Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя «Центра содействия семейному воспитанию»
статья

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

CТАТЬЯ: «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя

«Центра содействия семейному воспитанию»»

Федорова Ирина Валентиновна,

Воспитатель  СПб ГБУ «ЦССВ №7

 Кировского района Санкт-Петербурга»

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова)

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр содействия семейному воспитанию №7 Кировского района Санкт-Петербурга» (далее ЦССВ №7) - это уникальное социозащитное учреждение, так как предметами его деятельности являются предоставление комплекса социальных услуг семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, их социальная адаптация и социальная реабилитация, а также осуществление отдельных функций по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Также Центр оказывает помощь и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, оставшимся без попечения родителей. Соответственно, использование здоровьесберегающих технологий необходимо и актуально для нашего учреждения.

Перед воспитателями ЦССВ с учетом специфики учреждения ставятся следующие задачи по здоровьесбережению воспитанников:

1.        Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.

2.         Организация полноценного усиленного питания.

3.         Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.

4.         Пропаганда здорового образа жизни.

5.         Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.

Центр соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Для проживающих созданы отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков, комнаты для самоподготовки и отдыха, игровые, телевизионные комнаты. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и штатного медицинского персонала. В связи с постоянным проживанием воспитанников в ЦССВ организована бытовая комната (необходимые приспособления для стирки и глажки белья, сушки одежды). Проводится влажная уборка, проветривание помещений, вынос мусора. Кроме бытовых условий в нашем ЦССВ  действует четкий режим, составленный с учетом учебного процесса и круглосуточным пребыванием воспитанников, что способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В обязанности воспитателя входит контроль за соблюдением режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга и приготовления домашнего задания. Воспитатель регулярно проводит беседы с воспитанниками Центра о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.

 Организация полноценного усиленного питания.

Для воспитанников ЦССВ организуется 5-разовое питание: завтрак, обед, полдник и 1 и 2 ужин. Питание   сбалансированно с учетом основного   вида образовательной деятельности воспитанников.

 В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели Центра регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания, важности соблюдения рациона для сохранения здоровья и достижений в учебной деятельности. Полученные знания воспитанники применяют на практике, участвуя в проекте «Первые шаги в кулинарии».

Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.

           Воспитатели ЦССВ прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Воспитывают у детей уважительное отношение к окружающим, формируют желание заботиться друг о друге, помогать другим, защищать тех, кто слабее, развивают сочувствие и отзывчивость, воспитывают скромность, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, формируют умения оценивать свои поступки и поступки окружающих. Работа воспитателя строится с   учетом возрастных особенностей формирования подростковой психики, а также индивидуальных личностных качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера настольных игр на несколько человек, коллективное посещение кинотеатров, театров, мюзиклов, участие в творческих городских конкурсах и мероприятиях.  Проект «Стань звездой», разработанный одним из  воспитателей Центра, помогает сплотить коллектив ребят, раскрыть талант и творческие возможности воспитанников.

Пропаганда здорового образа жизни.

В течение всего учебного года воспитатели ЦССВ проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни, совместные беседы с медицинским персоналом и общественными организациями. Например, Общероссийской   общественной организацией «Общее дело». Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать  что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в Центре, поведения вне социозащитного уреждения; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников. Одним из воспитателем ЦССВ разработан и используется в работе проект «Мы выбираем ЗОЖ».  Совместная  работа воспитателя, психолога и воспитанников помогает следить за эмоциональным состоянием детей.

        Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Для организации досуга и воспитательной работы максимально используются учебные помещения Центра (актовый и спортивный зал, читальный зал, компьютерный класс, спортивные площадки и т. д.).

Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях:

1. Спортивно-оздоровительное (физкультурные праздники и соревнования).

2.Духовно-нравственное (общекультурное) (беседы, встречи, посещение художественных выставок, музеев и др.).

3. Общеинтеллектуальное (познавательные беседы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры).

4. Социальное (общественно-полезная деятельность по озеленению ЦССВ, организация дежурства в столовой, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок и детского творчества, субботники).

5. Научно-познавательное (разработка проектов).

6. Художественно-эстетическое (организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических занятий по эстетике внешнего вида воспитанникав, культуре поведения и речи и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания

Стать "Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания"...

Здоровьезберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра содействия семейному воспитанию.

Основные методы, задачи, цели и этапы здоровьесберегающих технологий....

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...

«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра социальной помощи семье и детям»

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)...

Методическая разрабортка по составлению плана воспитательной работы в Центре содействия семейного воспитания СПб

ldquo;Чтобы   воспитать    человека    думающим   и чувствующим,    его   следует,   прежде   всего, ...