ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВКЛАД С. Т. ШАЦКОГО В КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
статья

Егорова Диана Анатольевна

В данной статье я анализирую вклад русского и советского педагога-экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого, автора многих трудов по вопросам воспитания, чьи работы по созданию клубов для детей и подростков, а также мысли о дисциплине и работе с трудными подростками актуальны и в настоящее время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВКЛАД С. Т. ШАЦКОГО В КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Биографические сведения

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся педагог, начал общественно-педагогическую деятельность в 1905 году. В советское время – видный деятель педагогической секции Государственного ученого совета Наркомпросса РСФСР. Разрабатывал вопросы организации и методов трудовой школы и проверял их опытным путем в руководимых им учреждениях. Много сделал С. Т. Шацкий в развитии педагогических основ эстетического воспитания. В последние годы жизни Шацкий был директором Московской консерватории (2, с.11).

Почти тридцатилетний педагогический путь Шацкого начался в 1905 году с организации первых в России клубов для детей и подростков в рабочей окраине Москвы – Марьиной Роще (1, с. 8).

Создание детских клубов было основной частью большой педагогической работы, которую предполагали проводить среди детей московской бедноты объединившиеся вокруг С. Т. Шацкого и его сотрудника А. У. Зеленко прогрессивные педагоги.

Готовясь к открытию клуба, они предварительно обследовали несколько районов Москвы и выбрали Бутырский как наиболее запущенный, где дети бедноты особенно нуждались заботе и вниманию педагогов (2, с. 11).

История создания детского клуба

Клуб привлекал С. Т. Шацкого прежде всего возможностью организовать широкое общение детей и вместе с тем развить их активность, самостоятельность (2, с. 12).

«Основная идея детского клуба, - писал С. Т. Шацкий, создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы… Зародыш идеи детского клуба лежит в свободных детских организациях, причиняющих часто огромное беспокойство взрослым. Это уличные, дачные, деревенские, фабричные, свободные детские организации. Они возникают благодаря могучему социальному инстинкту и хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны». (4, с. 258).

Первоначально дети объединялись по принципу товарищества. Собираясь по вечерам в клубах, они принимали участие в играх праздниках, прогулках, слушали рассказы педагогов, сами устраивали катки, площадки для игр и т.п. (2, с.12).

Шацкий писал: «В моей памяти встают некоторые члены первых в России детских клубов, организованных по идее А. У. Зеленко в Москве в Бутырско-Марьинском районе. Клубы были рассчитаны главным образом на детей и подростков уличных (по современному, безнадзорных). Членом клуба мог быть всякий желающий: какой бы репутацией на улице подросток не пользовался, он принимался в члены клуба. Каждый ребенок или подросток (а вскоре стали появляться и взрослые юноши) записывался в подходящую для себя группу товарищей и, подчиняясь выработанному этой группой незатейливому уставу, оставался членом клуба столько времени, сколько ему хотелось. При такой свободе записи в наши клубы попадали наиболее энергичные элементы местной детворы и молодежи (3, с. 394 – 395).

Основное внимание педагогов в клубах было направлено на поиски общественных форм воспитания, например, детских собраний-сходок, способствующих организации общественного мнения в детской среде. «С мнением сходки считались даже те подростки, которые еще недавно были «грозой» Марьинского района», - вспоминал Шацкий. Дети не были случайными посетителями клубов, сознавая себя участниками какого-либо общего дела (2,с. 12).

Постепенно глубже изучая психологию детей и анализируя эффективность клубного воздействия, Шацкий приходит к выводу о необходимости развивать в клубе в первую очередь интересы ребят (2, с.12).

«Наша основная идея, - писал С. Т. Шацкий, - создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям, строя все на изучении детей, нужна большая работа, чтобы установить те основы, которые надо вложить в создание этого дела… Изучение свободных детских организаций приводит к мысли, что они возникают в силу необходимой потребности учить жить, приспосабливаться к жизни… В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Но в то же самое время подлинно детскому должно быть отведено настоящее место. Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб. В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки» (4, с. 259).

Для выявления интересов ребят в конце первого зимнего сезона деятельности клубного общества «Сетлемент», организованного в ноябре 1906 года, среди его посетителей была проведена анкета, выявившая обычные занятий детей, их семейное положение, отношение к своему клубу после года пребывания в нем, их требования к клубу. Но, главное, анкета помогала организаторам выяснить отношение к клубам «Сетлемента» родителей клубистов и школьных учителей (2, с.12).

С. Т. Шацкий писал: «Когда подумаешь о соотношениях… фактов, то станет ясно, что только широкое всестороннее оздоровление среды, соединенные усилия всех общественных элементов, имеющих прямое или косвенное отношение к детям, могут быть действительными… В то время не было и намека на тот социальный механизм, который должен быть пущен в ход для широкой работы по оздоровлению среды. Ни одного вопроса нельзя было поставить широко. Оставалось нащупывать почву и учиться. Это и было все, что мы делали в нашем одиноком оазисе – детском клубе. Конечно, наши возможности были более чем скромны… Как бы не относиться к нашей затее, одно действительно получалось: в наших клубах организовывался, отбирался почти весь местный актив молодежи, вместе с которыми мы сознательно работали над созданием и ростом общественного мнения в нашей клубной среде (а в 1907 году число детей, подростков и молодежи доходило до 400), которое являлось, в сущности говоря, главным средством влияния на наших ребят» (3, с. 397-398).

Деятельность кружков по интересам

В результате с 1908 года в клубах Шацкого начался новый этпап. Структура клубов оставалась прежней – те же занятия, те же общие собрания-сходки, развлечения. Но содержание работы значительно углубилось: ребята приходили заниматься интересующим их делом. Составной частью клуба стал кружок. Работа по интересам основывалась на самодеятельности, активности ребят, на широком общении друг с другом (2, с. 12).

«Дети, … благодаря тому, что приходится выбирать занятия, что интересы их переплетаются, что одни мешают, другие не мешают, постепенно организуются сами собой на почве практических, нужных для них задач и этим удовлетворяют инстинкт общественности, которы1 у них силен. Невероятно важно, чторбы эта общественная организация выросла самостоятельно, вытекала из самой жизни и не выливалась в пошлые формы (председатель, секретарь)» (4, с. 265).

Трудовое воспитание

С годами С. Т. Шацкий все больше значения стал придавать трудовому воспитанию.

Организация физической работы для детей

«Могучим средством для выявления собственных детских интересов может служить организация физической работы для детей, так как в этой работе выявляется самый грубый ощутительный инстинкт, инстинкт движения мускулов. Когда не удовлетворяют эти инстинкты, то создают почву для детских капризов, различного рода уродств, истерий и пр. Поэтому необходимо детям дать возможность физически работать, но работа должна быть понятна детям и соответствовать их силам.

Первичный смысл физической работы – игра мускулов, желание двигаться, поразмяться, заставить упражняться свой главный орган приспособления – руку. Вначале мы наблюдаем работу инстинкта и проявления его – смутную цель: наслаждение процессом работы, происходящим от движения мускулов. После упражнения вводится цель – сначала подражать другим, а затем возникают и самостоятельные внутренние цели – участие в общей работе, поддаваясь общему настроению, потом является и сознательная цель сделать ту или другую вещь для себя (эгоистическая цель). Чем моложе ребенок, тем больше он поддается эгоистическому чувству. От эгоистической цели ребенок переходит к альтруистическим – желание сделать вещь для дома, для своей семьи, для мастерской и для клуба. Заставляя детей работать сразу для клуба, мы не сообразуемся с законами постепенности.

Переходя к технике работы, необходимо иметь в виду смысл работы, сознание побудительной необходимости работы и удовлетворение эгоистического чувства ребенка. Приобретая навыки, ребенок поймет чувство товарищества, у него появится потребность внести в свою работу элемент искусства и образовательного материала.

В технике работы нужно различать приспособление к материалу и приспособление к инструменту… Ребенок должен его купить, доставить на место, подготовить, высушить, сложить, затем преодолеть трудности, которые доставляет материал, выбрать подходящий материал для той или иной цели (более толстый, твердый, рыхлый и т. д.). Таким образом, ребенок должен пройти все стадии от нахождения материала и кончая его обработкой.

Благодаря этому у ребенка получается заботливое отношение к материалу…. При правильной постановке дела сами дети заботливо складывают материал, но делают это не механически, а вполне сознательно. Приспособляясь к материалу, ребенок должен приспособиться также и к инструменту. Получив инструмент в руки, он приглядывается к нему, размахивает им, желая вонзить, употребляет его, как дикарь, в качестве оружия, неправильно употребляет инструмент и наносит себе поранения. Затем, подражая, начинает понимать назначение инструмента и приемы работы с ним и, наконец, овладев им, принимает участие в подготовке инструмента (чистка, точка). Относясь сознательно к инструменту, ребенок будет бережно относиться к нему и заботливо его убирать» (4, с. 261).

Виды труда в клубе

Особенно Шацкий подчеркивал необходимость смены различных видов труда, систематичность и посильность его и такую организацию дела, чтобы труд, выполняемый детьми, был положительно эмоционально окрашен, доставляя им истинную радость (1, с. 14).

«…Основой детской организации должен служить физический труд. Поэтому необходимо решить, какие виды труда должны быть представлены в детском учреждении и какую роль должны играть отдельные виды труда. В этом учреждении должны быть представлены все главные виды труда, на которых строилась и поддерживается жизнь человека. К главнейшим из них надо отнести обработку дерева, кожи, металла, ткани и глины. К этим главнейшим элементам надо отнести еще пищу (кухня, хлебопечение).

В этих учреждениях мастерские должны быть разнообразны, чтобы было право свободного выбора, так как с течением времени ребята выявляют свое внутреннее призвание к той или иной деятельности» (4, с. 262).

Вначале наблюдается нередко разлад в работе, зависящий от неумения обращаться с материалом, инструментом. Но затем неудачи встречаются все реже и реже, и дети, втянувшись в работу, начинают петь, думать о красках, об украшении комнаты, вещей. Так в мастерскую входят элементы искусства. Наряду с этим в мастерской все время идет напряженная умственная деятельность, вытекающая из логики работы: возникают вопросы о материале, об инструментах, о взаимоотношениях в мастерской, происходят беседы по истории ремесла, по его распространению, по технологии, появляется потребность в чтении в связи с работой, в результате чего является желание создать библиотеку в мастерской.

Таким образом, мастерская дает сложную картину жизни трудовой, эстетической и умственной.

Подчиняясь принципу постепенного углубления и закрепления работы клуба, руководители должны ценить известную осторожность в работе, не мешать органическому росту клуба и систематически воспитывать в себе умение отмечать этот рост и, когда это нужно, приходить на помощь детям» (4, с. 262).

.

Влияние физического труда на умственную деятельность

«Физический труд, - считал С. Т. Шацкий, - играет большую роль в воспитании характера и развитии умственных способностей. При напряжении мускулов получается организованное усилие, которое имеет большое значение для образования умственных усилий. Организованное усилие при помощи физического труда будет направлять умственную деятельность детей, раздувая ее, как уголек. Следовательно, физический труд, вытекающий из жизненной необходимости, играет большую роль в жизни детей» (4, с. 263).

Начало работы в клубе

Занятия проводились в клубных мастерскихъ: столярной, слесарной, переплетной, сапожной, швейной. Шацкий считал, что и начинать создание клуба надо с мастерских, работая в которых, дети привыкают к организованности, приобщаются к жихни». (2, с. 12-13).

«С чего начать работу в клубе? – писал Шацкий. -  Не все равно – с чего начать. Лучше начинать с мастерских, а не с серии детских библиотек. Мастерская – это фундамент для игры, искусства и умственной деятельности. Эта же мастерская дает возможность проявиться инстинкту общественности у детей» (4, с. 264)

Искусство в детском клубе

Кроме помещений мастерских, в клубе были отведены комнаты для занятий рисованием, библиотека-читальня, была оборудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли, концерты с участием собственного хора, проводились собрания. Организовывались общие посещения музеев, театров, загородные прогулки (2, с. 13).

«В правильно поставленном клубе наряду с трудом … будет и искусство. Ритм есть то, что связывает искусство с физическим трудом и игрой. Если правильно поставлен физический труд, то ребенок прежде всего овладевает ритмом (например, при пилке, при работе за ткацким станком), только тогда он может легко работать. Также если ребенок ритмично играет, то получается ритм работы.

…Учить искусству не следует, но это легче сделать в области рисования и изобразительного искусства, чем в области музыки, где приходится делать детям нечто неизвестное. Цель искусства в клубе – развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей. Когда у детей появляется желание украсить вещь, создать уют в помещении, тогда создается та атмосфера, на которой расцветает искусство.

Клуб должен не обучать искусству, а создавать жизнь искусства. В жизнь клуба можно вводить слушание музыки. Дети серьезно слушают хорошую музыку, находясь во власти ее очарования.

В искусстве у детей обнаруживается инстинкт выявления себя. Жизнь искусства состоит в том, что каждый из нас выявляет свои внутренние переживания во внешних формах... Дети …чувствуют необходимое стремление выявить себя в известных внешних формах – в рисунках, глине, вещах и т. д. Дети, свободно создавая свои вещи, почти постоянно играют в них. Ребенок может быть передатчиком своих внутренних переживаний… .

Создавая в клубе жизнь искусства, мы в то же время создаем у детей привычку слушать, переживать и тем способствуем развитию их умственной деятельности» (4, с. 264).

Книга как завершение всей клубной деятельности

«По мере возникновения умственных запросов у детей невольно возникает в клубе библиотека. Работа с книгой для клуба – одна из серьезных сторон. Из каждой книги дети берут то, что им интересно, нужно, нередко упуская то, что взрослый считает важным… Книга – результат трудовой жизни, книга – результат искусства, книга – результат игры.

Библиотека в клубе должна научить сознательному чтению книг. Книга должна стоять в центре детской организации. Таким образом, книга является завершением всей клубной деятельности.» (;, с. 264).

Игра – важное средство воспитания детей

Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей.

«Игра ребенка – это жизненная лаборатория, - писал Шацкий. - Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются у него в определенных движениях, необходимых ему, как воздух, как пища. Поэтому игре должно быть отведено большое место в детском клубе. Раз в игру входит как элемент движение мускулов, то отсюда тесная связь игры с мастерской. Поэтому не все равно, как идет работа в мастерской. В правильно организованной мастерской должен быть и элемент игры. Если во время работы в мастерской дети друг с другом шутят, придумывают названия своим движениям, инструментам, то это показывает, что мастерская пошла по верному пути. Чем больше игра входит в труд, тем лучше для мастерской.

Игру нельзя изолировать от других занятий. Игра известной частью задевает и искусство – изобразительное искусство… Клуб как учреждение должен дать детям свободно проявляться, дать возможность завязываться индивидуальным играм. Поэтому необходимо стремиться создать в клубе игральную обстановку. Чем больше игр, тем больше клуб будет носить детский характер.

Но в игре должен быть метод, должна быть известная последовательность в играх, вводить игры надо считаясь с возрастом, правильно распределяя детей по группам и имея в виду количество игр.

Все это необходимо для закрепления игрального настроения. Если игру не вводить в клуб, то дети будут играть на улице, что указывает на неправильную постановку работы клуба» (4, с. 263).

С. Т. Шацкий о дисциплине

В клубах Шацкого не существовало окриков и принуждения, характерных для воспитательной системы дореволюционной России и заграницы.

«… Боюсь, что многие товарищи стараются найти… слишком простое решение: дисциплину ее укрепление ставят рядом с наказаниями, с необходимостью вводить своего рода школу наказаний соответственно со степенью нарушения дисциплины» (3, с. 401). «Нам… нужно разрабатывать те пути, которые создают серьезные корни дисциплины, бепорно считая ее делом чрезвычайно нужным. И в первую очередь нам придется отметить дисциплинирующую роль организованного, жизненного труда в детской жизни» - писал С. Т. Шацкий (3, с. 404).

Таки образом, в клубах  С. Т. Шацкого был определен основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход к участникам клуба с целью развития интересов и способностей детей (2, с.13).

«…Надо бороться за самостоятельность детей, за детскую индивидуальность. Этому должен способствовать определенный порядок в противовес улице, где царят возбуждение и беспорядочность, так как и свободе надо учить и в свободе должен быть метод.

Таким образом, в начале должна быть борьба за их индивидуальность» (4. С. 260-261).

Шацкий выступал за организацию длительного, но интенсивного и педагогически результативного воспитания в клубе. «Нельзя сказать, чтобы ребятам было предоставлено право делать все то, что им угодно, - вспоминал один из сотрудников клуба. – У нас был свой план, но мы старались воздействовать на ребят не путем какого-нибудь приказа, а иначе. Мы старались, чтобы у ребят самих появилось желание делать то, что надо, а не делать того, что не надо» (2, с. 13).

Рассказывая впоследствии о плодотворности педагогического влияния первых клубов, С. Т. Шацкий подчеркивал, что многие из ребят благодаря клубу навсегда расстались с дурными уличными привычками и сохранили глубокую благодарность к педагогам клуба.

«Гроза наших мест, несколько раз судившийся за воровство, молодой слесарь Хайлов, оказывается впоследствии, несколько лет спустя, нежным отцом семейства, делает все от него зависящее, чтобы дать своему пасынку образование, просит зайти к себе, посмотреть, как он живет…

Другой случай не менее удивителен для всех, кто знавал нашего клубиста Егорку: довольно способный на всякую техническую выдумку, он поражал своей бесшабашностью. Вся улица… звала его отпетым. Семья махнула на него рукой… Глаза его бегали, он весь был в движении и успевал переделать за короткое время целую уйму беспокойных дел. Его товарищи, сами тоже не из степенных, постоянно исключали и вновь принимали на испытание... До настоящего времени, встречаясь с ним, видя его солидным рабочим, не поверишь, что до шестнадцати лет он подавал совсем другие надежды» (3, с. 396).

Деятельность общества «Сетлемент» носила ярко выраженный социальный характер, так как была связана с изучение среды, в которой росли дети.

«Мы знали, что некоторые из наших «клубистов» были участниками местных воровских шаек. Кое-кому из них пришлось побывать и в тюрьме. По мере нашего знакомства с детьми стали выявляться те главные каналы, по которым самый нормальный ребенок, живущий в нормальной семье окраины города, некоторой частью своей жизни соприкасается со средой притонов, азарта, сбыта краденого, кабаков мелкого и крупного разряда… Понимание того, что происходило перед нашими глазами в окружающей… среде, выдержка и деловитость являлись немаловажными причинами некоторых успехов нашего кружка в работе с детьми…

Скучно, нечего делать, нет заработка; жажда острых, захватывающих ощущений; дрязги, ссоры, драки – обычные в жизни окраины города, где население, тесно набитое в похожих друг на друга одно- и двухэтажных деревянных домах, жило, едва-едва перебиваясь, на гране нищеты» (3, с.395).

Отсутствие религиозного воспитания, клубные формы, основанные на детском самоуправлении, необычные по своей организации, создавали «нам, - вспоминал Шацкий, - очень много врагов среди духовенства, чувствовавшего в нас своего врага, среди учительства, которому непонятна была новизна наших идей, и в той массе, среди которой приходилось вести работы: забитая беднота боялась, как бы не попасть в беду вместе с нами» (2, с. 13).

Весной 1908 года общество «Сетлемент» постановлением московской администрации было закрыто «за попытку проведения социализма среди маленьких детей». Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общества «Детски труд и отдых» (2, с. 13-14).

С. Т. Шацкий, создавая первый в России детский клуб, пытаясь определить его сущность, проводил параллели между клубом и уличной компанией, так привлекающей ребят. Ему хотелось, чтобы клуб притягивал не меньше. Этот можно добиться, считал Шацкий, доведением клубной атмосферы до максимальной раскованности для ребенка и необычности его деятельности. Свободное время в понимании детей должно быть таким (2, с. 52).

Детские клубы помогают детям организовываться, так как уличные организации хотя и хороши своей свободой, подвижностью и разнообразием, но отрицательные их стороны – в преобладании внешнего подражания действиям взрослых, в беспорядочности, в огромном возбуждении, связанном с жаждой все нового и нового удовлетворения.

Все эти организации основаны на желании играть в жизнь взрослых, и дети живут тем подражательным материалом, который поступает в их душу.

Таким образом, они проходят свою общественную школу приспособления, обрабатывая этот материал по-детски, в игре, но само содержание игры – взрослое.

Таким образом, детские свободные организации основываются на детских инстинктах, с одной стороны, и на подражательности взрослым – с другой. Последнее их уводит от детской жизни, например воровство, банда – содержание взято из жизни взрослого (4, с. 258).

Общественная жизнь детей в клубе

С. Т. Шацким был сформулирован принцип самодеятельности в детском клубе.

Огромное значение Шацкий придавал вопросам самоуправления воспитанников. Шацкий стремился к тому, чтобы максимальное количество детей участвовало в разных формах управления делами коллектива, сознательно и ответственно относилось к порученному делу, и важно, чтобы школьники умели свои желания и намерения подчинять требования коллектива. Роль общего собрания детей, мнение коллектива – большая сила в становлении и развитии каждого воспитанника (1, с. 14-15).

«Благодаря трениям, общему интересу возникает у детей ясно осознанная необходимость организоваться. Но внешние формы этой организации не могут быть нами предрешены. Работая в одной мастерской, ребята начинают лучше понимать друг друга, объединяются на почве дела, и организация благодаря этому становится прочнее.

Организации детские возникают постепенно, напитываются тем реальным материалом, который дает им жизнь мастерской: забота о мастерской, о коридоре, о доме, дежурства, общие праздники, журналы, общее пение. Но в один год все это не создашь» (4, с. 265)

Шацкий считал, что жизнедеятельность детского коллектива – в его непрерывном движении. А забота о развитии коллектива, о движении вперед и вперед – закон его жизни (1, с. 14).

«Нужно каждый год в жизнь клуба вводить что-нибудь новое. Мастерская растет, начинает принимать заказы, возникают взаимоотношения между мастерскими, является необходимость в пишущей машинке, типографии и т. д. Возникает кухня, обслуживающая не только себя, но и соседей. В связи с кухней появляется желание поучиться домоводству. Таким образом, учреждение принимает характер как бы детской кооперации. Когда учреждение дойдет до этой точки, когда работа выливается наружу, начинает влиять на семьи детей, тогда начинается настоящая жизнь клуба. Детская организация постольку становится прочной, поскольку она связана с жизнью местного населения. Тогда эта организация может содействовать возникновению других учреждений.

Могут существовать отдельно мастерские, площадки, библиотеки, колонии, но все эти учреждения, рассыпанные по городу, должны быть связаны между собой, объединены одной идеей и одним методом. При этом библиотека-читальня должна служить как бы справочным бюро для всех этих учреждений. Мастерская же будет служить связью между всеми этими учреждениями. При всех этих взятых условиях работа в клубе рисуется широкой социальной работой, которая захватывает и детей, и взрослых. Сейчас работе не хватает связи с населением. Что же касается детей, то цель этой организации – возвратить детям их детство» (4, с.265).

С. Т. Шацкий о трудных подростках

С. Т. Шацкий обращал внимание воспитателей на особую активность, энергичность трудных подростков. Он писал:

«Я считал бы неправильным огульное отрицательное отношение к хулиганству… В хулиганстве бывает элемент борьбы, весьма своеобразно проводимой, против узости, филистерства, пошлой морали, того, что мы называем мещанством. В нем силен элемент сатиры, критики ряда явлений общественной жизни, которые стоит критиковать и с которыми стоит бороться.

…Я не всегда могу сказать, чтобы у меня осталось от работы с заправскими озорниками и хулиганами в детских клубах …неприятное чувство: многие мне казались из до сего времени кажутся симпатичными и во всяком слуае интересными.

Быть может, у меня был специальный педагогический интерес к ним. Я не мог не видеть у озорников большого ключа энергии, хотя разряды ее были неприятны. Конечно, скопляющаяся энергия, не находившая себе выхода, и выхода разумного, жизненно целесообразного, могла бы быть направлена на интересное дело (переключение по-нынешнему). Но ведь энергия-то была, и это обстоятельство часто заставляло меня особенно ценить озорника, несмотря на все те неприятности, которые он доставлял (3, с. 394).

«В одном мы, руководители детских клубов, уступали сильно нашим молодым товарищам, - вспоминал с. Т. Шацкий, - в знании жизни, той реальной жизни, которая текла вокруг нас и в которую мы весьма храбро хотели внести новые начала – общественности, солидарности, культуры новых интересов. Поговоришь с мальчиком лет двенадцати – сам себе кажешься глубоко наивным человеком» (3, с. 396).

«…Факты приводят меня к убеждению, - считал Шацкий, - что случаи упорного, неискоренимого хулиганства довольно редки, что оно в значительной степени порождается окружающей хулигана социальной средой, что психологически оно является следствием малого развития задерживающих центров и что могущественными средствами борьбы с ними является работа по созданию общественного мнения, предоставления молодежи дели и ее организация. Мы все были в той или иной степени хулиганами, а наиболее способные из нас – в особенной степени. Но если в прежнем быту, таком неорганизованном, дававшим много поводов вообще для произвола, борьбы с хулиганством была почти безнадежна, теперь у нам есть серьезные перспективы, лишь бы мы смогли воспользоваться теми средствами, которые создаются и растут в нашей молодой общественности» (3, с. 401).

С. Т. Шацкий считал хулиганство отражением хаоса, социальных трений, экономической неурядицы, явной и скрытой классовой борьбы. «Всякое упорядочение нашей экономической жизни, всякое упорядочение быта, устойчивость форм общежития будет сокращать заметным образом волну хулиганства, ибо только тогда и могут быть созданы социальные задерживающие центры в нашей среде. Но нельзя ждать того времени, когда придет и упрочится новая организация нашего труда. Молодежь живет и проявляет себя сейчас. Он нуждается в очень многом. И если не получает хоть в какой-нибудь заметной степени то, что ей нужно, то выходит из берегов и начинает нас тревожить» (3, с. 404).

Шацкий считал, что молодежи нужно дело, причем не такое, которое требует только затрат умственной энергии, но и такое, в котором нужны руки, материалы, инструмент.

«Нам надо организовать центры, - писал С. Т. Шацкий, - удовлетворяющие технические запросы молодежи, организовать помощь детям и подростками в области выдумки, изобретений, усовершенствования машин, приборов, моделей. Надо дать в руки детей доступный им материал и подходящие средства для производства всевозможных изделий, в первую очередь нужных самим детям» (3, с. 404-405).

Шацкий говорил о том, что запрещенная игра – источник больших уродливостей в детской жизни. «Надо предоставить широкую возможность для нашей детворы играть, заниматься спортом, прогулками, кочевками и лагерями…

Надо содействовать массовому распространению детских кружков, кооперативов, в особенности производственных…

Надо очень и очень подумать и об оживлении нашей школьной работы: занявшись учебой и только учебой, мы оторвем школу от детской жизни и лишим школу того могущественного влияния, которое она может иметь на детскую массу» (3, с. 405).

Особенно актуально звучат следующие строки С. Т. Шацкого: «Обострение хулиганства в настоящее время не есть следствие органических недостатков нашего строительства. Вспышки обострения экономических и социальных противоречий должны встретиться нам на пути еще не раз. Возможностей дать сейчас молодежи, что ей нужно, у нас еще мало. Но они растут. И нам надо готовиться, пробовать те или иные формы организации детских трудовых центров, общественных детских мастерских, музеев, игр; надо напрячь свои силы, чтобы внести бодрые настроения в детскую среду. Такова будет наша борьбы с хулиганством» (3, с. 405).

Роль руководителя клуба

С. Т. Шацкий считал, что в клубе может работать не только талант, но и обыкновенный работник, который обладает умением работать. «Это доступно каждому, но надо научиться исследовать, достигать, изучать. Вся эта работа может иметь успех лишь тогда, если будет вечное искание, неудовлетворение в работе. К жизни детей мы должны подходить как к далекой, непонятной нам. В нашей работе не может быть законченной программы.

Детское учреждение должно непрерывно расти, и с ним должен расти руководитель. Когда руководитель ищет новые формы, детям всего лучше. Они прекрасно понимают это искание. И нередко слово «не знаю», сказанное руководителем, создает то настроение, которое им нужно. Поэтому человек с непосредственной душой может больше дать детям. Вот почему самое главное в этой работе с детьми – это умение искать, способность расти вместе с учреждением, необыкновенный подъем при работе.

Необходимо выбить из сознания, что руководитель – учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и поэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых» (4, с. 266).

Заключение

Итак, С. Т. Шацкий при создании первых детских клубов в России еще в дореволюционный период обнаружил, что созданные поначалу группы по принципу товаричества не удовлетворяли ребят, ставших постоянными участниками клуба, а главное не отвечали педагогическим возможностям клуба. Поэтому было проведено специальное изучение ребят и созданы клубы по интересам (2, с. 83-84).

Нередко мы нашу работу с детьми строим на том, что мы сами умеем, не считаясь с потребностью детей,  - писал Шацкий, - мы подделываемся под детей: развлекаем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывается тем, что лучше ребенку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улицам. Но это еще вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности» (4, с. 260).

Шацкий называл детскую жизнь игрой инстинктов и разъяснял эти инстинкты.

«Инстинкты исследования, подражания очень сильно руководят детской жизнью. Эти инстинкты пропадают с течением времени благодаря нашему воспитанию. Мы серьезно над этим не задумываемся и благодаря этому не пользуемся этим богатым наследством, и способности атрофируются…

Таким образом, в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности» (4, с. 259-260)

Шацкий прослеживал главные элементы жизни: физический труд, игра, искусство. Умственные занятия (4, с. 260). Он считал, что из элементов труда, игры, искусства и книги складывается жизнь клуба (4, с. 264). Проследив эти главные элементы, он устанавливал метод работы.

«Работа должна быть постепенной, соответствовать возрасту, не должна быть чрезмерной (соответствовать силам), соответствовать детской природе и никогда не переходить в механическую работу. Надо исключать всякого рода механическую деятельность, так как дети растут, складываются, и если мы будем предлагать им выполнять механическую работу, то прекратим возможность развиваться, притупим их способности» (4, с. 260).

В системе воспитания особое место Шацкий отводил роли самодеятельного детского коллектива. Главным фактором, цементирующим детский коллектив, по Шацкому, является разнообразный труд и прежде всего труд производительный, связанный с трудом взрослого населения (1, с. 13-14).

Конечно, «домик во Вадковском переулке» как внешкольное учреждение общества «Детский труд и отдых», кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов творчества детей и молодежи.  Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся Шацким в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.

Использованная литература

  1. Кузин Н. П. О педагогическом наследии С. Т. Шацкого// С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1 – М., 2020. – С.7-22.
  2. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учебное пособие – М. Просвещение, 2016. - 160 с.
  3. Шацкий С. Т. К вопросу о хулиганстве// С. Т. Шацкий. Педагогические сочинения в 4 т. Т.2 – М., 1964. – С. 392-405.
  4. Шацкий С. Т. Что такое клуб?// С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1 – М., 2020. – С. 258-266.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

принципы работы с детьми и подростками с девиантным поведением

материал о том, как общаться с трудными детьми...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.

Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства. Но для  детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей с...

Консультация для родителей по работе с детьми и подростками с риском суицида

Консультация помогает родителям избежать ошибок в общении с суицидальными подростками...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...

Использование техники рисования на прозрачном мольберте в коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками (в том числе с детьми с ОВЗ)

В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, вялость умственных усилий, низкая способность к регуляции с...