Индивидуальный итоговый проект «Влияние школы на эмоциональное состояние подростка»
проект
Актуальность темы исследования: тема данного исследования приобрела актуальность еще несколько лет назад, когда многие начали говорить о переводе детей на домашнее обучение или самообучение. Однако, тема актуальна на сегодняшний момент, потому что влияние школы на подростка в современном мире просто огромно, и зачастую от воспитательных моделей, предлагаемых педагогом, зависит характер школьника и его будущие успехи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Союза Н.А.Данюшина»
Индивидуальный
итоговый проект
«Влияние школы на эмоциональное состояние подростка»
(тип проекта – долгосрочный, исследовательский)
Проект подготовила:
обучающаяся 11 класса
Денисова Дарья
Руководитель проекта:
Кальян Т.В.,
учитель химии и биологии
Ярцево, 2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….5
- Сущность и функции школы………………………………………….…5
- Положительное влияние школы на эмоциональное состояние…….…6
- Негативное влияние школы на эмоциональное состояние………….....8
- Как преодолеть негативное влияние школы на эмоциональное состояние подростка?................................................................................10
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….11
2.1. Подготовка к исследованию………………………………………….....11
2.2. Результаты исследования…………………………………………….....12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………….......19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: тема данного исследования приобрела актуальность еще несколько лет назад, когда многие начали говорить о переводе детей на домашнее обучение или самообучение. Однако, тема актуальна на сегодняшний момент, потому что влияние школы на подростка в современном мире просто огромно, и зачастую от воспитательных моделей, предлагаемых педагогом, зависит характер школьника и его будущие успехи.
Проблема исследования определяется тем, что мнения психологов о влиянии школы на эмоциональное состояние подростка разняться. Одни считают, что школа может негативно влиять на психику: безэмоциональность, утрата хобби и интересов, развитие «плоского» мышления, а также агрессия. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны при правильном подходе, и уверяют в обратном: школа развивает сообразительность и целеустремленность.
Объектом исследования: особенности влияния школы на подростка.
Предметом исследования: эмоциональное состояние подростка.
Гипотеза исследования: школа дает знания, развивает умения, формирует навыки, воспитывает привычку к интеллектуальной работе, повышает работоспособность. Однако она может иметь и отрицательные стороны влияния на эмоциональное состояние подростка, что ведет к различным заболеваниям (физическим и психическим).
Цель исследования: изучение влияния школы на эмоциональное состояние подростка.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- рассмотреть сущность и функции школы;
- определить положительное и отрицательное влияние школы на эмоциональное состояние подростка;
- провести практическое исследование;
- проанализировать результаты и сделать определенные выводы.
Этапы работы над проектом:
1) формулировка цели, задач, гипотезы;
2) исследование теоретических аспектов темы проекта;
3) проведение анкетирования, тестирования, опроса;
4) оформление работы в соответствии с критериями и подготовка к защите.
Методы исследования:
- отбор и анализ;
- частично-поисковый метод;
- метод анкетирования;
- метод наблюдения;
- систематизация и обобщение.
Данная работа состоит из двух разделов: теоретический и практический. А также включается введение, заключение и список ресурсов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Сущность и функции школы
Школа – это учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения. Основной целью школы является создание условий для личностно-ориентированного развития обучающихся, формирование творческого и профессионального потенциала субъектов образовательного процесса на основе реализации годового плана и педагогического проекта.
Основными функциями школы являются:
- учебно-воспитательная, включающую в себя обучение и воспитание обучающихся (воспитанников);
- обеспечение охраны их жизни и здоровья;
- удовлетворение потребности обучающихся (воспитанников) в самообразовании и получении дополнительного образования;
- организационная, предполагающая организацию образовательного процесса, в том числе разработку учебного плана и расписания занятий;
- разработка и утверждение годового календарного учебного графика;
- установление системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с настоящим уставом;
- разработка и принятие на основе государственных образовательных стандартов образовательных программ;
- управленческая, включающая в себя управление школой;
- трудовые отношения;
- хозяйственно-экономическая, включающая в себя управление закрепленным за школой имуществом;
- развитие материально-технической базы в пределах, закрепленных за школой бюджетных и собственных средств; а также охрана труда учебных кабинетов и классов.
1.2. Положительное влияние школы на психологическое состояние
Школа действительно способна оказать огромное влияние на ребенка, в большинстве своем, оно оказывается положительным. Это представлено подробнее на рисунке 1.
Рис. 1. Положительное влияние школы на эмоциональное состояние
Рассмотрим данные аспекты подробнее. Во-первых, идет образовательный процесс. В стенах учебного учреждения ребенок обретает базовые знания, которые формируют мышление и способствуют его дальнейшему интеллектуальному развитию. Школьник овладевает навыками обучения, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. В стенах школы закладывается так называемый «образовательный фундамент».
Во-вторых, идет развитие мышление и логики. То есть развивается критическое и стратегическое мышление. Игры логического и стратегического характера учат просчитывать, планировать, ставить цели, развивают логику. Регулярная умственная нагрузка способствует развитию исполнительных функций и быстрой обработки информации, поэтому увеличивается скорость мышления.
В-третьих, школа развивает навыки общения. В классе ребенок учится вливаться в коллективе, определяя свою роль в социуме, получает нравственный опыт и осознание собственной ответственности. В этом плане влияние школы на личность сложно переоценить. Здесь школьник встречается с четко сформированной системой моральных принципов, учится понимать общие ценности и задачи, а также управлять своим поведением в соответствии с ними. Поскольку большую часть времени он проводит в учебном учреждении, принято считать, что именно в стенах школы во многом формируется его личность, потому что школа даёт примеры поведения разных людей в разных жизненных ситуациях. То есть именно там идет первичная социализация человека.
В-четвертых, школа отвечает за развитие личностных качеств ребенка, таких как амбициозность и целеустремленность. Волевые качества у подростков вырабатываются на основе той деятельности, которая осуществляется преподавателем в рамках учебного заведения. Так, например, активно используя проблемный подход в обучении, педагог сможет научить своих подопечных преодолевать многочисленные препятствия на пути к истине.
В-шестых, школа удовлетворяет эмоциональные потребности человека. Участие в конкурсах, школьных постановках и классном совете поможет подростку проявить его творческие, а также организаторские способности.
Таким образом можно сделать вывод, что школа представляет собой систему условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса эмоциональных потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие (закладываются основы к обучению, к общению). Именно в этом и заключается положительное влияние школы на эмоциональное состояние обучающихся.
1.3. Негативное влияние школы на эмоциональное состояние
Социальное влияние, оказываемое школой, действительно огромно, но далеко не всегда его можно назвать эмоциональным. Психологи и врачи начинают отмечать все больше проблем, связанных с влиянием школы. Это представлено подробнее на рисунке 2.
Рис. 2. Негативное влияние школы на эмоциональное состояние
Рассмотрим данные недостатки подробнее. Во-первых, школа может разрушить взаимодействия с людьми и социальную жизнь в целом из-за агрессии и буллинга. Зачастую насмешки одноклассников, их издевательства вызывают серьезные психологические проблемы для ребенка. Школьник замыкается в себя, погружаясь в депрессии, а иногда думает о суициде. Многие специалисты уверены, что комплексы взрослого человека берут начало как раз из школьного возраста. Подвергаемый регулярному буллингу или испытывающий интеллектуальную неполноценность, ребенок проецирует все происходящее на себя, что порождает очень серьезные комплексы. Все эти проблемы в будущем могут мешать в построении личной жизни и карьеры человека.
Во-вторых, школа вызывает стресс. В основном это происходит из-за оценок, предстоящих экзаменов. Доказано, что при постоянном стрессе у человека ухудшаются его интеллектуальные способности: снижается способность думать и рассуждать, хуже воспринимается новое, нарушается мышление и логика, становится невозможно сосредоточиться. К стрессу добавляются сложности в общении со сверстниками.
В-третьих, школа плачевно может сказываться на здоровье. Школьно-обусловленные заболевания – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням учеников являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз. Долгое сидение за партой происходит, обычно, в неправильной, неудобной позе. При этом происходит искривление позвонков и передавливание сосудов. От этого чувствуется слабость, головокружение. Напряжение глаз, обращенных дает о себе знать постепенным ухудшением зрения. Все эти негативные факторы выливаются в безэмоциональность и полное отсутствие мотивации к обучению.
В-четвертых, большие учебные нагрузки приводят к отсутствию личного времени и к утрате хобби. Так, самообразование отходит на задний план, сама идея познавать новое становится человеку ненавистна. Чтобы быть успешным, школьник должен быть развит всесторонне, иметь источники знаний и вне школьной программы, а для этого его мир не должен быть замкнут на одной точке – на школе.
В-пятых, школа часто формирует стандартное мышление. В школьную программу заложена «зубрежка», так школа не учит ребенка ориентироваться в материале и творческому процессу, учит только запоминать.Ученик привыкает к стандартному варианту решения, теряет способность выстраивать логические цепочки, теряет способность устно излагать материал.
Так, можно сделать вывод, что школа имеет свои минусы, которые негативно влияют на эмоциональное состояние ученика.
1.4. Как преодолеть негативное влияние школы на эмоциональное состояние подростка?
В рамках данной работы были составлены рекомендации по преодолению существующего негативного влияния школы на психологическое состояние подростка. Рассмотрим их подробнее:
1) Наличие хобби и интересов. Очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.
2) Физические нагрузки и спорт. Очень хорошо влияют спортивные игры. Влившийся в команду, ребёнок не только разовьет силу мышц, но и закаляет силу духа, приобретает психологический иммунитет.
3) Разработка адекватного распорядка дня (время сна, учебы и отдыха). Для того чтобы ребенок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне.
4) Правильное питание. Для подростка необходимо есть много фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность.
5) Внимание со стороны родителей. Родителям следует забыть обращение «ты должен», вместо этого хорошо бы в разных вариациях повторять «ты можешь!»
Соблюдая все данные рекомендации можно снизить негативное влияние школы на психику подростка и обеспечить ему эффективную социализацию.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Подготовка к исследованию
Для практического исследования была разработана анкета, в которой опрашиваемым предлагается ряд вопросов о влиянии школы на эмоциональное состояние подростка. На анкету ответило в сумме 40 человек. Это ученики 10-11 классов нашей школы. Проанализировав данные можно сделать выводы, которые будут представлены на диаграммах.
Разработанная для практического исследования анкета состояла из 10 вопросов и имела вид:
1) Как вы относитесь к школе?
А. Положительно
Б. Отрицательно
В. Нейтрально
2) Нравится ли вам ходить в школу?
А. Да
Б. Нет
3) Как вы думаете, может ли школа позитивно влиять на эмоциональное состояние подростка?
А. Да
Б. Нет
4) Какое положительное психологическое влияние оказывает школа именно на вас?
А. Развитие логики и мышления
Б. Образование
В. Удовлетворение эмоциональных потребностей в творчестве
Г. Другое
5) Как вы думаете, может ли школа негативно влиять на эмоциональное состояние подростка?
А. Да
Б. Нет
6) Какое негативное эмоциональное влияние оказывает школа именно на вас?
А. Стресс из-за оценок и экзаменов
Б. Отсутствие оригинальности (стандартное мышление)
В. Агрессия и буллинг со стороны сверстников
Г. Другое
7)Как вы думаете, какое влияние на эмоциональное состояние оказывает школа в большей степени на вас?
А. Положительное
Б. Негативное
В. Затрудняюсь ответить
8) Пытаетесь ли вы бороться с негативным влиянием школы на ваше эмоциональное состояние состояние?
А. Да
Б. Нет
9) Обсуждалась ли данная тема уже на определенных уроках или факультативах?
А. Да
Б. Нет
10) Считаете ли вы тему необходимой для дальнейшего обсуждения среди подростков?
А. Да
Б. Нет
2.2. Результаты исследования
Первый вопрос был представлен в виде «Как вы относитесь к школе?» На данный вопрос 21 человек выбрали вариант «позитивно», 2 – «нейтрально», 17 – «отрицательно» (см. Рис. 3).
Рис. 3. Диаграмма «Ответ на вопрос 1»
Второй вопрос был представлен в виде «Нравится ли вам ходить в школу?» На данный вопрос 19 человек ответили положительно, а остальные 21 – отрицательно (см. Рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма «Ответ на вопрос 2»
На третий вопрос «Как вы думаете, может ли школа позитивно влиять на эмоциональное состояние подростка?» все 40 человек ответили положительно (см. Рис. 5).
Рис. 5. Диаграмма «Ответ на вопрос 3»
На вопрос «Какое положительное влияние оказывает школа на вас?» 25 человек ответили «развитие логики и мышления», 10 – «образование», 4 – «удовлетворение потребностей в творчестве», 1 – «другое» (см. Рис. 6).
Рис. 6. Диаграмма «Ответ на вопрос 4»
На вопрос «Может ли школа негативно влиять на эмоциональное состояние подростка?» также все 40 человек ответили «да» (см. Рис. 7).
Рис. 7. Диаграмма «Ответ на вопрос 5»
На вопрос «Какое негативное эмоциональное влияние оказывает школа именно на вас?» 17 человек ответили «стресс», 7 – «отсутствие оригинальности», 11 – «агрессия и буллинг», 5 – «другое» (см. Рис. 8).
Рис. 8. Диаграмма «Ответ на вопрос 6»
На седьмой вопрос «Как вы думаете, какое влияние на эмоциональное состояние оказывает школа в большей степени на вас?» 23 человека выбрали «положительное», 16 – «негативное», 1 – «затрудняюсь ответить» (см. Рис. 9).
Рис. 9. Диаграмма «Ответ на вопрос 7»
На вопрос «Пытаетесь ли вы бороться с негативным влиянием школы?» 28 человек ответили «да», 12 – «нет» (см. Рис. 10).
Рис. 10. Диаграмма « Ответ на вопрос 8»
На девятый вопрос «Обсуждалась ли данная тема на уроках или факультативах?» 25 человека ответили «да», 15 – «нет» (см. Рис. 11).
Рис. 11. Диаграмма «Ответ на вопрос 9»
На десятый вопрос «Считаете ли вы тему важной для обсуждения среди подростков?» все 40 человек ответили положительно (см. Рис. 12).
Рис. 12. Диаграмма «Ответ на вопрос 10»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что школа имеет как положительные, так и негативные стороны влияния на эмоциональное состояние подростка. Исследования в сферах возрастной и эволюционной психологий долгое время недооценивали негативное влияние школы в подростковом возрасте. Так, можно выделить такие аспекты как: стресс, раздражительность, депрессия, апатия к учебному процессу и многое другое. Однако при правильном подходе школа позитивно влияет на подростка. Так развиваются логика, мышление, память и творческие и лидерские способности. Поэтому в первую очередь учебный процесс в образовательном учреждении должен быть направлен на устранение всех представленных выше проблем для более эффективного развития подростка.
В ходе научно-исследовательского проекта, было проведено анкетирование и выявлено, что большинство подростков не любят ходить в школу. Многие отмечают, что школа занимает слишком большое место в их жизни, что мешает развитию других качеств, интересов и хобби. К тому же многочисленные учебные нагрузки вызывают стресс и апатию. Но наряду с этим многие отмечают и позитивные аспекты: обучение, получение необходимых в будущем навыков и опыта, разностороннее развитие личности. Большинство считает необходимым снижение учебной нагрузки, проведение уроков в более интересных форматах, прекращение «зубрежки» материала, проведение больше практических занятий.
Таким образом, была подтверждена гипотеза, которая была поставлена в начале проекта. А цели и задачи были достигнуты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аршинская Е. Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестник ТГПУ. 2014. №5 (146). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-nagruzki-na-emotsionalnoe-sostoyanie-shkolnikov (дата обращения: 28.12.2022).
- Дадова З. И. Роль школы в социализации подростков // Теория и практика общественного развития. 2014. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shkoly-v-sotsializatsii-podrostkov-1 (дата обращения: 28.12.2022).
- Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С. А. Лысиченкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2012. № 4 (39). – С. 428-431. –URL: https://moluch.ru/archive/39/4654/ (дата обращения: 28.12.2022).
- Махаева Г. М., Пицхелаури Э. М. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-kak-faktor-pedagogicheskogo-vozdeystviya-na-protsess-vospitaniya-liderskih-kachestv-podrostkov (дата обращения: 28.12.2022).
- Собкин В. С., Буреломова А. С. Целевые функции школы: взгляды учащихся и учителей // Национальный психологический журнал. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevye-funktsii-shkoly-vzglyady-uchaschihsya-i-uchiteley (дата обращения: 28.12.2022).
- Таханова А. К., Ким А. А. Влияние школы и семьи на формирование социальной активности подростков // НИР/S&R. 2021. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shkoly-i-semi-na-formirovanie-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov (дата обращения: 28.12.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».
Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков
Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

Влияние рок-музыки на эмоциональное состояние подростков
Подборка научно обоснованных данных о негативном влиянии рок-мухыки на подростков....

Статья на тему: «Эмоциональное состояние подростка на примере школы Енсан г. Пусан (Республики Корея) и гимназии № 33 г. Улан-Удэ (Российская Федерация).
Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственны...

проект " Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростка"
Данная работа награждена грамотой за участие в заочном туре Итоговой областной ученической конференции "Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения"...

Статья на тему: "Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка"
Музыка оказывает большое влияние на психо-эмоциональное состояние подростка....

«Нейрографика - способ снятия негативного эмоционального состояния подростка»
Нейрографика.Проективные психологические методики предназначены для исследования тех глубинных психических состояний, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Новый метод ...


































