Главные вкладки

    Финансовая грамотность в школе

    Гончарова Ольга Евгеньевна

    Финансовая грамотность в школе

    Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег.

    В условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной деятельности, но и в рамках семьи.

    Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых решений.

    Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели.

    Хочу рассказать о том, как ведётся финансовое образование в нашей школе.

    В целях формирования финансовой грамотности населения в нашей школе ежегодно проводится «Урок финансовой грамотности среди старшеклассников», который проводят совместно учителя обществознания и информатики.

    По плану работы классных руководителей, учителей - предметников проводится проектно-исследовательская деятельность, при помощи которой объясняется, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

    Во время урочной деятельности для решения практических задач широко применяются задания финансовой направленности, так при знакомстве с электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты затрат на коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы

    . По данной проблеме в школе осуществляется работа не только с учащимися, но и с родителями на родительских собраниях во время занятий  по теме: «Финансовая грамотность – залог благополучия семьи», на которых родители делятся своим опытом.

    Родителям разъясняется, что они должны открыть детям свои доходы и расходы (если не хотят этого делать, то могут предоставить любые устраивающие их цифры) для обучения составлению бюджета семьи.

    Предлагается установить определенную сумму карманных денег для того, чтобы ребенок мог научиться управлять своими деньгами.

    «Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения.

    Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

    Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

    Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии. Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.

    Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!

    И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки:

    "Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

    Федеральный  методический центр пофинансовой грамотности системы общего и среднего образования

    Всё о финансовой грамотности

    Родителям и детям- Финансовая грамотность

    Квест "финансовая грамотность"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Занятие провела учитель нач. классов МОУ ООШ с.Студеновка Жуванова Н.А.
    2. Внеклассное занятие для учащихся 3-го и 4-го класса по теме "Деньги"

    Цели занятия: 

    – сформировать представление о деньгах;

    – познакомить с историей возникновения денег;

    – воспитывать любознательность, бережливость.

    Оборудование: карточки, интерактивное оборудование, “деньги”.

    1. Ход занятия

    – Ребята, вы хотите узнать, что называют “великим изобретением человечества”? (слайд №1)

    – Поиграем в игру “Расшифруй слово”

    На доске примеры. Вам необходимо их решить, ответы расположить в порядке возрастания и прочитать получившееся слово (слайд №2)

    39 : 13

    299 – Г

    287 + 12

    100-Ь

    30 + 30

    320-И

    25 * 4

    3-Д

    340 – 20

    81-Н

    27 * 3

    60-Е

     

    125-О

     

    300-М

    – Какое слово получили? (деньги) (слайд №3) Тема сегодняшнего занятия “Деньги”.

    – Что вы знаете о деньгах? (Ответы детей)

    – Деньги – особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. (слайд №4)

    – Кто что знает про деньги, зачем они нужны и всегда ли были? (Ответы детей)

    – Сейчас поговорим о товарных деньгах, то есть о товарах, которые все охотно брали в уплату, т.е. расчет проходил в виде обмена. Семь тысяч лет назад – живые деньги: рыба, меха, жемчужины, клыки и хвосты, раковины и перья и т.д. В древнем Риме таким товаром когда-то был скот. На латинском языке, на котором говорили древние римляне, скот – "пекус" (pecus), а деньги – "пекуния" (pecunia).

    – Сегодня мы поиграем в игру “Найди и поменяй”. На столе у каждого лежит карточка (приложение № 1). На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)

    Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

    Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

    Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись. (Ваня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел, что курица есть у Маши, но она не хотела меняться на цыпленка. Ей нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ученика. Им оказалась Алёна. У неё была собака, и ей нужен был цыпленок. Я обменял у неё моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Маши.)

    – Ребята, с какими трудностями вы столкнулись, обмениваясь? (Ответы детей подвести примерно к следующим: 1). Затрачивается много времени. 2). Сложность и неудобство поиска. 3). Обмен может сорваться.)

    – В какой русской народной сказке курочка, чтобы спасти петушка, менялась? ("Петушок и бобовое зернышко"). (слайд №5)

    1. Инсценировка сказки.

    Дети, готовившие соответствующее домашнее задание, инсценируют сказку.

    Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка тогда пошла к хозяйке за маслицем, чтобы петушку горлышко смазать, а хозяйка послала ее к крестьянину за сеном, а тот – к кузнецу за косой. Курочка, в конце концов, получила маслице и спасла петушка. А если б не успела? Страшно подумать! Вот почему говорят: время – деньги.

    – Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги? (Покупать удобнее. Быстрее.)

    Деньги – это одна из самых загадочных вещей на свете.

    Можно даже сказать – волшебная вещь.

    Почему – загадочная? Да потому что, с одной стороны, даже трехлетние дети знают, что существуют деньги – спросите их. А с другой стороны – не все, даже взрослые, понимают, что же это на самом деле такое – деньги.

    А почему волшебная? Да потому, что деньги могут превращаться в любой товар. Сорок рублей, к примеру, могут превратиться в шоколадку, четыреста – в куклу, а 4 тысячи – в велосипед.

    Помните сказку "Цветик – семицветик"? Деньги – как тот волшебный цветок. И чем больше у вас лепестков-денежек, тем больше волшебных превращений вы можете сделать. Вы можете даже стать умнее, потратив деньги на книги и обучение у самых умных учителей. Но, скажу вам по секрету, деньги были не всегда, а умные люди – всегда. Так что можно стать умным и без денег. Главное – думать. Давайте и мы с вами подумаем: откуда и зачем появились деньги.

    В Африке и Азии деньгами были ракушки каури, и в африканской стране Гвинея монеты до сих пор называют каури. Вот про монеты мы и поговорим. В мире монеты появились очень давно, в Бирме, есть такая страна в Азии, самыми удобными товарными деньгами оказалось золото и серебро. Из этих металлов и стали делать первые монеты. (слайд №6)

    – Чем монета удобнее по сравнению со слитками золота или серебра? (Ходить за покупками с куском золота или серебра неудобно.) Монеты появились для удобства обмена. На них изображали правителей, царей, спортивные игры и празднества, божества и священных животных, театры и другие архитектурные памятники. Золотые и серебряные монетки – это товарные деньги. На них можно было что-нибудь купить. А можно было сделать из монетки золотое колечко или серебряные серьги.

    Игра “Внимательны ли вы?”

    – Что изображено на 50-тикопеечной монете? (Ответы детей + показ на экране)

    – Что изображено на рублевой монете? (Ответы детей+показ на экране) (слайд №7)

    Современные деньги – бумажные. (слайд №8) Родина бумажных денег – Китай (7 век).

    – Как в вашей семье появляются деньги? (Ответы детей) Родители получают плату за работу в качестве заработной платы. На заработанные деньги покупают необходимые товары и услуги. Но часть можно отложить, сберечь. Такие сбережения хранятся в банке.

    – Для чего нужны сбережения? (Ответы детей)

    – О деньгах, о бережливости сложено много пословиц и поговорок. Игра “Собери пословицу”.

    Работа в группах (с последующей проверкой на слайде) (приложение № 2) (слайд № 9)

    1. Деньги не в деньгах,
    2. Деньги не грибы-
    3. Где денежкам счёт,
    4. Кто не бережёт копейку,
    5. Лишние деньги –
    6. Тот без нужды живёт,

    А) рубля не стоит
    Б) лишние заботы
    В) можно и зимой найти
    С) там добро не утечёт
    Д) кто деньги бережёт
    Е) а в делах

    – Помните мультик про Мартышку, Удава, Слона и Попугая? Тот, где удава измеряли попугаями? Оказалось, его длина – 38 попугаев и одно попугаечье крылышко. А чем бы вы измерили Удава? Наверное, метром? Метром меряют длину, высоту, ширину.

    А деньгами? Что мы измеряем, когда говорим, что шоколадка –40 рублей, диван – 3000 рублей? Почему маленькие легкие вещи бывают дороже больших и тяжелых? (Ответы детей)

    – Почему цены такие? А что такое цена?

    Цена – это договор, соглашение между покупателем и продавцом. (слайд № 10) Чаще всего продавец предлагает цену, а покупатель соглашается или нет. Но можно и поторговаться.

    Мы уже выяснили, что деньги – это то, что все охотно берут в уплату за свой товар.

    – Но деньгами нужно уметь пользоваться, правильно ими распоряжаться. Сейчас мы проверим, как вы сможете распорядиться деньгами. Представьте, что вы в школьном буфете. Вам необходимо купить обед. У вас 30 рублей. У каждого на столе лист с перечнем товаров и цен на них (приложение №3). (слайд №11) Отметьте, что бы вы купили.

    Обсуждение. Лиза купила на эти деньги шоколадку, а Петя – картофельное пюре, котлету и компот. – Как вы думаете, кто правильнее потратил эти деньги? (Петя) Почему? (ответы детей)

    – У нас в гостях сегодня мама Кати Соколовой. Она медицинская сестра, расскажет нам о пользе или вреде продуктов, выбранных вами.

    Итог занятия:

    – Так почему деньги называют великим изобретением человечества?

    – Что нового узнали? Чему удивились?

    – Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, дружбу)

    Рефлексия: – С каким настроением вы уходите с занятия? У каждого на столе лежат две картинки: тучка и солнышко. Если вам понравилось занятие – поднимите и покажите мне солнышко, если не понравилось – тучку.

    – Спасибо за работу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    39 : 13 287 + 12 30 + 30 25 * 4 340 – 20 27 * 3 299 Г 100 Ь 320 И 3 Д 81 Н 60 Е 125 О 300 М

    Слайд 4

    Деньги – особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

    Слайд 6

    МОНЕТЫ

    Слайд 7

    50копеек – Георгий – Победоносец 1 рубль – двуглавый орёл

    Слайд 8

    БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ

    Слайд 9

    Деньги не в деньгах, а в делах. Деньги не грибы - можно и зимой найти. Где денежкам счёт, там добро не утечёт. Кто не бережёт копейку, рубля не стоит. Лишние деньги –лишние заботы. Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.

    Слайд 10

    Цена – это договор, соглашение между покупателем и продавцом.

    Слайд 11

    Прайс – лист Пюре картофельное – 7 р. Котлета – 18 р. Гуляш – 20 р. Лапша –10р. Чай – 3р. Кофе – 8р. Шоколад- 30р. Кириешки – 10р. Компот – 5р. Рыба жареная – 17р. Жевательная резинка – 14р. Чипсы – 21р. Чупа – чупс – 5р.

    Слайд 12

    Молодцы!



    Предварительный просмотр:

                         

                       Проведение мероприятий, посвященных Дню финансовой грамотности

    № п/п

    Название мероприятия и его форма

    Дата проведения

    Класс

    Кол-во участников

    Классный

    руководитель

    1.

    «Экономический калейдоскоп» (урок-презентация)

    25.10.2017.г.

    9

    4

    Невмержицкий Н.П.

    2.

    " Всюду, деньги, деньги..."  (деловая игра)

    26.10.2017. г.

    9

    4

    Иванов В.В.

    3

    "Урок финансовой грамотности" урок презентация

    27.10. 2017. г.

    6,7

    8

    Иванова Д.В.

    4

    "Дети и деньги» мероприятие

    30.10. 2017.г.

    5

    2

    Иванова Д.В.

    5

    «Поговорим о деньгах» (Мероприятие с -презентацией)

    31.10. 2017.г.

    3,4

    12

    Жуванова Н.А.

    6

    «Что такое деньги» (урок-презентация)

    01.11. 2017.г.

    1,2

    7

    Федянина Т.А.

    Директор школы:                                    Иванов В.В.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Абатская средняя общеобразовательная школа №1

    Рассмотрено

    Педагогический совет

    Протокол № ____

    от «__»________2017г.

    Утверждено

    Директор МОУ

    «ООШ с.Студеновка»

    В.В. Иванов_____

    Приказ №_______

    от «__» ________2017г.

    Дополнительная общеразвивающая программа

    «Финансовая грамота»

    Возраст учащихся 9-10 лет

    Срок реализации 2017-2018 учебный год

    на основе программы

    «Финансовая грамотность»  

    Ю.Н. Корлюговой

    2017.г.

    Информационная карта программы

    1

    Полное название программы

    ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА

    2

    Цель программы

    Развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

    3

    Адресат проектной деятельности

    Дети Саратовской области Воскресенского района с.Студеновка, учащиеся МОУ ООШ с.Студеновка  в возрасте 9-10 лет, в том числе:

    1. Из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи) -5ч.
    2. Несовершеннолетние дети «группы особого внимания»-4ч.
    3. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: 0ч.

    Количество детей, принимающих участие в программе: 12ч.

    4

    Сроки реализации программы

    2017-2018 учебный год

    5

    Направления деятельности

    Общекультурное

    6

    Краткое содержание программы

    Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

    7

    Ожидаемый результат

    1. Понимание и правильное использование экономических терминов;
    2. Представление о роли денег в семье и обществе;
    3. Умение характеризовать виды и функции денег;
    4. Знание источников доходов и направлений расходов семьи;
    5. Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
    6. Определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

    Проведение элементарных финансовых расчётов

    8

    Название организации

    МОУ ООШ с.Студеновка

    9

    Почтовый адрес организации

    413045 Саратовская область, Воскресенский Район, с.Студеновка, ул Тростянка д.25а

    10

    Ф,И,О, руководителя

    Иванов Валерий Владимирович

    11

    Дата создания программы

    29.08.2017.г.

    СОДЕРЖАНИЕ.

    I. Пояснительная записка.                                                                

    II. Цель, задачи.                                                                                 

    III. Учебно-тематический план.                                                         

    IV. Содержание программы

    V.Годовой календарный учебный график                                         

    VI.Организационно - педагогические условия реализации программы:         

    VII. Планируемые результаты                                                 

    VIII. Оценочные и методические материалы                                         

    1. Формы контроля                                                        
    2. Критерии отслеживания усвоения программы                                
    3. Условия реализации программы
    4. Воспитательная работа
    5. Литература                        

    I.Пояснительная записка

         

            «…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».

    В.В.Путин

    Президент Российской Федерации

    «Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

    Д.А. Медведев

    Премьер-министр Российской федерации,

    Председатель Всероссийской политической

    Партии «Единая Россия»

     В настоящее время финансовый сектор в  России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35%  россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и  непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.

    Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

                  Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.

                  Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в школе.

              Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

     Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

     Программа «Финансовая грамотность» является программой внеурочной деятельности, реализующей интересы учащихся начальных классов в сфере экономики семьи.

             

    II. Цель, задачи.

             Изучение программы  «Финансовая грамота» в начальной школе направлено на достижение следующей  цели:

            - развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

    Данная цель достигается через решение следующих задач:

    1. с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
    2. способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
    3. формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
    4. развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

    III. Учебно-тематический план

    № п/п

    Название раздела

    Число часов

    Теория

    Практика

    1.

    Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

    7,5

    4,5

    2.

    Семейный бюджет.

    4

    4

    3.

    Защита мини- проектов и исследований.

    2

    2

    Всего: 24 часа

    13,5

    10,5

    IV. CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Раздел I. Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

    Тема 1-2. Что такое деньги и откуда они взялись.

    Появление обмена товарами. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Проблемы товарного обмена. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

    Основные понятия:

     Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Товарные деньги.  Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

    Компетенции

    1. Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять выгоды обмена.
    2.  Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
    3. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
    4.  Приводить примеры товарных денег.
    5. 10
    6. Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
    7.  Приводить примеры первых монет.
    8. Описывать ситуации, в которых используются деньги.
    9. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
    10. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
    11. Составлять задачи с денежными расчётами.

    Тема 3-4. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

    Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

    Основные понятия:

    Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

    Компетенции

    1. Объяснять, почему появились монеты.
    2. Описывать купюры и монеты.
    3. Сравнивать металлические и бумажные деньги.
    4. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

    Тема 5-8. Какие деньги были раньше в России.

    6

    Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». История монет. Первые русские монеты. Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.

    Основные понятия:

    «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Бумажные деньги. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Наличные деньги.

    Компетенции

    1. Объяснять, почему появились бумажные деньги.
    2. Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
    3. Описывать старинные российские деньги.
    4. Объяснять происхождение названий денег.

    Тема 9-11. Современные деньги России и других стран.

    Современные деньги России. Современные деньги мира. Доллар и евро.  Безналичные деньги.  Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Современные банки используют пластиковые карты. Функции банкоматов.

    Основные понятия:

    Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

    Компетенции

    1. Описывать современные российские деньги.
    2. Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
    3. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
    4. Приводить примеры иностранных валют.

    Тема 12. Викторина по теме «Деньги».

    Раздел II. Семейный бюджет.

    Тема 13-14. Откуда в семье деньги.

    Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

    Основные понятия:

    Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

    Компетенции

    1. Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
    2. Объяснять причины различий в заработной плате.
    3. Объяснять, кому и почему платят пособия.
    4. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

    Тема 15-16. На что тратятся деньги.

    Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

    Основные понятии:

    Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

    Компетенции

    1. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
    2. Сравнивать покупки по степени необходимости.
    3. Различать планируемые и непредвиденные расходы.
    4. Объяснять, как появляются сбережения и долги.

    Тема 17-18. Как умно управлять своими деньгами.

    Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

    Основные понятия

    Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

    1. Объяснять, как управлять деньгами.
    2. Сравнивать доходы и расходы.
    3. Объяснять, как можно экономить.
    4. Составлять бюджет на простом примере.

    Тема 19-20. Как делать сбережения.

    Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

    Основные понятия

    Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

    Компетенции

    1. Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
    2. Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

    Сравнивать разные виды сбережений.

    Раздел III. Защита мини- проектов и исследований.

    Тема 21-24. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

    V. Годовой календарный учебный график

    Тема занятия

    Кол. час

    Дата

    Теория

    Практика

    Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

    1. Что такое деньги и откуда они взялись

    1

    1

    1. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

    2

    1

    1. Какие деньги были раньше в России.

    2

    1

    1. Современные деньги России и других стран.

    2

    1

    12. Викторина по теме «Деньги».

    0,5

    0,5

    Семейный бюджет

    1. Откуда в семье деньги

    1

    1

    1. На что тратятся деньги

    1

    1

    1. Как умно управлять своими деньгами

    1

    1

    1. Как делать сбережения

    1

    1

    Защита мини- проектов и исследований

    1. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

    2

    2

    Итого:                                                     24 часа

    13,5

    10,5

    VI. Организационно-педагогические условия реализации программы.

             Данная программа разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н.Корлюговой. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

             Занятия кружка «Финансовая грамота» проводятся для 3 класса, в количестве 25 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 24 часа. Данная программа кружка общекультурного направления  рассчитана на один год обучения учащихся 9-10 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

              Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

              В наличие должны быть разные методические материалы, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны соблюдать правила техники безопасности.

    VII. Планируемые результаты.

    Личностными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

    1. осознание себя как члена семьи, общества и государства;
    2. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
    3. развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
    4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

    Метапредметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

    познавательные:

    1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    2. использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
    3. овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    4. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

    регулятивные:

    1. понимание цели своих действий;
    2. составление простых планов с помощью учителя;
    3. проявление познавательной и творческой инициативы;
    4. оценка правильности выполнения действий;
    5. адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

    коммуникативные:

    1. составление текстов в устной и письменной формах;
    2. умение слушать собеседника и вести диалог;
    3. умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
    4. умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    5. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

    1. понимание и правильное использование экономических терминов;
    2. представление о роли денег в семье и обществе;
    3. умение характеризовать виды и функции денег;
    4. знание источников доходов и направлений расходов семьи;
    5. умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
    6. определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

    проведение элементарных финансовых расчётов

    VIII. Оценочные и методические материалы.

    Формы контроля

           

    Текущий контроль:

    1. устный опрос;
    2. 14
    3. письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
    4. тестовое задание;
    5. решение задач;
    6. решение кроссворда и анаграммы;
    7. мини-исследование;
    8. графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
    9. творческая работа: постер, компьютерная презентация.

    Итоговый контроль:

    1. викторина;
    2. тест.
    3. творческая работа;
    4. мини-проект.

    Критерии отслеживания усвоения программы

    1. Система оценивания

    Система оценивания программы «Финансовая грамота» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

    Критерии оценивания:

    1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
    2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
    3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
    4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
    5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
    6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
    7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

    Вид работы

    A

    (5бал

    лов)

    B

    (5баллов)

    C

    (5бал

    лов)

    D

    (5бал

    лов)

    E

    (5бал

    лов)

    F

    (5бал

    лов)

    G

    (5бал

    лов)

    Максимальное

    количество

    баллов

    Тест, кроссворд, анаграмма

    V

    5

    Задача

    V

    V

    5-10

    Графическая работа

    V

    V

    V

    15

    Кейс

    V

    V

    V

    V

    V

    20-25

    Доклад, сообщение

    V

    V

    V

    V

    20

    Ролевая игра

    V

    V

    V

    V

    V

    15-20

    Постер

    V

    V

    V

    V

    20

    Компьютерная презентация

    V

    V

    V

    V

    20

    Мини-исследование

    V

    V

    V

    15

    Проект

    V

    V

    V

    V

    V

    V

    V

    15-35

    * Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

    Для оценки эффективности занятий также можно использовать следующие показатели:

    1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
    2. поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
    3. результаты выполнения творческих  заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
    4. косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике.


    Условия реализации программы.

    Материально-технические условия:

    Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, с использованием:

    1. компьютера,
    2.  мультимедийного проектора.

    Мотивационные условия:

           Важнейшей особенностью дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком вида деятельности по интересам. Соответственно, занятия кружка позволяют удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития, что создаёт возможность личностного роста для каждого ребенка с учетом его способностей и мотивации.

    Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждает детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности.

    Научно-методические условия:

            Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах.

            Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:  

    1. Наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;
    2. С помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными теориями;
    3. Усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

             Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей.  Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы. 

            Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

           На занятиях используется наглядный материал («финансовые» задачки, дидактический, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

    Воспитательная работа.

    Одним из направлений программы «Финансовая грамота» является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

    1. патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;
    2. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
    3. ценностного отношения к природе, окружающей среде;
    4. нравственных отношений в экономическом поведении.

    Главные принципы реализации программы

    Основные содержательные линии курса:

    1. деньги, их история, виды, функции;
    2. семейный бюджет.

    Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

    Методы обучения.        

    При изучении программы предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

    Мозаика

    Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

    1. Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
    2. Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
    3. Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
    4. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
    5. Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

    «Один — два — вместе»

    Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

    Дерево решений

    При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз. Например:

    Мозговой штурм

    В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

    Мини-исследование

    Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2-4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

    Кейс

    Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

    Аукцион

    Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

    1. У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
    2. Право ответа на вопрос покупается.
    3. Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
    4. Цена может меняться с шагом 5 баллов.
    5. Окончательная цена определяется в результате торгов.
    6. При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается.

    Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

    Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)

    Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах.

    Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.

    Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).

    Как видно из приведённых примеров, диаграмма связей может быть строгой и формализованной, как эта диаграмма, или  творческой и неформальной, как диаграмма, выполненная самими школьниками (представлена ниже). Для младших школьников задания можно дифференцировать. Одни будут вписывать в заданную, но незаполненную схему предложенные понятия, другие — строить диаграмму в произвольном виде.

    Формы проведения занятий

    1. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, «финансовых» задачек, ребусов, кроссвордов, сказок.
    2. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
    3. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление презентаций, постеров;
    4. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

     Основные методы и технологии

    1. технология разноуровневого обучения;
    2. развивающее обучение;
    3. технология обучения в сотрудничестве;
    4. коммуникативная технология.

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

    Литература для учителя:

    1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
    2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
    3. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения). - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров, 2009. - 112 с.
    4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.

    Литература для учащихся:

    1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
    2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.