Главные вкладки

    Методические разработки и материалы

    Методические разработки воспитателя Шерстюк М.Ю.:

    - Выступление на МО воспитателей: "Воспитание экологической культуры школьников с нарушениями интеллекта." 

    - Выступление на пед.совете: "Профессиональная ориентация и социальная адаптация детей «особой заботы» – важный фактор в воспитании."

    - Воспитательное занятие для детей 11-13 лет «Эта Земля – твоя и моя!»

    Воспитательное занятие «Мы - друзья Природы» (для детей 8-10  лет)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитание экологической культуры школьников с нарушениями интеллекта  

                                                                                                                                               

        История   человечества неразрывно связана с историей природы.

    На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Вот поэтому  я  и взяла  тему «Воспитание экологической культуры школьников с нарушениями интеллекта».

        Я  считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней  относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

        Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

    Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

    Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожениям полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неверные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные.

    Поэтому очень важно, чтобы в раннем возрасте дети получили верные сведения о природе.

    Формирование экологической воспитанности предполагает решение следующих задач:

    -        развитие    у    детей    экологических    представлений,

    знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

    -        накопление детьми эмоционального позитивного опыта

    общения с природой;

    -   воспитывать любовь  к природе, чувство патриотизма.

        Множество методов, форм и приемов помогает решать задачи.        Формы работы могут быть в виде занятия, экскурсии, прогулки, работы на земельном участке.

    К методам относятся: наблюдение, труд, игра, рассказ, чтение художественных произведений, беседа.

    Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников.

        Виды ее многообразны:

    - по защите природной среды (подкормка птиц; спасание

    животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление

    кормушек и домиков для птиц);

    - по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними

    (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
    - по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение

    склонов, расчистка парка от сушняка);

    - по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с

    товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов,

    выпуск стенгазет);

    - по сохранению и использованию эстетических ценностей природы

    (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из

    природного материала).

        На первоначальном этапе работы я старалась пробудить в детях прежде всего интерес к природе, побуждала их к наблюдениям за явлениями, учила сравнивать, делать выводы. На экскурсиях обращала внимание на разнообразие объектов и явлений, учила выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов.

        Перед экскурсией подбирала стихотворения, давала заучивать детям, и по ходу занятия они читали их. Стихи помогают в поэтическом описании природы, обобщению в образной форме наблюдений.

        Повышению познавательной активности на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнения увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было.

        На клубных часах были проведены беседы по различной тематике. Например: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь сожалеть», «О чем поют птицы?», «Зелёная аптека», «Берегите Землю» и т.д. Особый интерес вызывают сказки. Большую роль играет доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

        Также дети привлекались к труду на земельном участке в работе по выращиванию цветов, в перекопке земли, рыхлению, прополке цветов, сбору семян.

        В процессе  тесного общения с природой у детей формировались такие нравственные качества, как доброта, терпение, трудолюбие,   милосердие.   Эти  черты   прочно   войдут   в  характер   и станут его основой. Большое наследие в области воспитания  школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.

        "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,» - говорил Сухомлинский.



    Предварительный просмотр:

    Шерстюк Марина Юрьевна,

    воспитатель КОУ Омской области

     «Полтавская адаптивная школа-интернат»

    План – конспект воспитательного занятия для детей 11-13 лет

    Тема: «Эта Земля – твоя и моя!»

    Цель: привлечь внимание воспитанников к проблемам экологии, привить навыки экологически безопасного стиля жизни. 

    Задачи:

    Коррекционно - образовательная: Познакомить с законами природы; дать представление о том, что каждый из них может сделать для улучшения экологической обстановки на Земле, научить детей бережно относится к природе, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

    Коррекционно - развивающая: Развить экологическое мышление учащихся, вовлечь их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и её охране, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, осуществлять коррекцию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение.

    Коррекционно - воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; воспитывать чувство коллективизма, сплоченность.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Организационный момент.

    Приветствие

    Здравствуйте, дети. Начнем наше занятие возле доски. Я надеюсь на хорошую работу с вашей стороны, с полной отдачей. 

    Релаксация «Деревья»

    Встанем в круг. Мы в лесу. Закройте глаза…. Опустите руки, расслабьтесь… Вы деревья… Тепло. Светит солнце. Ваши мощные корни прочно сидят в земле, они жадно впитывают из почвы жизненные соки. Они поднимаются вверх по стволу к ветвям. Ласково пригревает солнышко, веточки тянутся к нему, протягивают свои зеленые листики. Весело щебечут маленькие птички. Вам хорошо…. Вдруг, вы чувствуете страшную опасность, пламя обжигает ваши веточки и листочки… Стоп. Открываем глаза.

    Ребята, будучи деревьями, что вы почувствовали? (Боль и страх.)

    Присаживайтесь. (Осанка, рабочее место.)

    Выход на проблему

    - Что произошло с деревьями?

    - Какая угроза нависла над ними? (лесной пожар)

    Посмотрите, что стало с нашими деревьями после страшного лесного пожара. (слайды с фотографией обгоревших деревьев) Давайте посмотрим другие кадры и вы, подумав, скажете, о чем мы будем говорить на занятии, какова тема занятия.

    Работа со слайдами

    (Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Мусор. Вырубка леса. Гибель животных.)

    - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

    Да, мы будем говорить об экологических проблемах на Земле, о том, как нужно относиться к природе. Тема нашего занятия звучит так: «Эта Земля – твоя и моя!».

    Нацеливание

    Давайте попробуем определить цель нашего занятия. Напомните, что такое экология? (Наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания). А экологические проблемы? Какая основная цель нашего занятия? Правильно, мы будем учиться решать экологические проблемы, подумаем о том, что каждый из нас может сделать для улучшения экологической обстановки на Земле, как бережно относиться к природе, докажем, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы. Познакомимся с законами природы. Узнаем интересные факты из истории охраны природы. И, обязательно, будем воспитывать в себе доброжелательное, бережное отношение к родной природе, учить этому других.

    Работать будем группами, в парах и индивидуально.

    Мотивация

    Как вы думаете, наше занятие будет полезным для вас, какую пользу извлечете из него и пригодятся ли в жизни эти знания, где и когда?

    Конечно, не зря мы все это изучаем, для чего нам это надо? Все те знания и умения, которые вы получите сегодня, научат вас беречь и защищать планету Земля, отрицательно относиться к бездумному, безответственному отношению к природе, чтобы за это не пришлось платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам.

    Критерии

    А для того, чтобы все это запомнить и ответить правильно на все мои вопросы, вы должны как работать на занятии?

    Правильно, быть внимательными, проявлять свое творчество, стараться отвечать на мои вопросы правильными и полными ответами, уметь  выслушивать других, дополнять ответы детей, помогать товарищам, дружно работать в парах, группах.

    Во время занятия вы будете справедливо оценивать свою работу с помощью листов самооценки. Если вы самостоятельно и правильно выполнили задание, ставите себе 3 балла, выполнили, но были затруднения – 2 балла, вам было сложно, вы выполнили с помощью соседа или воспитателя - 1.

    Как надо оценивать свою работу и работу товарищей? Конечно, справедливо и правильно.

    В конце занятия мы подведем итог, посчитаем заработанные баллы, вы оцените свою работу, работу товарищей, я оценю вашу работу. Определим, кто же был самым старательным, отвечал полными ответами, помогал товарищам, умел выслушивать других.

    2. Основная часть.

    За последние 300 лет на Земле уничтожено 2/3 лесов! Вместе с ними каждый день исчезает 70 видов животных и растений! Растут горы мусора. В быту все больше используется пластмасса. А, как известно, она разлагается только через 100 лет! Сегодня лишь 1% воды на планете годен для питья! (Показ на каплях). Страшные кадры. Страшная статистика.

    - Ребята, как вы думаете, кто виноват в этом?

    Да, человек. Сегодня он делает на Земле что хочет. Но в природе все взаимосвязано. Природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре.

    Детям я давала задание: Найти в интернете эти законы и рассказать нам о них. Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Обращайте внимание на слайды. (Дети рассказывают по слайдам)

    Первый закон: «Все связано со всем». В природе все находится в равновесии, все связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

    Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

    Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.

    Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.  (Баллы за подготовку материала)

    Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

    Микроитог

    - Повторите законы природы.

    - Кто может исправить ситуацию?

    - Кто может помочь нашему общему дому? (Тоже человек. Мы сами.)

    Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках, дорогие ребята! Как вы считаете, почему же так важно привлекать внимание общества к экологическим проблемам? (Дети (вариант ответа): Потому что Земля наш дом и его надо беречь, потому что люди озабочены своей выгодой и забывают о природе...)

    Информационный блок

    Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится силой, способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось. Вот результаты нашей экологической экспертизы. С ними вас познакомят (имена, фамилии). (К доске выходят 2 эксперта, по очереди сообщают о результатах своей экспертизы.)

    Эксперт 1. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

    Эксперт 2. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

    Эксперт 1. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

    Эксперт 2. Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006 г. сообщалось о появлении водорослей-убийц, медуз-убийц.

    (Эксперты садятся на свои места и получают баллы.)

    Физминутка 

    Это – правая рука,

    Это – левая рука.

    Справа – шумная дубрава,

    Слева – быстрая река…

    Обернулись мы, и вот

    Стало все наоборот.

    Слева – шумная дубрава,

    Справа – быстрая река,

    Неужели стала правой

    Моя левая рука?

    Зарядка для глаз

              А сейчас давайте представим себя учеными и попробуем предложить варианты решения некоторых экологических проблем.  Их количество огромно, и наша планета страдает от такого влияния человека. А теперь давайте попробуем выяснить, как может помочь природе простой обыватель.

    Давид К. и Саша С. – инд. задание, работа в паре - «Знаешь ли ты  поговорки?».  Соедините начало и конец всех поговорок.

    Работа в группах

    Каждая группа должна дать правильный ответ. Как мы работаем в группах?

    ИГРА «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

              У каждой группы по 2 названия профессии. Надо доказать, какую помощь природе человек этой профессии может оказать на своем месте. Затем оценим работу каждой группы.

             Водитель:

    - не мыть машину на берегу рек и озер;

    - следить, чтобы из машины не вытекали бензин и масло.

    Библиотекарь:

    - сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных;

    - сдавать старые газеты и журналы в макулатуру;

    - призывать к этому читателей.

    Продавец:

    - торговать только экологически чистыми товарами;

    - упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

    Воспитатель детского сада:

    - рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять;

    - гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.

    Микроитог

     - Какой вывод мы можем сделать из этой игры? (Дети: Что каждый из нас в силах повлиять на экологическую обстановку.)

    Оценивание работы групп.

    Давид К. и Саша С. – тоже взаимооценка работы в паре.

    А вот послушайте, как охраняли природу в давние времена. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Он жил 1000 лет назад.

    Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

    Словарная работа выделенных слов, старые слова, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

    Деловая ситуация «Экологический рейд»

    Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем поселке, и вы проводите свой первый рейд. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание?

    Примерные ответы детей:

    - Мусорные свалки возле домов.

    - Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры и т.д.

    Чтобы вы сделали?

    - Наказал бы руководителей поселка и т.д.

    Спасибо участникам рейда за активную работу. Может быть, когда у нас появится экологическая полиция, и вам найдется в ней место. (Дети получают баллы за работу и правильные ответы.)

    Микроитог

    - Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?  (Ответы детей)

             Давайте вспомним, какой праздник отмечается 21 марта, мы о нем говорили на предыдущих занятиях. Правильно, это день Земли.

    Дом задание

    Я предлагаю выполнить рисунки, посвященные празднованию Дня Земли, и оформить мини-выставку в школе.

    3. Итог занятия.

    - Какая тема нашего занятия? Почему наше занятие так называлось? Правильно, охрана нашей Земли зависит и от меня, как воспитателя и человека, и от вас, как детей и учеников.

    - Что нового узнали, чему научились?

    - Что же мы должны сделать для сохранения природы?

    - Давайте вспомним 4 закона природы.

    Вспоминаем критерии оценивания.

    Подсчет баллов. Самооценка, оценка педагогом, дополнительные бонусы за работу.

    Рефлексия «Яблоко»

    Ребята, если взглянуть на нашу планету из космоса, то она покажется нам очень маленькой. Все космонавты, побывавшие в космосе, говорят: «Земля маленькая!». Я добавляю: «Прямо как это яблоко». (Показываю яблоко.)

    Очень известный журналист Василий Песков сравнил нашу Землю с яблоком. Все живое на ней: деревья, растения, животные, птицы, рыбы, люди – образуют «кожуру жизни» на планете. Тонкую, хрупкую, которую легко повредить! Ребята, давайте встанем полукругом. Возьмем в руки нашу «Землю» и скажем по очереди, какой бы мы хотели ее видеть.

    - Я хочу, чтобы наша планета была безопасной для всего живого…

    - Я хочу……(говорят и передают друг другу яблоко)

    Вот наша планета, если вам понравилось наше занятие, вы узнали новое и интересное для себя, у вас все получилось, возьмите яблочки на парте и украсьте нашу планету.

    Земля – это наш общий дом. И то, в каком доме мы будем жить, зависит от нас. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом! Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас, и надо действовать сегодня. Надо действовать сейчас!

     Интернет источники

    1.infourok.ru›klassnyy_chas_na_temu_i_stanet…zemlya…

             2.nfourok.ru›…po…korrekcionnoy…vida…1585027.html

             3.multiurok.ru›Обо мне›…-po-ekologhichieskomu…



    Предварительный просмотр:

                          Шерстюк Марина Юрьевна

    воспитатель КОУ Омской области

     «Полтавская адаптивная школа - интернат»

    Воспитательное занятие «Мы - друзья Природы»

    (для детей 8-10  лет)

    Цель:

    Формировать у детей экологические знания, нравственно - ценностное отношение к природе.

    Задачи:

        1.Закреплять экологические правила поведения людей в природе, показать уникальность и значимость некоторых составляющих природы: растений, птиц и воды.

        2.Развивать аналитическое мышление, память, наблюдательность.

        3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение и любовь к родной природе.

                                                                Ход занятия

    Орг. момент.

          Ребята,  я сегодня получила очень странное письмо. Я не скажу – от  кого оно, а просто вам его прочитаю, и вы мне сами скажете, кто его писал. После прочтения мы с вами решим, как помочь автору письма.

    - Здравствуйте, дорогие ребята!

         Обращаюсь к вам, потому что больше не могу терпеть то, что происходит со мной. Человек – это самое развитое существо в мире, но он в последнее  время перестал  задумываться, что он сам часть меня. И поэтому он творит со мной непоправимые вещи: безжалостно вырубает мои леса, убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы, загрязняет воздух.

    Уважаемые дети,

    я  понимаю, что многое зависит не от вас, но и вы  часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет  меня и постепенно уничтожает. Помните, что  брошенная вами газета будет год, а то и два года размокать и смешиваться с землей.

    С консервной  банкой это произойдет через несколько десятков лет.

    Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы  с вами одно целое и должны беречь   друг друга. Надеюсь на ваше понимание.

    Ваша …(Природа).

    Очень тревожное письмо мы получили.

    Вы сразу догадались,   от кого нам пришло письмо.

    На что она могла бы еще пожаловаться? ( Детские ответы.)

    (На экране  кадры загрязненного леса.)

    -Что же нужно делать, чтобы не случилось всего этого?

    Больше заботиться о чистоте на планете, больше сажать растений

    следить за чистотой в  городе, деревне и на природе и т. д.)

    (На экране появляются кадры: земля, болота, растения, птицы, животные.)

    Все зависит от человека, от нас - друзей природы, все в наших  руках.

    Тема.

          Итак,  наше занятие  будет посвящено природе, тема занятия:  "Мы - друзья природы"

    Нацеливание.

    Сегодня мы поговорим о природе, о бережном отношении к ней. Повторим правила поведения в природе, поговорим о значении птиц, растений и воды, послушаем  ваши сообщения, будем разгадывать загадки  и говорить о приметах.

    Работать будем индивидуально, в парах и всей группой.

    Мотивация и критерии.

    Ребята, а для чего мы учимся беречь и охранять природу, заботиться о животных, птицах, для чего мы с вами проводим такие занятия?(Ответы детей).

    Конечно, не зря мы  все это изучаем, и все те знания и умения, которые вы получите сегодня,  пригодятся вам  в дальнейшем, вы будете знать, как  охранять природу, научите этому своих друзей, научитесь наблюдать за приметами и использовать их в своей жизни. А знание лекарственных растений и их использование поможет быть вам всегда здоровыми. Будете настоящими друзьями природы.

    А для того, чтобы все это запомнить и ответить правильно на все мои вопросы вы должны как работать на занятии?

    Правильно, работать активно, быть внимательными, проявлять свое творчество, стараться отвечать на мои вопросы правильными и полными ответами.

    А пройдет наше занятие в форме устного журнала, на страничках которого вы разгадаете загадки, узнаете приметы, послушаете стихотворения. Кто мне напомнит, какое сейчас время года? Какие самые первые весенние цветы вы знаете?

    Вот за правильные ответы вы и будете получать подснежники. Вам надо постараться и набрать как можно больше подснежников, чтобы в конце занятия  каждый оформил полянку, и мы увидели, кто же был самый активный,  внимательный, проявлял свое творчество,  отвечал на мои вопросы правильными и полными ответами.

    Итак, давайте перелистаем его страницы. (подснежники за правильный ответ)

                                           Основная часть.

    Страница 1. Птицы

    Давайте откроем первую страничку и познакомимся с птицами и узнаем, зачем необходимо охранять и беречь птиц.

    Здесь помещены народные приметы, загадки, стихи, пословицы.(подснежники за правильный ответ)

    Послушайте стихотворение о скворцах и скажите, кто кормит скворчат?

    Скворец - заботливый отец. (Вова)

    Но чем унять скворчат?

    Лишь выйдет из дому скворец,

    Опять они кричат.

    Скворец - заботливый отец,

    И все, что есть в меню,

    Из рощи в дом несет скворец

    И кормит ребятню!

    Г. Ходырева

    Кто кормит скворчат?

    Конечно, главный добытчик в семье скворцов - это отец.

     А какой он отец?(подснежники за правильный ответ)

         А сейчас отгадайте загадки о птицах.(подснежники за правильный ответ)

    Загадки о птицах

    1. Днем спит, а ночью летает,

    Про многое знает. (Сова.)

    2. Верещунья, белобока,

    А зовут ее... (сорока).

    3. Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи собирает. (Воробей.)

    Народные приметы

    Увидел скворца, знай -  весна у порога.

    Если из березы течет много сока - то лето будет дождливым.

    Грач прилетел - через месяц снег сойдет.

    - А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Все они вам знакомы, о них мы говорили и холодной зимой их подкармливали.

    Шифровка

    (Дети получают задание расшифровать запись на презентации и узнать, какое поверье существует в народе об удивительных птицах.) АИСТЫПРИНОСЯТСЧАСТЬЕ

    (Аисты приносят счастье.) (подснежники за правильный ответ)

    А бывает и так. Ребята приходят в лес, на луг, в парк, к реке и начинают ловить насекомых, птиц, которые им понравились, ради забавы.

    Что может произойти, если исчезнут все обитатели леса? (Ответы детей.)

     Не обижайте птиц, не разоряйте птичьи гнезда, не ловите птенцов.

    Микроитог.

    Итак, мы были на странице у птиц.

     Почему нужно беречь и охранять птиц? (Ответы детей.)

    Кто мне повторит запомнившуюся примету о птицах?

         А мы будем с вами заботиться о птицах и станем  для них друзьями.

    Оздоровительная минутка «Этюд души» (Аня)

    Давайте поприветствуем природу, которая дарит нам здоровье, если к ней относиться правильно и бережно.

    Опустите руки ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите:

         Я приветствую тебя, Земля!

    Вытяните руки перед собой ладонями вперед:

         Я приветствую тебя, Вода!

    Согните руки в локтях и, приподняв к плечам, обратите их к небу:

         Я приветствую тебя, Воздух!

    Поднимите руки вверх ладонями вперед:

          Я приветствую тебя, Солнышко!

    Страница 2. Растения в лесу (подснежники за правильный ответ)

    Вторая страница журнала расскажет нам о значении  растений в жизни человека и их свойствах. С ее помощью мы выясним, какие растения используются как лекарственные.

    Есть у растений одно удивительное свойство. Послушайте стихотворение и догадайтесь, какое это свойство.

    Удивительные часы (Сережа)

    Выйди летом за село –

    От цветов светлым-светло.

    Можешь смело здесь играть

    И не бойся опоздать.

    Вовремя придешь домой –

    Здесь часы всегда с тобой.

    Глянь вокруг - и каждый раз

    Будешь знать, который час.

    Время точное растения

    Знают все без исключения.

    От росы и до росы

    Счет часам ведут часы.

    На все лето каждый год

    Солнце им дает завод.

    В. Лукша

    Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами.(например, одуванчики). Ну не удивительно ли?

    (подснежники за правильный ответ)

    Загадки о растениях (подснежники за правильный ответ)

    Растет зеленый кустик.

    Дотронешься - укусит. (Шиповник.)

    На полянке девчонки

    В белых рубашонках,

    В зеленых полушалках. (Березы.)

    Чудное дерево!

    И зиму, и лето зелено,

    Высоко торчит,

    Далеко глядит. (Ель, сосна.)

    В сенокос горька, а в мороз сладка.

    Что за ягодка? (Рябина.)

    Народные приметы (работа в парах)

    А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежат конверты, в которых рассыпались приметы о растениях и деревьях. Необходимо быстро и правильно собрать приметы. Будьте внимательными, победители получат подснежники.

    Зацвела черемуха - начинай сажать капусту и картофель.

    В апреле много воды - в мае хорошая трава вырастет.

    Одуванчик  сжался в пушистый шар - к дождю.

    На прошлом занятии мы с вами знакомились с Красной книгой. Скажите, о ком и о чем говорится в этой книге?

    У вас было домашнее задание: сходить в библиотеку и найти информацию о тех растениях, которые занесены в Красную книгу и растут в нашей местности

    Мы с вами нарисовали эти растения, и теперь каждый расскажет о своем рисунке

    (дети показывают рисунки и кратко рассказывают о растении)

     Как человек использует растения в своей жизни?

     А бывает и так: ребята безжалостно рвут цветы целыми охапками, ломают деревья. К чему это может привести?

     Для чего высаживают деревья и кусты вдоль дорог и во дворах?

     Ребята, у меня будет к вам такая просьба: к этому занятию вы приготовили небольшие сообщения о растениях, сходите еще раз в библиотеку и к следующему занятию  приготовьте небольшие рассказы о птицах и животных, обитающих в нашей местности занесенных в Красную книгу. На следующем занятии мы будем о них говорить.

    Микроитог.

    Назовите лекарственные растения, которые вы запомнили.

    А для чего надо охранять растения?

    Гимнастика для глаз

    Страница 3. Вода

    Следующая страничка посвящена воде. Вода - это залог жизни на нашей планете. Без воды не сможет прожить ни человек, ни животные, ни птицы, ни растения.

    Сейчас дети нашей группы покажут нам сценку, а вы поразмышляйте и скажите, правильно ли себя вели главные герои,  как должно быть и что для этого необходимо сделать.

    Инсценировка «На берегу реки».

    Действующие лица:

    2 девочки с корзинками и 1 девочка в синем платье – Лесная речка.

    (Длинный лист бумаги окрашен в грязный черно-синий цвет – имитация реки. Декорации – деревья. По берегам разбросаны пакеты, бутылки, бумажки. Выходят 2 девочки с корзинками).

    Мальчик.

    - Сестрица, мы так долго по лесу ходим, я устала и пить хочу.

    Девочка.

    - Сейчас отдохнем, вон, впереди лесная речка, умоемся, выпьем чистой водицы.

    Мальчик.

    - Сестрица, как мы ее пить-то будем, вода вся грязная, черная!

    (Появляется Лесная речка).

    Речка.

    - Ой, плохо мне, ой, тяжко мне!

    Девочка.

    - Кто ты и почему так стонешь?

    Речка.

    - Речка я лесная, а плачу, потому что залиты мои воды нефтью, берега забросаны мусором.

    Мальчик.

    - Давай поможем речке, уберем с берегов мусор.

    (Собирают мусор в пакеты).

    Речка.

    - Спасибо вам за помощь, мне стало немного легче, вот, в благодарность испейте чистой воды, есть еще у меня в истоках немного ключевой.

    (Подает стаканы с водой).

    Правильно ли себя вели главные герои,  как должно быть и что для этого необходимо сделать?

    Сейчас я расскажу немного о воде, чтобы у вас было представление как вода приходит в наши дома. Чтобы прийти в наши дома, вода проделывает долгий путь. Вначале воду встречают решетки, задерживающие листья, ветки деревьев и прочий мусор. Затем вода проходит через фильтры. И только затем она попадает в наши дома.

    Представьте на секунду, что вы открываете на кухне кран и не можете набрать воды в чайник, идете в ванную и не можете помыть руки.

      Но природа щедро наградила нас: в России сосредоточена четвертая часть мировых запасов питьевой воды! Хотя ее и много, но мы должны бережно расходовать  и сохранить воду рек и озер чистой.

    Стихотворение о воде (Женя)

    Сейчас вы внимательно послушаете стихотворение и скажете, для чего нужна вода.

    Не умыться, не напиться без воды. 
    Листочку не распуститься без воды. 
    Без воды прожить не смогут 
    Птица, зверь и человек. 
    И, потому всегда, всем, везде 
    Нужна вода. 

        -Итак, для чего нужна вода?
    Только ли человеку нужна вода? (Ответы детей.)

    Действительно, вода нужна всем живым существам на Земле.

    Но всему живому нужна чистая вода.

    Все любят летом отдыхать на берегу реки или озера, купаться там, загорать. Но нужно соблюдать определенные правила.

     Как вы считаете, что нужно сделать с мусором, который остался после отдыха у реки: зарыть в песок или выбросить в воду? (Ответы детей.)

     А можно мыть в водоемах велосипеды, машины? (Ответы детей.)

     Охрана чистоты воды - такое же важное дело, как и охрана чистоты воздуха. Кроме того, воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

    Микроитог

    Для чего нужно экономить воду?

    Друзья природы должны  бережно использовать воду, и научить этому других.

    3. Итог занятия (подснежники за правильный ответ)

    И в заключении, я хочу убедиться, что все ли вы поняли и запомнили. А для этого мы поиграем в игру "Светофор природы" 

    Игра «Светофор природы» 
    А теперь возьмите свои светофоры. Я буду вам читать предложения, а вы, если верное предложение покажите зеленый, а если неверное - красный. 

    1.Надо убирать лягушек и червяков, потому что они некрасивые. (Красный) 
    2. Пожары уничтожают леса и все живое в них. (Зеленый) 
    3.Аисты приносят счастье. (Зеленый) 
    4. Хорошо и полезно когда из труб больших заводов  идет черный дым. (Красный) 

    5.Полезно мыть машины в озере. (Красный)

    6.Без воды не будет жизни на Земле. (Зеленый)

    А теперь давайте в нашем лесу (на доске) высадим  каждый свою полянку подснежников и определим, кто же был самый  активный,  внимательный, проявлял свое творчество,  отвечал на мои вопросы правильными и полными ответами, тот и станет лучшим другом природы.

    Оценивание детьми друг друга, каждого учащегося педагогом.

    А если мы с вами будем охранять природу всей группой, школой, со своими друзьями дома, будем ли получать такие письма от природы?

    Не забывайте, что мы с вами друзья природы, берегите и охраняйте ее.

    Спасибо за работу.



    Предварительный просмотр:

    Профессиональная ориентация и социальная адаптация детей «особой заботы» – важный фактор в воспитании.

    Профориентация школьников на сегодняшний день является одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий. Выбор профессии определяет дальнейшую жизнь человека, и к этому вопросу необходимо отнестись с особой серьезностью. Зачастую, школьники не задумываются относительно своей будущей профессии, откладывая выбор «на потом». Это явление обосновывается их незнанием либо неуверенностью в себе. Школа представляет собой своего рода убежище, маленький мир, кроме которого ребенок еще ничего другого не представляет.   Выпускники вспомогательной школы должны стать полезными членами общества, умеющими добросовестно трудиться, соблюдать законы государства.                                                                  Профориентация в коррекционной школе имеет свою специфику. Она связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а так же их социально-педагогической запущенностью.  В большинстве случаев семья не может оказывать должного  и положительного влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, поэтому эта функция ложится на воспитателей, классных руководителей и социального педагога. Можно так же обратиться за помощью в районный центр по профориентации, но часто его специалисты не готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.                                                                                                                     В адаптивной школе  трудовая подготовка учащихся к самостоятельной жизни  является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии. Опыт трудоустройства выпускников вспомогательной школы показывает, что учащиеся могут овладеть многими профессиями и сознательно, производительно трудиться. В условиях района целесообразно обучать умственно отсталых детей профессиям, которые необходимы в сфере бытовых услуг, сельском хозяйстве. В нашей школе-интернате дети овладевают трудовыми навыками столяра,  швеи-мотористки. Для организации полноценной трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся наша школа создала следующие необходимые условия:                                                                                            Оборудование учебных мастерских    (две  столярные и две швейные мастерские, кабинет СБО.                                                                                  Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна.                                                                                              Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать, особенно дети с ОВЗ.    Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.  Главная проблема состоит в том, что не всегда удается выбрать именно ту профессию, которая была бы любима. Как сами выпускники, так и их родители стараются найти оптимальный вариант. Ошибка будет стоить очень дорого, ведь решается будущее ребенка. Работа по профориентации учащихся ведется в тесном контакте с родителями. Сущность работы с родителями состоит в кропотливом разъяснении того, что пригодность их ребенка для той, или иной профессии зависит от его здоровья. В этой работе учитывается - семейная профориентация, так как родители могут помочь своим детям овладевать профессией, воспитывать интерес к ней.                                                                                                                                            Чаще всего решение подвергается непонятным никому критериям выбора. Профориентация школьников зачастую зависит и от преподавателей школы. Так, в той или иной мере, учитель, воспитатель  или социальный педагог может повлиять на выбор ребенка. Но главное, чтобы это влияние не было ущербным. Профориентация реализуется через учебно - воспитательный        процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.                                       Слайд:                                                                                                                              Цели профориентационной работы в школе;

    ● оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии;

    ● обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду,  социальной  адаптации;

    ● развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.

    Принципы профориентационной работы в школе:                                     Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён  весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

    Слайд:    принципы                                                          

    • Систематичность и преемственность профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа  ведется с первого по выпускной  класс.
    • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в  ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
    • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
    • Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений,  центров профориентации молодежи, службы занятости

    В своей воспитательной деятельности мы используем такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, , анкетирование, беседы, клубные часы, экскурсии.      

         Профориентационную  работы с детьми своей группы мы начали в начальном звене.                                                                                                                                   В младших классах мы с детьми  проводили, различные мероприятия  особенно много времени  отводилось сюжетно ролевым играм, таким, как   «Парикмахер», «Больница», «Дворник», «Повар», «Плотник».  для формирования интереса к профессии читали книги о   профессиях, рассматривали   красочные иллюстрации к книге «Кто что делает» из серии «Мир профессии  в картинках».  

    В средних  звене:

    были проведены беседы с целью выявления знаний детей о профессиях родителей, просматривали тематические кинофильмы,  детям рассказывалось кратко о различных профессиях.

    • Проводились  экскурсии на предприятия и в учебные заведения района 
    • Было организовано  анкетирование уч-ся с целью выявления проф направнаправленности.
    • Осуществлялись  индивидуальные и групповые консультации  уч-ся.

    Проводили недели по профориентации, конкурсы  рисунков по профессии “Моя будущая профессия”, «Кем я мечтаю быть?» «Мама, папа на работе», интеллектуальные игры «Цепочка профессий», “Встреча с Самоделкиным”, Кл. час “Есть такая профессия – Родину защищать”

    В старшом звене: отводится огромное время профориентации.  Перечислим направления. Организация и проведение с уч-ся викторин, «Есть много профессий хороших и нужных», «Веселая викторина о профессиях», «Профи-Викторина», «Калейдоскоп профессий». Так же огромное внимание отводится  беседам «Моя будущая профессия», «Все профессии важны», «Радуга профессий», «Выбор профессии дело серьезное". Проведение серий классных часов (согласно    возрастным особенностям, «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым,» «К чему люди стремятся в жизни»

    • Организация экскурсий и встреч со специалистами, “Центра занятости”. Создание портфолио учащегося. 
    •  Участие в конкурсах декоративно прикладного и технического творчества.
    • Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе.
    • Организация и проведение экскурсий (на предприятия); Мы планируем создать информационные альбомы, плакаты о каждом из посещенных предприятий,

    Еще в школе у нас отводится огромное внимание работе с родителями 

    • проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
    • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
    • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
    • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся

     В заключении хотелось сказать, что профориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделяется большое внимание, так как это способствует социализации воспитанников, выработке положительных качеств уч-ся, формирует   правильную оценку окружающих и самих себя. Важнейшую роль в этом играют педагоги.  Воспитатель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

    Анализ  результатов  профориентации  за прошлый выпуск  показал, что большинство выпускников трудоустроено. Выбор профессий, следующий: из 14 человек трудоустроены 9 человек.

    Опрос воспитанников нашей группы в этом году, показал, что из 13 человек, 8 человек планируют поступить в 49 училище, это вместе с 9 классом, а остальные будут работать в своём хозяйстве.

    Спасибо за внимание.