Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В. М. Бехтерев. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при нормальном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. И мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, а это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонких движений кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Мы предлагаем вам игры для пальцевой гимнастики. Это инсценировки рифмованных историй, сказок, исполняемых при помощи пальцев. Опыт показывает: если ребенок усвоил хотя бы одну такую игру, он захочет придумать новую инсценировку для знакомых стихов, песенок, рассказов. Эти игры помогают развивать творческое мышление, внимание, память, свободу движений, чувство пространства, а главное речь. Активную тренировку пальчиков можно начинать уже с десятимесячного возраста. Но помните, что стоит начинать играть только одной рукой. С 3-х лет, детки могут освоить игру, где заняты обе руки. 4-5 летние дети с интересом «гримируют» пальцы под героев знакомых сказок. Пальчики в лесу. Проделайте это упражнение с правой и левой ручкой малыша. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. (взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе, легко прикасается своими пальцами к пальцам ребенка) Этот пальчик гриб нашел, (загибает мизинец) Этот пальчик чистить стал, (загибает безымянный палец) Этот резал, (загибает средний палец) Ну, а этот лишь глядел! (загибает большой палец, слегка щекочет ладошку) Непоседа. Пальчик, пальчик непоседа. (Сгибать и разгибать большой палец) Где ты бегал, Где обедал? (То же) Я с мизинцем ел калину, (Соединить большой палец и мизинец) С безымянным ел малину, (То же с безымянным, и т. д.) С указательным клубнику. Ел со средним землянику. Поиграем со снежком. Раз, два, три, четыре, (Сминать лист бумаги) Мы с тобой снежок лепили! (Продолжать сминать лист) Очень твердый, очень гладкий! (Покатать между ладонями скомканный лист) И совсем, совсем несладкий, (То же самое) Раз – подбросим, (Движения по тексту) Два – поймаем, (Движения по тексту) Три – уроним, (Уронить лист на пол) И сломаем! (Потопать ногами) Подарите детям праздник!