Главные вкладки

    Работа с родителями


    Предварительный просмотр:

    КОУ ОО «Полтавская адаптивная школа – интернат»

    Программа 

    сотрудничества с семьёй обучающегося

                                                Составители:  воспитатели первой категории

    Шептицкая И.Н.

    Галайда А.П.

    2016 – 2017гг.

    «Программа сотрудничества с семьёй обучающегося»

     

    «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
    В.Сухомлинский

    Пояснительная записка

    Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

    Как показывает практика, социальный статус семей воспитанников Полтавской адаптивной  школы следующий: многодетные семьи – 31, неполные семьи – 36, малообеспеченные семьи – 13, неблагополучные семьи – 13, семьи «группы риска» – 4. С высшим образованием родители – 1%, среднее профессиональное – 5%, среднее – 20%, неполное среднее  – 74%.  Профессиональная ориентация родителей: рабочие – 40%, безработные – 40%, пенсионеры – 20 %.

    Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. 

    В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне.

    Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

    Актуальность программы: школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.

     Цель программы  - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

    Задачи программы:

    1) консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

    2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). 

    Направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями:

    Направления взаимодействия

    Виды деятельности

    Содержание деятельности

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Психолого-педагогическое просвещение родителей:

     

     

     

     

     

     

    изучение семей обучающихся

    - сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

    - диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

    - диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

    - индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

    повышение педагогической и психологической грамотности

    - информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

    - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

    - изучение закономерностей развития ребенка;

    - содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; 

    - встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, медицинские работники);

    - работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;

    - рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС  и учебно-методических комплектов.

    изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

     - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

     - изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

    - изучение Закона РФ “Об образовании”;

    - Устав образовательного учреждения

    - ФГОС

     

     

     

     

     

     

     

    Организация спортивно-оздоровительной работы в семье

     

    пропаганда здорового образа жизни

    - родительские практикумы по закаливанию;

    - практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

    - семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

    - совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

     - организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта.

    профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей

    - развитие навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

     - изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области.

    формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

    - практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

    - клуб любителей семейных путешествий, семейных занятий спортом

    Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

     

    участие в работе советов различного уровня;

     

     

     

     - участие в работе школьных и общественных Советов  (родительских       советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);

    - организация деятельности Родительского комитета;

     - организация деятельности Клуба молодой семьи;

    - участие родительского комитета в разработке Устава школы;

    материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    - обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

     - организация благоустройства и озеленения школьного двора;

    - ремонт и оформление классных кабинетов;

     

     

     

     

     

     

     

    Организация культурно-

    досуговой, учебно-познавательной, проектной деятельности обучающихся

     

     

    участие в профориентационной работе

    - проведение мастер-классов по профессиональной направленности;

    - участие в проведении тематических классных часов;

    - организация экскурсий на место работы родителей

    организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

    - подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

     - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;

     - совместные выходы обучающихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.

    проведение открытых мероприятий для родителей

     - проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей

    участие в проектной деятельности.

    - изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;

    - определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.

     

    Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи: Групповые:

    1.  Университет педагогических компетенций  
    2.  Практикум
    3.  Родительское собрание 
    4.  Родительские чтения 
    5.  Тренинг 
    6.  Родительский обмен опытом

    7.   Дни открытых дверей.

        8.   Концерты.

        9. Творческие отчеты.

       10. Выставки детских работ.

       11. Классные детские мероприятия.

    1. Университет педагогических компетенций  - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможно проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайта образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.

    2. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

    3.  Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский попечительский совет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

    4.Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации.

           Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

    4.  Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

    5. Тренинг – активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

    6. Родительский обмен опытом.

    Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом, разрешения различных ситуаций в своих семьях, помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

    7. Родительские дни (дни открытых дверей)

    «День открытых дверей» необходимо проводить  один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.

    Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

    8. Открытые уроки. Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой  преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием  родителями специфики учебной деятельности.

    9. Концерты.

    Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику: «День пожилого человека», «День матери», «8 марта», «23 февраля», «9 мая» и др. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

    10. Творческие отчеты (внеурочная деятельность)

    Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности, внеурочной деятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

    11. Выставки работ.

    Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная. Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д. Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

    Индивидуальные формы взаимодействия учителя и родителей:

    1. Посещение на дому.

    2. Приглашение в школу.

    3. Индивидуальные консультации педагога.

    4. Переписка.

     1. Посещение семьи на дому.

    При посещении учащихся на дому, выясняется условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания, условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

    2.Приглашение в школу.

    Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т.д. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

    3. Индивидуальные консультации педагога.

    Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке  выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). 

    4. Переписка (эл. дневник) Эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Удобная форма взаимодействия(отметки, объявления, фото мероприятий, рекомендации…)

    План работы с родителями

    Направление работы

    Сроки

    Ответственные

    1

    Сбор информации о родителях:

    • Анкетирование
    • Формирование социального паспорта групп, школы

    сентябрь

    Соцпедагог

    психолог

    2

    Просветительская работа 

    • Общешкольное собрание

    Групповые и классные собрания

    • Консультирование

    Привлечение к управлению школы

    1 раз в четверть

    2 раза в год

    (отд. план)

    В теч.года

    В теч.года

    Воспитатели

    Кл.руководители

    Психолог

    Соцпедагог

    Попечительский совет

    3

    Совместная досуговая деятельность:

    • Привлечение к социальным проектам
    • Общешкольные линейки (1 сентября,25 мая)
    • День матери
    • Новый год
    • Общешкольные праздники (23 февраля,8 марта)
    • Привлечение к организации выпускного бала

    В теч. года по общешкол. плану

    Учителя

    Воспитатели 

    Попечительский Совет

    4

    Профилактическая работа:

    • Изучение семей учащихся, положения в семье
    • Посещение квартир

    В теч. года

    Воспитатели

    Кл.руководители

    Соцпедагог

    Психолог

    План общешкольного родительского собрания

    на 2016-2017учебный год

    I полугодие

    п/п

    Повестка дня

    Ответственные

    1

    Публичный отчет директора школы

    Кучеров В.С.

    2

     

    Проблемы воспитания правовой культуры детей.

    Дорошенко О.В.

    3

    Школа -территория здоровья.

    Бушуева Н.В.

    4

    Родители  и дети- поиски взаимопонимания.

    Строцкая Е.Н.

    5

    Отчёт по учебной  и воспитательной работе  за 1 полугодие.

    Зам.директора по УВР Нечипоренко С.В.

    Зам.директора по ВР

    Алексеева  Г.И.

    6

    Подготовка к Новому году.

    Родительский комитет

    II полугодие

    1

    Профориентационная работа в школе

    Эрлих И.Л.

    2

    Компьютер в жизни ребенка. Советы родителям

    Шмырёва Т.В.

    3

    Отчёт по успеваемости и воспитательной работе  за 1 полугодие.

    Зам.директора по УВР Нечипоренко С.В.

    Зам.директора по ВР

    Алексеева Г.И.

    4

    Праздничный концерт к 8 марта

    Клюх М.В.,

    Полыгалова Г.В.

    Темы групповых родительских собраний на 2016-2017 учебный год

    1 группа

    1. Первоклассник- новый этап в жизни вашего ребёнка
    2. Режим дня школьника.
    3. Чтение без принуждения
    4. Итоги прошедшего учебного года

    2 группа

    1. Доклад «Работаем по ФГОС»
    2. Доклад «Как прививать полезные привычки у младшего школьника».
    3. Доклад «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».

    3 группа

    1. Эмоциональное благополучие детей в семье.
    2. Воспитание сознательной дисциплины.
    3. О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
    4. Роль семьи и школы в формировании интереса к чтению

    4 группа

    1. Доклад «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе».
    2. Доклад «Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения».
    3. Доклад «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы».
    4. Доклад «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка

    5 группа

    1. Телевиденье, интернет и шестиклассник.
    2. Агрессия, её причины и последствия.
    3. ФГОС как основа успешности образовательного процесса.
    4. Как сформировать положительные привычки у подростка.

    6 группа:

    1. Учиться по новым стандартам.
    2. Роль семьи в развитии моральных качеств  подростка.
    3. Способности и роль семьи в развитии способностей.
    4. Компьютер в жизни школьника.

    7 группа

    1.Агрессия, ее причины и последствия.

    2.Телевидение, интернет и шестиклассник.

    3.ФГОС как основа успешности образовательного процесса.

    4.Как сформировать положительные привычки у подростка

    ГПД

    1. Проблема школьной дисциплины
    2. Роль самооценки в формировании личности
    3. Склонности и интересы подростков при выборе профессии
    4. Как научится быть ответственным за свои поступки

    План работы Попечительского Совета школы на 2016-2017учебный год

     

    № п/п

    Мероприятия (1 раз в четверть)

    Октябрь

    1

    1. Распределение функциональных обязанностей между членами Попечительского совета. Утверждение плана работы на учебный год.  

    2. Публичный отчет  директора школы о деятельности школы за прошлый учебный год. Обсуждение плана работы ОУ на учебный год.

    3.Содействие Попечительского Совета в работе по профилактике  ДТП, заболеваний в школе.

    Декабрь

    2

    1. Взаимодействие школы и семьи.
    2. Контроль качества питания.
    3.  Содействие в проведении новогодних праздников и организации зимнего отдыха учащихся.

    Март

    3

    1.Содействие Попечительского Совета в проведении месячника по военно-патриотическому воспитанию.

    2. Содействие работам по озеленению школьного двора и благоустройству школьной территории.

    2.День открытых дверей для родителей.

    Май

    4

    1. Подготовка школы к новому учебному году (об организации ремонта школы в летний период).

    2.Анализ работы Попечительского Совета и составление плана работы на следующий год.

    Ожидаемые результаты программы.

    критерии

    методика

    1.Сформированность классного коллектива,

    развитие классного и школьного самоуправления.

    Результаты итогового школьного соревнования

    Методика Сишора

    2.Степень участия воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

    Результаты конкурсов, олимпиад, фестивалей.

    3.Рост включенности детей и родителей в оздоровительные и спортивные мероприятия.

    Анализ результатов мероприятий

    4.Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время, снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.

    Статистика данных.

    5.Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.

    Анкетирование

    Литература: 

    1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
    2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.
    3. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.
    4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение, от 19.12.2014.
    5. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. -Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com