Сценарий игры «Там, на неведомых дорожках…»
материал

Карандеева Алла Владимировна

Цель: привлечь обучающихся к изучению славянской мифологии.

В игре участвуют две команды.  

В мир древних славян ведут три дороги. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команды и болельщики получает оберег в виде солнца, который прикрепляется к дороге. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов.  Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия – не только земного, но и небесного. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры «Там, на неведомых дорожках…»

Цель: привлечь обучающихся к изучению славянской мифологии.

В игре участвуют две команды.  Домашнее задание:

придумать название команды и девиз, эмблему;

Объяснение правил игры:

        - В мир древних славян ведут три дороги. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команды и болельщики получает оберег в виде солнца, который прикрепляется к дороге. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов.  Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия – не только земного, но и небесного. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

Представление команд.

Проведение игры.

Звучит пролог из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".

        - Ребята, наша игра посвящена истории древних славян.  Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях, мифах.

        Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему, выселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

        Все эти обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен.  И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – "Там на неведомых дорожках".

        И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Ее избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, границей между миром людей и миром мертвых. Кто это? Баба Яга!

Задание 1.

        -Как обращались путники к избушке? (Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.)

Вопрос команде 1:

        Почему у избушки нет ни окон, ни дверей?   (Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон и дверей – мертвым не нужен солнечный свет, чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)

Вопрос команде 2:

        Почему Баба Яга встречает путников словами: "Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь"? (Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси  покойников сжигали,  пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще, стоял маленький домик ("избушка на курьих ножках"). Его называли "домом мертвых".

Вопрос болельщикам:

        Что это такое: "Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь"? Как этот предмет связан с Бабой Ягой?   (Колобок, указывает путь гостям Бабы Яги.)

Задание 2.

        - Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то этот бог станет вашим покровителем.

Вопрос команде 1:

        С именем какого славянского бога связано выражение: "После дождичка в четверг"?   (Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

Вопрос команде 2:

        Имя этой славянской богини составлено из следующих слов: Ма – что понятно, мать, мама. А вот вторая часть слова встречается в таких словах, как кошелек, кошара, кошевой.  (Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Одним словом – Земля.)

Задание 3. Звучит шум дождя. (Аудиозапись.)

Вопрос команде 1:

        Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?   (Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть ее наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: "Шел, нашел, потерял". А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается".)

Вопрос команде 2:

        Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Иногда Водяной принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это Водяной?  (С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

Вопрос болельщикам:

        Древние славяне считали, что в каждом доме живет домовой. В старину его ласково называли "дедушкой" или "хозяином". А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового?  И почему, переселяясь в новый дом, русские люди сначала запускают кошку?  (Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку.  В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

Задание 4.

Вопрос команде 1:

        У древних славян существовали ритуальные танцы, используемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.  (Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по  небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Вопрос команде 2:

        Почему розги на Руси делали из березы?  (Береза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства.)

Задание 5.

Конкурс капитанов.

        Отгадайте кроссворд "Славянские боги". В столбике по горизонтали имя князя, крестителя Руси, гонителя славянских  богов. Их имена – по горизонтали.

1

 

2

3

4

5

6

7

8

1. Покровитель скота.

2. Бог, олицетворяющий весь белый свет.

3. Главное божество славян.

4. Бог дающий.

5. Внук "златой матери", очень почитаемый славянами бог.

7. Бог-мститель.

8. Бог грозы и грома.


Для справок: Перун, Дажбог, Макошь, Велес, Белобог, Стрибог, Сварог, Световид.

Пока капитаны разгадывают кроссворд, игроки собирают пазлы на тему русских народных сказок.

Вопросы болельщикам.

1) Отгадайте загадку:

Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят.

2) По какому небесному светилу выстроили свой календарь славяне?   (Солнце.)

3) Отгадайте загадку:

Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница, никто ее поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.    (Солнце, образ Мирового древа.)

4) В одном ли направлении движутся солнце и луна?  (В разном.)

Подведение итогов. Определение победителей. Награждение.

- Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового  и интересного о вере наших предков, познакомились с суевериями славян. Напоследок послушайте заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:

Прочь отступите, чудовища все,

Явится Русь перед вами в красе.

Вам ли, чудовища, наши сокровища –

Молодость, силушку

Спрятать в могилушку!

Вам ли всю Русь погубить?

Вам ли свалить великана-гиганта?

Есть у него три бессмертных таланта:

Верить, терпеть … и любить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра "Там, на неведомых дорожках..."

Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках..."  для учащихся 5-6 классов в форме "Своей игры". Даны категории вопросов : "Кто,кто,кто?", "Девочки и мальчики", "Необыкновенные человечки",...

Своя игра "Там, на неведомых дорожках..."

Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках..."  для учащихся 5-6 классов в форме "Своей игры". Даны категории вопросов : "Кто,кто,кто?", "Девочки и мальчики", "Необыкновенные человечки",...

Пушкинский праздник. Игра по станциям "Там, на неведомых дорожках..."

Игра по станциям - увлекательное соревновательное мероприятие, охватывающее разновозрастные группы детей с 1- 9 классы. Пушкинский праздник - это традиционное ежегодное мероприятие, которое проходит в...

Сценарий "Там на неведомых дорожках"

Сценарий мероприятия, посвященного Дню Рождения А.С.Пушкина...

Внеклассное мероприятие в 5 – х классах интеллектуальной игры-викторины «Там, на неведомых дорожках…»

Внеклассное мероприятие разработано с целью создать условия для развития у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; развивать познавательный интерес к различным...

Сценарий квеста на местности " Там на неведомых дорожках"

Квест  посвященный творчеству А.С. Пушкина -  «Там, на неведомых дорожках…». Команды, передвигаясь по заданному маршруту, выполняли различные задания и получали буквы, из ...

Игра - путешествие по сказкам А. С. Пушкина "По неведомым дорожкам"

Игра - пушествие по сказкам А. С. Пушкина "По неведомым дорожкам". Данное мероприятие проводилось в форме игры для воспитаников младших классов....