Раздел 3.12

Манын-оол Алевтина Сандановна

Педагогическое наставничество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Этапы становления молодого учителя включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Параметры

Программа  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств  профессионала  и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.

Программа «Наставничество»

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Задачи программы:

  1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем;
  2. организация внутришкольной методической работы с молодым учителем;
  3. организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем;
  4.  ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  5.  адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.

Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Обязанности наставника:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

ПЛАН РАБОТЫ

по организации наставничества

2015-2016 учебный год

Наставник– Манын-оол А.С.                   

Молодой специалист– Ховалыг Н.Н.

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

  • Час общения "Расскажи о себе"
  • Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом
  • Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса
  • Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов
  • Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

Октябрь

  • Час общения "Основные проблемы молодого учителя"
  • Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы
  • Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"
  • Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе"

Ноябрь

  • Семинар "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"

Декабрь

  • Консультация "Современный урок: структура и конструирование"
  • Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".
  • Посещение уроков наставника и других учителей и их структурный анализ

Январь

  • Консультация "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"
  • Семинар "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Февраль

  • Посещение уроков у молодого специалиста
  • Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"
  • Обзор периодической педагогической печати
  • Взаимопосещение мероприятий декады

Март

  • Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков)
  • Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций

Апрель

  • Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"
  • Час психологии

Май

  • Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя