занятий по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Оглавление

Пояснительная записка                         3

Цели                                                        3

Задачи                                                4

Ожидаемый результат                                4

Новизна и особенности                         4

Содержание                                         5

Приложения                                         9


Пояснительная записка

Актуальность

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции осуществляют  индивидуальную и групповую профилактическую работу с такими несовершеннолетними.

При решении задач профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью в образовательной среде Санкт-Петербурга реализуются содержательные, научные, методические программы Психолого-медико-социальных центров (ПМС-центров).

Работа по программам проводится в соответствии с реалиями современного этапа развития общества. К сожалению, ресурс центров ограничен, не всегда специалисты центров могут выйти во все школы и во все классы. Часто школа вынуждена исходить из своих ресурсов. И, когда из районных отделов образования «велят» провести профилактику ПАВ и срочно отчитаться, педагоги из-за загруженности своим предметом, другими важными делами, к вопросу профилактики подходят с тем материалом, который первый попался в сети интернет. А во всемирной паутине материалы разные и не всегда оправдано их применение. Особенно актуально встает этот вопрос, когда мы вспоминаем о возрасте детей.

Проводить профилактику курения в начальной школе, сообщая детям о том, что люди умирают от сигарет, это нанести серьезную психологическую травму ребенку, потому что часто его папа, а иногда и мама, курят. Если и проводить профилактику, то она должна быть неспецифической, т.е не о курении, а о возможностях досуга, его вариантах, о зож, о друзьях, о личности и т.п. В начальной школе это может быть, например, родительское собрание на тему «Курение в семье».

Актуализация и развитие у школьников представлений о здоровом образе жизни и потребности в нем, формирование умения отказаться от употребления ПАВ является весьма актуальной проблемой, что и определяет практическую значимость данных рекомендаций для педагогов ОУ.  

Цель: профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждением и созданием условий в сложившейся социальной среде от деструктивного влияния её на несовершеннолетнего, предупреждение проявлений потребления психоактивных веществ детьми и подростками.

Задачи:

  1. Информирование педагогов о приоритете пропаганды культуры здорового и безопасного образа жизни, личностного развития учащихся в профилактике потребления ПАВ несовершеннолетними.
  2. Информирование о порядке действий и средствах, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации, связанной с ситуацией потребления ПАВ и дальнейшей профилактической работой.

Ожидаемый результат

Педагогам ОУ проще, ближе по душе, подготовить занятие (лекцию, классный час и т.п.) на развитие, познание личности, на отношения между людьми, на виды общения, пропаганде здорового образа жизни и т.п. Это и будет наиболее правильное занятие (решение) по профилактике потребления ПАВ несовершеннолетними. Выбор тем в данном случае безграничен, все зависит только от предпочтений педагога, какая тема ему лично интересней или интересней детям его класса. Это есть, так называемая, первичная профилактика и самое непосредственное участие в ежегодном антинаркотическом месячнике.

В случае обязательного реагирования на случай потребления ПАВ несовершеннолетним педагоги могут руководствоваться принципами действия для такой ситуации и алгоритмом для кризисных случаев изложенными ниже.

Новизна и особенности В методических рекомендациях уточняются и конкретизируются практические рекомендации педагогам ОУ по реализации мероприятий в ОУ по профилактике потребления ПАВ.

Рекомендации педагогам образовательных учреждений по проведению социально-психолого-педагогических занятий по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Организационное обеспечение

Групповые или индивидуальные занятия (беседы, лекции, небольшое выступление, презентация) с учащимися проводятся на базе образовательной организации. Занятие (беседы, лекции и т.п.) можно проводить на классном часу, таких предметах, как ОБЖ, обществознание, физкультура, биология. Возможно использование Интернет-ресурсов, традиционных бумаги, карандашей, ручек, маркеров.

Точки риска при реализации

1.        В классе могут одновременно находится учащиеся, для которых данная тема абсолютно не актуальна и те, которые имеют опыт употребления психоактивных веществ, например, табака.

2.        Для учащихся, которым данная тема не актуальна, занятие может служить «скрытой рекламой».

Содержание

Для начала хочется напомнить педагогам основные термины, упоминающиеся в рекомендациях.

Психоактивные вещества – любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, вызывающие привыкание и запрещённые законодательством, часто называются наркотиками.

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска.

Факторы риска потребления ПАВ

Их несколько, они могут сочетаться, а может влиять и один какой-либо фактор. Перечислим их:

  1. Обстановка в семье: отчуждение в семье. Конфликты в семье неизбежны: они могут быть в парах мать-ребенок, мать-отец и т.п. Проблемы случаются не только в неблагополучных (асоциальных) семьях, но и в «благополучных».

Конфликтные семьи:

  • Неустойчивое восприятие ребенка – неприятие. Не нравится его голос, активность, не устраивает прическа, увлечения и т.д. В данном варианте возможны такие родительские фразы: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно объяснять! Любой бы уже понял на твоем месте».
  • Деспотичная семья (диктатура родителей). Один или оба родители – деспоты. Деспот – это человек, который унижает достоиство другого человека, одни члены семьи подавляются другими. При этом подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию ребенка, в его душу. Этого ребенка всегда ругают, но забывают похвалить. «А зачем его хвалить, это же его обязанность».
  • Мирное сосуществование – скрытый конфликт, равнодушие. Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не нарушает границ. А ребенок считает себя ненужным. Глубокое одиночество, отсутствие понимания со стороны взрослых, нет системы запретов, полное равнодушие – так считает подросток. Уникальность подросткового возраста: подросток хочет свободы с одной стороны, с другой – хочет границ.
  • Семья гиперопеки (конфликт опеки). Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. В начальной школе – это нормально. Но с наступлением подросткового возраста ответственность передаем ребенку.
  • Авторитарная семья (не путать с авторитетом). Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Детей в такой семье воспитывают кропотливо: замечают любой промах, обращают на него внимание. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия способствуют формированию личности со слабым «Я».

  1. Психологические проблемы подросткового возраста.

Любопытство, беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании, потребность в самоутверждении, появление чувства взрослости и желание признания своей «взрослости» и др.

  1. Личностные особенности подростков: неумение расслабиться (ПАВ способ ухода от проблем), опыт употребления ПАВ, слабость характера, незрелая личность, половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающее эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. Зрелая личность – стержень её закладывается в семье.
  2. Социальные проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Привлекательный образ ПАВ через СМИ и продукты массовой культуры.

Принципы, которыми следует руководствоваться всем должностным лицам при осуществлении комплекса профилактических мероприятий:

  • Приоритет права несовершеннолетнего на получение образования. Основная функция школы – образовательная (пока ещё).
  • Обеспечение адекватности профилактических мероприятий реальным обстоятельствам («Не буди лихо, пока оно тихо» и/или известный случай употребления), возрасту детей (излишне говорить о наркотиках в 3 классе, а такие случаи бывали).
  • Приоритет педагогических, воспитательно-психологических мер над репрессивными. Поясним этот важный момент. Важнее провести занятия, беседы классные часы на предложенные ниже темы, чем информировать о различных ПАВ-веществах, пугать (о том, что капля никотина убивает лошадь, все наслышаны).

Примерный список тем для профилактических занятий: общение и его виды; конфликты, стратегии выходы их конфликта. Эмоции и чувства, их проявление. Личность, особенности подросткового возраста. Мужественность и женственность, взаимоотношения юноши и девушки. Любовь, дружба, привязанность, семья, конфликт как таковой и конфликт поколений и т.д. Какая тема актуальна в каждом конкретном классе, из этого и надо исходить в подборе тематики профилактического занятия.

  • Предпочтение индивидуальных форм работы перед коллективными (профилактическая работа с конкретным случаем, а не со всем классом).
  • Приоритет прав ребенка и его семьи. Если произошел случай (выпил, покурил) с конкретным ребенком, то не стоит привлекать весь класс к профилактике, возможно для всего класса это неактуально. Чтобы информировать, просвещать, а не рекламировать, то наиболее оправданно будет занятие по формированию навыка уверенного отказа – «Как сказать «нет» (конспект занятия в Приложении 1). Занятие по данной теме актуально и для всего класса, так как многие не умеют отказывать, испытывают чувство вины при отказе. Навык очень важный и нужный человеку и пригодится в дальнейшей жизни абсолютно всем.
  • Обеспечение максимально возможной конфиденциальности и осторожности действий.
  • Построение отношений на доверительной основе.
  • Максимальная компетентность специалистов.

Алгоритм действий в критической ситуации.

Если у вас возникли подозрения, что подросток употребляет ПАВ, то наиболее оправданы следующие действия:

  • Предельно тактично сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
  • При подозрении в групповом употреблении ПАВ рекомендуется провести беседу с родителями всех членов «группы», можно это сделать с приглашением инспектора ОДН, врача-нарколога.
  • Организовать встречу подростков со специалистами ПМС-центра (отдел профилактики потребления ПАВ в ПМС-центре имеется в каждом районе Санкт-Петербурга) на психолого-педагогическое занятие, организовать консультирование родителей.
  • Дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме. Приложение 2

Если у вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии опьянения:

  • Пригласить медицинского работника. В случае если состояние учащегося говорит о наличии угрозы здоровью, необходимо вызвать врача. Состояние опьянения устанавливается наркологической экспертизой, на которую подросток может быть направлен сотрудниками милиции при согласии родителей.
  • Поставить в известность руководителей школы.
  • В случае однозначного определения состояния подростка как состояния опьянения, немедленно поставить в известность родителей или опекунов подростка. Помните, что в разговоре с родителями вам следует говорить только о фактах и описать случившееся четко и кратко. При необходимости опираться на официальное заключение, сделанное специалистами. Будьте готовы предложить родителям возможные варианты дальнейших совместных действий.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Предупреждение курения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 104с.
  2. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. /Под ред.А.А. Реан. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК.,2003
  3. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации/ Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников. М.: Министерство образования РФ. – 2003 – 240с.
  4. Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних / Под ред. Л.М. Щипицыной. М-во образования и науки РФ. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 111с.
  5. 5+. Специальное образование. М.: № 7-8. – 2001.
  6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/56984
  7. https://poisk-ru.ru/s40023t8.html
  8. https://www.b17.ru/blog/102467/

Приложения

Приложение 1

Социально-психолого-педагогическое занятие: Как сказать «нет». Моя уверенность в себе.

Цель: познакомить с навыками уверенного поведения через умение отказывать.

Вводное слово.

В нашей жизни нам часто необходимо от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.

Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасет вас от ненужной суеты

Содержание занятия

  1. Упражнение «Очередь»

Инструкция. Поделитесь, пожалуйста, на две команды: одна – очередь, другая – эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Вопросы:  

  • Какие чувства возникают в момент отказа?
  • В чем основная трудность отказа?
  • Почему нам это трудно делать?
  • Чего мы боимся?
  1. 8 способов сказать «нет»

2.1. Вежливого «нет, спасибо» обычно достаточно.

Люди понимают, что вы не хотите.

  1. Чаще всего простое «нет, спасибо» не работает. Люди продолжают предлагать вам что либо, хотя вы уже отказались. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.
  2. В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:
  3. Может случиться, что кто-то действительно начнет беспокоить вас, настаивать на своем. Вас могут брать «на слабо» и т.д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего: «Почему тебе нужно? Зачем тебе это нужно? Трудно сразу найтись, что ответить на этот вопрос.
  4. Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.

Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебе что-либо.

  1. Избегай тех мест, в которых часто собираются компании с нежелательным, неприятным для тебя времяпровождением.
  2. Чаще бывай в компании, в которой тебе нравится.
  3. Уверенно отказать можно и без слов, иногда жесты бывают красноречивее любых объяснений.

Часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других.
Но вы имеете право не объяснять причины.

  1. Упражнение «Я умею отказать».

Инструкция. Разбейтесь на тройки. Один из вас будет человеком, который хочет что-то предложить своему партнеру. Второй – человек, не желающий, он отказывает одним из тех способов сказать «нет», которые мы с вами только что узнали. Третий участник – наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.

Для того чтобы игра была более интересной, ведущий должен сказать на ушко человеку, который предлагает, чтобы он настаивал очень упорно, но, не применяя физической силы. Проиграйте ситуацию отказа.

  • Что увидел наблюдатель?
  • Какой из известных нам способов использовал отказывающий?
  • Насколько эффективен был данный способ?
  • Трудно ли было отказывать? Почему?

  1. Вопросы.

Далее участники меняются ролями. Наблюдающий становится отказывающим, отказывающий – предлагающим, предлагающий – наблюдающим.

  • Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о том, что происходило.
  • Какие мысли у вас возникли в ходе упражнения?
  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Это в моих интересах!

Я говорю «нет», когда речь идет о …. (курении, хулиганстве, предательстве и др.) и я говорю «да», когда …. (надо помочь близким, можно вместе провести время и др.)

  1. Итоги занятия.

Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия? (На этот вопрос по возможности должны ответить все участники занятия.)

Приложение 2

Перечень телефонов доверия в Санкт-Петербурге, куда вы можете обратиться в сложной жизненной ситуации, где вы получите профессиональную, бесплатную помощь специалиста:

708-40-41 телефон доверия для детей и взрослых (круглосуточно)

323-43-43 телефон доверия для взрослых (круглосуточно). Клиника неврозов.

714-42-10  телефон доверия. Городская наркологическая больница (круглосуточно)

576-10-10 (круглосуточно, анонимно) – Кризисная психологическая помощь для детей и подростков., Чапыгина, 13.

8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно) – Всероссийская служба детского телефона доверия.

251-00-33 (круглосуточно, анонимно) – Телефон доверия Консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».

8-800-25-000-15 (по будням, с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) — Линия помощи «Дети онлайн» (любые виды помощи и консультаций для детей, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью: виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и основы проведения занятий по разделу: "Художественная обработка ткани"

В статье  даны методические  рекомендации  учителям технологии  по изучению  разделов  " Основы вышивки" и "Вязание"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЮ "ЭКОНОМИКА"

В методическом указании преподавателю для проведения аудиторных занятий по модулю «Экономика» по общеобразовательной дисциплине  «Обществознание» даны рекомендации  п...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"

Организация  и  проведение  занятий  по  развитию  воображения  и  творческих  способностей  детей  на  примере  бисероплетения...

Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике компьютерной зависимости

Данные рекомендации помогут педагогам ОУ в проведении занятия, классного часа по проблеме компьютерной завимости среди детей....

Методические рекомендации Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками 13-14 лет

В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конеч...

Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процессе обучения»

В данной статье отражены рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процесс...

Методические рекомендации " Интерактивные формы проведения занятия"

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель – создать комфортные условия обучения, при которых ка...