Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене
статья

Что нужно знать о работе с одаренными детьми? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_v_srednem_i_starshem_zvene.docx17.67 КБ
Office presentation icon odarennye_deti.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене 

К группе одарённых детей относят школьников, которые:

  •  с интеллектом выше среднего;
  • детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Счастье учителя, если ему удалось «найти» среди своих учеников одарённых детей. Хотелось бы поделиться опытом работы с одарёнными детьми в условиях малых городов, где нет высших учебных заведений, где у детей нет возможности заниматься у преподавателей вузов на спецкурсах. Чтобы наши ученики могли конкурировать с выпускниками школ других городов, нам, учителям, приходится выстраивать свою работу по выявлению одарённых детей с первого знакомства и до самого выпуска.

Можно выделить три этапа работы учителя, желающего развивать одаренных детей.


Первый этап: 5-6 классы. Кружковая работа. Дидактические игры на уроках. Конкурсы, КВНы, викторины, очные и заочные олимпиады, выпуск тематических газет - всё это направлено на привитие интереса к предмету. К проведению этих мероприятий надо относиться, учитывая психологические особенности учащихся этого возраста.


Второй этап: 7-8 классы. Факультативы, работа в группах. В это время хорошо бы предложить детям участвовать во внешкольных конкурсах, например, таких как «Кенгуру». В современных условиях с появлением в школе Интернета дети могут испытать себя в заочных эвристических и дистанционных олимпиадах. Это повышает самооценку ребят и стимулирует к дальнейшему углублённому занятию предметом. 

Третий этап: 9-11 класс. Элективные курсы. Участие в городских и областных олимпиадах. Занятия в заочных школах при институтах. Обучение специализированных классах.
   Так, для занятий с детьми в 2008 году мной и психологом
 в нашей школе был создан клуб «Наука и президент», добровольно объединяющий группы детей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечения. Цель клуба заключалась в развитии кругозора, способностей личностных черт, качеств необходимых лидеру. Членами организации стали учащиеся 8-10 классов. Проводились заседания 1-2 раза в месяц в виде конференций, круглых столов, тестирований, бесед, интеллектуальных игр, в которых также принимали участия учителя и администрация школы. В 2009 году из членов клуба были сформированы 2 команды, которые приняли участие в районной игре «Брейн-ринг» и заняли 2-е и 3-е место. Вскоре ребятами из клуба самостоятельно были организованы беседы с более младшими школьниками (среднее звено) о вреде курения и алкоголя, агитировали заниматься спортом, учёбой. Мои наблюдения за учащихся, являющиеся членами клуба «Наука и президент» показывают, что у них повысился интерес к занятиям исследовательского характера, с большей ответственностью готовятся к районным олимпиадам, самое активное участие принимают в общешкольных и районных внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях, при этом все ученики также занимались в различных кружках.

        Но вместе с успехом одаренные дети часто испытывают трудности в обществе и на занятиях. Их развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи. Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.

Наша с вами задача помочь детям - найти свое место среди обычных учащихся. Для этого учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОКЛАД на производственной учебе в МБОУ СОШ ст. Луковской им. С.Г. Астанина по теме « Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене » Подготовила Никитенко Д.Ю., учитель химии 2023-2024 учебный год

Слайд 2

Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Слайд 3

Три этапа работы для развития одаренности у детей: Первый этап : 5-6 классы. - кружковая работа. - дидактические игры на уроках. - конкурсы - КВНы - викторины - очные и заочные олимпиады - выпуск тематических газет

Слайд 4

Второй этап : 7-8 классы. Факультативы работа в группах внешкольные конкурсы (например, таких как «Кенгуру».) заочные эвристические и дистанционные олимпиады.

Слайд 5

Третий этап: 9-11 класс. - элективные курсы. участие в городских и областных олимпиадах. занятия в заочных школах при институтах. обучение специализированных классах.

Слайд 6

«Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

Слайд 7

«Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .

Слайд 8

Учитель должен быть : увлечён своим делом профессионально грамотным способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности интеллектуальным, нравственным и эрудированным владеть передовыми педагогическими технологиями психологом, воспитателем и умелым организатором

Слайд 9

Любому обществу нужны одарённые люди. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене

В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Особенности работы с одаренными детьми в средней школе

В статье содержится краткий анализ типов одаренностей школьников и рекомендации по типам заданий для каждой группы...

"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."

В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию  в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...