Главные вкладки

    Группа раннего возраста

    Батина Лилия Александровна

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

    На втором году жизни ребенок уверенно ходит и бегает, у него резко расширяются контакты с внешним миром, все окружающее вызывает в нем интерес и любопытство. Состояние двигательной активности превращается в естественную потребность. При этом значительно обогащаются эмоции малыша, увеличиваются его познания.

    Возросшая активная деятельность находит выход в играх, которые можно широко использовать в воспитательных целях. Именно в ходе игр легче воспитывать в детях чувство долга и коллективизма, этические и эстетические качества, прививать им трудовые и гигиенические навыки, умение преодолевать трудности. Игры благоприятствуют развитию способности свободно ориентироваться в окружающей обстановке, принимать самостоятельные решения при неожиданных (но не сложных) ситуациях, развивают находчивость, смелость, ловкость, быстроту реакции. Движения помогают ребенку познавать внешний мир, вызывают потребность в общении с людьми. Этому способствует развитие детской речи.

    Однако нервная система на втором году жизни еще слаба, легко истощается. Поэтому, удовлетворяя потребность малыша в движениях, следует позаботиться и о его отдыхе. Целесообразно чередование движений и покоя. В противном случае наступает переутомление: дети становятся вялыми, сонливыми, раздражительными, капризными, теряют интерес к играм и игрушкам.

    После 1 года у ребенка изменяются качественные особенности памяти: механическое запоминание слов, предметов, явлений дополняется стремлением (правда, элементарным) осмысленно, логически зафиксировать в сознании все впечатляющее и новое. Бурное накопление новых представлений создает возможность для анализа (пока несложного) получаемых впечатлений. Ребенок жадно «впитывает» названия окружающих предметов, имена людей, клички животных. На втором году жизни устанавливается определенный грамматический строй детской речи, который в дальнейшем непрерывно совершенствуется.

    Особенно выражены у детей от 1 года до 2 лет неустойчивость чувств, непосредственность и поверхностность их. Свои эмоции — радость, любовь, отвращение, страх — малыши проявляют в яркой форме, очень естественно. В играх и других ситуациях хорошо обнаруживаются такие особенности раннего детского возраста, как эмоциональность, импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию.

    Детям до 2 лет прогулки дают возможность ближе узнать природу, обогащать свои впечатления и познания. Однако такие прогулки не должны быть продолжительными и утомительными.

    На третьем году жизни продолжается формирование личности ребенка. С радостью познания нового к детям приходит и чувство определенной самостоятельности, самооценки, самоутверждения. Взрослые обязаны бережно относиться к этому чувству, так как именно с него начинаются человеческое достоинство, уверенность в силах и возможностях человека. Уже в раннем возрасте ребенок — это личность с конкретным, хотя и неустойчивым, мировосприятием, темпераментом, мыслями и чувствами.

    После 2 лет двигательная активность ребенка еще более совершенствуется. Он может самостоятельно одеться, застегнуть и расстегнуть пальто, умыться, свободно пользуется ложкой и вилкой. Иначе говоря, ребенок во многом может обслужить себя. Более того, у него появляется желание помочь и взрослым, выполнить их несложные поручения.

    Игры детей становятся более содержательными, в них проявляется больше инициативы и стремления к творчеству. С интересом дети относятся к карандашам, краскам, пластилину.

    Ребенок усваивает правила культурного поведения, нормы личной и общественной гигиены. На детей этого возраста самое сильное воспитывающее воздействие оказывает поведение взрослых. Подражание у малышей приобретает уже не столько механический, сколько сознательный характер. Дети уже очень многое понимают, но в их сознании остаются не любые впечатления, а лишь те, которые доступны для их восприятия.

    Нервная система у двухлетних детей еще не окрепла, поэтому важны правильный ритм активности и покоя, достаточный по глубине и продолжительности сон. Какой-либо однообразный и продолжительный вид деятельности для ребенка неприемлем, ибо вызывает не только утомление малыша, но и отрицательное отношение к этому занятию в дальнейшем. Нужно разнообразить характер игр и других действий ребенка, заботиться о чередовании их с покоем и отдыхом.

    В развитии мышления ребенка существенная роль принадлежит наблюдательности. На третьем году жизни малыш может надолго сосредоточивать свое внимание на картинках, движении на улице, животных и других объектах. При этом мобилизуется наблюдательность, вначале поверхностная, когда дети воспринимают лишь то, что выделяется своей необычностью, цветом, формой, их соотношением. В дальнейшем при участии взрослых дети приобретают способность с помощью наблюдательности устанавливать причинно-следственные связи в явлениях, обращать внимание на детали предметов. Развитие наблюдательности помогает ребенку правильно понять и оценить то, с чем он сталкивается, что видит. Всему этому способствуют прогулки, которые на третьем году жизни удлиняются и носят познавательный характер.

    Эмоциональные переживания малыша становятся богаче, появляются новые чувства: застенчивость, смущение, сожаление, жалость, самолюбие и др. Хотя внешнее проявление этих чувств носит еще элементарный характер, выражение их во многом отражает правильность или порочность воспитания. В равной степени это касается и формирования эстетических начал в мышлении, эмоциях и поведении детей. Правильное воспитание ребенка подразумевает развитие у него положительной реакции на то, что действительно красиво. Более тонко в этом возрасте проявляются и отрицательные эмоции страха, гнева, возмущения, недовольства, ревности и др.

    Характерны неустойчивость настроения у детей 2—3 лет, быстрая смена отрицательных эмоций положительными и наоборот. Например, малыш только что плакал, но ему показали нечто смешное, и он уже заливается смехом. При этом чувства свои дети выражают бурно, жестами и мимикой. Разумеется, нервная система может истощаться, если ребенок будет долго находиться в состоянии эмоционального возбуждения. Чтобы этого не произошло, заботясь о поддержании жизнерадостного настроения, следует все же «дозировать» детские впечатления. Источником положительных эмоций у ребят являются прежде всего правильно построенные отношения со взрослыми, а также другими малышами.

    Памятка для родителей

    Психологические особенности детей раннего возраста

    В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

    Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

    В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение.

    Большое значение для развития личности раннего возраста имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка детей в это время является равноценной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

    Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

    • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
    • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
    • Будьте терпеливы.
    • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
    • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
    • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
    • Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте все его действия).
    • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
    • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
    • Каждый день читайте ребенку.
    • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, «открытия».
    • Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
    • Поощряйте любопытство.
    • Не скупитесь на похвалу.

                                                                                 Радуйтесь Вашему малышу!



    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    "Капризы и истерики

     у детей раннего возраста"

    Одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться является волнение родителей двух - трехлетних малышей по поводу детских капризов и истерик.

    Многих родителей беспокоят капризы и истерики детей. На самое обычное предложение помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребёнок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь же часто, как взрослые начинают относиться к этому.

     Капризы детей 2-3 года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движение одежда, неудобная постель и т.д.)

                 Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремиться подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворения желания не приносит ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.

             Иногда дети капризничают в период выздоровления. После болезни ребёнок ещё слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребёнок привыкает к повышенному вниманию окружающих, и, выздоровев, не хочет от этого отказываться. 

    Причина каприза может крыться в желании привлечь к себе внимание взрослого. Здесь может быть 2 пути: либо ребенком двигают эгоистические причины и ему просто хочется постоянно чувствовать ваше присутствие, либо же ему действительно не хватает вашего внимания, если это так – это повод серьезно задуматься и пересмотреть ваши отношения. 

     Истерика у детей раннего возраста является испытанным способом привлечения внимания к себе. К ней прибегают в том случае, если ребёнок чем-то не доволен, его желание не выполнено, определённая ситуация выходит из под его контроля. В случае психической предрасположенности, повышенной нервной возбудимости истерики могут стать часто повторяющимися, типичными формами поведения.

      Вид ребёнка, который бьётся в истерике, оказывает на взрослых неизгладимое впечатление. Они тут же начинаются метаться, успокаивать своё ненаглядное чадо, утешить и мигом удовлетворить все запросы и исполнить все желания. При этом в ход идёт всё – и капли валерьянки, и холодная вода, и обещания золотых гор. Но, в большинстве случаев, от такого поведения истерика у детей только усиливается и продолжается дольше.

     Причина этого довольно проста: если жалеют и успокаивают, то значит, действительно, дело плохо и повод для крика, и привлечения внимания к своей личности есть. Поэтому и устраивают дети раннего возраста истерики, добиваясь желаемого, и чем дольше и интенсивнее их успокаивать, тем больше они себя жалеют, тем громче плачут, падают на пол, кричат и извиваются.

     Понятное дело, что истерики и слёзы совсем игнорировать тоже нельзя, нельзя запереть ребёнка в комнате наедине со своим горем, ведь слёзы в этом случае – это явный, хоть и неконтролируемый призыв о помощи. Зачастую истерика и начинается со слёз, и если оставить эти слёзы без внимания, то они перерастают в настоящий скандал, со всеми вытекающими последствиями.

     Реагировать нужно обязательно. В особо тяжёлых случаях необходимо обратиться за помощью к специалистам: детским психологам и психоневрологам, психотерапевтам. Иногда одной-двух консультаций бывает недостаточно и требуется проведение цикла коррекционных занятий для достижения положительного результата.  

      Немаловажны и определённые профилактические мероприятия, задачей которых является предупреждение проявления нежелательных форм поведения в начальной стадии. Для этого не нужно провоцировать ребёнка, склонного к проявлению истерик к их возникновению.
               Если всё же избежать срыва не удалось, то для того, чтобы истерика закончилась быстрее, можно попробовать взять малыша на руки, прижать к своей груди, укачать или погладить. Все эти действия приводят к успокоению, а соответственно, сокращению длительности истерики.

      При истерике у детей раннего возраста не нужно суетиться, паниковать, призывать посторонних на помощь. Сколько бы истерика не длилась, в любом случае она закончится. Ребёнку необходимо дать выплакаться и накричаться, иначе, если все эти эмоции останутся внутри, они могут негативно отразиться на состоянии и работе внутренних органов и вылиться в недомогание, различные болезненные ощущения.

      Сильное нервное напряжение у детей раннего возраста обычно сменяется расслаблением. После истерики многие дети засыпают и спят долго, некоторые же впадают в состояние подобное ступору. Реакция эта является вполне естественной и не должна вызывать у близких или родственников панику и ужас. Ребёнка в это время тревожить нельзя, пусть спит, сколько будет спать. 

      Проконсультируйтесь со специалистами, как вести себя со своим ребёнком, чтобы избежать проявления истерик. Они могут порекомендовать, как правильно составить режим дня, организовать досуг ребёнка, распределить правильно его энергию и активность.

        
    Что нельзя делать во время истерик у детей раннего возраста!

              Так как истерика для ребёнка является доступным средством для получения желаемого, то, поняв один раз, что данный способ срабатывает, использовать его он будет довольно часто. Остановить истерики возможно только не проявляя во время них никаких уступок. 

      Возможно, с детскими истериками Вы знакомы давно, возможно столкнулись с ними в первый раз, после смены места жительства, началом в жизни Вашего малыша «детсадовского» периода. Крики, вопли, катания по полу, стук ногами и прочие прелести по утрам, когда Вы безнадёжно опаздываете на работу и обдумываете, как доставить Ваше орущее чадо в детский сад, способны вывести из себя даже очень спокойных и уравновешенных родителей. Но ситуацию исправить можно, для этого потребуются определённые усилия с Вашей стороны. 

      Для начала следует глубоко вздохнуть и успокоиться – истерика вечно длиться не будет, ребёнок «перерастёт», станет понимать и оценивать свои действия. Попробуйте организовать своё время так, чтобы опоздание на работу не давило на Вас. Если истерики случаются во время сборов в детский сад, планируйте время с учётом возможности данного события.  

      Обязательно дайте понять ребёнку, что его истерики Вам не страшны, и он ничего ними не добьётся, что Вы не будете выполнять требования ребёнка, потому что он валяется на полу и издаёт неприятные звуки. Не надо показывать своим видом, что Вы злы на ребёнка, собираетесь его наказывать. Ваше спокойствие и настойчивость дадут ребёнку понять, что он поступает как-то не так, и что своё поведение нужно изменить.

      Не нужно применять к ребёнку во время истерик никаких физических наказаний. В данной ситуации они не помогут, а только усугубят ситуацию. 

      Если, находясь в общественном месте, Вы чувствуете, что истерики не избежать, отведите малыша в место, где меньше людей, в машину, в укромный уголок, чтобы избежать посторонних взглядов, осуждений и советов, а также участия соболезнующих лиц.  

              
    Запомните простые правила,  и каждый раз  при возникновении истерики,  действуйте в соответствии с ними.

      •  не меняйте своих решений;
      •  не пытайтесь насильно взять ребёнка на руки;
      •  не поднимайте малыша с пола, если он на него улёгся;
      •  ни в коем случае не оставляйте его одного;
      •  не забывайте контролировать своё эмоциональное состояние, не допускайте поступков, о которых будете жалеть;
      •  постарайтесь всё-таки переключить внимание малыша на какие-либо предметы, интересные действия;
      •  не обращайте внимания на комментарии окружающих.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    "Адаптация малыша в детском саду"

    Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

         Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь- это новое окружение, новая обстановка, новые люди, одним словом адаптация. Слово "Адаптация" означает приспосабливаться на новые для ребёнка условия. Процесс часто проходит с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются такие изменения как:

    • Четкий режим дня;
    • Отсутствие родных рядом;
    • Постоянный контакт со сверстниками;
    • Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
    • Резкое уменьшение персонального внимания.

     Адаптационный период- серьёзное испытание для ребёнка 2-3 года жизни. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы решают в детском саду все вместе : воспитатели, младшие воспитатели и родители. Самая главная задача создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Каждый малыш привыкает по- своему, у кого-то адаптация проходит в легкой форме три - четыре недели, у кого-то в средней форме до двух месяцев, у кого-то тяжёлая адаптация до шести месяцев.

    Для того, чтобы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребенка, нужно сделать её постепенной, так как каждый ребенок привыкает по своему. Я для вас подготовила некоторые рекомендации.

    Уважаемые родители:

    1. Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
    2. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.
    3. Одежда в группе для данного возраста должна быть удобна шорты, брючки без застёжек и лямочек, носочки хлопчатобумажные, ребёнку проще будет самостоятельно одевать.
    4. Сократите просмотр взрослых телепередач, а больше уделяйте внимание своему малышу читайте: сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки. Проявляйте с малышом творческую деятельность (рисуйте, лепите). У ребёнка сформируется усидчивость.
    5. Расширяйте "социальный горизонт" ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
    6. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребёнку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не скупитесь на похвалу, говорите малышу какой ты молодец , хороший, смелый.
    7. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре)малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
    8. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку, мамин платочек, книжку, ребёнку будет легче находиться в группе связь с домашним домом.
    9. Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнка детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должна быть ограничены двумя часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
    10. Ребёнок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

    Чего нельзя делать ни в коем случае:

    - Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

    - Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

    - Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

    - Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,

    например, предстоит оставаться в садике полдня или даже на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

    Способы уменьшить стресс ребенка:

    • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
    • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
    • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
    • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
    • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
    • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

    Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!