комикс по ненецкой сказке «Нинзермя» (Голубичка)
материал

Сэротэтто Алла Алексеевна

Мастер -класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komiksy.docx339.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Мастер класс

«Комикс по ненецкой сказке «Нинзермя» (Голубичка)»

Подготовила-провела: Сэротэтто А.А.

воспитатель  школы-интерната

F:\мо 2012-2013 1\неделя 2012-2013\Орнаменты\узор5.jpg

с. Панаевск, 2019г.

Цели: дать воспитанникам основные понятия о том, что такое комикс.

Задачи:

Образовательная: сформировать понятие о комиксе, как разновидности современной книжной графики.

Развивающая: развивать творческий интерес; познавательную активность; образное мышление, фантазию, логику; графические умения и навыки; способность примененять знания и умения рисования портрета людей, мимики в комических историях.

Воспитательнаявоспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к  ненецким сказкам, аккуратность и любовь к искусству.

Материалы: карандаш, фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы.

Оборудование:  журналы с комиксами, образцы работ педагога, компьютер, экран, проектор.

Ход занятия

1.Организационный момент.

1.Приветствие.

2 Сообщение темы занятия.

Воспитатель: знаете ли вы, как называются рассказы в картинках? Это комиксы.

 На сегодняшнем занятие вы узнаете какими бывают комиксы, что общего у них с книгой, кино, как рождается комикс, как называется профессия человека создающего комиксы. Вы сами попробуете создать комикс по ненецкой сказке «Нинзермя» (Голубичка) в картинках. Эту сказку вы все прекрасно знаете, а если нет, то я вам расскажу ее.

Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя.
Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. Вдруг в чуме стало темно.
"Кто это уселся около дымового отверстия и мешает свету проникать в чум?" - подумала Лынзермя.
Подняла она голову и увидела белку.
- Уйди, белочка, ты загораживаешь мне свет, шить темно,-сказала Лынзермя.
Но белка, вместо того чтобы послушаться, стала бросать в девушку шишками.
Рассердилась Лынзермя и сказала:
- Белочка, если не перестанешь бросаться шишками, я ударю тебя шестом.
Не слушает белка, продолжает бросаться шишками. Взяла Лынзермя шест и ударила им белку. Белка упала на землю. Стала Лынзермя снимать с белки шкурку, сама приговаривает:
- Из этой части шкурки. я сошью рукавички.  Из этой части шкурки сошью палицу.  Из этой части шкурки сошью себе шапку.
Мясо белки она разложила по нартам.
Через некоторое время пришли в чум два незнакомых человека. Лынзермя встала со своего места, вышла на улицу и принесла большой кусок беличьего мяса. Часть мяса она сварила, часть приготовила для еды в сыром виде.
- Видно, ты хорошая хозяйка,-говорят мужчины. - Будь женой одного из нас.
Испугалась Лынзермя. Не знает она этих мужчин. Как за чужого человека замуж идти, в чужие места перекочевывать?
- Как же вы меня понесете? Во что посадите?
- Посадим тебя в рукавицу,-говорят мужчины.
- Пальцами меня там раздавите.
- Посадим тебя за пазуху.

- Шерсть от шубы ко мне там пристанет.
     - В пимы тебя посадим.

- Растопчете меня в пимах.

- В шапку тебя посадим.
- Я задохнусь в шапке.
- Куда же тебя посадить? -спрашивают мужчины.
- Посадите меня на нарту.
Посадили мужчины Лынзермя в нарты и повезли. Долго ехали. По дороге Лынзермя выскользнула тихонько из нарт.  Падая зацепилась она за веточку и спряталась под листиками. Сидит на веточке и плачет. Как домой вернуться, не знает.

Приехали  мужчины к себе домой и смотрят, нет там Лынзермя. Искали они ее, искали,- нигде найти не могли.

А Лынзермя так плакала на веточке, что вся посинела, совсем маленькая, круглая стала. В ягодку превратилась девушка, в ягодку голубику.
Не сразу найдешь ты ягодку голубику. Прячется она за листочками. Боится, как бы не нашли ее чужие люди

3.        Мы уже привыкли считать, что комикс-это веселый рассказ в картинках. Слово комикс произошло от английского «comic“-«смешной», от американской фразы «comics strips»- «комические полоски».

В комиксе соединяется литература и изобразительное искусство, в этом его особенность.

Это картинки которые можно читать. Сначала комиксы рассказывали только веселые, смешные истории, но со временем художники стали рисовать в картинках классические произведения. Например, в Великобритании- комедии и трагедии Уильяма Шекспира; в Японии для школьников-учебник по истории страны в 48 томах.

В России рассказы в картинках называются рисованные истории, в США- комиксы, в Европе-графические новеллы (романы) и стрипы, в Японии-манга, во Франции-«банд дессине»

У нас на Руси раньше похожими на комиксы были лубочные картинки-изображения с подписью, отличавшиеся простотой и доступностью образов. Их печатали и продавали как открытки.

В кадрах комикса изображаются только самые интересные моменты истории. Зритель сам додумывает, что осталось за кадром.  

Самые распространенные жанры комикса - приключения и карикатура.

По объему комиксы могут быть от коротких «стрипов» до объемных графических романов и сериалов из множества выпусков. Комикс тесно связан с кино и особенно с мультипликацией.

Воспитатель: Как рождается комикс? Как называется профессия человека создающего комиксы?

Ответы воспитанников: (Профессия человека создающего комиксы называется КОМИКСМЕЙКЕР)

Шаг 1. Комиксмейкер придумывает или выбирает уже готовую историю.

Шаг 2. Раскадровка. Сюжет разбивается на сцены-кадры.

Шаг 3. Сцены переносятся на бумагу или экран компьютера.

Комикс немногословен. Если персонажи разговаривают, их диалоги рисуют в виде «словесных пузырей». Их ещё называют баблами от английского «bubble“-«пузырь».

Баблы бывают:

«Мысленные»-облако, соединяющееся с головой линией мелких кружков.

«Разговорные» -более округлые. Содержащие злобу или крики имеют рваную форму.

«Речь компьютеров или роботов»-прямоугольной формы.

«Фразы, сказанные шепотом» обведены пунктирной линией.

«Звук радио или телевизора» -бабблы шиповидной (со множеством острых углов по периметру) формы.

Если у баббла несколько хвостов-значит фразу произносят одновременно несколько персонажей.

Слова автора находятся внизу или вверху

 Практическая работ

Воспитатель: попробуем нарисовать свой комикс по сюжету сказки«Лынзермя» (Голубичка)  и запечатлеть небольшой его фрагмент на бумаге.

Этапы выполнения работы:

  • Лист расположите вертикально. Начертите общую рамку, отступив сверху  3 см, слева, справа и снизу 1см.
  • Напишем  краткий сценарий истории, состоящей из начала, продолжения, развития и завершения сюжета. Распределим  по кадрам.
  • Разделите лист в соответствии количеству кадров.

  • Рисуйте стадии рассказа, текст пишите печатными буквами простым карандашом, и, только потом обводите пузырем.
  • Цветовое решение должно передавать характер героев. Текст обвести ручкой, взять в «контур».
  • В правом углу написать кто автор комикса.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

 2) контроль правильности оформления альбомного листа 3)

 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль и помощь в раскадровке;

5) контроль объема и качества исполнения работы.

 

6.Итоги.

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово.

Список используемой  литературы:

  1. Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ.учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.
  2. Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.
  3. Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"

конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"...

Урок чтения "Кукушка" ненецкая сказка 3 класс

На основе ненецкой народной сказки «Кукушка» особое внимание я уделила воспитанию у детей отзывчивости, доброты, заботливого отношения к матери. Учащиеся должны определить основную мысль текста ...

Знакомство со сказкой "Три поросенка" на французском языке по комиксу №1

Презентация материалов для постановки сказки "Три поросенка" на французском языке (комикс №1)....

Знакомство со сказкой "Три поросенка" на французском языке по комиксу №2.

Презентация материалов для постановки сказки "Три поросенка" на французском языке (комикс №2)....

Лучший комикс на ненецком языке

Приказ Департамента образавания Ямальского района. 2 место....

Ненецкая сказка "Харючи" . Работа с текстом

Формирование функциональной грамотности.Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии);Задачи: Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об ненцах и...