Педагогический совет

Резакова Яна Евгеньевна

«Как можно, а как нельзя мотивировать ребенка

в образовательном процессе?»

 

Образовательный процесс - целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности, путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Физическая культура, как учебный предмет в школе, включает в себя как физические умения, так и теоретические знания, которые занимающиеся должны получать во время урока.

Часто младшие школьники на уроках бывают довольно рассеянными. В среднем звене - очень энергичными. А в старшем и вовсе дети говорят, что спортом заниматься они не хотят, профессию себе выбрали связанную с офисной работой и физкультура им в жизни не понадобиться.

Мотивация в любом предмете это оценочная система знаний и умений. Но что делать, если ребенка мало интересуют хорошие отметки в дневнике?

Для того, что бы понимать, как замотивировать ребенка для занятий физической культурой, надо понимать его цели,  потребности, и в дальнейшем построении учебного процесса исходить из его уровня физической подготовленности, возрастных и психологических особенностей занимающихся.

Мотивация в любом предмете это оценочная система знаний и умений. Но что делать, если ребенка мало интересуют хорошие отметки в дневнике? А как замотивировать первоклашек, которые вовсе не получают оценок за урок? Что делать со средним звеном, которые выполняют все задания на уроке настолько активно, что даже в процессе разминки могут травмироваться? Что делать со старшим звеном, которые в большинстве своем делятся примерно пополам, на тех, кто занимается каким-либо видом спорта профессионально, и на тех, кто в век компьютерных технологий постоянно зависает в различных гаджетах? Разберем каждую из проблем по отдельности:

  1. Первоклассники.  Так как первоклашки еще только вышли из детского сада, и психологически пока еще перестраиваются от игр на физкультуре к конкретным упражнениям, то развитие физических умений и навыков развиваются у них в процессе игры. При переходе от игры к конкретным упражнениям необходимо игру оставлять в качестве поощрения на конец урока, если все дети будут дисциплинированно заниматься и успеют выполнить на уроке  всё задуманное учителем.
  2. Младшее звено. Для младшего звена игра так же остается отличной мотивацией, а еще здесь можно подключить сдачу нормативов ВФСК «ГТО». дети, получая значок с гордостью хвастаются ими друг перед другом, перед родителями, их друзьями и эта похвала служит отличным поводом для продуктивных занятий на уроке физической культурой.
  3. Среднее звено. Так как на это время приходиться подростковый период, мальчики начинают проявлять внимание к девочкам, девочки присматриваться к мальчикам, и дети уже более осознанные, мотивирующие уроки можно включать в теоретический курс. Необходимо рассказывать о пользе правильного питания, влияния физической нагрузки на здоровье организма, на физическое состояние и рельеф строения тела. Так же в качестве мотивации можно использовать участие в спортивных соревнованиях за честь класса, школы, города. Многие очень стремятся поучаствовать в соревнованиях, потому что это новые знакомства, смена обстановки, адреналин и незабываемые эмоции во время самого соревнования.
  4. Старшее звено. В старшем звене можно прибегать к использованию гаджетов во время занятий и соревнований. Дети часто носят с собой часы, телефоны и очень не хотят с ними расставаться. Можно использовать их с пользой в образовательном процессе! Существует много приложений, которые подсчитывают энергозатраты человека с помощью разных программ. Можно вносить выполненные задания в различные приложения или узнавать задания, технику выполнения или количество подходов по QR-коду, например на каждой из станций в круговой тренировке.  Так же отличной мотивацией для учеников 9 и 11 классов является сдача норматива ВФСК «ГТО», так как при поступлении в ВУЗ они получают дополнительные балы при наличии знака отличия. Ну и в старшем звене так же мы не исключаем участие в соревнованиях, как мотивационный момент в обучении.

Все без исключения дети любят походы выходного дня и выезды вне стен школы с классом. Это тоже можно использовать как мотивацию, причем как для отдельного предмета, так и для общей успеваемости класса.