Из опыта работы

Вера Геннадьевна Страбыкина

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценки образовательных достижений учащихся Заместитель директора школы по УВР Вера Геннадьевна Страбыкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Слайд 2

Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Цели образования сформированы как социальный заказ, трансформированы в требования и конкретизированы в планируемые результаты.

Слайд 3

ФГОС ООО 2010 года

Слайд 4

Тенденция преобразования образовательной системы такова, что «подражательные образование» сменяется самообразованием, а значит «наблюдаемая оценка» сменяется самооценкой совместно с внешней оценкой

Слайд 5

Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов в основной образовательной программе образовательного учреждения в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, например, программы «Работа с текстом»)

Слайд 6

система оценки Достигли ли планируемых результатов? Информировать учащихся и родителей Элемент управления ОУ Зачем нужна? Какие функции выполняет ? Что можно оценивать? образовательные достижения обучающихся результаты деятельности ОУ Внутренняя оценка Результаты Промежуточной аттестации (или накопленной оценки), отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, Осуществляется в ходе совместной деятельности всех участников ОП Внешняя оценка Государственная (итоговая) аттестация -аккредитация ОУ -аттестация педагогов -мониторинговые исследования

Слайд 7

Оценка личностных результатов Что можно оценивать? Универсальные учебные действия: 1.основы гражданской идентичности; 2.готовность к самообразованию и выбору профессии; 3.Сформированность социальных компетенций, включая ценностные смысловые установки и моральные нормы - соблюдение норм правил поведения в ОУ; -участие в общественной жизни; прилежание и ответственность; способность выбирать образовательную траекторию; ценностно-смысловые установки; Текущая оценка Процедуры Оценочные суждения педагогов; Самооценка; Мониторинговые процедуры (неперсонифоцированная оценка); Используется в целях развития личности, не выносятся на итоговую оценку обучающихся, является предметом оценки деятельности школы

Слайд 8

Оценка метапредметных результатов Что можно оценивать? Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД: Готовность к освоению системы знаний; Способность к коммуникации; Способность к решению личностных и социальных проблем; Способность к использованию ИКТ в целях образования; Способность к саморегуляции и рефлексии; Программа формирования УУД Промежуточная аттестация Текущий контроль и оценка Когда оценивается? Процедуры Оценочные суждения педагогов; Самооценка Защита индивидуального итогового проекта Тематические проверочные работы по предметам Мониторинговые процедуры (стартовая диагностика, приращение результатов); Оценка достижений, представленных в разделах «Регулятивные, коммуникативные, Познавательные универсальные учебные действия»

Слайд 9

Оценка предметных результатов Что можно оценивать? Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале Оценивает каждый учитель Когда и кем оценивается? Процедуры Оценочные суждения педагогов ; Самооценка; Защита индивидуального итогового проекта Тематические проверочные работы по предметам Мониторинговые процедуры (стартовая диагностика); Персонифицированная оценка, интерпретация Формирование норм оценки при разработке программ по предметам, критериальное оценивание Рейтинговая система оценивания Уровневый подход Базовый уровень Повышенный уровень Пониженный уровень Низкий уровень Высокий уровень ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ

Слайд 10

Особенности оценки предметных результатов Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»)

Слайд 11

Особенности оценки предметных результатов Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. В ыдел ены следующие два уровня , превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»), высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Слайд 12

Особенности оценки предметных результатов Подготовка учащихся, уровень достижений которых ниже базового характеризуется двумя уровнями : пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») - свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся.

Слайд 13

Особенности оценки предметных результатов Подготовка учащихся, уровень достижений которых ниже базового характеризуется двумя уровнями : низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1») - свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению

Слайд 14

Объект итоговой оценки подготовки учащихся Планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ направления оценки связаны с компетентностной моделью выпускника

Слайд 15

Процедуры итоговой оценки подготовки учащихся Все процедуры итоговой оценки освоения учащимися ООП ООО носят персонифицированный характер . Интерпретация результатов оценки ведётся с учётом стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Слайд 16

Итоговая оценка образовательных результатов учащегося Накопленные текущие оценки; Оценки за итоговые работы; Оценка за подготовку и презентацию проектной работы; Накопление оценок «Портфель достижений учащегося »

Слайд 17

Портфель достижений учащегося Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.

Слайд 18

Портфель достижений учащегося В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

Слайд 19

Портфель достижений учащегося Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ для портфеля достижений ведется самим учащимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия ученика не допускается .

Слайд 20

Как учесть и оценить качественное приращение каждого ученика? Безусловно, оценка результатов должна заключаться не в оценке объема полученных знаний, а в оценке уровня сформированности комплекса компетенций. При оценивании учитывается совокупность действий: ЧТО достигнуто – результат, КАКИМ ОБРАЗОМ – постановка цели, планирование, использование источников, обработка информации, участие в диалоге; КАКОЙ продукт получен – его оригинальность, нестандартность, демонстрация личностной позиции

Слайд 21

Самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности. Воздействия учителей, воспитателей должны совпадать с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя. Самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать. Способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели

Слайд 22

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах итоговая контрольная работа, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов. приоритетными в диагностике становятся новые формы работы - метапредметные диагностические работы, составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и коммуникативных действий в промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития.

Слайд 23

Форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Слайд 24

Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена.

Слайд 25

Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка за класс (решение о переводе в следующий класс) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика .

Слайд 26

Инновационность системы оценки Комплексность (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов) Системность (оценка достижений обучающихся) Оценка динамики учебных достижений обучающихся Разнообразие методов и форм оценивания (персонифицированные, не персонифицированные, стандартизированные и не стандартизированные, творческие работы, проекты, самоанализ и т.д.)

Слайд 27

Система оценивания учебных достижений каждого ученика нацелена на личностный рост и развитие. Новый уровень понимания ошибок ребенка: незнание-это не порок, а стимул к познанию, важно не наказ за ошибки и незнание, а стимулирование к познанию через похвалу, одобрение, совет, создание ситуации успеха, поддержку и сотрудничество. Оценивается не только результат учебного труда, но и усердие, преодоление трудностей, проявление самостоятельности, овладение ключевой компетенции- умение учиться.

Слайд 28

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный план среднего общего образования в рамках ФГОС СОО заместитель директора по УВР Страбыкина В.Г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Слайд 2

Учебный план МБОУ №СШ №9 с УИОП» отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельность

Слайд 3

Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу среднего общего образования, не допускаются к итоговой аттестации. Освоение основной образовательной программы среднего общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Формой проведения промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана X - XI классов является форма, указанная в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации регулируется Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СШ №9 с УИОП»», утвержденным приказом № 79 от «27» февраля 2015 г.

Слайд 4

ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Слайд 5

Основные сведения Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю) Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит не менее 11 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: « Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Слайд 6

Особенности учебного плана МБОУ «СШ №9 с УИОП» обеспечивает реализацию учебных планов двух профилей обучения: социально-экономического и технологического учебный план профиля обучения содержит не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области: социально-экономическом: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «Экономика», «Русский язык»; технологическом: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «Информатика», «Физика»

Слайд 7

Учебный план социально-экономического профиля (недельный, годовой) 10Б класса Предметная область Учебный предмет Уровень количество часов Русский язык и литература Русский язык У 105 (3) Русский язык и литература Литература Б 105(3) Математика и информатика Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия в том числе: У 210(6) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа У 140(4) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия У 70(2) Информатика Б 35(1) Иностранные языки Иностранный язык (английский) Б 105(3) Общественные науки История Б 70(2) Обществознание Б 70(2) Экономика У 70(2) Право Б 35(1) География Б 35(1) Естественные науки Биология Б 35(1) Химия Б 35(1) Физика Б 70(2) Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Б 105 (3) Основы безопасности жизнедеятельности Б 35(1) Индивидуальный проект ЭК 35(1) Предметы и курсы по выбору ЭК 140(4) итого 1295(37) Форма промежуточной аттестации годовые контрольные работы по всем учебным предметам

Слайд 8

Предметная область Учебный предмет Уровень количество часов Русский язык и литература Русский язык Б 35 (1) Русский язык и литература Литература Б 105(3) Математика и информатика Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. В т.ч. У 210(6) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа У 140(4) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия У 70(2) Информатика У 140(4) Иностранные языки Иностранный язык (английский) Б 105(3) Общественные науки История Б 70(2) Обществознание Б 70(2) Естественные науки Биология Б 35(1) Химия Б 35(1) Физика У 175(5) Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Б 105 (3) Основы безопасности жизнедеятельности Б 35(1) Индивидуальный проект ЭК 35(1) Предметы и курсы по выбору ФК 140(4) итого 1295(37) форма промежуточной аттестации годовые контрольные работы по всем учебным предметам Учебный план технологического профиля (недельный, годовой) 10А класса



Предварительный просмотр:

                                                                                                             

                                                                                                             

                                                                                                               Из опыта работа.

                          Разработка индивидуальных творческих проектов –

            новый эффективный   подход к развитию познавательной активности    

                                            учащихся в процессе обучения.

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная учащимися под руководством учителя. Включение учащихся в проектную деятельность явление новое и для учителя, и для ученика, а внедрение всегда сопровождается трудностями. Поначалу творческие задания выполняются по образцу.

Заимствуя на начальном этапе проблему или разрабатывая проект, взвешиваю, посильна ли такая работа ученику?

Насколько она привлекательна?

Хватит ли знаний, умений, чтобы ее выполнить?

Достаточна ли материально-техническая, информационная оснащенность для выполнения проекта?

Неинтересная, чрезмерно трудная проблема даст плохой результат. Не будет результата, если работа происходит в отрыве от познанного раннее,  вне связи с жизненным опытом учащихся, программным материалом. Выбрав подходящий проект, адаптирую его к конкретной рабочей ситуации, уровню общей продвинутости, а  так же индивидуальным особенностям  учащихся.

Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, несколько взаимосвязанных тем или целого тематического блока. Замысел проекта формирую исходя из общей проблемы (потребности), требующей разрешения. Для решения выявленной проблемы совместно с детьми веду поиск различных вариантов, провожу обоснованный выбор лучшего. Следует мысленно обрисовать себе проблему, вытекающие из нее задачи, возможные пути их решения. Чтобы максимально мотивировать проектную деятельность учащихся, выбираю проблемы, которые близки учащимся и вызывают у них интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Например:  7 класс – С какой скоростью ты пришел в школу? Какова плотность соли?;  8 класс - Какова энерговооруженность вашей квартиры?

Проекты могут быть разными. Типология проектов условно определена следующими признаками:

   Число участников проекта             Продолжительность проекта

   Метод, доминирующий в проекте:

   Исследовательский,

   Творческий,

   Информационный,

   Практико- ориентированный,

   Игровой,

   Приключенческий.

   Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Аргументация актуальности темы, определения проблемы, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы, обозначение методов исследования и проведение эксперимента.

Заканчивается проект обсуждением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу. Такие проекты  найдут применение у моих нынешних семиклассников в старших классах.

Творческие проекты не имеют столь строго проработанную структуру, обозначение требований к проекту, выработка идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия) – обязательны в этом случае.

Информационные проекты призваны научить учащихся добывать информацию, этот проект может интегрироваться в исследовательский.

Особенно важными на уроках физики считаю практико- ориентированные проекты- проекты, обязательно предполагающие практический выход. Здесь важно не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошо организованная координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а так же организация внешней оценки проекта.

Начинаем работать по методу проектов. Что делать?

  1. Создать мотивацию;
  2. Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
  3. Уметь использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений;
  4. Представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
  5. Организовать работу (в группах, индивидуально);
  6. Владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.
  7. Консультировать (по методу убывания подсказок)
  8. Иметь критерии объективной оценки.

Итак, заранее  готовых решений нет, есть только процесс работы над проектом, прежде всего необходимо вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, то есть определить продуманную последовательность шагов по реализации некоего, принятого самим учащимся решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ физики и способствует трудовому и творческому становлению личности.

Моя задача выражается в том, чтобы спланировать работу ученика над проектом, обеспечить  удивление и мотивацию ук труду, чтобы задание не было чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития ученика.

Нужно уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывания подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.

Нельзя делать слишком много входящих в задачу компонентов. По наблюдению психологов, большинству людей удается одновременно воспринимать лишь от 5 до 9 отдельных событий или значимых единиц информации. Деликатно направляя поисковую  активность учащихся, я организую взаимодействие всех членов коллектива.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования  цели действий, механизма выполнения и конкретного решения поставленной проблемы. На основе этих материалов и готового решения оценивается общий уровень подготовленности школьников.

Использование метода проектов позволяет на практике интегрировать знания и умения, полученные ими в результате обучения по отдельным учебным дисциплинам.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам,  обеспечивает разнообразие деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намечанные сроки, взаимопомощь, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах, развивает коммуникативные способности, обеспечивает социализацию обучающихся.

Работа, которая требует больших затрат, выполняется дома, тем самым закладываются  возможности общения детей и родителей.

В приложении: схема 1 « Удовлетворение образовательных потребностей», схема 2»Организационная структура работы над проектом»;

Памятка учащемуся при выполнении проекта, Положение об ученическом проекте,  разработанные мною.



Предварительный просмотр:

Индивидуальные учебные планы, как оптимальный и наиболее эффективный способ организация учебной деятельности старшеклассника по индивидуальным образовательным маршрутам

                   Страбыкина Вера Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной     работе МБОУ СШ №9 с УИОП", учитель физики

     Одной из основополагающих задач, стоящих перед школой, является профессиональное самоопределение учащихся. Наша школа с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» успешно решает эту проблему  путём организации учебной деятельности старшеклассников по индивидуальным образовательным планам. Несколько слов о школе.       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»"     реализует свою образовательную деятельность по следующим направлениям: формирование проектно-технологической культуры участников образовательного процесса; воспитание конкурентоспособности, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, способности принимать решения в жизненных ситуациях; обеспечение условий для профессионального личностного самоопределения учащихся  в процессе обучения и воспитания; подготовка обучаемых к успеху в  будущей жизненно-профессиональной карьере на основе осознанного выбора профиля обучения. Школа осуществляет  эффективную подготовку выпускников через систему предпрофильного и профильного обучения; а также  допрофессиональную и профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда города и региона.
       
 В школе созданы условия проектирования образовательно-профессионального маршрута самими учащимися.   Прежде чем приступить к составлению индивидуальных образовательных программ,  мы предварительно работаем с учащимися  в рамках предпрофильной подготовки и курса «Твоя профессиональная карьера». Организуем диагностику личностных качеств учащихся и соотнесение их с профессиями.
Профильное обучение проводим в соответствии с запросами учащихся и их родителей,
Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить  индивидуальный учебный план в совокупности с базовыми и профильными предметам и элективными  курсами.

 Каковы же сущность и порядок формирования индивидуальных учебных планов? 

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана.  Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, то есть практически свою строго индивидуализированную образовательную программу.  Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении. Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий ученика  по реализации индивидуального учебного плана.
          Индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является совокупностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса. Поскольку эти условия изменяются, индивидуальный образовательный маршрут не может быть некой раз и навсегда заданной константой. Он позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся.
Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования.
       Ученики вправе самостоятельно и по согласованию с родителями избрать тот или иной уровень изучения предмета. На основе результата диагностики образовательных запросов учащихся, исходя из базисного учебного плана, но с учетом индивидуальных образовательных маршрутов, определив педагогическое (кадровое) сопровождение, составляется учебный план на то количество групп учеников, которые сформировались в результате утверждения образовательных маршрутов.
        Уровень изучения того или иного предмета (базовый или профильный) определяется числом недельных уроков, которые выбрал ученик. Например: в индивидуальном учебном плане в строке «Химия» ученик указывает 3 часа в неделю, это означает, что данный учебный предмет будет изучаться им на профильном уровне, если 1 час - на базовом.
      Количество вариантов, предлагаемых учащимся, определяется  квалификацией педагогических кадров; учебно-материальной базой школы, исходя из наличия необходимого количества оборудованных кабинетов, обеспечения образовательного процесса материалами, инструментами, реактивами);  возможностью изыскать пути финансирования данного учебного плана; умением диспетчера по расписанию составить расписание, в соответствие с базисным учебным планом, но с учетом образовательных маршрутов сформированных групп учеников.
Организационные условия перехода на индивидуальный учебный план 
         Переход школы на реализацию индивидуальных учебных планов выдвигает задачу изменения совокупности организационных условий реализации образовательного процесса на третьей ступени обучения. Как строится процесс организации обучения старшеклассников?
Во-первых,  для  сопровождения ученика при реализации им индивидуальной образовательной программы составляется  индивидуальная карта образовательного маршрута учащегося, которая оформляется в виде памятки:

Уважаемый девятиклассник!

 Для обучения в 10-11 классах ты должен знать:

1. Что такое учебный план в старшей школе, его составляющие

1.1. Базовые предметы – обязательная часть образовательной деятельности  для всех учащихся.

1.2. Профильные предметы  – предметы,  ориентированные на их расширенное, углубленное изучение.

1.3. Элективные курсы

Элективные курсы направлены на:

1.3.1. Углубление: результат – более глубокое изучение учебного предмета.

1.3.2. Консультации: результат – помощь в решении учебных проблем.

1.3.3. Образовательные проекты и проекты: результат – развитие культуры проектной деятельности.

1.3.4. Подготовка поступления в ВУЗ: результат – изучение учебного предмета в соответствии с программой для поступления в ВУЗ.

1.3.5. Занятия по начальной профессиональной подготовке: результат – освоение рабочих специальностей (например: автослесарь, водитель).

2. Оформление  образовательной программы учащегося старшей школы

2.1. Цель моего образования в старшей школе____________________________________________________________

2.2. Мои профессиональные намерения ____________________________________________  

2.3. Для достижения цели я хочу изучать___________________________________________

Я выбираю

Профильные предметы  __________________________________________________________

Элективные курсы  ______________________________________________________________          

2.4. Какие проблемы я вижу в достижении своей цели: ________________________________

3. Вы уже ученик 10 класса и можете выбрать учебный профиль и составить индивидуальный учебный план на два года. Для этого Вам необходимо знать следующее:

  • Каждый учебный год – это 35 учебных недель. Два года – 70 недель.
  • Обязательная нагрузка учащегося – 37 часов в неделю,
  • За два года минимальная обязательная нагрузка составит 2100 часов, максимальная – 2520 часов.
  • Рекомендуется выбрать два, но не более трех профильных учебных предмета, по которым вы должны будете проходить промежуточную аттестацию на профильном уровне.
  • Средняя учебная нагрузка по профильным предметам (профильные учебные курсы и элективные курсы) должна составлять не менее 14 часов в неделю, т.е. не менее 980 часов за два года.

Рекомендуем следующий алгоритм действий:

- Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов и предлагаемых школой курсов.

- Ознакомиться со списком предлагаемых элективных курсов.

- Ознакомиться с примерными учебными планами по предлагаемым школой учебным профилям.

- Приступить к выбору профильного предмета или профиля в целом. При необходимости можно проконсультироваться с учителем и завучем.

- Составить предварительный индивидуальный учебный план по предлагаемому образцу в двух экземплярах. Один экземпляр сдать классному руководителю, второй – обсудить с родителями.

- Окончательный вариант учебного плана должен быть составлен не позднее 7 сентября  и сдан классному руководителю.

Изменения индивидуального учебного плана допускаются по согласованию с координатором и администрацией школы в следующие сроки:

  • До 5 октября;
  • После окончания первого полугодия 10 класса;
  • После окончания 10 класса.

Следующий шаг-  формирование списка  учебных предметов и курсов, предлагаемых  учащимся.

Составлен  предварительный вариант учебного плана  школы, включающий в себя набор учебных предметов, которые школа может предложить учащимся  на выбор. В соответствии с  федеральным Базисным учебным планом определен перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный и региональный компонент).

Бланк для составления индивидуального учебного плана на 2015-2016 учебный год

Фамилия, имя, отчество___________________________________________

Перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный и региональный компонент).

Учебные предметы

Количество часов в году/неделе

Русский язык

35 (1)

Литература

105(3)

Иностранный язык

105(3)

Обществознание (включая экономику и право)

70(2)

История

70(2)

История ХМАО-Югры

35(1)

Биология

35 (1)

      ОБЖ

35 (1)

Физическая культура

105(3)

всего

595(17)

Далее дополнить перечень изучаемых предметов предлагается с помощью таблицы «Перечень предметов, изучаемых на базовом или профильном уровне, предлагаемых школой (два учебных года)»

Учебный

предмет

Вид учебного курса

число часов

Базовый

профильный

Математика

210

420

Физика

140

350

Химия

70

210

Технология

70

280

Информатика и ИКТ

70

280

Мировая художественная культура

210

Затем учебный план  ученика дополняется элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяется школой (компонент образовательного учреждения).

Перечень элективных курсов

Элективные курсы на выбор учащихся 10-11  классов МБОУ «СШ №9 с УИОП"» 

на      ---------- учебный год

п/п

Название курса

Количество часов

Офисные технологии

35

«Международное гуманитарное право»

35

«Право»

35

Стилистика русского языка

35

Информационные технологии в бизнесе

35

Офисное программирование

35

Основы предпринимательской деятельности

70

Декоративно-прикладное искусство

70

«Основы художественного проектирования и эскизной графики»

70

Рисунок

35

Проектная деятельность

35

Создание интерактивной анимации средствами Macromedia Flash

70

Интернет-технологии. Основы web-дизайна.

136

Решение задач с производственным содержанием на компьютере

35

Уравнения и неравенства с параметрами

35

Введение в инженерную графику

70

Рекурсивный стиль программирования

70

Объектно-ориентированный стиль программирования

70

Компьютерная графика

70

Компьютерная математика

70

Основы производства полимеров

70

Автодело

35

Аналитическая химия

35

    Совокупность всех документов определяет учебный план и расписание учебных занятий для школы в целом. После  предложений учащихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение  его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным  учебным планом и санитарными правилами и нормами 37 часов в неделю.

    Отметим, что на всех этапах формирования ИУП идет  сотрудничество с родителями, они знакомятся (под роспись) с предложенным выбором, обсуждают его с детьми и учителями. Учащимся и их родителям объяснен механизм составления индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.  Следует обратить особое внимание учащихся и их родителей на то, что  изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих отметок  при промежуточной аттестации.

Образцы индивидуальных учебных планов

Утверждаю

Директор школы

___________

приказ №   от 01 сентября 2014г.

 Индивидуальный учебный план ученика 10 класса муниципальной средней школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»  

Ф.И.О.

Иванова Валентина Александровна                          Профиль: химико-технологический

Учебный предмет

Вид учебного курса/часов в год

 

базовый

Профильный

Русский  язык

35

 

Литература

105

 

Иностранный язык

105

 

Математика

 

210

Биология

35

 

Физика

 

175

Химия

 

105

История

70

 

История ХМАО-Югры

35

 

Обществознание

70

 

Информатика и ИКТ

35

 

 

 

 

ОБЖ

35

 

География

35

 

Физическая культура

105

 

Итого часов:

665

490

Элективные курсы

Автодело (35)

Основы современного программирования      (35)              

       Основы производства полимеров      (70)          

Итого часов по элективным курсам:

140

Общая учебная нагрузка за учебный год

1295

Подпись ученика

Подпись родителей

Дата ____________

Индивидуальный учебный план ученика 11 класса МБОУ "СШ №9 с УИОП»  

Ф.И.О.

Смирнов Андрей Игоревич                        Профиль: экономико-технологический

Учебный предмет

Вид учебного курса/часов в год

 

базовый

Профильный

Русский  язык

35

 

Литература

105

 

Иностранный язык

105

 

Математика

 

210

Биология

35

 

Физика

 

175

Химия

35

 

История

70

 

История ХМАО-Югры

35

 

Обществознание

70

 

ОБЖ

35

 

Технология

35

 

Экономика

 

70

География

35

 

Физическая культура

105

 

Информатика и ИКТ

35

 

Итого часов:

735

455

Элективные курсы

Автодело (35)

Инвестиции. Ценные бумаги (35)

Проектная деятельность (35)

Решение задач с производственным содержанием на компьютере (35)

Итого часов по элективным курсам:

105

Общая учебная нагрузка:

1295

Подпись ученика

Подпись родителей

Дата ____________

При работе  на основе индивидуального учебного плана,  изменилась практика  изучения учащимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных планов  учащихся старших классов явилась основой для их распределения по учебным группам.

В результате выделено 5 групп и составлен учебный план 10 класса.

                                                                              Утверждаю

                                                                              Директор школы                              

                                                                                                                                       ______________________

                                                                                   приказ №  от  31 августа 2014 г.                                              

Учебный план 10 класса на основе индивидуальных учебных планов

муниципальной средней общеобразовательной школы №9 УИОП"»

на 2014-2015 учебный год

№ 1

№2

№3

№4

№5

Экономико-технологический

Информационно-технологический

Химико-технологический

Физико-математический

Химико-математический

Обязательные учебные предметы федерального компонента

Русский язык

35 (1)

35 (1)

35 (1)

35 (1)

35 (1)

Литература

105(3)

105(3)

105(3)

105(3)

105(3)

Иностранный язык

105(3)

105(3)

105(3)

105(3)

105(3)

Обществознание (включая экономику и право)

70(2)

70(2)

70(2)

70(2)

70(2)

История

70(2)

70(2)

70(2)

70(2)

70(2)

Биология

35 (1)

35 (1)

35 (1)

35 (1)

35 (1)

Химия

35(1)

35(1)

35 (1)

Физика

35(1)

70(2)

70(2)

    ОБЖ

35 (1)

35 (1)

35 (1)

35 (1)

35 (1)

Физическая культура

105(3)

105(3)

105(3)

105(3)

105(3)

Всего обязательных учебных предметов на базовом уровне

630(18)

665(19)

560(16)

595(17)

630(18)

Учебные предметы на профильном уровне

Алгебра и начала анализа

140(4)

140(4)

140(4)

140(4)

140(4)

Геометрия

70(2)

70(2)

70(2)

70(2)

70(2)

Физика

175(5)

175(5)

Химия

105(3)

105(3)

Технология

140(4)

Информатика и ИКТ

140(4)

Экономика

70(2)

70(2)

70(2)

Всего учебных предметов на профильном уровне

420(12)

350(10)

490(14)

455(13)

385(11)

Учебные предметы регионального  компонента и обязательные предметы по выбору школы и обучающихся

История ХМАО-Югры

35(1)

35(1)

35(1)

35(1)

35(1)

Литература коренных малочисленных народов Севера интегрирована с литературой

География

35(1)

35(1)

35(1)

Физика

105(3)

Технология

35(1)

35(1)

Информатика  и ИКТ

35(1)

35(1)

35(1)

35(1)

Элективные курсы

140(4)

140(4)

140(4)

140(4)

140(4)

Всего учебных предметов регионального компонента и обязательные учебные предметы по выбору школы и обучающихся

245(7)

280(8)

245(7)

245(7)

280(8)

итого

1295(37)

1295(37)

1295(37)

1295(37)

1295(37)

       ИУП каждого ученика отличается и разным выбором элективных курсов. Составление школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учащихся, может осуществляться путем составления обобщающей таблицы   всех индивидуальных планов учащихся класса и формирования учебных групп по выбранным учебным курсам базового и профильного уровня.  

Предмет

Количество учеников, изучающих предмет на базовом уровне

Количество учеников, изучающих предмет на профильном уровне

Физика

13

13

Математика

0

26

Информатика и ИКТ

17

4

Химия

16

9

Технология

6

10

Экономика

-

12

        Как показывает практический опыт, переход школы на работу по индивидуальным учебным планам предполагает особые формы и методы взаимодействия обучающих и обучающихся. Сегодня в деятельность педагога возвращается её истинный смысл и предназначение: ведение, поддержка и сопровождение учащегося, с другой стороны повышается ответственность учеников и их родителей (законных представителей) за конечный результат обучения.

        Помочь каждому ученику осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти  свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога. По результатам предыдущего учебного года 75% выпускников школы поступили в высшие учебные заведения согласно выбранному образовательному маршруту. Из них, третья часть  поступили в Нижневартовский государственный гуманитарный университет. Это достижение стало возможным благодаря долголетнему сотрудничеству нашей школы с преподавателем этого вуза, кандидатом педагогических наук Т. Б. Казиахметовым. Еще 30% выпускников   продолжили обучение по специальностям, подготовка к усвоению которых организована совместно с  базовым предприятием школы – ОАО «СибурТюменьГаз».

        Достигнутые результаты внедрения индивидуальных образовательных маршрутов в нашей школе позволяют постоянно совершенствовать образовательный процесс, решать современные задачи образования, в соответствии с  Федеральным государственным стандартом нового поколения с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет МБОУ «СШ№9 с УИОП»  06.03.2018 г.

 «Введение ФГОС СОО- первый результат, проблемы и пути их решения»

1. Основная образовательная программа среднего общего образования: основные задачи, пути достижения.

2. Учебный план среднего общего образования в рамках ФГОС СОО

В.Г.Страбыкина

3. Концепция математического образования на уровне среднего общего образования

З.А.Закирова

4. Организация исследовательской деятельности на уровне среднего общего образования. Первый опыт организации в учебной деятельности.

В.В.Кардовская

О.Н.Кривых

5. Новые условия организации воспитательной деятельности в условиях ФГОС СОО

Ю.О.Тарамалы

6. Деловая блиц-игра «Учитель и реализация ФГОС СОО»

Е.С.Егорова

Решения педагогического совета

1. Провести общешкольное родительское собрание «Введение ФГОС СОО», апрель 2018 г.                                                                      отв Страбыкина В.Г.

2. Внести изменения в рабочие программы учителей в соответствии с Основной Образовательной программой СОО (содержательный раздел), июнь 2018 г.

Отв руководители учебно-методических кафедр

3. Создать инновационно-образовательную  модель профессионального самоопределения обучающихся на уровне среднего общего образования

 август 2018г. отв Тарамалы Ю.О., Палагина М.Н.

4. Создать систему мониторинга достижений планируемых результатов ООП СОО, разработать  критериально-оценочный комплекс достижений обучающихся по предметам учебного плана и плана внеурочной деятельности, июнь- август 2018 года

Отв. Руководители учебно-методических кафедр, В.Г.Страбыкина, Ю.О.Тарамалы

5. Провести  практические семинары  «Требования к современному уроку в рамках внедрения ФГОС СОО» (открытые уроки, презентации технологий проведения уроков, самоанализ деятельности учителя на уроке),  2018-2019 учебный год отв. Методист

6. Провести защиту исследовательских проектов, выполненных в рамках ФГОС СОО 14.05.2018 года отв. Кардовская В.В., Кривых О.Н.



Предварительный просмотр:

Информационные технологии в деятельности учителя-предметника

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 9с углубленным изучением отдельных предметов»


Использование информационно-коммуникационных технологий для создания учебно-методического комплекса по физике
Страбыкина В.Г.




Картинка 10 из 27567


2016 год


Оглавление

Оглавление        2

Об авторе        3

Методические рекомендации        4

Конспект урока        5

Список ресурсов        9


Об авторе
Страбыкина Вера Геннадьевна
e-mail  
strabykinavera@mail.ru
Образование
в 1978 году окончила Пермский государственный педагогический институт
по специальности учитель физики
Опыт работы
школа №9
заместитель директора по УВР, учитель физики


Методические рекомендации
Учебно-методический комплекс для обучения физике в 8-11 классах  составлен с целью:

успешного изучения физики всеми учениками  на уровне их развития,
облегчения труда учителя,
создания системы в его работе.
Пример:
Физика, 11 класс
Урок по теме
«Законы фотоэффекта»
В данном случае, ИКТ позволяют наглядно и с минимальными затратами времени повторить основные разделы квантовой физики, изучаемых в школе,  рассмотреть законы фотоэффекта

Этап урока

ПК+ принтер

ПК+медиапроектор

ПК +ученик

актуализация

Создание и размножение печатного текста, вопросов, задач

Объяснение нового материала

Изучение теории Использование иллюстраций, поясняющих явление фотоэффекта

закрепление

Использование рисунков и схем, отражающих основные условия фотоэффекта

Практическое применение в решении задач

Проведение расчетов на калькуляторе компьютера

контроль

Проверка знаний и умений (тесты)

Домашнее задание

Краткие пояснения домашнего задания в виде таблицы

Конспект
Тема: «Законы фотоэффекта»

Цель урока

.Обучающая: раскрыть законы фотоэффекта

.Развивающая: рассмотреть фотоэффект, как явление, доказывающее дуализм света


Учащиеся должны знать: в чем заключается явление фотоэффекта, основные понятия и физические величины, характеризующие фотоэффект, условия возникновения фотоэффекта

Учащиеся должны уметь: использовать законы фотоэффекта при решении задач

Урок объяснения нового материала

1. Актуализация

Ответить на вопросы по теме «Волновая природа света», использовать тесты Единой Коллекцией цифровых образовательных ресурсов созданной в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации

2. Объяснение нового материала

В начале XX века было установлено, что свет излучается и поглощается отдельными порциями – квантами. Энергия E каждого кванта пропорциональна частоте излучения:   E = hν.

Здесь h – постоянная Планка, равная:  h = 6,63·10–34 Дж·с.

Фотоэффектом называется явление высвобождения электронов с поверхности тела под действием электромагнитного излучения.

0500101

Рис. 1. Схема экспериментальной установки для изучения фотоэффекта

Количественные закономерности фотоэффекта:
Сила тока насыщения (фактически, число выбиваемых с поверхности электронов за единицу времени) прямо пропорциональна интенсивности светового излучения, падающего на поверхность тела. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности. Если частота света меньше некоторой определенной для данного вещества минимальной частоты ν
кр, то фотоэффект не наблюдается (достигается т. н. красная граница фотоэффекта).

0500102

Рис. 2. Зависимость силы фототока от приложенного напряжения

0500103

Рис. 3. Зависимость запирающего потенциала от частоты падающего света

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта:

00119626712562873

где Aвых – работа выхода электронов из материала катода,

  00119626712578874 максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов.

Отсюда следует, что красная граница фотоэффекта определяется формулой 00119626712609875Запирающее напряжение, которое необходимо приложить, чтобы фототок прекратился, можно найти по формуле:

00119626712640876

Явление фотоэффекта экспериментально доказывает квантовую природу света

3.Закрепление с помощью ПК с использованием Интернета

Анализ законов фотоэффекта- Этот цифровой объект представляет собой интерактивное задание на тему "Квантовая физика", в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных (тесты Единой Коллекцией цифровых образовательных ресурсов)

4. Контроль

выполнение заданий с помощью ПК с использованием Интернета, тесты Единой Коллекцией цифровых образовательных ресурсов)

Зависимость задерживающего потенциала при фотоэффекте от длины волны света облучения

[Карточка ресурса]

text
htm
1,27 мб

14. Зависимость задерживающего потенциала при фотоэффекте от скорости выбиваемых электронов

[Карточка ресурса]

text
htm
1,27 мб

15. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от освещенности

[Карточка ресурса]

text
htm
179,5 кб

16. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты облучаемого света

[Карточка ресурса]

text
htm
1,27 мб

17. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты облучающего света (1)

[Карточка ресурса]

text
htm
181 кб

18. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты облучающего света (2)

[Карточка ресурса]

text
htm
181 кб

19. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты облучающего света (3)

[Карточка ресурса]

text
htm
181,6 кб

Домашнее задание п. 134, задачи «Сборник задач» № 234, 301
Список ресурсов
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Сайт для учителя физики www.fizika.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный план среднего общего образования в рамках ФГОС СОО заместитель директора по УВР Страбыкина В.Г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Слайд 2

Учебный план МБОУ №СШ №9 с УИОП» отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельность

Слайд 3

Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу среднего общего образования, не допускаются к итоговой аттестации. Освоение основной образовательной программы среднего общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Формой проведения промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана X - XI классов является форма, указанная в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации регулируется Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СШ №9 с УИОП»», утвержденным приказом № 79 от «27» февраля 2015 г.

Слайд 4

ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Слайд 5

Основные сведения Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю) Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит не менее 11 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: « Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Слайд 6

Особенности учебного плана МБОУ «СШ №9 с УИОП» обеспечивает реализацию учебных планов двух профилей обучения: социально-экономического и технологического учебный план профиля обучения содержит не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области: социально-экономическом: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «Экономика», «Русский язык»; технологическом: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «Информатика», «Физика»

Слайд 7

Учебный план социально-экономического профиля (недельный, годовой) 10Б класса Предметная область Учебный предмет Уровень количество часов Русский язык и литература Русский язык У 105 (3) Русский язык и литература Литература Б 105(3) Математика и информатика Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия в том числе: У 210(6) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа У 140(4) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия У 70(2) Информатика Б 35(1) Иностранные языки Иностранный язык (английский) Б 105(3) Общественные науки История Б 70(2) Обществознание Б 70(2) Экономика У 70(2) Право Б 35(1) География Б 35(1) Естественные науки Биология Б 35(1) Химия Б 35(1) Физика Б 70(2) Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Б 105 (3) Основы безопасности жизнедеятельности Б 35(1) Индивидуальный проект ЭК 35(1) Предметы и курсы по выбору ЭК 140(4) итого 1295(37) Форма промежуточной аттестации годовые контрольные работы по всем учебным предметам

Слайд 8

Предметная область Учебный предмет Уровень количество часов Русский язык и литература Русский язык Б 35 (1) Русский язык и литература Литература Б 105(3) Математика и информатика Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. В т.ч. У 210(6) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа У 140(4) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия У 70(2) Информатика У 140(4) Иностранные языки Иностранный язык (английский) Б 105(3) Общественные науки История Б 70(2) Обществознание Б 70(2) Естественные науки Биология Б 35(1) Химия Б 35(1) Физика У 175(5) Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Б 105 (3) Основы безопасности жизнедеятельности Б 35(1) Индивидуальный проект ЭК 35(1) Предметы и курсы по выбору ФК 140(4) итого 1295(37) форма промежуточной аттестации годовые контрольные работы по всем учебным предметам Учебный план технологического профиля (недельный, годовой) 10А класса



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Город окружного значения Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Карта

инновационного педагогическогоопыта

по теме:

«Использование проблемных ситуаций

 в обучении физике»

Автор: учитель физики

МБОУ «СШ №9 с УИОП"                                                                     «Технология»

Страбыкина Вера Геннадьевна

Нижневартовск

2015

Карта инновационного педагогического опыта

1. Формальные параметры:

1.1.Наименование педагогического опыта.

"Использование проблемных ситуаций в обучении физике"

1.2.Автор–разработчик педагогического опыта.

Страбыкина Вера Геннадьевна, учитель физики МБОУ "СШ №9 с УИОП"", г.Нижневартовск.

1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов "

1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта: над данной проблемой работаю с 2014 года. За это время изучала опыт педагогов-практиков, апробировала различные формы и методы, проанализировала и сравнила результаты своей деятельности. Период формирования и функционирования педагогического опыта с 2014 г. по настоящее время.

1.5. Адрес педагогического опыта.

г.Нижневартовск, ул.Комсомольский бульвар, 3

Данный педагогический опыт направлен на развитиеобучающихся 7 – 9 классов,  главной целью которого является научить думать, искать, решать, доказывать, рассуждать, искать подтверждения, анализировать и обобщать.Любой учитель-предметник может использовать этот опыт в свой педагогической деятельности.

2. Содержательные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки обучающихся, формирование ключевых компетенций. В настоящее время современный человек также должен решать множество проблем разного уровня сложности, искать и находить нестандартные решения.Возникает необходимость развития сильной творческой личности, способнойсамостоятельно решать проблемы в постоянно меняющихся ситуациях нового времени.Реализовать вышесказанное можно, используя метод проблемного обучения, а именно - проблемные ситуации в обучении физике.

Данный педагогический опыт направлен на развитие логического мышления обучающихся и позволяет им самостоятельно разрешать проблемные ситуации. Следовательно, он актуален и востребован в педагогической практике, так как предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по разрешению проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта

В процессе образования на современном этапе учитель решает  огромное количество педагогических задач, направленных на развитие творческой личности. Именно проблемное обучение, нацеленное на развитие мыслительной активности, построенное как субъектно-субъектное взаимодействие, в наибольшей мере отвечает этим требованиям. Проблемное обучение как педагогическое явление неоднородно и представляет собой сложную методологическую проблему его осмысления как подхода (С.Л.Рубинштейн, Т.А.Ильина), метода (В.Оконь, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин), типа и системы обучения (М.И.Махмутов, Т.В.Кудрявцев). Я придерживаюсь, точки зрения таких учёных, какВ.Оконь, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, которые называли проблемное обучение методом. Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.Создавая проблемную ситуацию, я направляю учениковна ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Целесообразность использования проблемного обучения, я считаю, заключается в его особенностях:

1. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем.

2. Впроцессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления.

3. Дидактический принцип связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

4. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.

5. Принцип индивидуального подхода. Индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному.

6. Динамичность: одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

7. Высокая эмоциональная активность ученика. Всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность.

8. Новое соотношение репродуктивного и продуктивного повышает роль именно творческой познавательной деятельности учащихся.

Предложенная форма педагогического опыта соответствует общепедагогическим требованиям. Имеется

а) концептуальная основа;

б)содержательная часть обучения:

- цели и задачи обучения;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть:

- организация  учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

Основные этапы процесса внедрения педагогического опыта:

1. Изучение литературы по проблемному обучению.

2. Составление программы.

3. Изучение обученности и обучаемости обучающихся.

4. Проверка эффективности использования данного метода обучения.

5. Наблюдение за ходом внедрения.

6. Анализ результатов, сучётом исходных и итоговых показателей.

7. Корректировка программы.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта

Инновационная направленность педагогического опыта предполагает использование определённых критериев, позволяющих судить об эффективности его внедрения. Данный педагогический опыт соответствует основным критериям педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность применения инновации в массовом опыте, имеет практическую и воспитательную направленность, соответствует требованиям программы, имеет межпредметную связь и связь с ранее изученным материалом.

Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебного процесса: деятельностный подход способствует переориентации учителя с установки "дать знания, умения и навыки учащимся" на установку "самостоятельно приобретать знания, умело применяя их на практике, достигать образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда". Новизна опыта в прикладном плане заключается в использовании на уроках в системе проблемных ситуаций с целью повышения учебной мотивации формирования активной познавательной деятельности, достижения эффективных результатов обучения физике. Целенаправленная и систематическая работа учителя позволяет создавать условия для осознания, приятия и разрешения проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также для овладения обучающимися в процессе такой деятельности обобщёнными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Использование проблемных ситуаций предполагает достижения высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах, что свидетельствует об оптимальности педагогического опыта, а также позволяет мне как учителю достичь устойчивых положительных результатов, необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках. Планируя учебный процесс, получаю широкую возможность для творческой деятельности, к использованию разнообразных методов и средств обучения, получаю возможность реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приёмов и форм работы ученика, которые обеспечивают каждому ученику свой индивидуальный путь к успеху.

2.4. Методологическая база педагогического опыта

В психологии и дидактике идея проблемного обучения получает широкое распространение с конца 60-х годов XXвека. Вопросы проблемного обучения освещаются в исследованиях таких психологов идидактиков, как А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, В.Оконь, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.И.Скаткин и другие. Основные положения проблемного обучения в целом и проблемной ситуации в частности рассматривают такие учёные, как П.Б.Гурвич, И.А.Зимняя, Г.И.Гонтарь, А.Е.Мельник, Н.Н.Таран и др.

Методологической  базой педагогического опыта также послужили современные научные положения:

- концепции личностно-ориентированного развивающего подхода (А.Н.Якиманская, Л.С.Выготский и др.);

- концепции компетентностного подхода (О.Е.Лебедев, В.М.Антипова Н.В.Кузьмина и др.);

- труды по психологии, посвященные проблемам развивающего обучения, умственного развития (Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.).

Реализация педагогического опыта обеспечивается системой дидактических принципов.

Принцип сознательности предполагает понимание учащимися содержания поставленной задачи, осознание физических величин, из которых состоит задача, способов пользования такими единицами для определения искомой величины.

Принцип активности предполагает активность учащихся в ходе урока, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей.

Принцип наглядности - один из ведущих в обучении. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания.

Принцип прочности обеспечивает сохранение учебного материала в памяти обучающихся и возможность его применения в различных ситуациях. Прочность усвоения материала достигается за счет его доступности, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащихся, использования разнообразных заданий, в том числе мини-проектов, компетентностно-ориентированных заданий.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире.

Принцип минимакса –предложение ученику возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создания на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения.

Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Исходя из цели обучения как развития личности в ценностном пространстве, можно определить понятия, входящие в содержание проблемного обучения: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация.

Проблемность- главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) - может быть рассмотрено как диалектическая категория, рядоположенная с другими категориями, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их взаимодействия, или необходимость действовать.

Проблемная ситуация - способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии объекта и субъекта.

 Проблемная задача - средство создания проблемных ситуаций, имеетоболочку, материализованную в её формулировке, устной или  письменной, ориентирована на потребности и возможности субъекта.

Проблема - противоречие, единица содержания в материальном и идеальном пространствах, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитием человека.

Проблематизация– механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Цельпедагогического опыта –  проектирование и внедрение проблемных ситуаций для формирования и развития целостной совокупности предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  1. Найти оптимальные способы реорганизации образовательного процесса на основе использования проблемных ситуаций:
  2. Помочь школьникам с самоопределением, способствовать выявлению их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и профессиональной деятельности.
  3. Планировать процесс обучения, как с учётом возрастных особенностей, так и индивидуальных способностей и интересовобучающихся к предмету;
  4. Содействовать пропаганде проблемного обучения, использования проблемных ситуаций в процессе обучения, в практике школьного образования.

Практика работы в школе показывает, что при обучении физикеобучающиеся сталкиваются со многими трудностями: непонимание сущности физических явлений, низкий уровень познавательной деятельности, а особенно претворение найденного принципа решения проблемы и его проверка.Сложные проблемные задачи можно предъявить ученикам, обладающим высоким уровнем познания. Задачи, не соотнесенные уровнем развития познавательных сил обучающихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Поэтому актуально использование элементов разноуровневого обучения.

Актуальность. Чем вызвананеобходимостьинновационной деятельности?  Причин несколько.

  1. Безразличие обучающихся, падение престижа образования и знаний, в том числе и па физике.
  2. Непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для решения современных задач.
  3. Средиобучающихся много слабо подготовленных, а для успешного обучения их нужны особые приемы.Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно есть, то, как развить познавательную деятельность? Вижу  свою задачу в создании оптимальных условий для развития познавательной деятельностиобучающихся при изучении физике.Специфика создания и особенности присвоения проблемных ситуаций в процессе обучения физике связаны с особенностями создания проблемных ситуаций на основе проблемных  задач. При их разработке учитываю познавательные  потребности и возможности обучающихся, а также и свои профессиональные потребности и возможности  управлять  процессом разрешения проблемных ситуаций. Проблемные ситуации создаю на основе включения проблемы на пути достижения цели. Основным известным компонентом проблемной ситуации должна явиться цель, осложнённая препятствием. Определяю максимальное значение неизвестных компонентов для того, чтобы проблемная ситуация не стала бы «тупиковой», а также минимальное – при котором проблемная ситуация становится слишком лёгкой и перестаёт быть проблемной. Для того чтобы ситуацию сделать проблемной, включаю в её преграду на пути достижения цели.Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес.В своей работе использую  технологию проектирования компетентностно-ориентированных заданий, в процессе которой формируются компетентность разрешения проблем: идентификация  (определение проблемы), целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы, использование ресурсов, оценка действий, оценка результатов деятельности, рефлексия (оценка собственного продвижения)

Для применения компетентностно-ориентированных заданий использую дополнительные возможности: прикладной характер содержания темы, содержание, включающих в себя оценку явлений и событий, различное толкование причин и следствий.

При решении проблемных ситуаций у обучающихся формируются и развиваются общие коммуникативные умения: умения сообщить информацию, запросить информацию, выразить и аргументировать своё высказывание. Специальные поисковые умения: видеть, находить проблемы и ставить их самостоятельно, создавать гипотезу решения, оценивать её, направлять ход решения проблемной ситуации в соответствии со своими интересами, решить проблему в проблемной ситуации, оценить правильность своего решения и решения одноклассника. Таким образом, проблемная ситуация стимулирует, обучает, организует, контролирует и воспитывает. В этом и заключается её учебная ценность и целесообразность применения при обучении на уроках физики.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта

Психологическая целесообразность педагогического опыта заключается в учёте возрастных индивидуальных особенностей учащихся и в постоянном психологическом сопровождении, которое направлено на разработку механизмов повышения активности учащихся и развитие творческого потенциала. В центре обучения находится ученик - его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность. Исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия, формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс. Ученик должен отрефлексировать исходный уровень знаний и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Деятельность учителя направлена на создание в школе здоровьесберегающей среды, моя задача-объединить свои усилия с усилиями  психологов, социальных педагогов, классных руководителей, родителей, администрации, деятельность которых направлена на создание максимально благоприятных условий для процесса обучения и развития личности.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта

Педагогический опыт направлен на обеспечение паритета  образования. Современному обществу требуются люди, с определённым уровнем технической  грамотности, что способствует: повышению конкурентоспособности государства, развитию технологического потенциала общества. Роль физики возрастает также в связи с введением ФГОС, переходот знаниевой парадигмы к образовательной делает огромный образовательный потенциал физики особо востребованным.

В стратегии модернизации образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности, у обучающихся – ключевых компетенций, которые позволят выпускникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, быть готовыми к продолжению образования на протяжении всей жизни, успешно адаптироваться в стремительно меняющемся информационном социуме.

Одним  из важнейшихпредпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Для обеспечения достижения обучающимися уровня образованности не ниже соответствующего Государственному образовательному стандарту, необходимо в образовательных процессах уделять существенное внимание сохранению, а по возможности и укреплению их здоровья. С этой целью в своей деятельности я использую здоровьесберегающие технологии, которые создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех субъектов образования.

2.8.    Воспроизводимость педагогического опыта

Представленный педагогический опыт легко воспроизводим.Разработанные мною методические инструкции, уроки, разноуровневые тесты,компетентностно-ориентированные задания, мультимедийные материалы, рабочие программы широко используются коллегами школы. Опыт, возможно, применить (повторить, воспроизвести) в других образовательных учреждениях города, а также в других субъектах. В опыте имеется психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, средства и методы для коррекции результатов. Данный опыт является эффективным по результатам, оптимальным по затратам и гарантирует достижение стандарта обучения.

2.9.   Ресурсное обеспечение педагогического опыта

     Кадровые ресурсы – сотрудничество с психологом, социальным педагогом, классными руководителями, с родительским сообществом, педагогами и администрацией школы, педагогами города и педагогическим сообществом РФ.

Материально-технические ресурсы соответствуют федеральным требованиям в части оснащённости учебного процесса и оборудованием учебного кабинета .Созданы условия для реализации общеобразовательной программы по предмету "Физика":

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с Федеральным перечнем учебников;

- информационное обеспечение учебного процесса: электронные учебники, компьютерные презентации, учебные и познавательныекомпьютерные программы, цифровые образовательные ресурсы, видеофайлы и т.д.;

- финансовые ресурсы (источники финансирования) обеспечиваются муниципальным бюджетом; для участия в олимпиадах УрФО, конкурсах используется финансирование за счёт родительских ресурсов учащихся.

3. Результативные параметры

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов можно оценить по следующим критериям:

- достижение более высокого уровня положительной мотивации и учебно-познавательного интереса к предмету "Физика", развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ);

- осознание учениками полученных новых знаний как личностного приобретения, личностной ценности;

- повышение качества обученности по предмету;

- использование мониторинга как средства оценки результативности обучения и своевременной коррекции деятельности учителя и ученика.

В ходе реализации педагогического опыта

- разработана система результативности обучения по предмету "Физика";

- разработана рабочая программа и тематическое планирование на основе анализа учебного материала;

- создана система мониторинга по предмету "Физика";

- обобщён и распространён педагогический опыт в рамках методической работы на уровне школы и города;

- созданы методические рекомендации по использованию данного опыта.

Принцип проблемности, заложенный в данный педагогический опыт, сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления, что плодотворно влияет на повышение качества знаний, увеличения призовых мест в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.

Об эффективности представляемого педагогического опыта с точки зрения формирования у обучающихся предметных результатов можно судить по следующим показателям:

- общая и качественная успеваемость: успеваемость на протяжении 3 лет остаётся стабильной и составляет 100%, средний показатель качества обученности учащихся вырос с 43% до 48%.

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Успеваемость

98%

100%

100%

Качество

43%

45%

48%

 - наблюдается положительная динамика к саморазвитию и мотивации к предмету и продвижения всех групп учащихся по уровням усвоения образовательного стандарта по предмету в течение 3 лет.

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Высокий уровень

27%

30%

33%

Средний уровень

33%

34%

36%

Низкий уровень

40%

36%

31%

 - формируется более глубокого представления о роли и значимости физики в жизни современного человека: количество участников школьного этапа олимпиады по предмету увеличилось с 18 до 28 человек.

Количество призовых мест на школьном этапе олимпиады остаётся стабильным:

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Кол-во призовых мест

2

3

3

С 2013 года принимаем участие в МеждународнойОлимпиаде по основам наук в Уральском федеральном округе по предмету физика. Количество участников за 3 года выросло с 12 до 20 человек:

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

УрФО

12

18

20

Результат

Диплом 2 степени (высшая лига)

Диплом 2 степени (высшая лига)

Метапредметные результаты по предмету формируются у обучающихсяблагодаря развивающему аспекту обучения по физике: развиваются способности к выявлению главного и к логическому изложению, умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, осуществлять информационный поиск и самостоятельно работать, рационально организуя своё время.

Об эффективности представляемого педагогического опыта с точки зрения формирования у обучающихся метапредметных результатов можно судить по следующим показателям:

с 2015 г. мои ученики участвуют во Всероссийской интернет-викторине «Наш дом-Земля» по теме «История наук»Об эффективности данного педагогического опыта с точки зрения формирования у обучающихся личностных результатов можно судить по следующим показателям:

- развитие у школьников таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремлённость

- выполнение творческих работ по пройденным темам, что требует определённой креативности, инициативы, проявления индивидуальности;

- развитие у школьников эмпатии, умения сочувствовать, сопереживать.Работая над проектами, учащиеся приобретают навыки коллективной учебной деятельности, умение сотрудничать, планировать и реализовать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника, умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

 В рамках Фестиваля науки и творчества, который проводится ежегодно в школе,учащиеся выполняют и защищают свои творческие проекты, и количество участников за последние годы увеличилось с 1 до 4 человек:

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Кол-во участников

1

2

3

Результат

1 место

3 место

2 место

Работая совместно по подготовке проекта, школьники учатся работать без прямого контроля со стороны учителя и сообща стремятся к достижению выбранной цели. Изменения социальной позиции ученика при коллективных видах работы приводит к желанию разобраться в ней, оправдать полученную роль, то есть происходит рефлексия собственного развития личности учащегося. Это способствует появлению стремления личности к самообразованию, к реализации собственного потенциала.

3.2. Распространение педагогического опыта

 –выступление  на заседании  городского методического объединения учителей физики по теме "Организация проектной деятельности обучающихся при обучении физике»;

- выступление на школьном методическом семинаре по теме «Организация познавательной деятельности учеников при обучении физике», «Формирование метапредметных результатов обучения при обучении физике».

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

Использование опыта дает на протяжении 3 лет устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:

- общая успеваемость 100%, качественная   43-48%;

- участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету и наличие призовых мест;

- высокий уровень положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету;

- осознание роли и значимости физики в жизни современного человека;

- более 70% выпускников успешно учатся в высших учебных заведениях по профилю, связанному с инженерными специальностями.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

Количество обучающихся - 75человек; количество педагогов - 42 человека, среди них учителя-предметники,классные руководители, психолог, методическая служба школы.