Внеклассное мероприятие по русскому языку «В стране русского языка»
методическая разработка

Внеклассное мероприятие

 по русскому языку

«В стране русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»

Борщева Наталья Александровна -

учитель русского языка и литературы 

Внеклассное мероприятие

 по русскому языку

«В стране русского языка»

Цели проведения мероприятия:

  1. проверить знания обучающихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис»;
  2. развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить,
  3. воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

А. И. Куприн

«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»

Н В. Гоголь

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

А.Н.Толстой

Ход игры:

1. Родной язык - ничем не заменимый -
Он дорог всем, всё отразилось в нём:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.

2. Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю
Сладчайшие слова произносила -
Сначала - мама, а потом - люблю.

3. На языке родимом ропщут ели,
Журчит река и шелестит листва.
Как я внимала песни в колыбели -
Так мне внимают камень и вода.

4.Если ли ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

5.Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

Выучи русский язык!

6. Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Учитель: В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: Выучи русский язык! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в игре  пять туров, в каждом туре по  7 – 9 вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в 5 турах.

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1 тур.

1. Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши? (коричневого).

2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

(Многоточие, тире, кавычки).

3. Укажите существительное или несколько существительных женского рода.

Профессор, вермишель, шампунь, тюль, шимпанзе, тополь.

(Вермишель).

4. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковые буквы подряд? (больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех гласных допустимо: змееед, длинношеее)

5. Сколько ошибок в предложении?

Циган купил красофки (четыре)

6. Иногда мы употребляем выражение "от А до Я", что означает всё на свете, "от начала до конца". Почему раньше до 1918 года в этом случае говорили " От Аза до Ижицы?"

7. У каких существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы, сутки.

(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)

8. В одной из сказок А.С. Пушкина есть такая строка: "Да понадеялся он на русский авось". Какой частью речи является в данном случае слово "авось"? Какой частью речи оно является чаще всего в текстах?

(существительное, но чаще бывает наречием)

9. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

(Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.)

 2 тур.

1. Какой знак препинания был введён Н. Карамзиным? (Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

3. Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс в слове "курица", окончание - в слове "крапива" (Пословица.) .

4. Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

6. Найдите неправильную форму Р.п. мн.ч.

А) чулок;
Б) носок;
В) ботинок;
Г) помидоров.

5. В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова:

Ведать, посулить, грош, промеж.

6. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё).

7. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле? (Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)


 
3 тур.

1. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски, их называли "гривнами". Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание вопрос: Как называлась отрубленная часть бруска? (рубль).

2. Как правильно сказать: У рыб нет зуб. У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей. (У рыб есть зубы).

3. В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос:

Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)

4.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).

5. Какое местоимения нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ).

6. В известной сказке "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Внимание вопрос: Тридевять - это сколько?

(Тридевять - это 27. В Древней Руси считали по девяткам.)

7. Расставьте знаки препинания, объясните их.

Отколе умная бредёшь ты голова? (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение).

 4 тур.

1. Сколько падежей в русском языке? (6)

2.Какой признак у глаголов был, есть и будет? (Время).

3.К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (Это наречия).

4.Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий).

5.Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (Орфограмма).

6.Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы).

7.Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К (1 команда) и на П(2 команда). ( Например: Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна.  Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами).


 
5 тур.

1. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимнастёрка, гимназистка, гимн. Почему? (Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка - верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

2. Шарада

Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухаю,
Но "г" - поставишь впереди
И в небе я загромыхаю. 
(роза - гроза).

3.Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно. (Бессоюзные).

4.Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить своё мнение (сочинение).

5.Как называются по отношению друг к другу слова «слабый»-«сильный»? (Антонимы).

6. Как изменяются наречия? (Наречия не изменяются).

7. Слово лекарство один мастер игры в превращения превратил в 180 слов, т.е. составил из букв 180 слов. Сколько слов составите вы за 1 минуту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «Добро пожаловать в страну английского языка»

Сценарий внеклассного мероприятия "Добро пожаловать в страну английского языка»(Проводится как итоговый урок после изучения английского алфавита)...

Программа дополнительного образования по немецкому языку "По странам немецкого языка"

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже овладели базовыми знаниями языка, и содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Германии, Австрии, Швейцар...

Внеклассное мероприятие "Весёлое путешествие в страну английского языка" 7-8 класс.

Разработка внеклассного мероприятия "Весёлое путешествие в страну английскоо языка" 7-8 классы....

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Методическая разработка: "По странам изучаемого языка, англоговорящие страны."

Полезное пособие для учителей на разных этапах обучения английскому языку....

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...