Главные вкладки
Формирование законопослушного поведения
ПРИКАЗ № 298
от 05.12.2016г.
с. Воскресенское
Об утверждении методики формирования законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений Воскресенского муниципального района
Приложение №1
к приказу управления образования
№ 298 от 05.12.2016 г.
Методика
формирования законопослушного поведения учащихся образовательных учреждений
Воскресенского муниципального района
Составитель: Сафронова О.А. – методист по ВР РМК управления образования администрации Воскресенского МР.
Нормативно-правовая основа:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
2. Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
3. Муниципальная программа «По профилактике правонарушений на территории Воскресенского муниципального района на 2014-2016 годы», утверждённая постановлением администрации № 21-н от 15.04.2014г.;
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001г.); 5. Конвенция о правах ребёнка (принята ООН в 1989 году).
Пояснительная записка
Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся является одним из важнейших условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения в обществе. Воспитание правовой культуры, законопослушного поведения обучающихся - целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений. Одним из важных средств является юридическая ответственность. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убеждённость в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения обучающихся и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Понятия, употребляемые в работе по формированию законопослушного поведения учащихся
образовательных учреждений Воскресенского муниципального района
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный– несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации– дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение- родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение- противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
1. Внедрение в практику работы образовательных учреждений методики, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Цель: Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и развитие правовых знаний обучающихся, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
- воспитание у детей и подростков уважения к закону, правопорядку, позитивных правовых нормам;
-развитие интереса к правам человека среди обучающихся, их родителей и педагогов;
-привитие навыков избирательного права;
- предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в семье и школе;
- раскрытие творческого потенциала обучающихся через актуализацию темы права человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Средства:
- детские объединения общеобразовательных учреждений;
- развитие деятельности самоуправления в ОУ; - социально-психологический мониторинг;
- обучающие семинары для специалистов для работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся;
- взаимодействие с межведомственными структурами: (КДН и ЗП, правоохранительными органами, прокуратурой, СМИ, Управлением Федеральной службы по наркоконтролю, здравоохранением,Центром занятости населения, Центр социальной помощи семье и детям, общественными организациями и образовательными учреждениями района);
Содержание методики:
№п/п | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственный и исполнитель |
1 Районный методический кабинет управления образования администрации ВМР | |||
1 | Акция «Правовые знания учащихся» | Март-апрель1 раз в 2 года | Сафронова О.А., методист РМК управления образования администрации ВМР |
2 | Муниципальный конкурс «Права человека глазами ребенка» | Ежегодно ноябрь-декабрь | Сафронова О.А., методист РМК управления образования администрации ВМР |
3 | Муниципальная конференция (дискуссионная площадка) «Основы российского конституционализма: вчера, сегодня, завтра» | 1 полугодие, ежегодно | Сафронова О.А., методист РМК управления образования администрации ВМР; Трусова Я.А. методист РМК управления образования администрации ВМР |
4 | Конкурс мультимедийных проектов «Подросток и закон» | 2 полугодие, ежегодно | Сафронова О.А., методист РМК управления образования администрации ВМР |
5 | Районные спортивные соревнования по мини футболу | Ежегодно по плану | УО Сафронова О.А., методист РМК управления образования администрации ВМР, руководитель РМО |
6 | Районные спортивные соревнования по волейболу | Ежегодно по плану | УО Сафронова О.А., методист РМК управления образования администрации ВМР, руководитель РМО |
7 | Районные спортивные соревнования по лыжным гонкам | Ежегодно по плану | УО Сафронова О.А., методист РМК управления образования администрации ВМР, руководитель РМО |
Руководителю ОУ:
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
Организовать привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по формированию законопослушного поведения | Постоянно, в соответствии с планом работу ОУ |
2. Заместителю директора по учебной работе:
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Включить в учебные планы образовательных учреждений предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся | до 31.12.2016г. и ежегодно до 20 августа текущего года |
2 | Вести контроль за реализацией образовательных программ образовательной области «Обществознание» | По итогам учебной четверти |
3 | Нацелить педагогов образовательных учреждений на освоение современных технологий правового обучения и воспитания (участие в тренингах, деловых и ролевых играх, социальном проектировании, компьютерном программировании, совместной продуктивной деятельности и т. д) | В соответствии с планом работы педагогического Совета ОУ |
3. Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, классные руководители:
1
| Обеспечить 100% охват спортивной работой и привлечение к занятиям по дополнительным программам детей, требующих особо педагогического вниман | постоянно |
2 | Обеспечить 100% занятость несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время в общедоступных спортивных секциях, различных творческих объединениях, кружках, клубах и т.п.; | Каникулярное время |
3 | Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для обучающихся, родителей или лиц, их заменяющих по формированию законопослушного поведения учащихся | В соответствии с планами родительских совещаний и классных часов |
4 | Проведение школьных агитбригад по вопросам формирования законопослушного поведения учащихся | 1 раз в учебный год |
5 | Проведение круглых столов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся | 1 раз в полугодие |
6 | Проведение викторин, дискуссий по данному направлению | В соответствии с планами работы классных руководителей |
7 | Организовать участие школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся | постоянно |
8 | Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания, формированию законопослушного поведения обучающихся | В соответствии с планом работы ОУ и возрастными категориями |
9 | Введение в практику торжественного вручения паспортов школьникам, достигшим 14-летнего возраста | По мере необходимости
|
10 | Вовлечение лидеров детских общественных организаций в деятельность по формированию законопослушного поведения (распространение листовок, буклетов, участие на школьных линейках и радиолинейках, проведение опросов и анкетирований на данную тематику) | постоянно |
11 | Освещение в СМИ вопросов направленных на правовое воспитание обучающихся . | 1 раз в четверть |
12 | Создать страницу на школьном сайте, организовать выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и по формированию законопослушного поведения | начать работу до 15.12.2016г. с постоянным обновлением |
13 | Организовать подготовку информационных материалов, публикаций, буклетов, отражающих опыт работы по формированию законопослушного поведения | постоянно |
4. Социальные педагоги, психологи, лица, их заменяющие | ||
Организация индивидуальных встреч обучающихся, и их родителями по вопросам правового воспитания | В соответствии с планом работы | |
Проведение диагностических исследований в образовательных учреждениях по формированию законопослушного поведения | 1 раз в полугодие | |
Проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры | В соответствии с планом работы |
Ожидаемые результаты: воспитание у несовершеннолетних правовой культуры, законопослушного поведения, цивилизованных способов решения споров, активизация спортивной деятельности среди детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 733.41 КБ |