Главные вкладки

    "Речевичок" - Советы учителя-логопеда Шарманжиевой Э.А.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Артикуляционная гимнастика,

    как одна из главных составляющих в системе работы с детьми с речевыми нарушениями.

    Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гимнастики поможет учить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики.

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей и подобрана эта система артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить одновременно с артикуляционной на занятиях по звукопроизношению.

    СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

    КОМПОНЕНТОВ    АРТИКУЛЯЦИОННОГО

    И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

    1. «Улыбка».

    Тянем губы мы к ушам,

    Улыбнемся малышам.

    Тянем губы прямо к ушкам,

    И сердиться нам не нужно.

    Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

    2. «Заборчик».

    Из зубов заборчик строй -

    Ровный, белый, некосой.

    Губки широко открой,

    Чтоб заборчик видеть свой.

    Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

    3.        «Лопатка».
    Язычок наш как лопатка -
    Очень ровный, очень гладкий.
    А такой лопаткой

    И копать приятно.

    Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая -сверху ладонью вверх.

    4.        «Желобок».

    Я послушный язычок

    Превращаю в желобок.

    Узкий, узкий желобок.

    По нему ручей течет.

    Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

    5.        «Чашечка».
    Мы чаек горячий
    Будем пить на даче.
    Чашечку мы держим
    Крепче, крепче, крепче.

    Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

    6.        «Грибок».

    Вырос гриб большой в лесу

    В садик гриб я принесу.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Гриб мне надо удержать.

    Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая -«лежит» на кулаке («шляпка»).

    7.        «Горка».

    Горка длинная у нас!

    Мы прокатимся сейчас.

    Ты на горке удержись,

    Плавно, медленно катись.

    Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

    8.        «Иголочка».
    Я иголку острую
    Для шитья готовлю.
    Крепко я ее держу,
    Никого не уколю.

    Рот приоткрыт, кончик языка - узкий, губы не касаются языка; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны «в пучок» и «воткнуты» в другую руку.

    ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

    КОМПОНЕНТОВ   АРТИКУЛЯЦИОННОГО

    И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

    1. «Вкусное варенье».

    Мы сегодня ели

    Вкусное варенье,

    А теперь по кругу

    Мы оближем губы.

    Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

    2.        «Качели».
    Эх, раз! Еще раз!
    Мы качаемся сейчас.
    Вверх, вниз мы летим,
    Тормозить мы не хотим.

    Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

    3.        «Гармошка».

    На гармошке мы играем,

    Рот пошире открываем,

    Челюсть вверх, челюсть вниз,

    Ты, смотри, не ошибись.

    Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

    4.        «Лошадка».

    Скачем, скачем на лошадке.

    Очень цокать нам приятно.

    Ритм копыта отбивают,

    Язычок им помогает.

    Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

    5.        «Непослушный язычок»
    Провинился язычок,
    Ничего сказать не смог.

    Мы его похлопаем,

    Губками пошлепаем.

    Широкий язык «лежит» на нижней

    губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу

    6.        «Барабан».

    В барабан мы бьем

    Нашим язычком.

    Громкий, громкий звук,

    Слышен звонкий стук.

    Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

    7.        «Чищу зубы».
    Чищу зубы чисто, чисто
    И снаружи, и внутри;

    Я хочу, чтобы всегда

    Были белые они.

    Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки

    8.        «Часики».

    Мой веселый язычок

    Словно маятник часов:

    Вправо - влево, вправо - влево

    Он всегда ходить готов.

    Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» вправо - влево.

    СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ   УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

    АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА

    Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции

    1. «Улыбка-трубочка».

    Тянем губы мы к ушам,

    Улыбнемся малышам.

    А теперь сужаем губы,

    Словно дуем, дуем в трубы.

    Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

    2. «Заборчик -улыбка-трубочка».

    Из зубов заборчик строй,

    Губы широко открой.

    А теперь смыкаем зубы

    И в улыбке тянем губы.

    Будем в трубы дуть стараться.

    Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - «улыбка-трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит палевой.

    3.        «Часики - качели».
    Вправо, влево язычок,
    Словно маятник часов.
    Вверх - вниз, вверх -
    вниз,
    На качелях удержись!

    Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

    4.        «Чашечка».
    Крепче «чашечку» держи!
    Язычок не урони!

    А руками помоги,

    Чай все время подноси.

    Языком выполнять движение «чашечка»; ладони в форме «чашечек» попеременно подносятся корту

    5.        «Иголочка»

    Я иголкой острой шью,

    Никого не уколю.

    Я иголочку втыкаю,

    Ей руками помогаю.

    Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит ца столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

    6.        «Горка»
    Язычок мы горочкой
    Строим потихонечку.
    Ну, а руку не держи,
    Весело ее кати.

    Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.

    7.        «Грибок»
    Язычком грибок держу,
    Ни за что не положу!

    А руками соберу

    Грибочков много я в лесу.

    Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.