Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь»
Движения рук всегда тесно
связаны с речью и способствуют
ее развитию. 
В. М. Бехтерев. 
Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. 
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при нормальном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. 
И мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, а это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонких движений кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. 
Мы предлагаем вам игры для пальцевой гимнастики. Это инсценировки рифмованных историй, сказок, исполняемых при помощи пальцев. Опыт показывает: если ребенок усвоил хотя бы одну такую игру, он захочет придумать новую инсценировку для знакомых стихов, песенок, рассказов. Эти игры помогают развивать творческое мышление, внимание, память, свободу движений, чувство пространства, а главное речь. 
Активную тренировку пальчиков можно начинать уже с десятимесячного возраста. Но помните, что стоит начинать играть только одной рукой. С 3-х лет, детки могут освоить игру, где заняты обе руки. 4-5 летние дети с интересом «гримируют» пальцы под героев знакомых сказок. 
Пальчики в лесу. 
Проделайте это упражнение с правой и левой ручкой малыша. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять. 
(взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе, легко прикасается своими пальцами к пальцам ребенка) 
Этот пальчик гриб нашел, 
(загибает мизинец) 
Этот пальчик чистить стал, 
(загибает безымянный палец) 
Этот резал, 
(загибает средний палец) 
Ну, а этот лишь глядел! 
(загибает большой палец, слегка щекочет ладошку) 
Непоседа. 
Пальчик, пальчик непоседа. (Сгибать и разгибать большой палец) 
Где ты бегал, Где обедал? (То же) 
Я с мизинцем ел калину, (Соединить большой палец и мизинец) 
С безымянным ел малину, (То же с безымянным, и т. д.) 
С указательным клубнику. 
Ел со средним землянику. 
Поиграем со снежком. 
Раз, два, три, четыре, (Сминать лист бумаги) 
Мы с тобой снежок лепили! (Продолжать сминать лист) 
Очень твердый, очень гладкий! (Покатать между ладонями скомканный лист) 
И совсем, совсем несладкий, (То же самое) 
Раз – подбросим, (Движения по тексту) 
Два – поймаем, (Движения по тексту) 
Три – уроним, (Уронить лист на пол) 
И сломаем! (Потопать ногами) 
Подарите детям праздник!