Методическая разработка по патриотическому воспитанию « Россия-Родина моя » 5-7 класс
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Церенова Айслу Вадимовна

Методическая разработка по патриотическому воспитанию « Россия-Родина моя » 5-7 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Лаганская СОШ №1 им. Люлякина И.М.

Классный час по патриотическому воспитанию

 « Россия-Родина моя ». (для обучающихся 5-7 классов)

Автор- составитель:

Социальный педагог

МКОУ «Лаганская СОШ №1 им. Люлякина И.М.

Церенова А.В.

Лагань 2023

Пояснительная записка.

    Цели:

1.Обучающие: Расширение представления учащихся о родной стране.

2.Развивающие: Развитие у учащихся коммуникативных навыков , развивать кругозор учащихся, обогащать  их словарный запас.

3.Воспитвающие: воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам России.

Участники: обучающиеся МКОУ «Лаганская СОШ №1 им. Люлякина И.М.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: политическая карта современной России, карта Калининградской области, изображения  герба, флага России, текст гимна России, аудиозапись гимна  России, портрет президента Владимира Владимировича Путина, рисунки детей, аудиозапись «С чего начинается Родина», рисунок дерева, листья.

Ход мероприятия:

Перед началом занятия звучит  песня "С чего начинается Родина" .

Во время презентации    Ученик читает стихотворение Игоря Северянина «Моя Россия»

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее цыгане кочевые, -
Ах, им ли радость не дана?
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее разбойники святые,
Ее полеты голубые
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи ее ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние хмельные,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она —
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

1924 г.

- Мы послушали и стихотворение и песню, скажите какая тема нашего занятия? Как выдумаете, о чем мы с вами будем говорить на нашем мероприятии?

(ответы детей)

- Правильно, «Родина». Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о нашей Родине, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Узнаем, что такое конституция, и какие права и обязанности есть у нас,  как у граждан страны. Поговорим о символах страны.

- Я просила вас узнать, откуда пришло слово «Родина». Что вы узнали?

Ответ ученика (В толковом словаре говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода)

-А какие слова вы знаете, которые произошли от слова род?

(ответы детей)

 Правильно, родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

- А что для вас Родина?

(дети показывают свои рисунки, которые нарисовали дома и объясняют)

- Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место

Ученик  «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» К.Д. Ушинский

-  Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

 А почему мы нашу страну зовем Родиной?

-Да, Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное.

А почему отечеством?

(ответы детей)

- Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды наши.

А почему матерью?

(ответы детей)

-Матерью – потому, что она вскормила нас своим  хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всех врагов.

 Поэтому мы должны  с вами это помнить и быть патриотами своей Родины.

 В чем же, по вашему мнению, проявляется  патриотизм?

(ответы детей)

-Верно, в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре  своего народа, в любви к своей малой родине, в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих предков)

Что же такое патриотизм?

(ответы детей)

- Патриотизм- это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Это сознание своей целостности с Родиной и переживание вместе с ней её счастливых и трудных, тяжёлых дней.

 Научить патриотизму, как учат математике нельзя. Чувство Родины – не заучивание правил и теорем, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

А какая же она, наша Родина Россия? Послушаем сообщение.

Ученик: Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.

Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи  льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.

Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Учитель.Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами.

-А какие песни о Родине знаете?

(ответы детей)

Давайте послушаем песню «У моей России»

- Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о родине?

(ответы детей)

-Да, пословиц очень много о Родине. Я зачитаю некоторые:

Одна у человека мать, одна у него и родина

Нет сына без отчизны

Родина – всем матерям мать

Береги Родину, как зеницу ока

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине

Родная земля и в горсти мила

Всякому мила своя сторона

В своём доме и стены помогают

Учитель: - Вот она, какая Россия-Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

 Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.

Живут в России разные

Народы с  давних пор.

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним - милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.  

В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции Российской Федерации. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

Конституция, по которой мы сейчас живём была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?

(ответы детей)

- Как граждане России, какие имеете права и обязанности?  (Ответы детей)

Права:

-на жизнь

-на неприкосновенность

-на свободу мысли и слова

-на охрану здоровья и медицинскую помощь

-на образовании

-на участие в культурной жизни

Обязанности:

-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках

-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

-защищать

-хорошо учиться

-становиться достойным гражданином  своей  Родины.

Учитель:  А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

Что такое символ?  (Символ – это условные знаки или изображение. Они отражают историю государства и его народа, отражают национальный характер)

Какие государственные символы вы знаете?

(ответы детей)

слайд Герб.

   -У нас очень красивый герб. На нём изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. это очень древний герб. Он появился 500 лет назад в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III – князь всея Руси. Это был герб  Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

 Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества, и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на запад, при едином теле – едином правлении.

   Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружественных народов – русских, украинцев, белорусов.

Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.

слайд  Флаг

   Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году., а единственным флагом российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный  флаг Российской федерации.

   По другой версии: на Руси три цвета имели следующие символические значения: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь; такое цветосочетание сохранилось в Российском флаге и поныне.

   Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств и  т. д.

слайд  Гимн.

 -  Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров. А слова гимна написал Сергей Михалков. Это главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Во время прослушивания гимна нельзя разговаривать.

 Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг.

Он звучит 9 мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве.

Гимн России исполняют, когда проводятся спортивные состязания.

Его можно услышать, например, перед началом футбольного матча. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей — российских спортсменов.

Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.

 Каждое государство кроме символики имеет ещё и столицу.

Москва – это красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которая любит тебя!

- Кроме государственных символов страна имеет ещё и другие символы.

Какое дерево олицетворяет Россию? слайд

Символом России издавна считают берёзу. Россия и береза - эти понятия неразделимы. Милая, родная береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий и сравнений: берёзовый лес  как трудовые мозолистые руки наших людей; молодые берёзки как стройные девочки с гибкой талией и русыми косами.

Деревьев разных не сочтешь.

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей

-Кто знает стихотворение о березе?

-Какое животное является символом России?

Любопытные факты в своей истории имеют все символы России. Медведь, например, по утверждению некоторых зарубежных историков, стал нашим символом исключительно по причине отсталости и бестолковости россиян. В XIV-XVI веках в развитых европейских странах Россия (Московия, как тогда говорили) представлялась дикой страной, где живут одни варвары.

Так, Фридрих II, прусский король, в свое время предупреждал, чтобы не будили спящего русского медведя. Он имел в виду, что русский народ, подобно топтыгину, добродушен и неопасен, пока его не обидишь. Если, не дай бог, такое случится, он превращается в агрессивного и мощного защитника своих интересов.  

- А какая игрушка стала главным сувениром нашей страны?

С матрешкой с удовольствием играют дети, матрешки служат украшением для интерьеров.

Автором русской матрешки был токарь Михаил Звездочкин, а расписал первую матрешку в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена)

Михаил Пляцковский «Родина одна»

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она!

На свете много разных стран,

Но есть одна страна –

Её мы родиной зовем

А родина – одна

(карта России) слайд

Родина для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

- Россия – это большая родина, страна в которой мы живём. Но у каждого человека есть ещё и «малая родина». Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.

Ученик:

- Ты точка на карте, мой город родной,

Таких по России не счесть,

Зимою, и летом, и светлой весной

Ты в сердце, как добрая весть.

-Покажите наш город на карте

Учитель: А в заключение нашего занятия  я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»

(Родина, подобна огромному дереву  на котором  не сосчитать листьев. Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву)

Учитель: Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Итог мероприятия:

-Что нового вы для себя узнали?

-Что понравилось вам больше всего?

Рефлексия:

- Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Гражданско-патриотическое воспитание"

Формирование личности гражданина и патриота России....

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина моя»

Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Россия - Родина моя" предназначается для внеклассной работы по литературе в 5-8 классах. Его целью является воспитание чувства патриотизма. любви к Родин...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию учащихся

Методическая разработка посвящена культурно историческому направлению патриотического воспитания, а именно - воспитанию у учащихся любви к своей "малой" Родине, родному краю, формированию чувства наци...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Классный час «Великая Победа» для учащихся 5 классов".

Основная цель классного часа: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи.Задачи:  – способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий...

Занятие по патриотическому воспитанию “Россия – Родина наша”

Целью мероприятия воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у школьников.Данное занятие можно провести в музыкальном зале, это позволит детям свободно “передвигаться по станциям”. М...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Россия- Родина моя!"

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, родной стране, приобщение детей к  традициям русского народа и обычаям....

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию «Россия - Родина твоя и моя»

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня, улица, дом, где родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая ...