Юбилей Владимира Ивановича Вернадского

Булыга Елена Геннадьевна

 

В 2013 году отмечается 150-летие со дня рождения В.И. Вернадского.

Портрет В.И. Вернадского работы И.Э. Грабаря. Санаторий Узкое. Холст, масло. 1934. Кабинет-музей В.И. Вернадского, Москва.

 

   Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) - блестящий минералог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками.

   В.И. Вернадский родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 г. в семье известного экономиста, профессора Петербургского Александровского лицея Ивана Васильевича Вернадского.

   После окончания гимназии в 1881 г. Владимир Вернадский стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. В те годы здесь преподавали Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров.

   В. И. Вернадский сочетал в себе свойства исследователя и мыслителя. Он строго держался фактов, требовал экспериментальной или расчетной проверки каждого суждения. Для него обычной была ремарка: «мы не можем выходить за пределы известных фактов». В то же время именно обобщение было его стилем, он выстраивал и сочетал факты в форме концепции, из которой следовал прогноз.

   Поэтому выводы его работ были обращены в будущее. Именно отсюда наше ощущение их современности. Причем очень часто В. И. Вернадский поднимал проблемы, которые не казались актуальными в его время.

   Широко известны великие научные свершения В. И. Вернадского: создание им учения о роли «живого вещества» в геологических процессах, основ современной геохимии, учения о ноосфере и др. В. И. Вернадский впервые начал рассматривать геологию Земли как производное от ее истории в качестве планеты солнечной системы. Он говорил о том, что нельзя рассматривать Землю вне ее связи с космосом. В. И. Вернадский считал, что Земля находится в энергетическом и метеоритном обмене с космосом и телами Солнечной системы, и геологическая история должна реконструироваться с учетом этого фактора. В. И. Вернадский обращался к проблеме происхождения жизни неоднократно, но подходил к ней очень осторожно, так как здесь, как в никакой другой области, генерируются многочисленные спекуляции и сталкиваются разные мировоззрения. Некоторое время он поддерживал идею панспермии. Она ближе всего была к его пониманию жизни как космического явления, вечного по своему существу. Лучше и точнее вслед за В. И. Вернадским говорить не о происхождении жизни, а о зарождении и эволюции биосферы. Условия, механизм и время зарождения биосферы на планете не зависят от концепции происхождения жизни как явления. Но, тем не менее, важно отметить, что В. И. Вернадский  рассматривал эту проблему как проблему космическую, тесно увязанную с пониманием механизма формирования планет. Именно так ставится эта проблема и сегодня. Для В. И. Вернадского жизнь была не только фактором количественным, что само по себе важно. Огромная роль жизни в планетарных процессах поражает воображение. Фактор жизни определил возникновение гранитных масс в земной коре, кислородный состав земной атмосферы, жизнь через фотосинтез и производство восстановленного углерода заводит окислительно – восстановительный цикл в земной коре. Последний контролирует глобальные процессы рудообразования. Собственно биосфера – не просто геологическая оболочка, являющаяся вместилищем жизни. Биосфера преобразует геологическую среду таким образом, что она приобретает свойства, которые она не имела бы в отсутствие жизни. Живое вещество порождает процессы, которые идут с необычно высокой скоростью, в необычном направлении.

   Венцом учения о биосфере, делающим это учение подлинно философской концепцией, является представление о переходе биосферы в ноосферу. До появления человека эволюция была стихийным процессом. С появлением разума возник новый организующий фактор в биосфере. Деятельность человека приобрела геологические масштабы, и он в состоянии отныне направлять эволюцию биосферы и, если угодно, геологическую эволюцию.

   Эта идея В. И. Вернадского была осознана не сразу. Загрязнение окружающей среды, изменение климата, экологические катастрофы в течение какого-то времени рассматривались как отдельные, не связанные между собой следствия техногенеза. Но со временем стало очевидным, что все дело в том, что мы вошли в ноосферу, с ее новыми, еще неизвестными нам законами. Циклопическая сила, которую приобрел человек, вызывает не столько удовлетворение, сколько тревогу. Но надо сказать, что                                                                                     В.И. Вернадский рассматривал переход биосферы в ноосферу оптимистически. Вот несколько из его суждений: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие возможности… Мы живем в исключительное время в истории нашей биосферы, в психозойскую эру, когда создается новое ее состояние – ноосфера, и когда геологическая роль человека начинает господствовать в биосфере и открываются широкие горизонты его будущего развития…

   Наука есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею в форму научной истины материал… Это есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека среде – в ноосфере. Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли… Прав ли В. И. Вернадский в своем оптимизме? Существует и другой прогноз, рассматривающий ноосферу как завершающую стадию развития биосферы на планете. По-человечески хочется верить, что В. И. Вернадский прав. В. И.

Вернадский был философом в науке. То, что он называл эмпирическим обобщением, было, в сущности, философским осмыслением известных фактов. Философы – ученые в гораздо большей степени оказывают влияние на развитие собственной нации, чем ученые – специалисты. В их понимании и изложении научные факты приобретают значение, выходящее за пределы специальной области знания. Они увязываются с социальным историческим фоном.

По материалам статьи Э. Галимова, академика РАН, директора Института геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского, председателя Комиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН.

 

Приглашаем учащихся 9-11 классов к участию в экологической олимпиаде, посвящённой 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Экологическая олимпиада для учащихся 9-11 классов, посвящённая 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского

Задние 1. Выберите один правильный ответ из четырёх

  1. Экология – это наука, изучающая:

а) взаимоотношения организмов между собой и средой их обитания;

б) влияние загрязнений на здоровье человека;

в) влияние деятельности человека на окружающую среду;

г) влияние загрязнений на окружающую среду.

  1. Принцип необходимого разнообразия элементов системы в биосфере проявляется через:

а) разнообразие абиотических факторов;

б) разнообразие свойств различных особей внутри популяций;

в) разнообразие видового состава;

г) все ответы верны.

  1. Под устойчивостью экосистем понимается:

а) способность экосистем сохранять свою структуру и функциональные свойства при воздействии внешних факторов;

б) способность экосистем возвращаться в исходное состояние после воздействия факторов, выводящих ее из равновесия;

в) способность экосистем воспринимать значительные воздействия, не изменяя существенно своей структуры и свойств;

г) способность экосистем под влиянием воздействий как бы “прогибаться” и затем относительно быстро возвращаться в исходное или близкое к исходному состояние при прекращении или уменьшении силы воздействия.

  1. “Парниковый эффект” вызовет:

а) повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете;

б) уменьшение прозрачности атмосферы;

в) повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере;

г) не приведет к заметным изменениям в биосфере

  1. Что является основными источниками загрязнения гидросферы:

а) автотранспорт;

б) сельское хозяйство;

в) атомные электростанции;

г) авиация.

  1. Первый антропогенный кризис разрешился в результате:

а) энергетической революции;

б) научно-технической революции;

в) промышленной революции;

г) сельскохозяйственной революции.

  1. Основной причиной демографического взрыва является:

а) недоступность противозачаточных средств;

б) запрет абортов;

в) успехи медицины;

г) социальная политика государств.

  1. Рост и развитие городов, преобразование сельской местности в городскую – это:

а) агломерация;

б) урбанизация;

в) национализация;

г) расползание городов.

  1. Где проходила международная конференция “По окружающей среде и развитию” в 1992 году?

а) Рио-де-Жанейро;

б) Стокгольм;

в) Тбилиси;

г) Москва.

  1. Выпадение кислотных дождей связано с:

а) уменьшением количества озона в атмосфере;

б) повышенным содержанием углекислого газа в атмосфере;

в) изменением солнечной радиации;

г) выбросами в атмосферу диоксида серы и окислов азота.

  1. Эвтрофикация водоемов – это:

а) чрезмерное обогащение водной среды кислородом;

б) повышение температуры водоемов выше нормы;

в) зарастание водоемов;

г) чрезмерное обогащение водной среды питательными веществами для растительных организмов.

  1. Характер антропогенных воздействий на флору и фауну:

а) резко сокращает число мест их обитания;

б) сокращает количество пищи;

в) приводит к массовой гибели животных на транспортных магистралях;

г) все ответы верны.

  1. Сущность экологического кризиса:

а) в интенсивном расходовании природных ресурсов;

б) в больших затратах на охрану природы;

в) в росте концентраций природных газов;

г) в том, что антропогенные воздействия на природные системы значительно

превышают их способность к самовосстановлению.

  1. Заболевание, вызванное отравлением свинцом называется:

а) ита-ита;

б) сатурнизм;

в) минамата;

г) бери-бери.

  1. Во вселенной и в живом веществе биосферы в наибольшем количестве присутствуют:

а) водород, углерод, цинк, кальций;

б) углерод, азот, кальций, калий;

в) водород, углерод, азот, кислород;

г) углерод, кислород, кальций, азот.

  1. Граница биосферы в атмосфере проходит на высоте:

а) самой высокой вершины (Эверест);

б) расположения озонового слоя;

в) полета космических аппаратов;

г) 2 км от поверхности Земли.

  1. Последовательные смены сообществ под влиянием времени, вырубки или пожара получили название:

а)биоценоза;

б)сукцессии;

в)круговорот веществ;

г)обмен веществ и энергии.

  1. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на нашей планете, называется:

а) техносферой;

б) антропосферой;

в) ноосферой;

г) социосферой.

  1. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли;

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения;

в) образовался в результате промышленного загрязнения;

г) способствует разрушению загрязнителей.

  1. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует

такие условия его жизни, как:

а) плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы;

б) чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера;

в) чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения;

г) кислород атмосферы, чистая вода, магнитное поле Земли.

  1. Общество “устойчивого развития” будет:

а) эффективно использовать материалы и энергию во вторичных циклах;

б) делать упор на контроль загрязнения на входе с тем, чтобы сократить отходы материалов и предотвратить загрязнение;

в) иметь в качестве отходов только тепло;

г) использовать только солнечную энергию.

  1. Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме…

а) свободного углерода;

б) углекислого газа;

в) известняка;

г) угля.

  1. Агроценозы отличаются от естественных биоценозов тем, что…

а) растения в них плохо растут;

б) всегда занимают площадь большую, чем естественные;

в) характеризуются большим количеством разнообразных популяций;

г) требуют дополнительных затрат энергии.

  1. Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами и средой их обитания, называется…

а) флуктуацией;

б) климаксом;

в) интеграцией;

г) сукцессией.

  1. Система долговременных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды и ее отдельных объектов – это …

а) экологическое нормирование;

б) экологический мониторинг;

в) экологическая экспертиза;

г) экологическое прогнозирование.

  1. По способности заселять любые климатические зоны не имеет себе равных…

а) корова;

б) тигр;

в) человек;

г) медведь.

  1. Разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм, регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде, называется…

а) мониторингом;

б) стандартизацией;

в) экологической экспертизой;

г) моделированием.

  1. Взаимоотношения между человеком и биосферой кардинально изменились:

а) в Средние века;

б) в эпоху Возрождения;

в) в XIX-XX веках;

г) с появлением человека.

  1. Термин "биосфера" ввел в науку:

а) В. И. Вернадский;

б) Э. Зюсс;

в) Ж. Ламарк;

г) Э. Геккель.

5. По В. И. Вернадскому высшей формой развития материи на Земле является:

а) жизнь;

б) разум;

в) биокосное вещество;

г) технические сооружения.

  1. Парниковому эффекту способствует накопление в атмосфере:

а) кислорода;

б) углекислого газа и метана;

в) хлорфторуглеводородов;

г) аэрозольных частиц.

  1. Деградации озонового слоя способствует накопление в атмосфере:

а) кислорода;

б) углекислого газа и метана;

в) хлорфторуглеводородов;

г) аэрозольных частиц.

  1. Красная книга издается с:

а) 1924 г.;

б) 1948 г.;

в) 1966 г.;

г) 1974 г.

  1. С точки зрения рационального природопользования, из экосистемы биологических ресурсов нужно изымать:

а) максимальное количество;

б) столько, сколько она сама может восстановить за счет механизмов поддержания экологического равновесия;

в) минимальное количество;

г) необходимое количество.

Задание 2.

Определите, эмблемы каких природоохранных организаций изображены на рисунках.

Рисунок 2

Рисунок 4

Рисунок 3

Рисунок 3

Рисунок 1

Рисунок 5