Внеклассное мероприятие "Что такое хорошо, и что такое плохо"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Горячева Светлана Владимировна

«Что такое хорошо, и что такое плохо?»

(Методическая разработка внеклассного мероприятия  по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.docx191.22 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения  многопрофильный лицей с. Малая Сердоба в с.Ключи

 «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

(Методическая разработка внеклассного мероприятия  по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры школьников)

Автор: Горячева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

2021 год

«Если Вы подаете пример правильного поведения,

 кто осмелится продолжать вести себя неправильно?»

(Конфуций).

                                           

Цель:

 формирование у учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению.

Задачи:
-познакомить с явлением коррупции;
- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления.

.

Участники внеклассного мероприятия:   учащиеся 5-8 классов.

Время проведения: 1 час.

Форма работы: беседа,  игра,  инсценировка сказки. В мероприятии применяется фронтальная, парная  и групповая формы работы.

Оборудование:  компьютер, нетбук, раздаточный материал для выполнения заданий, толковый словарь С.И. Ожегова, карандаши, ручки.

Используемые педагогические технологии: 

  • Технология критического мышления;
  • Игровая технология;
  • ТРИЗ – технологии;
  • Технология группового обучения;

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас необычное мероприятие, мы отправимся в путешествие в загадочную страну. А что это за страна,  вы узнаете, отгадав загадки.  Кто  первый отгадает, поднимает зелёный  «светофорик».

Загадки

1. А чиновник говорит посетителю:
- Столько было сегодня просителей!
Мы рассмотрим и Ваше прошение,
А для быстроты продвижения,
Чтобы было всё чинно и гладко,
Передайте в конвертике ******.   
                (Взятку)

2. Если с вас требуют «при любых обстоятельствах!»,
Если вас заставляют силой деньги отдать,
Знайте, это просто **************,
А на вашу судьбу — наплевать!
                (Вымогательство)

3. Если Вы хотите к сроку
Документы получить,
То, наверно, Вам придётся
Мне немного приплатить.
- Извините, это взятка?
- Нет, конечно! Это взнос.
Вот поэтому по правде
Не решается вопрос.
Эта нечисть плодовита
И зовётся *********.
                (Волокитой)

  1. Основная часть.

Учитель:

 Итак, кто же  догадался, чему посвящено наше мероприятие, и по какой загадочной стране мы будем путешествовать?  (Ответы детей)

Совершенно верно, сегодня мы отправимся в страну «Взяткино», где будем вести разговор о коррупции. Я считаю, что это одна из наиболее актуальных проблем нашего общества.  

 Ребята, скажите, пожалуйста,   а вам знакомо это слово? (Ответы детей)

 Учитель:

«Шесть шляп»

 Ребята, сейчас мы будем работать в парах.  У вас на столах лежат заготовки, используя их для своей «шляпы»,  каждая пара  за одну минуту должна  написать, как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, со словом коррупция.  Совместно вы обсуждаете вашу информацию и составляете общий ответ на мой вопрос:

1 группа «Белая шляпа»- приводит факты,  так или иначе, связанные с коррупцией;

2 группа «Красная шляпа»-эмоциональная: на столах лежит отрывок из произведения «Шемякин суд».  Какие  чувства  возникли у вас после чтения отрывка?

3 группа «Чёрная шляпа» - критическая: учащиеся заняты поиском того, что в этом отрывке неправильно, что не понравилось, кого можно назвать отрицательными персонажами?

4 группа «Жёлтая шляпа»- позитивная. Учащиеся в отрывке «Шемякин суд» должны найти положительные моменты, можно ли кого-то из героев назвать положительными?

5 группа «Зелёная шляпа»  - творческая, составляет «пирамиду критика».

6 группа «Синяя шляпа» - аналитическая: составляет «толстые» вопросы к  отрывку, определяет тему и главную мысль отрывка.

 Учитель:

Сейчас давайте проверим, что у вас получилось? (каждая группа зачитывает работы, представляя свою «шляпу»).

Учитель: ребята,  сегодня на нашем мероприятии присутствуют великие магистры, которые предлагают нам  заглянуть  в толковый словарь  С. И. Ожегов.

Магистр зачитывает словарную статью:

«КОРРУПЦИЯ - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с   мафиозными структурами».

Магистр:

Ребята, а вы знаете, что самым ярким борцом с  проявлением  коррупции был Петр Великий.  Однако, и ему не удалось справиться с этим злом. Даже внедрение смертной казни за это преступление не искоренило проблему.

Приём «Фишбоун» (рыбная кость)

 Учитель:

Итак, мы с вами разобрались в том, что такое коррупция. А теперь давайте попробуем разобраться в её причинах.   Как вы думаете, что порождает коррупцию? (Ответы записываются на доске, составляется  фишбоун)

                                                                   

(Незнание закона, безнаказанность, желание лёгких денег, привычка, низкий уровень зарплаты….)

 « Шифровальщики»  Работа в группах.

Учитель: Ребята,  уже много раз мы с вами говорили о том, что село Ключи имеет богатое культурное наследие. На территории нашего села  построен единственный в мире музей имени Лидии Руслановой, имеется много исторических объектов. Один из них - старая мельница. Однажды там  был найден глиняный сосуд, в котором находилась   берестяная грамота, которая пролежала очень долго. Все надписи, кроме того, что они  зашифрованы, практически стёрлись от времени.  Сейчас я попрошу вас расшифровать  старинную грамоту.  Суть расшифровки   заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные и мягкий знак остаются без перемены.  

Т

В

Г

Д

Ж

З

К

Л

М

Н

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

Т

С

Р

П

Используя шифр, найдите спрятанные слова. Так мы с вами узнаем самые опасные формы коррупции.

ФАТОП   (закон)

Ш Ф Я К Т А               (взятка)

ШОСОТИЩА  (волокита) 

 ШЫРОЧАЩЕСЬЛЩШО   (вымогательство)        

( Каждая пара   на цветных листах прикрепляет ответы на доску)

 Учитель:  Ребята, а как вы думаете, что такое вымогательство? (Ответы детей).

 Сейчас я предлагаю вновь обратиться к магистру, чтобы он нам помог  объяснить значение этого слова.

Из словаря С.И. Ожегова: Вымогательство взяток - действие, уголовно наказуемое. Толковый словарь Ожегова. ВЫМОГА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; несов., что. Шантажом, угрозами добиваться чего-н.    

Учитель:

Вымогательство  является наиболее типичным проявлением коррупции.

   «Скорлупки и ядрышки» ( Работа в парах).

 Давным-давно наши предки отражали свое отношение к коррупции в  устном народном творчестве. Сейчас  каждая пара из  предложенных слов  составит пословицу или поговорку на тему нашего мероприятия и постарается объяснить её прямое значение (скорлупку) и найти скрытый смысл (ядрышко). 

1.В, кошелек, суд,а, поди, и, скажут, то, неси, завтра)

(В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра)

2.За,денег, берут, посул,не)

(За посул денег не берут)

3.Что,муха,а, закон, проскочит, паутина, увязнет, шмель

(Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет)

4.С,рыба, гниёт, головы

(Рыба гниет с головы)

Игра «Острова»: первый остров - это топкое место «слепая елань», ходить туда очень опасно (это коррупция); второй остров «Солнечный», он излучает добро и тёплый свет (это закон).  Задача каждой группы состоит в том, чтобы имеющиеся у вас на столах карточки распределить по «островам».

(Взятка, подкуп, добро, правда, ложь, честность, растрата, порядок, зло, ненависть, обман, хищение, обогащение, доверие, совесть.)

Учитель:        Ребята, я предлагаю вам сделать  привал и  побывать  в гостях у необычной сказки, с которой мы работали на  уроках литературного краеведения. Кто помнит,  что это за сказка? Как она связана с селом Ключи?

Дети:  «Сказка про Игнашку, который коррупцию победил»

 Учитель:  Сегодня мы  будем инсценировать эту сказку. У вас на партах в конверте  заготовлены пословицы. При обсуждении эпизодов,  вы, работая в  парах, должны  будете подобрать пословицу, наиболее подходящую для данного эпизода.

Инсценировка сказки  (с обсуждением)

Ведущий  (представление героев)

Однажды, веков триста назад, в некотором царстве, в  некотором государстве, которое именовалось Ключёвским бором, что был посажен барыней Анной Владимировной Ермолаевой,  произошло вот какое событие.

На опушке леса в старой избушке, стены которой давно  уже вросли в землю,  жили-были старик со старухой. Не было у них ни детей, ни внуков, были они на этом свете одни-одинёшеньки.  Долго они думали, и вот однажды решили  идти к барыне на поклон, чтобы она разрешила им усыновить соседского мальчонку,  Игнашку, который после смерти родителей остался круглой сиротой.  Барыня на такое богоугодное дело дала добро. Рос Игнашка не по дням, а по часам и решил, что  пора ему отправиться в путь-дорогу. На людей посмотреть, себя показать. Старик со старухой подумали-подумали, да и отпустили его на все четыре стороны, дав на прощанье родительский наказ.

Дед и баба: 

Никогда не давай и не бери взяток!

Ведущий:

Игнашка пообещал родительский наказ не забывать, забросил рюкзак за спину  и пошёл за обозами по царской столбовой дороге, что проходила рядом с  сосновым бором.  Идёт  он всё дальше и дальше от родного дома, мимо него проезжают обозы с хлебом и рыбой. Долго ли, коротко ли шёл Игнашка, видит,  навстречу ему  движется что-то большое, переваливается с боку на бок,  дышит тяжело. Поравнялся с  этим чудовищем Игнашка и понял, что это сельский мужик катит с барской пасеки бочку с мёдом.  Вспомнил Игнашка  родительский наказ: да это же хищение барской собственности в особо крупных размерах!

  Мужик Игнашку увидел –  растерялся,  засуетился… Пришло ему в голову, что  незнакомец не просто так по  царской  дороге идёт, а с инспекцией из  губернии прибыл…  

Мужик:

 Не выдавай меня барину Михаилу Сергеевичу,  дети малые сиротами останутся! 

Ведущий:

Сам  большой, а слёзы льёт крокодиловые. Попытался даже  нашему герою взятку незаметно в карман сунуть, а карманов-то у Игнашки и не оказалось!   Да и он  тоже не промах:

Игнашка:

Я  мзды не беру.  Кати бочку, откуда взял!

 Ведущий:

Пришлось мужику  так и сделать, да ещё сторожу за моральный ущерб приплатить.

Учитель: Ребята, какие проявления коррупции вы увидели здесь? (Обсуждение)

Какая пословица подходит для данного эпизода?

Дети:  (Сами взяток не берем, и другим не даем).

Ведущий:

 Долго ли,  коротко ли длилось путешествие  Игнашки по сёлам, что стояли вдоль царской столбовой дороги,  и каких людей он ещё встречал – об этом сказка умалчивает. Знаю только, что однажды понял он, что соскучился по дому родному, по бабке с дедкой, и решил вернуться. Знал, что сможет честно посмотреть в их глаза и  сказать, что ни разу не поддался искушению, не забыл о родительском наказе.  Так  вот  наш  сказочный  Игнашка и  победил коррупцию. 

Думаю, и в реальной жизни победить коррупцию можно именно так: проявив незаурядную смекалку, прислушиваясь к голосу собственной совести, следуя родительскому наказу: никогда не брать и не давать взяток.

 Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

 Учитель:

Понравилась вам сказка? Какой эпизод понравился вам больше? Чему учит нас эта сказка?

 Рефлексия 

 Ребята, сейчас я предлагаю  составить  синквейн на тему «Коррупция».  

(1 строчка - имя существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строчка - два прилагательных выражающих главную тему cинквейна.

3 строчка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строчка  - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация со словом «коррупция»).

Подведение итогов

 Учитель:  

Дорогие ребята, наше мероприятие подошло к концу, и  сейчас я предлагаю каждой группе открыть нетбук, находящийся у вас на парте. На рабочем столе найдите папку «Паспорт, заготовки», используя находящиеся в ней материалы, в программме paint.net   попробуйте создать паспорт коррупции

Паспорт

Имя – ………

Создатель – …..

Прописка – ….

Внешний вид – ….

Личные качества – …..

Учитель:

Борьба с коррупцией началась  много веков назад. В настоящее время  совершенствуются методы борьбы с коррупцией. Коррупция наказуема законом, это преступление! Борьба с коррупцией – дело каждого! По инициативе ООН   9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.  Я думаю, что когда вы станете взрослыми, то сделаете правильный выбор и приложите все силы для борьбы с коррупцией.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Загадки

1. А чиновник говорит посетителю:
- Столько было сегодня просителей!
Мы рассмотрим и Ваше прошение,
А для быстроты продвижения,
Чтобы было всё чинно и гладко,
Передайте в конвертике ******.   
                (Взятку)

2. Если с вас требуют «при любых обстоятельствах!»,
Если вас заставляют силой деньги отдать,
Знайте, это просто **************,
А на вашу судьбу — наплевать!
                (Вымогательство)

3. Если Вы хотите к сроку
Документы получить,
То, наверно, Вам придётся
Мне немного приплатить.
- Извините, это взятка?
- Нет, конечно! Это взнос.
Вот поэтому по правде
Не решается вопрос.
Эта нечисть плодовита
И зовётся *********.
                (Волокитой)

Приложение 2

Берестяная грамота

Сейчас я попрошу вас расшифровать  старинную грамоту .  Суть её     заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные и мягкий знак остаются без перемены.  

Т

В

Г

Д

Ж

З

К

Л

М

Н

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

Т

С

Р

П

Используя шифр, найдите спрятанные слова. Так мы с вами узнаем самые опасные формы коррупции.

ФАТОП   (закон)

Ш Ф Я К Т А               (взятка)

ШОСОТИЩА  (волокита) 

 ШЫРОЧАЩЕСЬЛЩШО   (вымогательство)

Приложение 3

(Пословицы)

Из данных слов вам нужно составит пословицу или поговорку на тему нашего мероприятия. 

1.В, кошелек, суд,а, поди, и, скажут, то, неси, завтра)

(В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра)

2.За,денег, берут, посул,не)

(За посул денег не берут)

3.Что,муха,а, закон, проскочит, паутина, увязнет, шмель

(Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет)

4.С,рыба, гниёт, головы

(Рыба гниет с головы)

Приложение 4

Паспорт

C:\Users\1\Desktop\антикоррупция\паспорт.jpg

        

Литература

 

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык1990
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273- ФЗ «О противодействии коррупции». 

  1. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика», Издательство «Проспект», М., 2006. 

  1. Интернет-ресурсы.

  1. Архив ИКЦ им. Л. Руслановой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

« Что такое хорошо и что такое плохо?» ( тематическая программа по профилактике наркомании)

        Классный час  посвящен профилактике вредных привычек  конкретно – наркомании. В среднем подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние с...

"Что такое хорошо и что такое плохо"

ЦЕЛИ:Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты....

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....