Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене
статья
Что нужно знать о работе с одаренными детьми?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.67 КБ | |
| 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене
К группе одарённых детей относят школьников, которые:
- с интеллектом выше среднего;
- детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Счастье учителя, если ему удалось «найти» среди своих учеников одарённых детей. Хотелось бы поделиться опытом работы с одарёнными детьми в условиях малых городов, где нет высших учебных заведений, где у детей нет возможности заниматься у преподавателей вузов на спецкурсах. Чтобы наши ученики могли конкурировать с выпускниками школ других городов, нам, учителям, приходится выстраивать свою работу по выявлению одарённых детей с первого знакомства и до самого выпуска.
Можно выделить три этапа работы учителя, желающего развивать одаренных детей.
Первый этап: 5-6 классы. Кружковая работа. Дидактические игры на уроках. Конкурсы, КВНы, викторины, очные и заочные олимпиады, выпуск тематических газет - всё это направлено на привитие интереса к предмету. К проведению этих мероприятий надо относиться, учитывая психологические особенности учащихся этого возраста.
Второй этап: 7-8 классы. Факультативы, работа в группах. В это время хорошо бы предложить детям участвовать во внешкольных конкурсах, например, таких как «Кенгуру». В современных условиях с появлением в школе Интернета дети могут испытать себя в заочных эвристических и дистанционных олимпиадах. Это повышает самооценку ребят и стимулирует к дальнейшему углублённому занятию предметом.
Третий этап: 9-11 класс. Элективные курсы. Участие в городских и областных олимпиадах. Занятия в заочных школах при институтах. Обучение специализированных классах.
Так, для занятий с детьми в 2008 году мной и психологом в нашей школе был создан клуб «Наука и президент», добровольно объединяющий группы детей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечения. Цель клуба заключалась в развитии кругозора, способностей личностных черт, качеств необходимых лидеру. Членами организации стали учащиеся 8-10 классов. Проводились заседания 1-2 раза в месяц в виде конференций, круглых столов, тестирований, бесед, интеллектуальных игр, в которых также принимали участия учителя и администрация школы. В 2009 году из членов клуба были сформированы 2 команды, которые приняли участие в районной игре «Брейн-ринг» и заняли 2-е и 3-е место. Вскоре ребятами из клуба самостоятельно были организованы беседы с более младшими школьниками (среднее звено) о вреде курения и алкоголя, агитировали заниматься спортом, учёбой. Мои наблюдения за учащихся, являющиеся членами клуба «Наука и президент» показывают, что у них повысился интерес к занятиям исследовательского характера, с большей ответственностью готовятся к районным олимпиадам, самое активное участие принимают в общешкольных и районных внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях, при этом все ученики также занимались в различных кружках.
Но вместе с успехом одаренные дети часто испытывают трудности в обществе и на занятиях. Их развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи. Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.
Наша с вами задача помочь детям - найти свое место среди обычных учащихся. Для этого учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три этапа работы для развития одаренности у детей: Первый этап : 5-6 классы. - кружковая работа. - дидактические игры на уроках. - конкурсы - КВНы - викторины - очные и заочные олимпиады - выпуск тематических газет
Второй этап : 7-8 классы. Факультативы работа в группах внешкольные конкурсы (например, таких как «Кенгуру».) заочные эвристические и дистанционные олимпиады.
Третий этап: 9-11 класс. - элективные курсы. участие в городских и областных олимпиадах. занятия в заочных школах при институтах. обучение специализированных классах.
Учитель должен быть : увлечён своим делом профессионально грамотным способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности интеллектуальным, нравственным и эрудированным владеть передовыми педагогическими технологиями психологом, воспитателем и умелым организатором
Любому обществу нужны одарённые люди. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.
"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Особенности работы с одаренными детьми в средней школе
В статье содержится краткий анализ типов одаренностей школьников и рекомендации по типам заданий для каждой группы...
"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."
В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы
В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...