Главные вкладки

    Аттестация

    Батина Лилия Александровна

     По закону, педагоги обязаны проходить аттестацию раз в пять лет, чтобы подтвердить свою квалификацию. Такие проверки проводят сами образовательные организации. Они формируют экспертные комиссии, в состав которых входят как другие педагоги, так и представители профсоюза. Путем открытого голосования эксперты выносят заключение. Для того, чтобы педагог прошел аттестацию, достаточно половины положительных голосов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    О.В.Долингер –Заведующий МБДОУ

     « Анцирский детский сад»

    Модель аттестации педагогов  на соответствие занимаемой должности:

    управление квалификациями и профессиональным ростом.

    • современных условиях реформирования образования все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций. В соответствии с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности является обязательной процедурой для всех работников образовательных организаций, ведущих педагогическую практику более 2лет.

    Разработка  требований  к  соответствию  занимаемой  должности,  а  также  разработка

    инструментария        процедур,        проведение  оценки  соответствия  этим  требованиям  -  это

    компетенция ОО.

    Регламент аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Анцирский детский сад» (далее–Регламент) разработан в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276.

    Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности в нашем дошкольном учреждении проводится в целях подтверждения соответствия их занимаемой должности на основе оценки профессиональной деятельности, для:

    • оценки уровня профессиональной квалификации педагогов;
    • повышения качества методической помощи педагогам на основе выявленных образовательных потребностей;
    • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, их профессионального роста;
    • предоставление возможности распространения накопленного опыта на основе выявленных ресурсов педагогов;
    • обеспечение разработки индивидуальных траекторий профессионального роста педагогов;
    • формирования заказа на повышение квалификации.
    • МБДОУ « Анцирский детский сад»  функционирует 4
    • В связи с этим возникла потребность в педагогах с определенными компетенциями.

    Поэтому основной управленческой задачей стало: разработка требований к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы.

    Субъектами оценки при аттестации на соответствие занимаемой должности являются

    • педагоги ДОУ, предоставляющие информацию о своей квалификации и педагоги ДОУ собирающие, обрабатывающие и анализирующие информацию о квалификации педагога;
    • администрация ДОУ собирающая, обрабатывающая информацию в рамках контрольно-оценочной деятельности. Администрация ДОУ формирует базу данных.

    На основании распоряжения руководителя была создана рабочая группа, для разработки Регламента на соответствие занимаемой должности и содержания оценки (критериев, показателей оценивания, инструмента, процедур). В состав рабочей группы вошли: старший воспитатель, педагог-психолог , воспитатель высшей категории, два педагога с первой квалификационной категорией. Регламент, критерии, показатели оценивания, процедуры рассматривались и согласовывались на Педагогическом совете, были утверждены руководителем.

    При разработки критериев за основу были взяты трудовые действия, которые необходимы для выполнения должностных инструкций педагога, а также трудовые действия для реализации ООП ДО с учетом специфики образовательной организации (уровня квалификации педагогов, наличием групп различной направленности: компенсирующей, комбинированных).

    Фрагмент содержания оценки квалификации педагога на соответствие

    занимаемой должности.

    Трудовое действие

    Критерии оценивания

    Показатели (уровни

    проявления)

    Планирование образовательной работы

    Формулирует цели и задачи при

    а. формулирует без учета

    в группе детей раннего и/или

    планировании образовательной работы.

    индивидуальных и возрастных

    дошкольного возраста в соответствии с

    особенностей группы.

    федеральными государственными

    б. формулирует с учетом

    образовательными стандартами и ООП.

    мониторинга и возрастных

    особенностей группы.

    в. формулирует с учетом

    индивидуальных особенностей

    группы.

    Подбирает методы и приёмы при

    а. подбирает без учета

    планировании образовательной работы.

    индивидуальных особенностей

    группы.

    б. подбирает с учетом мониторинга

    и индивидуальных особенностей

    группы.

    в. подбирает для развития

    инициативы и самостоятельности

    детей, используя различные

    источники.

    Подбирает формы организации

    а. подбирает традиционные формы

    деятельности детей при планировании

    (рассказывание, показ и т.п.).

    образовательной работы.

    б. подбирает разнообразные

    формы (фронтальные,

    подгрупповые, индивидуальные) с

    учётом индивидуальных

    особенностей и рекомендаций

    узких специалистов.

    в. подбирает инновационные

    формы (квесты, интегрированные

    занятия и т.д.), способствующие

    развитию инициативы и

    самостоятельности детей.

    Реализация образовательной работы в

    Реализует поставленные цели и задачи

    а. реализует без учета

    группе детей раннего и/или

    в образовательной работе.

    индивидуальных и возрастных

    дошкольного возраста в соответствии с

    особенностей группы.

    федеральными государственными

    б. реализует с учетом мониторинга

    образовательными стандартами и ООП.

    и возрастных особенностей

    группы.

    в. реализует с учетом

    индивидуальных особенностей

    группы.

    Использует запланированные методы и

    а. применяет без учета

    приёмы при реализации

    индивидуальных особенностей

    образовательной работы.

    группы.

    б. применяет с учетом

    мониторинга и индивидуальных

    особенностей группы.

    в. применяет для развития

    инициативы и самостоятельности

    детей, используя различные

    источники. Импровизирует в

    соответствии с ситуацией.

    Использует разнообразные формы

    а. использует традиционные

    организации деятельности детей при

    формы (рассказывание, показ и

    реализации образовательной работы.

    т.п.).

    б. использует разнообразные

    формы(фронтальные,

    подгрупповые, индивидуальные).

    С учетом индивидуальных

    особенностей группы и

    рекомендаций специалистов.

    в. использует инновационные

    формы (квесты, интегрированные

    занятия и т.д.), способствующие

    развитию инициативы и

    самостоятельности детей.

    Импровизирует в соответствии с

    ситуацией.

    Реализация педагогических

    Реализует педагогические

    а. не использует рекомендации

    рекомендаций специалистов

    рекомендации специалистов в

    специалистов при организации

    (психолога, логопеда, дефектолога и

    совместной с педагогом деятельности.

    работы детьми с особыми

    др.) в работе с детьми,

    образовательными потребностями.

    испытывающими трудности в освоении

    б. использует рекомендации

    программы, а также с детьми с

    специалистов при организации

    особыми образовательными

    работы детьми с особыми

    потребностями.

    образовательными потребностями.

    в. использует рекомендации

    специалистов при организации

    работы детьми с особыми

    образовательными потребностями,

    применяя оптимальное сочетание

    репродуктивных и проблемных

    заданий для коррекции

    индивидуальных нарушений.

    Реализует педагогические

    а. не использует рекомендации

    рекомендации специалистов в

    специалистов при работе с детьми

    самостоятельной деятельности.

    ОВЗ, в самостоятельной

    деятельности детей (игровая,

    двигательная, продуктивная и др.)

    б. использует рекомендации

    специалистов при работе с детьми

    ОВЗ,  в самостоятельной

    деятельности детей (игровая,

    двигательная, продуктивная и др.).

    в. применяет рекомендации

    специалистов для коррекции

    индивидуальных нарушений детей

    с ОВЗ, используя разнообразные

    виды самостоятельной

    деятельности.

    Организация видов деятельности, осуществляемых

    в раннем и дошкольном возрасте: предметной.

    а. до 50% проявлений.

    познавательно-исследовательской, игры, продуктивной: конструирования, создания широких

    б. от 50% до 70% проявлений.

    возможностей для развития свободной игры детей.

    в. от 70% проявлений.

    Для оценки уровня компетенций педагогов была применена дескриптивная шкала оценивания.

    Для определения уровня владения трудовым действием рабочей группой были определены показатели:

    а. репродуктивный уровень (делает по образцу);

    б. продуктивный уровень (способен делать в определенных ситуациях); в. творческий уровень (импровизирует).

    Результаты оценки квалификации педагога фиксируются в листе оценки.

    Лист оценки квалификации педагога

    Ф.И.О

    воспитателя_______________________________________________________________________________________________________________

    Группа

    ______________________________________________________________________Период___________________________________________

    Шкала оценивания показателей (+/-)

    Трудовое

    Критерии

    Показатели (уровни проявления)

    Процедуры

    Анализ

    действие

    оценивания

    Тематический

    Фронтальный

    Просмотр

    показателей

    контроль

    контроль

    НОД

    оценки

    качества

    взаимодейст

    вия в

    системе

    «взрослый-

    дети» (Н.В.

    Тарасова)

    дата

    дата

    дата

    дата

    дата

    дата

    Планирование

    Формулирует цели и

    а. формулирует без учета

    образовательной

    задачи при

    индивидуальных и возрастных

    работы в группе

    планировании

    особенностей группы.

    детей раннего

    образовательной

    б. формулирует с учетом мониторинга

    и/или

    работы.

    и возрастных особенностей группы.

    дошкольного

    в. формулирует с учетом

    возраста в

    индивидуальных особенностей группы.

    соответствии с

    Подбирает методы и

    а. подбирает без учета индивидуальных

    федеральными

    приёмы при

    особенностей группы.

    государственным

    планировании

    б. подбирает с учетом мониторинга и

    и

    образовательной

    индивидуальных особенностей группы.

    образовательным

    работы.

    в. подбирает для развития инициативы

    и стандартами и

    и самостоятельности детей, используя

    ООП.

    различные источники.

    Подбирает формы

    а. подбирает традиционные формы

    организации

    (рассказывание, показ и т.п.).

    деятельности детей

    б. подбирает разнообразные формы

    при планировании

    (фронтальные, подгрупповые,

    образовательной

    индивидуальные) с учётом

    работы.

    индивидуальных особенностей и

    рекомендаций узких специалистов.

    в. подбирает инновационные формы

    (квесты, интегрированные занятия и

    т.д.), способствующие развитию

    инициативы и самостоятельности

    детей.

    Реализация

    Реализует

    а. реализует без учета индивидуальных

    образовательной

    поставленные цели и

    и возрастных особенностей группы.

    работы в группе

    задачи в

    б. реализует с учетом мониторинга и

    детей раннего

    образовательной

    возрастных особенностей группы.

    и/или

    работе.

    в. реализует с учетом индивидуальных

    дошкольного

    особенностей группы.

    возраста в

    Использует

    меняет без учета индивидуальных

    соответствии с

    запланированные

    особенностей группы.

    федеральными

    методы и приёмы

    б. применяет с учетом мониторинга и

    государственным

    при реализации

    индивидуальных особенностей группы.

    и

    образовательной

    в. применяет для развития инициативы

    образовательным

    работы.

    и самостоятельности детей, используя

    и стандартами и

    различные источники. Импровизирует

    ООП.

    в соответствии с ситуацией.

    Использует

    а. использует традиционные формы

    разнообразные

    (рассказывание, показ и т.п.).

    формы организации

    б. использует разнообразные формы

    деятельности детей

    (фронтальные, подгрупповые,

    при реализации

    индивидуальные). С учетом

    образовательной

    индивидуальных особенностей группы

    работы.

    и рекомендаций специалистов.

    в. использует инновационные формы

    (квесты, интегрированные занятия и

    т.д.), способствующие развитию

    инициативы и самостоятельности

    детей. Импровизирует в соответствии с

    ситуацией.

    Реализация

    Реализует

    а. не использует рекомендации

    педагогических

    педагогические

    специалистов при организации работы

    рекомендаций

    рекомендации

    детьми с особыми образовательными

    специалистов

    специалистов в

    потребностями.

    (психолога,

    совместной с

    б. использует рекомендации

    логопеда,

    педагогом

    специалистов при организации работы

    дефектолога и

    деятельности.

    детьми с особыми образовательными

    др.) в работе с

    потребностями.

    детьми,

    в. использует рекомендации

    испытывающими

    специалистов при организации работы

    трудности в

    детьми с особыми образовательными

    освоении

    потребностями,  применяя

    программы, а

    оптимальное сочетание

    также с детьми с

    репродуктивных и проблемных заданий

    особыми

    для коррекции индивидуальных

    образовательным

    нарушений.

    и потребностями.

    Реализует

    а. не использует рекомендации

    педагогические

    специалистов при работе с детьми ОВЗ,

    рекомендации

    в самостоятельной деятельности детей

    специалистов в

    (игровая, двигательная, продуктивная и

    самостоятельной

    др.).

    деятельности.

    б. использует рекомендации

    специалистов при работе с детьми ОВЗ,

    в самостоятельной деятельности детей

    (игровая, двигательная, продуктивная и

    др.).

    в. применяет рекомендации

    специалистов для коррекции

    индивидуальных нарушений детей с

    ОВЗ, используя разнообразные виды

    самостоятельной деятельности.

    Организация видов

    деятельности,

    а. до 50% проявлений.

    осуществляемых в раннем и дошкольном

    б. от 50% до 70% проявлений.

    возрасте: предметной. познавательно-

    в. от 70% проявлений.

    исследовательской, игры, продуктивной:

    конструирования, создания широких

    возможностей для развития свободной

    игры детей.

    Основанием для принятия решения о соответствии занимаемой должности является: проявления 50% действий на продуктивном и творческом уровнях от общего количества проявлений в соответствии с Регламентом.

    Для определения уровня квалификации педагогов в межаттестационный период организуются

    • определенной периодичностью следующие процедуры:
    • в рамках контрольно-оценочной деятельности: тематический контроль (2 раза в год), фронтальный контроль (1раз в год);
    • просмотр НОД (2раза в год);
    • анализ показателей качества взаимодействия в системе «взрослый – дети» (показатели оценки качества взаимодействия в системе «взрослый – дети» оценивается по 14 направлениям, конкретизирующим пять образовательных областей Программы в соответствии с ФГОС ДО, и включает оценку развивающей предметно-

    пространственной среды в детском саду по Н.В. Тарасовой).

    Экспертная группа, в состав которой входят педагоги разрабатывающие содержание оценки квалификации (критерии и показатели и т.д.), проводит оценку квалификации педагога.

    Такой формат листа оценки уровня квалификации педагога позволяет определить уровень квалификации педагога, а также поможет выстроить индивидуальную траекторию профессионального роста (от репродуктивного к творческому уровню).

    Для подтверждения соответствия занимаемой должности педагогов ДОУ создается аттестационная комиссия на основании распоряжения руководителя (в состав которой могут входить члены экспертной группы).

    Если педагог демонстрирует большой процент творческого уровня, аттестационная комиссия рекомендует подать заявление на прохождение аттестации на квалификационную категорию (первую, высшую). Если педагог демонстрирует ниже 50% проявлений творческого продуктивного уровня в протокол включаются рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагога, о необходимости повышения его квалификации с учетом слабо представленных педагогических компетенций, выявленных при аттестации.

    Решение комиссии выносится по результатам анализа представленных материалов:

    • анализ листов оценки квалификации педагогов (лист оценки квалификации представлен выше);
    • анализ портфолио педагога;

    Показатели и критерии оценки портфолио воспитателя

    Название раздела

    Требования к содержанию и рекомендации

    Критерии оценки портфолио

    Представленные

    Представленные

    Представленны

    п/п

    наполнения основных разделов портфолио

    материалы

    материалы

    е материалы не

    соответствуют

    частично

    соответствуют

    критериям.

    соответствуют

    критериям.

    критериям.

    1.

    Оглавление

    Оглавление  содержат  информацию  о  целях

    портфолио,  его  структуре  и  особенностях;

    название   разделов,   перечень   материалов,

    включенный в каждый из разделов.

    2.

    Общие сведения о

    Ф.И.О; дата рождения; сведения об

    педагогическом

    образовании; стаж работы (педагогический);

    работнике

    имеющаяся квалификационная категория

    (указать дату присвоения, срок действия);

    повышение квалификации (за последние 3

    года); контактный телефон и электронный

    адрес.

    ⮚  Эссе педагога.

    3.

    Копии документов

    Этот  раздел  содержат  копии  следующих

    документов:  диплом  (ы)  об  образовании,

    диплом о переподготовке и дополнительном

    образовании;

    аттестационный

    лист;документы,свидетельствующие

    о

    государственных

    наградах

    и

    званиях;

    удостоверения, свидетельства и сертификаты

    о повышении квалификации.

    4.

    Обобщение и

    Документы, подтверждающие личные

    распространение

    профессиональные достижения: дипломы,

    собственного

    грамоты, благодарности, сертификаты.

    педагогического

    опыта, публикации.

    5.

    Активное участие в

    Методические материалы, свидетельствующие о

    разных формах

    профессионализме педагога:

    методической работы

    конспекты (планы) занятий, праздников,

    развлечений, открытых мероприятий, проектов,

    статьи и др.

    Участие в методической работе на уровне

    дошкольного учреждения, муниципальном

    уровне (конференциях, семинарах, мастер-

    классов и т.п.).

    Изготовленные наглядные пособия,

    дидактические материалы и пр.

    6.

    Достижение воспитан

    Включает сертификаты, дипломы,

    ников

    грамоты об участии воспитанников в

    конкурсах, спортивных мероприятиях,

    олимпиадах.

    7.

    Отзывы о педагоге

    Включает в себя внешние и внутренние отзы

    вы,  благодарственные письма,

    анкеты

    родителей и т п.

    8.

    Динамика результатов

    Аналитическая справка по результатам

    педагогического

    мониторинга.

    мониторинга

    воспитанников за 3

    года

    • анализ анкетирования родителей по изучению степени удовлетворенности родителями качеством полученного образования и условиями его получения в ДОУ.

    Анкета для родителей

    1.

    На сколько удовлетворены Вы отношением воспитателя к

    0   1

    2

    3

    4

    5

    Вашему ребенку?

    полностью

    полностью

    не удовлетворен

    удовлетворен

    2.

    Считаете ли Вы созданные условия в группе комфортные

    0

    1

    2

    3

    4   5

    для развития ребенка?

    полностью

    полностью

    не удовлетворен

    удовлетворен

    3.

    На сколько с удовольствием идет Ваш ребенок в детский

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    сад, если в первую смену там работает этот педагог?

    полностью

    полностью

    не удовлетворен

    удовлетворен

    4.

    Как Вы отметите степень осведомленности о развитии

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    Вашего ребенка?

    полностью

    полностью

    не удовлетворен

    удовлетворен

    5.

    На сколько Вы удовлетворены психологическим климатом

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    группы?

    полностью

    полностью

    не удовлетворен

    удовлетворен

    6.

    Оцените степень участия педагога в адаптационный период

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    (Вашего ребенка)?

    полностью

    полностью

    не удовлетворен

    удовлетворен

    1. Назовите, пожалуйста, 2-3 положительные отличительные особенности Вашей группы, которые делают ее

    привлекательной для родителей.

    1. Назовите, пожалуйста, 2-3 серьезные проблемы, которые следует решить в Вашей группе, чтобы

    улучшить ее работу?

    9.

    Оцените работу воспитателя по пятибалльной системе

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    Основанием для принятия решения о соответствии занимаемой должности является: проявления 50% действий на продуктивном и творческом уровне от общего количества проявлений в соответствии с Регламентом.

    Управленческие решения по результатам проведенной оценки уровня квалификации педагогов:

    • разработка плана действий по повышению квалификации педагогов с учетом внутренних и внешних ресурсов;
    • определение возможности решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов ОО (наставничество, проведение мастер-классов, консультаций, семинаров и т.д.);
    • определение возможностей внешней среды (проведение семинаров на муниципальном уровне, планирование курсов ПК);
    • разработка индивидуальной траектории профессионального роста педагогов;
    • ротация кадров (перевод в другую возрастную группу, в группу компенсирующей или комбинированной направленности, перевод на другую должность при наличии вакансий с согласия работника).

    Ожидаемые результаты:

    • обеспечение единства в оценке уровня профессиональных компетенций педагогов;
    • повышение качества методической помощи педагогам на основе выявленных образовательных потребностей (на уровне ДОУ и муниципалитета);
    • предоставление возможности распространения накопленного опыта на основе выявленных ресурсов педагогов (на уровне ДОУ и муниципалитета);
    • обеспечение разработки индивидуальных траекторий профессионального роста педагогов;
    • формирование заказа на повышение квалификации.