Квест-игра «Классная физика» (для уч-ся 8 класса)
план-конспект занятия (8 класс)

Шашанова Татьяна Васильевна

Цель: обобщение и углубление знаний по физике. 

Форма: интеллектуальная игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест-игра «Классная физика»

(Для учащихся 8 классов)

Цели: обобщение и углубление знаний по физике.

Задачи:

Образовательные:

  •  обобщить и закрепить знания учащихся по физике;
  •  расширить кругозор учащихся по предмету;
  •  Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Развивающие:

  •  развивать информационную и коммуникативную компетенции;
  • развивать память, внимание;
  •  развивать логическое мышление;
  •  развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  •  Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  •  Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность,
  • толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  •  Воспитывать инициативность и активность,
  •  Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Форма: интеллектуальная игра

Ход мероприятия.

1 ведущий.

ФИЗИКА – какая емкость слова!

ФИЗИКА – для вас не просто звук!

ФИЗИКА – основа и опора!

ВСЕХ без исключения наук!

2 ведущий.

Вглядитесь пристально вокруг

И вам понятным станет вдруг

Что физика - царица-мать

Её для жизни нужно знать

1 ведущий.

Здравствуйте участники и гости «Физического поединка « Классная

физика»». Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать много нового, интересного и увлекательного из области физики.

2 ведущий.

 Физики – очень любознательные люди. Их интересует, что, где, как

происходит вокруг нас, и почему так все происходит.

Хорошо бы, чтобы все ученики это понимали.

(Сценка).

Ведущий1:

Физика — сложнейшая наука.

Физика не любит дураков.

Расскажу вам я про двух учеников,

Которые запоминали закон Гука.

Ведущий2:

Вася, Коля Богачёвы -

Два братишки-близнеца

Приходили после школы.

Два прилежных молодца.

Коля :

— Надо делать нам уроки! —

Ведущий1:

Вдруг воскликнул братец Коля –

Вася:

Да еще, в какие сроки!

Физику поучим что ли?!

Коля:

Сила упругости -

Это вам не глупости!

Вася:

А вот уж закон Гука -

Серьёзнейшая штука.

Ведущий2:

И принялись два брата,

Два верных близнеца

Учить закончик Гука

Почти до утреца.

Коля:

Минус «К» и дельта «Эль»

О боже, что за мука!

Вася:

Минус «К» и дельта «Эль» -

Серьёзнейшая штука!

Коля:

Дельты, минус, «К» и «Ло»

Что-то нам невеселО!

Ведущий1:

Тихоньки стали

Два братишки-близнеца.

И спокойно, крепко спали

Два прилежных молодца .

А наутро, вставши рано,

В школу быстренько пошли.

И, державши спину прямо,

Физику сдавать пришли.

Коля: Вот и первый наш звонок.

Начался уже урок.

Учитель:

Вася, Коля Богачёвы

Отвечайте на вопрос.

Расскажите закон Гука.

Ведущий2:

Для мальчишек погас свет:

Вася: Нет у нас закона Гука!

Коля: Закон есть, а Гука нет!

Учитель:

- Это что ещё за штука?! –

Ведущий: Учитель говорит в ответ, -

Учитель:

Вот за этого, за Гука

Шлю родителям привет!

Открывайте дневники!

Горе вы ученики.

Коля: Нет постойте! Мы учили!

Да немножко подзабыли!

Учитель:

— Двойки ставлю, и конец!

Это вам не шутка!

Учить законы Гука -

Серьёзнейшая штука!

Ведущий1:

Мальчики переглянулись.

Но совсем не улыбнулись!

Вася:

- Коля, надо не грустить.

А получше нам учить!

2  ведущий.

Поэт стремится сделать простые вещи – сложными, а физик сложные

вещи – простыми.

1ведущий.

Сейчас знания и смекалку покажут 4 команды из учащихся 8-х классов.

Давайте познакомимся.

1 ведущий. Слово предоставляется команде школы №2

(участники говорят название своей команды и девиз)

2 ведущий. Слово предоставляется команде 8 А………..

1 ведущий. Слово предоставляется команде 8 Б……….

2 ведущий. Слово предоставляется команде школы 8 В…….

1 ведущий. Слово предоставляется команде 8 Г……….

1 ведущий.

Итак, мы начинаем первый тур игры «Классная физика».

За каждый правильный  ответ жюри вас будет оценивать.

2 ведущий.                                 1 тур.

1 станция: «Почему так?» (Слайды № …..)

                 

Команда получает задание объяснить физические явления.

  1. Почему говорят:
    “Ветер снег съедает”? Что это за явление? ( испарение)
  2. На какое явление намекает поговорка:
    “Как соломинка и янтарь”? (Электролизация тел)
  3. Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”? (Да, скорость пули больше, чем скорость звука)
  4. Что имеют в виду, когда говорят:
    “Пошло дело, как по маслу”? (Уменьшение силы трения)
  5. О каком физическом явлении гласит пословица:
    “Ему и беда, что с гуся вода”?  (Несмачиваемость)

Ведущий 1.                   2 станция  «Знаем проходили»

Вопросы командам.  (Сайды  № ……)

  1. В чем теплее: в трех рубашках или в рубашке тройной толщины?

(Теплее три рубашки т.к. между ними воздушные слои)

  1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его накрыть шубой? (нет. Шуба обладает плохой теплопроводностью)
  2. Будет ли кипеть вода в кастрюле, плавающей в кастрюле большего размера, в которой кипит вода? (Нет, т.к.к нужен приток энергии)
  3. На весах уравновешен сосуд, наполовину заполненный водой. Нарушится ли равновесие весов, если осторожно опустить в воду палец, причем так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда? (Нарушится. На палец, опущенный в воду действует архимедова сила. По 3 закону Ньютона со стороны пальца  на воду действует такая же по величине, но направленная вниз сила.)
  4. Почему на воздухе при температуре 25°С человеку жарко,  а в  воде, имеющей такую же температуру, ему прохладно?

 (Теплопроводность воды больше, чем воздуха. Теплообмен межу телом и водой идет быстрее, чем с воздухом.  Поэтому  тело отдает большее количество теплоты в воде, чем на воздухе).

  1. Почему подвал - самое холодное место в доме? (Холодный воздух тяжелее, поэтому он скапливается в нижней части здания)

Ведущий 2. 3 станция: Викторина о ком идет речь?

«Физика в лицах».

(слайды  № ……..)

Ведущий 2: сейчас вам будут  покажу  фотографии выдающихся ученых физиков. Имена, которых вам уже знакомы. Вы же должны отгадать фамилию этих ученых.

(1.Портрет Галилео Галилея)

 Ведущий 1.

Этот ученый открыл законы падения тел и существование явления инерции

(2.Портрет Эванджелиста Торричелли)

Ведущий 2.

Этот ученый первым измерил атмосферное давление

(3.Портрет Блез Паскаля)

Ведущий 1.

Французский математик, физик и философ. Открыл и исследовал ряд важнейших свойств жидкостей и газов. Опытами подтвердил существование атмосферного давления. Доказал, что воздух имеет вес. Высказал мысль, что давление воздуха уменьшается с высотой. Плодотворно занимался гидростатикой, открыв закон, получивший его имя, установил принцип действия гидравлического пресса

(4.Портрет Исаака Ньютона)

Ведущий 2.

Однажды вечером в 1665 году молодой человек двадцати трех лет сидел в фруктовом саду родительского замка и раздумывал. Среди тишины вечера яблоко, говорят, упало перед ним. Этот факт, такой простой, который мог бы пройти незамеченным для всех других, поражает и возбуждает его внимание. Луна видна на небе. Молодой человек принимается размышлять о природе той единственной

силы, которая толкает тела к Земле; он наивно спрашивает себя: почему Луна не падает? Думая об этом, он приходит к одному из наиболее прекрасных открытий, которыми может гордиться человеческий ум». Исаак Ньютон – великий физик, открывший закон всемирного тяготения.

(5.Портрет Архимеда)

Ведущий 1.

По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(6.Портрет Юрия Алексеевича Гагарина)

 Ведущий 2:  Это человек  – уникальный путешественник. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба. Свой исторический полет в космос он совершил 12 апреля 1961 года на советском корабле – спутнике «Восток».

Он облетел нашу планету и вернулся на Землю; полет продолжался 1 час 48 минут.

Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «ПОЕХАЛИ».

Ведущий 1.                       2 тур.

4 станция: «Физика вокруг нас».

Команды отвечают на вопросы (Слайды № …..)

  1. Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон  используется ими при этом? Ответ. Закон инерции

  1. При каком условии птица может сесть на крышу автомобиля, движущегося по шоссе? Ответ. Это возможно, когда скорость птицы равна скорости автомобиля, причем птица должна
    лететь в ту же сторону, что и автомобиль.

  1. Почему оболочка воздушного шарика раздувается по мере его подъема?  Ответ. С увеличением высоты  атмосферное давление уменьшается, а давление внутри шара остается прежним.

  1. Смотрите, кошка свернулась в клубок и прикрыла нос лапой, сказала бабушка, - значит будет холодно». Верна ли эта примета? Почему многие животные в холода спят, свернувшись в клубок?   Ответ. Для того, чтобы сохранить энергию.

  1.   Священники храма  в панике: рука  статуи Будды,                     изготовленной из  золота, за десятки лет заметно  похудела.
      Куда делось золото?

Ответ. В этом виноваты прихожане, которые целовали
руку статуи: каждый из них, прикасаясь к статуе, уносил с собой частички, состоящие из тысяч молекул золота.

  1. Подруги Аня и Маша любили прогулки в любую погоду. У Ани была норковая шубка, а у Маши пуховик. Когда они шли по улице зимой Маша быстро замерзала, и они шли в какой-либо магазин погреться. Там Маше быстро становилось жарко и приходилось выходить на улицу. Аня же такого дискомфорта не чувствовала? Почему? (Мех норки обладает плохой теплопроводностью )

  1. Почему зимой в сильные морозы деревья трещат?

 Ответ. Соки, содержащиеся в дереве, при замерзании увеличиваются в объеме и с треском разрывают волокна растения.

2 ведущий. Мы рады, что все команды прошли испытания.

1 ведущий. 5 станция.  «Тайна черного ящика» (слайд №…… )

  • Это изобретение было сделано в 1872 году русским физиком А. Н. Лодыгиным. Однако срок службы был всего 30-40 минут. В 1877 году о работах Лодыгина узнал американский изобретатель Т. А. Эдисон и решил усовершенствовать это. Несколько месяцев у него ушло на поиски нового материала. Он пробовал всё, что попадалось ему на глаза. Более шести тысяч веществ было проверено Эдисоном и выяснилось, что в качестве такового можно использовать бамбук. Агенты Эдисона стали искать нужное растение в Японии, на Кубе, Ямайке, в Китае, Бразилии, Индии и Эквадоре. Некоторые из них погибли от укусов ядовитых змей, другие – от жёлтой лихорадки, но материал был найден. Обуглив и обработав волокна бамбука специальным  хим. раствором, Эдисон сумел продлить работу этого до 800 часов .                                    Что в чёрном ящике?

2 ведущий.

 А мы преступаем к третьему туру игры.

Задачи для мудрецов «Думаем! Размышляем!»

 (слайды  № ………)

  1. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (По запаху. Случилась диффузия. Молекулы французских духов молча расползлись по комнате и заплыли маме в ноздри)

  1. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (0,0004 т)

  1. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 н, бабка до 100 н, внучка до 50 н, жучка до 30 н, кошка до 10 н и мышка до 2 н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону?

  1. Ответ: Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н.

  1. Назвать физическую величину:

Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей высокий дом, -
Сжует железо, сталь сожрет
И  скалы в порошок сотрет,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей (Время)

  1. Эталон единицы измерения этой величины в виде цилиндра хранится в г.Севре (Франция). Что это за величина?( Масса)

1 ведущий.

 А последний тур игры будет для капитанов. Я прошу капитанов всех

команд выйти сюда. Для вас мы подготовили отдельные вопросы, которые вы видите на доске.

«Экзамен»   (слайд № …. )

1.Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (Инерция движения и покоя)

2.Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел?

 Ответ. Та молекула, чья масса меньше. Молекула водорода.

2 ведущий. Слово для подведения итогов и награждения команд предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги и награждает команды грамотами.)

Учащиеся читают рэп:

Реальная физика совсем не проста.

В ней всё логично, всё неспроста.

Атом в основе Вселенной лежит.

Свет излучает, кристаллы растит.

Вихри магнитные всюду кружат.

Природу Вселенной они сохранят.

В единое поле вместе слились.

Время, пространство из них родились.

Фотоны , нейтрино или протоны,

Пионы, мюоны и электроны.

Хотя и имеют разный заряд.

Но видимый мир постоянно творят.

Протоны, нейтроны в пространстве летят.

Из кучи частичек они состоят.

Ни одна этот мир покинуть не может.

Вообщем, попали - им ничто не поможет.

Частичка материи спирально летела.

С мембраны в мембрану сугубо по делу.

Пополнить свой внутренний потенциал.

Ей крайне важно - иначе провал!

Реальная физика очень проста.

В ней есть и логика, и красота.

Большой предсказательный потенциал.

Поможет открыть начало начал.

Реальная физика очень проста.

В ней есть и логика, и красота.

КвантОвый предел - нам не преграда!

Познание - лучшая в мире награда.

Учащиеся читают стихи:

1. Физика вовсе не простой предмет,

И как его выучить – дадим мы совет.

2. Надо все формулы знать назубок,

И не пропускать без причины урок.

1. Правильно нужно задачи решать,

Четко, как учат их оформлять.

2. Теорию нужно всем знать, да чтоб так,

Что рассказать её будет пустяк.

1. Контрольные надо писать лишь на пять.

Обязательно всем надо физику знать!

2. Знать про альфа - распады и громкость звука.

Физика, вовсе, скажу вам, не скука.

1. А опыты…Боже, это так интересно!

Их готова творить я везде, повсеместно.

2. В общем одно я хочу лишь сказать:

Физику надо учить всем и знать!

1 ведущий.

 Наша игра подошла к концу. Конфуций говорил «Три пути ведут к

знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Не важно, каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И мы надеемся, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

(Сценка).

Ведущий1:

Физика — сложнейшая наука.

Физика не любит дураков.

Расскажу вам я про двух учеников,

Которые запоминали закон Гука.

Ведущий2:

Вася, Коля Богачёвы -

Два братишки-близнеца

Приходили после школы.

Два прилежных молодца.

Коля :

— Надо делать нам уроки! —

Ведущий1:

Вдруг воскликнул братец Коля –

Вася:

Да еще, в какие сроки!

Физику поучим что ли?!

Коля:

Сила упругости -

Это вам не глупости!

Вася:

А вот уж закон Гука -

Серьёзнейшая штука.

Ведущий2:

И принялись два брата,

Два верных близнеца

Учить закончик Гука

Почти до утреца.

Коля:

Минус «К» и дельта «Эль»

О боже, что за мука!

Вася:

Минус «К» и дельта «Эль» -

Серьёзнейшая штука!

Коля:

Дельты, минус, «К» и «Ло»

Что-то нам невеселО!

Ведущий1:

Тихоньки стали

Два братишки-близнеца.

И спокойно, крепко спали

Два прилежных молодца .

А наутро, вставши рано,

В школу быстренько пошли.

И, державши спину прямо,

Физику сдавать пришли.

Коля: Вот и первый наш звонок.

Начался уже урок.

Учитель:

Вася, Коля Богачёвы

Отвечайте на вопрос.

Расскажите закон Гука.

Ведущий2:

Для мальчишек погас свет:

Вася: Нет у нас закона Гука!

Коля: Закон есть, а Гука нет!

Учитель:

- Это что ещё за штука?! –

Ведущий: Учитель говорит в ответ, -

Учитель:

Вот за этого, за Гука

Шлю родителям привет!

Открывайте дневники!

Горе вы ученики.

Коля: Нет постойте! Мы учили!

Да немножко подзабыли!

Учитель:

— Двойки ставлю, и конец!

Это вам не шутка!

Учить законы Гука -

Серьёзнейшая штука!

Ведущий1:

Мальчики переглянулись.

Но совсем не улыбнулись!

Вася:

- Коля, надо не грустить.

А получше нам учить!

2  ведущий.

Поэт стремится сделать простые вещи – сложными, а физик сложные

вещи – простыми.

Учащиеся читают рэп:

Реальная физика совсем не проста.

В ней всё логично, всё неспроста.

Атом в основе Вселенной лежит.

Свет излучает, кристаллы растит.

Вихри магнитные всюду кружат.

Природу Вселенной они сохранят.

В единое поле вместе слились.

Время, пространство из них родились.

Фотоны , нейтрино или протоны,

Пионы, мюоны и электроны.

Хотя и имеют разный заряд.

Но видимый мир постоянно творят.

Протоны, нейтроны в пространстве летят.

Из кучи частичек они состоят.

Ни одна этот мир покинуть не может.

Вообщем, попали - им ничто не поможет.

Частичка материи спирально летела.

С мембраны в мембрану сугубо по делу.

Пополнить свой внутренний потенциал.

Ей крайне важно - иначе провал!

Реальная физика очень проста.

В ней есть и логика, и красота.

Большой предсказательный потенциал.

Поможет открыть начало начал.

Реальная физика очень проста.

В ней есть и логика, и красота.

КвантОвый предел - нам не преграда!

Познание - лучшая в мире награда.

Учащиеся читают стихи:

1. Физика вовсе не простой предмет,

И как его выучить – дадим мы совет.

2. Надо все формулы знать назубок,

И не пропускать без причины урок.

1. Правильно нужно задачи решать,

Четко, как учат их оформлять.

2. Теорию нужно всем знать, да чтоб так,

Что рассказать её будет пустяк.

1. Контрольные надо писать лишь на пять.

Обязательно всем надо физику знать!

2. Знать про альфа - распады и громкость звука.

Физика, вовсе, скажу вам, не скука.

1. А опыты…Боже, это так интересно!

Их готова творить я везде, повсеместно.

2. В общем одно я хочу лишь сказать:

Физику надо учить всем и знать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности» для учащихся 7 класса.

Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, делать анализ фин...

Сценарий квест – игры для будущих защитников Отечества. (2-3 классы)

Сценарий разработан для празднования "Дня защитника Отечества" в виде квест-игры для учащихся 2-3 классов. В квесте участвовали  две команды.Команды получили свои  маршрутные ...

Внеклассное мероприятие Квест-игра по английскому языку для 5-ых классов "Who knows English better"

Квест-игра по английскому языку для 5-ых классов к УМК Spotlight? Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. Игра по станциям с заданиями разного рода (чтение, письмо, лексика, грамматика)....

Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности» для учащихся 7 класса - 1-е место в муниципальном этапе, 2-е место в региональнм этапе.

Цель: проверить знания и умения у учащихся по вопросам финансовой грамотности. Задачи мероприятия: - уточнить представления учащихся о функции обмена денег; - закрепить практическим путем операции обм...

Квест-игра "В поисках прав детей" 5-6 класс обществознание

Формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....