Внеклассное мероприятие "Уважение- твой путь от молодости к старости"
методическая разработка (8, 9 класс)

Мария Владимировна Комендо

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему уважения к старости для 8-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Нужно ли уважать старость?»

Тема: «Уважение - твой путь от молодости к старости».

Класс: 8-9 класс

Цель: - воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи, ответственность перед семьёй, гордость за свой род;

-  прочувствовать,  каково быть пожилым и одиноким человеком  и как относится к людям старшего поколения,

Задачи: - дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;

- рассказать о моральных нормах  уважения к старшим;

-  убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Оборудование:

Эпиграф:  «Облегчи седому путь, помоги хоть малость. Сам поймёшь когда-нибудь,что такое старость». (Насир Хосров).

Пословицы: И старость не страшна, коль молодые уважают.                                    Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Видеоролик социальной направленности, «Толковый словарь» С.И. Ожегов, В.И. Даль, презентация.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: относиться к старшему поколению с уважением, почтительно и бережно,

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Ход занятия:

- Прочитайте высказывание Насира Хосрова.

«Облегчи седому путь,
Помоги хоть малость.

Сам поймёшь когда-нибудь,
Что такое старость.

-Как вы понимаете это выражение?

Ребята, посмотрите на следующий слайд и прочитайте пословицы:

Пословицы:

- И старость не страшна, коль молодые уважают.          

- Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

- Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку.

- А теперь, скажите, пожалуйста, как вы понимаете данные пословицы?

Сообщение темы и задач

В мире есть отцы и дети. Ваши отец и мать являются детьми своих отца и матери- ваших бабушек и дедушек. Человечество состоит из поколений. Одновременно живут несколько поколений: поколение уходящее, поколение, находящееся на пике своего творчества, поколение восходящее и поколение, которое только что родилось. Вы- один из этих"восходящих поколений".Перед вами яркий и полный надежд мир. То, кем вы являетесь и кем станете, во многом обязано старшему поколению.

 – Ребята, а кого называют “ люди старшего поколения”?

– Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше нас?

– Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше вас?

– Необходимо ли помогать старикам?

– Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

– Любите ли вы маму и папу?

– А бабушку и дедушку?

– Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всём?

– Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?

Дети рассуждают, высказывают своё мнение.

Сегодня мы поговорим о том, как нужно и как нельзя общаться с пожилыми людьми, и как вы можете выражать им свои чувства.

 Давайте посмотрим видеоролик. Внимание на экран:

https://yandex.ru/video/preview/130377245075867561

Итак, как думаете, что автор данного ролика хотел донести до нас?

- Почему это тема так актуальна в наше время?

- Почему на ваш взгляд, в новом тысячелетие так изменились отношения молодых к пожилым?

 - Давайте раскроем понятие «уважение».  Какой человек достоин уважения? В жизни приходится сталкиваться с разными людьми. Уважать людей – независимо от их человеческих слабостей, недостатков, вероисповедания – значит уметь прощать им эти недостатки. Быть выше мелочных обид, зависти, подлости. Любой человек  достоин уважения только потому, что он человек. Уважать – значит почитать кого-либо,  признавать их достоинства.

Найти в толковых словарях В. И. Даля и С. И. Ожегова  толкование слов «уважать» и «уважение».

С. И. Ожегов

Уважить – исполнить, признав основательным ч-н просьбу. Оказать к-н уважение, выполнив его желание.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

Уважать – относиться с уважением к кому-либо. Считаться с кем-либо, принимать во внимание и соблюдать ч-л интересы. Любить. Иметь пристрастие к кому-либо.

В. И. Даль

Увага – повод, причина, обстоятельства, на которые должны обратить внимание, уважить их.

Уважать – почитать человека достойным вниманья, ставить завелико, принять за причину, убедиться и уступить, согласиться.

Уважать - почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко;

Уважение старших – закон жизни людей.

Ребята, послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ Валентины Осеевой «Бабка».

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

«Всю квартиру собой заполонила!..» — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему: «Старый человек… Куда же ей деться?» «Зажилась на свете… – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место — вот где!»

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…»

Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» «Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька. «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»

Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка…»

В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!»

Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила».

…Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!»

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?» «Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава».

Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: «Здравствуйте, бабушка!» Борька весело подтолкнул его локтем: «Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция». Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: «Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать».

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная». «Как это – главная?» – заинтересовался Борька. «Ну, старенькая… всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это».

«Не взгреет! – нахмурился Борька. – Он сам с ней не здоровается…»

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: «Обижаем мы тебя?» А родителям говорил: «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится». Мать удивлялась, а отец сердился: «Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал ещё!»

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: «Вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте».

* * *

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами. «Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. Бабка задумывалась.

«По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет».

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели всё лицо такими нитками затянется? «Иди ты, бабка! – ворчал он. – Наговоришь всегда глупостей…»

* * *

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась. «В землю врастает», – шутил отец. «Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать. А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься».

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор.

На другой день бабку схоронили.

Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами. Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами. «Мой ещё, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой…»

На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть. Шкатулку открыли. Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери.

За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке». В букве «ш» было четыре палочки. «Не научилась!» – подумал Борька.

Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки… И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока. Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора…

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»

Ребята, у меня к вам несколько вопросов:

- Назовите героев рассказа;

- Кто главный герой рассказа?

- Каково отношение Борьки к бабке в начале рассказа?

- Какой случай показал, что Борька может измениться в лучшую сторону?

- Что понял Борька после прихода товарища?

- Почему Борька вначале так относился к бабушке?

- С какими важными словами о бабушке герой обратился к родителям? Что понял Борька? Как надо относиться к своим старикам?

А теперь давайте порассуждаем чему учит нас этот рассказ?

Ребята, а только ли своих близких пожилых людей нужно уважать?

А какие правила уважения по отношению к старшим вам известны?

Творческое задание. (работа в группах)

1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

Старик — да лучше семерых молодых, Молодой работает, старый — ум дает. Молодой красив, старый умен. Старый умен, хотя и не силен.

Итог: С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечаль его», «Почитай старших, благослови».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уважение- твой путь от молодости к старости! Нужно ли уважать старость???

Слайд 2

Прочитайте: 4 «Облегчи седому путь, Помоги хоть малость Сам поймешь когда-нибудь , Что такое старость!» Насир Хосров .

Слайд 3

Пословицы И старость не страшна, коль молодые уважают. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. - Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку.

Слайд 4

В мире есть отцы и дети. Ваши отец и мать являются детьми своих отца и матери- ваших бабушек и дедушек. Человечество состоит из поколений. Оригинальные шаблоны для презентаций: https:// presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html Бесплатно и без регистрации

Слайд 5

Видеоролик: https://yandex.ru/video/preview/130377245075867561

Слайд 6

С. И. Ожегов Уважить – исполнить, признав основательным ч-н просьбу. Оказать к-н уважение, выполнив его желание. Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. Уважать – относиться с уважением к кому-либо. Считаться с кем-либо, принимать во внимание и соблюдать ч-л интересы. Любить. Иметь пристрастие к кому-либо. В. И. Даль Увага – повод, причина, обстоятельства, на которые должны обратить внимание, уважить их. Уважать – почитать человека достойным вниманья, ставить завелико , принять за причину, убедиться и уступить, согласиться. Уважать - почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко; Уважение старших – закон жизни людей.

Слайд 8

Творческое задание. (работа в группах) 1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим. 2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

Слайд 9

ИТОГ: С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечаль его», «Почитай старших, благослови».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Молодость и старость – прикосновение»

Урок-мастерская по литературе....

Классный час "Твой путь к успеху"

Работа со старшеклассниками о том, как стать успешным в жизни....

"Твой путь к здоровью"

Адаптированная программа летнего оздоровительного лагеря "Муравейник"...

"Молодость и старость - соприкосновение"

Старость и молодость соприкасаются друг с другом теснее, глубже, чем, например, «детство» и средний возраст.Начало и конец жизни окликают друг друга, поверяя открывшиеся тайны. Сошлись то , что ...

Внеклассное мероприятие "Твоя безопасность - в твоих руках"

Внеклассное мероприятие по ОБЖ . Проходит как игра между командами на знания правил безопасного поведения дома и на улице....

Социальный Проект «МЫ+ТЫ: ТВОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ»

Социальный Проект "Мы + Ты: твой путь к успеху" направлен на формирование социально-культурной среды обеспечивающей социализацию, социальную адаптацию и успешность наших детей и молодеж...

Классный час: "Твой путь к успеху"

Классный час: "Твой путь к успеху"...